НОВОСТИ
22 ФЕВРАЛЯ
21 февраля

Пейте, люди, молоко… если найдёте

Прошло почти полгода с того момента, как вступил в силу федеральный закон №88, он же технический регламент на молочную продукцию. Этот документ разграничил понятия питьевое молоко и напитки, восстановленные из порошкового молока. Однако пачек с надписями «Молочный напиток» покупатели на прилавках до сих пор не увидели.

Матчасть для потребителя

Когда этот документ ещё обсуждался в Госдуме, в качестве основного аргумента в его защиту не раз звучало: пора прекратить обман граждан! Мол, поим их разведённым порошковым напитком, а говорим, что это молоко. Так что, раз уж государство проявило заботу о нас, грешных, было бы неплохо ответить взаимностью и узнать, что в техническом регламенте написано, и чем отныне нас должны честно кормить и поить владельцы всяческих «домиков в деревне».

Регламент описывает 102 вида «молочки», которые, в свою очередь, делятся на группы. Во-первых, это молочный продукт – то, что делается только из молока и его составных частей. Пример – кефир, сливочное масло, творог. Вторая группа – это молочные составные продукт. В нём помимо молока и его компонентов содержатся и компоненты других продуктов. Покупали в магазине плавленый сыр с ветчиной или йогурт с кусочками фруктов? Ну, вот это оно как раз и есть. Третья группа – молокосодержащие продукты – изготавливается из молока, продуктов его переработки, а также немолочных компонентов или белков. За сложным определением прячется обыкновенный молочный кисель или не менее обыкновенный молочно-соковый коктейль.

Помимо наименований молочной продукции в техническом регламенте прописаны требования к производству молока, хранению, перевозке, реализации, утилизации… Не написано только одно – точная дата, с которой неправильно названная «молочка» будет объявлена вне закона. Производителям дано время на то, чтобы переоформить всю документацию и заказать новую упаковку. Какое точно - сказать сложно. Изначально озвучивался переходный период сроком в полгода. Потом говорили, что жёсткой регламентации сроков нет, и производителям можно, не торопясь, провести все необходимые процедуры. Сейчас проходит информация, что строго спрашивать за несоответствие продукции регламенту начнут с 1 мая.

Вкладыши, плакаты, этикетки…

В Забайкальском крае на сегодня восемь постоянно работающих предприятий по переработке молока. Это ООО «Читинский молочный комбинат», ООО «Макнер» (город Нерчинск), ООО «Молоко» (город Борзя), ОАО «Прииск Усть-Кара» (село Верхние Куларки Сретенского района), ИП Миловидова (посёлок Первомайск), ООО «Снежок» (город Петровск-Забайкальский), КФХ «Победа» (село Чингильтуй Калганского района) и минимолочный цех производственного кооператива «Даурия» (село Явленка Калганского района).

По словам начальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Динары Ульдановой, руководители этих предприятий активно переоформляют гигиенические сертификаты на свою продукцию и заказывают новую упаковку. Предполагается, что старых запасов хватит на срок от двух до восьми месяцев. А пока изготовители клеят на коробки кефира этикетки с надписью «молочный продукт» и возят в магазины вкладыши и плакаты с информацией для покупателей.

Правда, сведения эти не всегда до них доходят. «У нас почти нет претензий к производителям, - говорит Динара Сафиуллина, - зато очень много вопросов к продавцам». И поясняет: за первый квартал этого года проведено 106 внеплановых проверок, и самое распространенное нарушение, которое обнаружено сотрудниками Роспотребнадзора, – нарушение права потребителя на получение достоверной информации о товаре. Ленты специальных этикеток, которые кладут в коробки с молочными продуктами, в магазинах просто выбрасывают, чтоб не возиться, да и плакаты вешают очень неохотно. В результате люди не знают, что покупают, а контролирующие органы за это магазины штрафуют. За три месяца составлено 53 протокола, штрафы превысили сумму в 60,5 тысяч рублей.

Хитрый молочник

Производители, со своей стороны, технический регламент встретили без особой паники. Всё же не обмен денег - государство дало время на переход к новым условиям работы. Конечно, это дело затратное: надо не только разрабатывать и заказывать новую упаковку, но и перерегистрировать техническую документацию - что-то вроде рецепта на каждый вид продукции. Читинскому молочному комбинату это уже обошлось в 200 тысяч рублей. На вопрос, последует ли за этим увеличение цен на творог, сметану и йогурты, которые пользуются такой популярностью у горожан, главный инженер предприятия Владимир Томских, несколько стесняясь, пожимает плечами: «Это неизбежно, я думаю. Но рост будет совсем небольшой!»

Пример такого небольшого, фактически незаметного роста уже есть. Творог, который комбинат до недавних пор упаковывал в пергамент по 250 граммов, продаётся теперь в пачках из фольги по 200 граммов. А цена осталась та же самая. Новосибирская фирма «Арта» пошла, кстати, по тому же пути: в их новой пачке молока не литр, как раньше, а 900 миллилитров, при прежней стоимости. Всем хорошо: и предприятие не в убытке, и цены вроде как не повысились.

Кстати, о молоке. Знаете, что это такое? Молоко есть «продукт нормальной секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации природном или более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечения веществ из него». Неаппетитно, зато очевидно и исчерпывающе. А на яркой коробке, в которой плещется восстановленная из порошка жидкость, теперь может быть написано только одно – «молочный напиток». Другое дело, что надписи этой потребитель не увидит ещё долго. По словам специалистов Роспотребнадзора, ни в России, ни в мире нет технологии анализа, который бы позволял определить – действительно ли продукт натуральный или изготовлен с использованием сухого молока. Производители об этом знают, поэтому клянутся и божатся, что продают именно молоко. Ведь доказать обратного никто не может. Учёным дано задание - разработать такой метод, но когда они с этой работой справятся – большой вопрос.

А есть ли молочные реки?

Между тем сведущие люди полагают, что работа на «чистом» молоке в регионе сейчас невозможна. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Владимир Пинтусов приводит статистические данные, согласно которым ежегодно Читинская область производила 330 тысяч тонн молока, а перерабатывалось лишь 5% от этого количества. Чтобы забрать сырое молоко с частных подворий, нужна нормальная сеть заготовки и переработки, благополучно развалившаяся вместе с Советским Союзом и колхозами. На восстановление потребуются серьёзные деньги, которых в бюджете региона никогда не было. Действуют, конечно, два закона, направленные на улучшение ситуации: о дотациях на молоко и о господдержке заготовителей. Но это капля в море, почти ничего, тем более что финансирование этих законов идёт неритмично и казна всё время должна то крестьянам, то заготовителям.

А генеральный директор ЗАО «Забайкальская зерновая компания», депутат Законодательного собрания края Константин Наместников уверен, что статданные несколько завышены и Забайкалье себя молоком не обеспечивает вообще, причём не переработанным даже - это-то очевидно - а сырым. «В деревнях своё молоко пьют от силы процентов 20% людей, то есть от населения взять, в общем, и нечего. Нужны крупные молочные фермы, которые стоят сотни миллионов рублей. Значит, построить их может только крупный инвестор», - говорит депутат. И добавляет, что в Чите это было бы вполне прибыльное дело: молочная ферма вкупе с перерабатывающим предприятием могла бы обеспечивать горожан собственной продукцией на 100%.

Такого инвестора на родной забайкальской земле пока не видать. Зато местный рынок активно осваивают соседи из Иркутской области. Фирма «Янта», оценив потенциал региона, только за последнее время открыла в краевом центре три розничных магазина. В планах компании создание сети заготовительных предприятий в пригороде и строительство молочной фермы.

Но это всё – и методика анализа молока, и фермы, и кристальная честность производителей – ещё несбывшееся. А пока что гарантированно настоящее молоко читинцы могут купить только на ярмарках выходного дня, и только если повезёт. По словам начальника отдела по координации потребительского рынка читинской мэрии Ольги Овдиной, в среднем, такую ярмарку посещают по 5 тысяч человек. Когда проводились первые ярмарки, приезжали из Беклемишево и продавали за полдня тонну молока по 20 рублей за литр. Теперь ездить перестали - проще сдать товар сразу на молочный комбинат. Остался кооператив «Читинский», который закупает молоко по дворам в Читинском районе. Собрать на ярмарку удается по 40-50 литров. Говорят – больше нет.

Обсудить на форуме