НОВОСТИ
22 АВГУСТА
21 августа

Пора заканчивать бал демократии

18 марта краевой парламент проголосовал за поправки к ФЗ №131, которые позволяют отправлять глав муниципалитетов в отставку по инициативе местных депутатов или губернатора края.

Основаниями для отставки могут служить решения, действия или бездействие главы муниципального образования, повлёкшие чрезвычайную ситуацию. Глава может быть снят с должности и в том случае, если в течение трёх и более месяцев не исполняет свои обязанности, не по назначению тратит бюджетные средства и, наверное, в целом, не достоин носить высокое звание народного избранника. При этом мэр не имеет права на судебную защиту, но в случае несогласия с увольнением имеет право изложить своё особое мнение в письменном виде.

Пока же главу, выбранного народом, можно отстранить от должности только через уголовное преследование. То есть для этого, не оглядываясь на губернатора, депутатов и уж тем более народ, глава муниципального образования должен стать преступником. Взять, к примеру, взятку, как мэр Нерчинска Рожков. Или совершить служебный подлог, как, это, по версии следствия, сделал глава Читинского района Бутрий. Также глава может сложить полномочия в случае упразднения муниципального образования - слияния двух районов. Или написать личное заявление. Других механизмов нет.

Других механизмов нет, хотя, да, наверное, народу можно было пробовать вместе с единороссами выходить на улицы замороженного Балея или даже строить баррикады, но мы по привычке обречённо машем рукой с зажатым «авосем» и ждём следующих выборов.

Губернатору можно было даже публично отказываться от работы с заморозившим город главой: «Городом руководите вы, до аварии довели вы, народ заморозили и без воды оставили вы. Дополнительные затраты из областного бюджета вытащили вы и ещё надо помнить про наши невыполненные обязательства и моральную неустойку. А представление присылают мне. Я без дискуссий предложил бы вам прямо сейчас написать заявление об отставке. Я с вами работать не хочу». Но в отставку Варфоломеев ещё долго не уходил, полномочия не сдавал, в ситуации винил кроме областной администрации ещё и интернет, и СМИ, которые, по его мнению, и во время аварии и после неё распространяли лживую информацию о происходящем в городе.

Хроника одного района - Трофимов, Простатин, Жеребцов, Бутрий

В 2003, наверное, главу Читинского района Григория Простатина можно было вызывать на ковёр и просить бросить пить или подать в отставку. Но, судя по тому, что прошение об отставке в связи с ухудшившимся состоянием здоровья Простатин подал лишь в декабре 2003 года, а долги за уголь были с года 2002, бюджетники без каких-либо причин не получали зарплату два месяца, и жители Маккавеево без электричества встречали Первомай, – просили долго. При этом потом поблагодарили за работу и в течение года обеспечивали социальные гарантии, выплачивая зарплату главы муниципалитета.

Читинский район, которым последовательно руководят выходцы из Новой, в целом представляется экспериментальной площадкой, на которой, будь возможность, можно бы обкатывать такой закон с середины девяностых.

Сергей Трофимов, которого в середине 90-х на посту главы Читинского района сменил Григорий Простатин, ситуацию комментировать резко отказался, выразив нежелание «муссировать историю десятилетней давности»: «Это не моя задача. После Простатина уже сменилось два главы». Трофимов сказал, что такой закон нужен не только в отдельно взятом районе, но и в условиях всей страны, когда главы администраций не подотчётны никому, и подтвердил, что за последнее десятилетие жители районов, в том числе и Читинского, обращались с жалобами и к губернатору, и к спикеру облдумы.

Николай Бурак успел побывать как председателем совета депутатов, избравшего на пост главы администрации района Владимира Бутрия, так и главой муниципального района «Читинский район», при котором Бутрий был заключён под стражу и отстранён от должности. Он считает, что поправки полезны, потому что депутаты выполняют волю народа. Но уточнил, что считает избрание в 2004 году Бутрия правильным: «Я считаю, что это был нормальный выбор – Бутрий. Мы много долгов тогда погасили – было 90 миллионов, а стало – 40. И строили немало». Так что тут ещё неизвестно, чем бы закончились подобные эксперименты в Читинском районе.

«В условиях кризиса так можно снять всех»

Несмотря на то, что вспоминать теперь о прецедентах не любят, закона, по словам руководителя администрации губернатора Забайкальского края Геннадия Чупина, ждут, и даже ждут не дождутся. «Более того, - заверил Геннадий Петрович – мы остро нуждаемся в этом институте ответственности. Задача – повысить спрос с выборных лиц».

Точку зрения мэра Читы Анатолия Михалёва на то, что после вступления в силу поправок его сможет отправить в отставку треть гордумы, той самой, о которой совсем недавно, сразу после выборов он высказывался в том тоне, что «вы пришли сюда работать не ради удовлетворения политических амбиций, а ради наших горожан, не забывайте об этом», ИА «Чита.Ру» узнать вновь не удалось. Через пресс-службу он сообщил, что пока закон принят в первом чтении, а Всероссийским советом местного самоуправления во все-все муниципальные образования направлены документы для внесения корректировок – комментировать пока рано и нечего.

Зато для районов края вопрос оказался актуальным. Председатель совета депутатов Каларского района Александр Воложанин инициативу президента поддержал, но случаи, когда главу муниципального образования надо было снимать, но не было возможности, вспоминать не стал. Так и сказал: «На моей памяти – были. Но говорить об этом я не хочу». А некогда опальный глава Каларского района Евгений Иващенко считает, что механизм борьбы с опальными главами муниципального образования необходим. Сейчас главе Новой Чары, по информации Иващенко, бьют, простите, морду в кабаках, а сам он непомерно раздувает штаты, и сделать ничего нельзя. Но как только заработает механизм, депутаты поселения смогут выразить своё «фи» более эффективно.

«Когда был исполком, - прокомментировал Евгений Иванович, - всё решалось просто снятием. А сегодня демократия – ни дисциплины, ни порядка. Как мы утратили контроль над главами городских и сельских поселений, так и губернатор утратил контроль над нами. Когда в течение 2007 года меня хотели снять, назначалось множество комиссий. Грозили, что если не уволюсь, – сотрут в порошок. Но, тем не менее, я работаю, взаимоотношения наладились».

В чём-то равняет в перспективе обновлённый 131-ый закон с известным «сухим», но для глав и глава Улётовского района с самым большим в крае, 12-летним, стажем Сергей Савин: «Пусть он будет, этот закон. Но у нас или в одну сторону перекос, или в другую. Я помню случаи, когда главы поселений были до обеда трезвые, а потом пьяные, и я не мог их снять. Но для того, чтобы не срывали зло и не сводили счёты, если я кому-то не так улыбнулся, механизм должен быть чётким. Вот три месяца бездействия… А если это начало срока? Что можно сделать за три месяца? Больницу построить? Или ноу-хау внедрить? В условиях кризиса так можно снять глав всех 330 поселений края, кроме, разве что Краснокаменска. По три месяца не срок для главы. По большому счёту, понятно, что он сделал, только через четыре года».

Поиграли в демократию – и хватит

Депутат заксобрания, директор Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов привык так или иначе быть главным. И с холодными батареями, и с дефицитом питьевой воды, и с другими бедами идут к директору градообразующего предприятия, и есть ощущение, что часто это гораздо более эффективно, чем обращение к местной администрации. Белоногов славится высказываниями типа «Вы выбираете этих людей – значит, хотите так жить» как в родном посёлке, так и на заседаниях парламента. Изменение 131-го закона считает нужным и закономерным: «Грубо говоря, поиграли в демократию – и хватит. Я знаю, что в некоторых районах действительно были и есть главы, которых губернатор не мог найти неделями. Полномочия убрать главу, если он не работает и пьёт - должны быть у представительного органа местного самоуправления. Сегодня в большинстве районов приняты поправки в уставы, когда глава и назначается представительным органом. И, я считаю, коллективная ответственность, когда на конкурсной основе законодатели назначают исполнительную власть и одновременно имеет право освободить от этой работы, - это правильно».

«Условия для изменения законов, - объяснил принятие поправок заксобранием Забайкальского края его спикер Анатолий Романов, - диктует жизнь. И 131-ый закон - не исключение. Когда представительный орган сможет решить вопрос – быть или не быть главе муниципального образования, возможно, мы перестанем сталкиваться с тем, что на должность с неплохой заработной платой приходят не те люди. При этом сигнал, что не всё ладно, согласно закону, будет иметь и губернатор. И, безусловно, это очень важно. На моей памяти было пять-шесть примеров, когда губернатор приглашал главу муниципального образования и, глядя в глаза, говорил об отставке. Кто-то понимал, а по Балею вот пришлось ставить палатки и собирать митинги. А других механизмов не было».

С выстраиванием системы отчётности исполнительной власти перед законодательной можно было бы начинать, скрестив пальцы, говорить и об отчётности за свои действия перед народом. Если бы не настораживало единороссовское большинство в районных советах депутатов. Одно дело, когда действительно существует необходимость снять ушедшего в запой, не справляющегося или хронически заболевшего главу, другое – если импичмент может оказаться сведением политических счетов. В районах, где главами стали не единороссы, при введении практики отправки мэров в отставку местными депутатами, неугодный градоначальник легко может быть уволен. Правда, Анатолий Романов, до прошлого года возглавлявший читинское отделение партии, говорит, что как раз наоборот – механизм нужен, чтобы в районе не сводились счёты. «Коль у нас разные партии – борьба бывает и будет всегда. Но потанцевали ритуальные танцы в период предвыборной кампании - и заканчивайте этот бал. Как раз для того, чтобы не было сведения политических, бытовых и коммерческих счётов».

Обсудить на форуме