НОВОСТИ
24 ФЕВРАЛЯ
23 февраля
22 февраля

Крепче за баранку держись, таксист

Правительство Забайкальского края намерено навести порядок в сфере автоперевозок и заставить таксистов отвечать требованиям безопасности пассажиров и налогового законодательства.

Для того, чтобы начать наводить порядок, 17 апреля региональные власти организовали встречу с представителями организаций, оказывающих услугу перевозки пассажиров.

В ходе разговора вице-премьер Геннадий Чупин сообщил, что власть хочет определить условия, за несоблюдение которых бизнесмены могут лишиться своего места в сфере пассажирских перевозок. На перевоспитание бизнесменам определили срок – один-два месяца.

ИА «Чита.Ру» Чупин объяснил, что такси сегодня работают «в тени» и население получает некачественную услугу. Предрейсовый осмотр проходит малая часть водителей, и они оказываются в неравном положении. Мониторинг показывает, что многие автомобили даже не проходили техосмотр. Всё это, несомненно, угрожает безопасности пассажиров. С другой стороны, теневые перевозчики не выплачивают налоги.

«Иногда езжу, и меня удивляет – кто меня везёт? Я не попадал ещё на нормального предпринимателя, чтобы мне выписали квитанцию. Семьсот человек зарегистрировано в сфере услуг такси. А налогов – миллион с небольшим. Страдает в конечном итоге потребитель. И бюджет, который недополучает эти деньги», - сказал Чупин. По его словам, человек, который поставил на свой автомобиль «шашечки», по действующему законодательству является таксистом и несёт ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность. Если доход таксиста превысил 25 тысяч рублей, то его можно привлекать к уголовной ответственности.

Чупин отметил, что чиновники краевой администрации проговорили планы взаимодействия с ГИБДД, транспортной инспекцией, налоговыми органами и мэрией. С 1 июня власть будет контролировать ситуацию.

Здесь следует вспомнить, что проблемы такси поднимались около года назад. В рамках VI межрегиональной выставки–ярмарки «Автотрансэкспо–2008» состоялся круглый стол, на который некоторые представители таксомоторных перевозок были приглашены, но явиться не пожелали. Поэтому представителям Государственного автодорожного надзора и регионального Комитета инвестиционной политики и развития инфраструктуры пришлось разбираться в ситуации самостоятельно. Говорилось, что предрейсовый контроль в службах такси не осуществляется, таксисты ездят пьяными, а машины у них в ужасном состоянии. Впрочем, дальше разговора дело не пошло. Таксисты продолжали ездить на разбитых машинах и игнорировать простейшие правила. Теперь за это взялись более решительно.

Тем, кто регулярно пользуется услугами таксистов, старания чиновников придутся по душе. Ибо давно понятно, что порядок в службах такси весьма относителен. К скорости передвижения, подаче машин и мастерству водителей городских служб такси лично у меня претензий нет. Налоговая честность водителей беспокоит такого несознательного гражданина как я в самой малой степени. Но чувство дискомфорта возникает, когда водитель дышит перегаром или начинает курить в салоне, наглухо закрыв окна, или треплется по телефону. Решить эти проблемы, конечно, вряд ли удастся даже с помощью жесточайшего контроля.

Есть скептики, которые считают что беспорядок в такси - это всерьёз и надолго.

Пётр Павленко работал директором читинского таксопарка с 1963-го по 1996 год, когда таксопарк перестал существовать. При встрече он вспомнил статью в автомобильном журнале, прочитанную 10 лет назад: «В материале были описаны проблемы таксомоторных перевозок в Швеции. Продолжалось это довольно долго, и шведы никак не могли навести порядок в этой сфере. Если учесть национальный менталитет, то мы будем делать это ещё дольше. Разом решить все проблемы не получится».

Также Павленко вспомнил, что обсуждение деятельности таксистов происходило с первым заместителем главы администрации Читинской области Владимиром Окуневым ещё в начале двухтысячных. Тогда выдвигались идеи, но на их воплощение не было денег.

«Сегодня денег по-прежнему нет. Но есть масса вопросов. Как, например, водители должны устанавливать цену на свои услуги и сообщать о своих доходах? Как будет организована служба контроля качества? Как привить таксистам культуру вождения? Как власть будет обходиться с теми, что занимается извозом не постоянно, а время от времени?» - говорит Павленко.

Для успешной деятельности, по его словам, предприятие должно быть централизовано. В одном месте должен находиться гараж, база техосмотра и ремонта, медпункт и диспетчерская. Сейчас создать подобные условия для каждой фирмы сложно.

«Такая схема действовала в читинском таксопарке. Наверняка сейчас она устарела, и что-то в ней нужно изменить. Но раньше было так – водитель приезжал в парк, проходил медосмотр, получал план на смену, забирал из гаража машину, показывал её механикам и выезжал на линию. После смены таксист ставил машину в гараж, сдавал деньги в кассу, писал заявку на ремонт, если это было необходимо, и служебная машина отвозила таксиста домой, - вспоминает Павленко. - Рабочий день был регламентирован – таксисты трудились в три смены. На маршрутах действовала служба контроля. Для водителей было организовано обучение. И таксопарк был в тройке лучших предприятий Востокавтотранса».

Когда в 1996 году таксопарк продал последние машины своим водителям, они не могли нарадоваться появившейся возможности работать на себя. Но позже выяснилось, что у частного извоза гораздо больше минусов. Машины ломались, на их ремонт нужно было тратить деньги, а суммы доходов зависели не только от трудолюбия водителя. Через какое-то время некоторые таксисты посетовали бывшему руководителю, что разочаровались в собственном бизнесе.

Директор городского такси «Алвиго» Татьяна Ермоленко отмечает, что порядок в сфере пассажирских перевозок нужно наводить. «Пассажир должен быть уверен, что водитель не пьян, машина в хорошем состоянии и никаких происшествий в поездке не будет», - сказала Ермоленко ИА «Чита.Ру».

По её мнению, для этого нужно убрать с дорог водителей-бомбил. «Они мешают работать официально зарегистрированным службам такси. У каждой фирмы есть свои места стоянки в городе, где таксисты ждут клиентов. Из-за этих мест бомбилы конфликтуют с таксистами. Так как водители, работающие от бордюра, лишаются пассажиров на местах, которые они в своё время завоёвывали с большим трудом», - сказала Ермоленко.

Но как власть собирается бороться с бомбилами, директору «Алвиго» не понятно. «Это самый злободневный вопрос, – рассуждает Ермоленко. – На совещании говорилось, что автомобили с шашечками будут останавливать и проверять. Но если водители захотят обойти эти проверки, то снимут шашечки и встанут «к бордюру». Доказать, что он занимается извозом, будет сложно».

Также власти намерены заставить всех водителей стать частными предпринимателями. В таком случае, по мнению Татьяны Геннадьевны, половина таксистов работать не смогут. По её словам, водители подрабатывают в такси, чтобы рассчитаться с кредитами или поправить семейный бюджет. Среди них есть и военные, и госслужащие, которые зарегистрировать ЧП не могут и будут вынуждены уйти в бомбилы.

«И наводить порядок надо начинать с головы. Сначала упорядочить действия власти, - напоследок сказала Ермоленко, - чтобы водители сами хотели работать по правилам, а не считали, что чиновники обяжут всех регистрировать ЧП, соберут налоги и успокоятся».

Обсудить на форуме