НОВОСТИ
19 АВГУСТА
18 августа
17 августа

Раздел кабинета: упорно, но бесконфликтно

24 июня законодательное собрание приняло закон о правительстве края. Его обсуждение длилось два месяца. Камнем преткновения стала норма о согласовании с депутатским корпусом членов правительства. Губернатор настаивал на своём единоличном праве формировать кабинет. Законодатели полагали, что это нарушение устава региона. Закон был принят в первом чтении с учётом мнения парламентариев.

Принято считать, что «простых людей» не интересуют сложные проблемы, особенно если они касаются таких далёких от реальной жизни вещей, как способ формирования краевого правительства. Ну, в самом деле, какая разница, в результате каких процедур водрузится в начальственное кресло тот или иной чиновник! Важно, кто лечит нас, чинит нашу машину, учит наших детей, но кто управляет регионом, в котором мы живём - совершенно безразлично. Может быть, поэтому двухмесячный спор между законодательным собранием и исполнительной властью практически не нашёл отражения в забайкальских СМИ, хотя и вызвал интерес у федеральной прессы. Между тем, это одна из тех ситуаций, когда закон, который, казалось бы, определяет судьбы немногих, на самом деле способен оказать серьёзное влияние на будущее всего региона в целом.

Демократическая традиция и немного истории

Можно сказать, что согласование кандидатур на должность заместителей губернатора – старая добрая традиция Читинской области периода построения демократии. В 1996 году соответствующая норма была, по настоянию депутатов думы, внесена в устав региона. Это был беспрецедентный шаг: ни в одном субъекте Федерации глава исполнительной власти не должен был делиться с парламентом полнотой власти в кадровых вопросах. Интересно, что впоследствии эта норма перекочевала в федеральный закон об общих принципах организации государственной власти и, таким образом, право парламента согласовывать кандидатуры заместителей главы области или края закрепилось на самом высоком уровне. А в «местной конституции» вплоть до создания края в 2008 году были расписаны все должности, кандидатуры на которые не могут пройти мимо пристального депутатского внимания.

Тем удивительнее, что при разработке устава Забайкальского края эта подробность изложения была сочтена излишней. В ходе многочисленных дебатов законодательное собрание много раз интересовалось, почему в главном законе нового региона указано, что парламент принимает участие в формировании правительства, но не сказано, какие именно должности ему предстоит согласовывать. Исполнительная власть успокаивала: структура правительства, которая сейчас действует, временная, может ещё измениться. Так что давайте примем устав, подождём закона о правительстве, в котором уже точно будут указаны правильные наименования должностей и функции каждого, кто управляет краем – и уж в этот-то закон поставим норму о том, кого и в какие сроки утверждают депутаты.

Парламентарии поверили. 11 февраля 2009 года устав был единогласно принят, 1 марта вступил в силу, а в конце апреля в заксобрание поступил, наконец, законопроект о краевом правительстве. В нём было всё, что положено. И постоянная структура, которая полностью копировала нынешнюю временную (губернатор Забайкальского края, он же председатель правительства, семь заместителей председателя, 13 министров). И правовые гарантии, а также ограничения, связанные с пребыванием в составе правительства края. И свежая норма об обязательном ежегодном представлении сведений о доходах и имуществе, принадлежащем не только самому чиновнику, но и его супругу и детям. Там не было только одного: процедуры согласования кандидатур для назначения на должность отдельных членов правительства Законодательным собранием.

Логика и логика

Разъяснения изумлённым депутатам от имени Равиля Гениатулина давал разработчик документа, заместитель председателя правительства и глава администрации губернатора Геннадий Чупин. Опытный юрист и в прошлом заместитель прокурора, он был безупречно логичен на всех обсуждениях проекта. Чиновник указывал на тот факт, что, по современному законодательству, заксобрание по представлению президента утверждает губернатора в должности. И поскольку глава региона у нас одновременно является председателем правительства (следите за руками!) парламент, таким образом, участвует в его формировании. То есть никаких проблем, устав исполняется. А уж получив кредит доверия от народных избранников, губернатор вправе набрать себе такую команду, какую пожелает, не разделяя ни с кем этой огромной ответственности. Ведь парламент одобрил его? Значит, опосредованно одобрил и дальнейшие кадровые решения. Таким образом, получается вполне стройная и внятная вертикаль, любимое направление всей страны.

А ведь есть ещё и система ежегодной отчётности исполнительной власти перед депутатами о проделанной работе. И если депутаты будут по каким-то причинам работой правительства недовольны, так они могут выразить недоверие не каким-то отдельным людям, а сразу губернатору, который у нас, как известно, отвечает за всё. Чего же проще – собрать две трети голосов установленного числа депутатов заксобрания и направить соответствующее решение президенту. Он губернатора снимет, а вместе с ним автоматически уходит в отставку и правительство.

Логично? Вполне, но только если выпустить из этого ряда рассуждений тот факт, что заксобрание при согласовании кандидатуры на должность губернатора находится в более чем уязвимом положении. Фактически, кого бы ни предложил президент – его нельзя не утвердить, потому что в противном случае, после двух отказов, парламент будет распущен. То есть кредит доверия получается несколько вынужденным. А кроме того, народные избранники заявили, что хотели бы прямого прочтения и исполнения главного закона края. И если в полномочиях заксобрания чёрным по белому написано «участие в формировании Правительства края, государственных органов края», то это может означать только одно – члены правительства региона должны проходить процедуру утверждения депутатским корпусом. Правда, депутаты несколько разошлись во мнениях о том, сколько же высших чиновников должны выдержать эту проверку. Одни комитеты предлагали согласовывать всех 20 человек, другие полагали правильным остановиться на заместителях председателя правительства, которые курируют жизненно важные отрасли экономики и социального развития.

У них было время определиться. Проект закона «О Правительстве Забайкальского края» должен был рассматриваться на майской сессии. Разработчики и депутатский корпус вроде бы пришли к согласию, как вдруг выяснилось, что глава региона настаивает на своей позиции: кадровые вопросы находятся исключительно в его компетенции. Вопрос был снят с повестки дня, чтобы вновь возникнуть на горизонте в конце июня. За этот период свои заключения на документ дали не только комитеты парламента, но и все депутатские фракции. Мало в чём депутаты проявляли подобное единодушие: заместители председателя правительства Забайкальского края должны проходить процедуру утверждения в законодательном собрании. Избежать этой участи может только представитель губернатора при правительстве России, который работает в Москве. И 24 июня свершилось: закон был принят в первом чтении с учётом мнения всего депутатского корпуса. Комментируя это событие, спикер регионального парламента Анатолий Романов сказал, что губернатор может воспользоваться своим правом и после принятия документа во втором чтении наложить на него вето. То же самое газете «Коммерсантъ» заявил Геннадий Чупин.

Настоящее и будущее

Ни одна сторона не называет это конфликтом. Никаких громких заявлений на публике, никаких выкриков с трибун. Анатолий Романов справедливо замечает, что происходящее – нормальный рабочий процесс, когда в процессе создания закона разработчики и депутаты расходятся во мнениях. Он полагает, что решение у любой проблемы есть, надо только хорошо подумать над этим. Каким будет это решение, мы увидим в сентябре. Но уже сейчас очевидно, что депутаты склонны видеть в позиции исполнительной власти ущемление прав парламента. А возможно, в них говорит дальновидность, которая должна быть присуща всем политикам.

Мы говорим «губернатор», подразумеваем «Равиль Фаритович Гениатулин». В течение 14 лет ему доверяли власть сначала забайкальцы, а потом президент страны. Все знают, что глава нашего региона - сторонник здорового образа жизни и спортивных соревнований, что он, слава богу, не склонен отстреливать с вертолёта редких животных и не способен со страстью истинного охотника кидаться в погоню за медведем всё на том же вертолёте в нелётную погоду. Но, тем не менее, ничто в мире не длится вечно. А с упразднением системы выборов губернатора многое изменилось, и прежде всего то, что на пост главы региона может быть поставлен любой чиновник России, которого президент сочтёт достаточно подготовленным для этой должности. В случае смены губернатора Забайкальского края, когда бы и по каким бы причинам она ни произошла, у власти может оказаться «варяг», незнакомый со многими особенностями края, вплоть до климата, что может привести к катастрофическим последствиям. Вот тогда местной политической элите понадобится рычаг, с помощью которого можно будет влиять на подбор команды губернатора, на кадровые решения, а значит, и на многое другое. Этим рычагом может стать процедура согласования, и было бы странно, если кто-нибудь из участников законодательного процесса об этом забыл.

Не менее странно, чем собственными руками сломать такую полезную, в перспективе, вещь.

Евгения Терентьева

Обсудить на форуме