Р!
20 ФЕВРАЛЯ 2020
19 февраля 2020

Тридцать часов на российско-китайской границе – интервью с «визовиком»

В одну из пятниц июля около 19.00 читинского времени с китайской стороны международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск - Маньчжурия» в хвост колонны из автомобилей, въезжающих в Россию, пристроилась белая Toyota Caldina. В посёлке Забайкальск автомобиль появился в два часа ночи… в воскресенье. Впрочем, многоточия, призванные символизировать удивление, в предыдущем предложении явно лишние – пассажирские ГАЗели и «визовики» на личном транспорте стоят в очередях уже много лет. И удивляться все уже давно перестали.

Водитель героической Toyota Caldina Сергей Возин (фамилия и имя изменены) заезжал в Маньчжурию, чтобы «переобуть» свою машину, купить литьё и заправить кондиционер. Старую резину, штамповки и прочие запчасти, оставшиеся после ремонта, Сергей выкинул в Маньчжурии, и на границу вместе с товарищем приехал в пустой машине. Были только личные вещи, ноутбук, немного еды и «грязные паспорта» - неделю назад оба вернулись из отпуска в Китае, после чего заехали в Маньчжурию вновь.

Вчера Сергей появился в редакции «Чита.Ру» и рассказал всю правду о том, как граждане проходят границу на личном автотранспорте.

- Я до этого ездил в 2006-2007 годах. И раньше визовики вставали в одну очередь, списочники и газелисты были в другом коридоре, рейсовые автобусы - в третьем. Здесь же мы обнаружили, что все списочники и визовики стоят вместе, приоритета ни у кого никакого нет.

- Вообще ни у кого?

- Ну, у рейсовых автобусов, естественно – расписание же, и как ни странно, у китайцев. Что с нашей стороны, что с китайской стороны их пихают вне очереди.

- Много машин было на границе, когда вы встали в очередь?

- Семь рядов, в каждом ряду машин по 15. Абсолютно никакого движения нет. Все говорят, что, скорее всего, простоим до утра, и сутки или больше будем проходить всю границу. Все убеждены, что китайцы бы и рады пропустить, но не принимает российская сторона перехода. Большая очередь стоит перед китайской таможней, на самой таможне перед автокоридором и перед нейтральной полосой. На русской границе – позже мы это увидим – пусто, и никого нет. Я так понял, что наши предпочитают держать всю очередь на китайской стороне.

- Обсуждается ли на границе преимущество круглосуточной работы пункта пропуска?

- Говорил об этом и на въезде, и на выезде с мужиками-газелистами. Они вспоминают, что когда переход работал в 12-часовом режиме, было удобнее, потому что вроде бы существовала установка убирать все машины с китайской стороны к определённому времени. А теперь пункт пропуска работает круглосуточно, и людей, соответственно, держать можно весь день.

- Как двигалась очередь на китайской стороне?

- Встали в семь вечера по нашему времени. До полуночи сдвинулись на четыре машины в ряду. Ближе к полуночи движение встало и началось только около 4-5 утра. Люди ели, пили и спали в машинах.

- Есть какие-то удобства с китайской стороны перед въездом на пункт пропуска?

- Есть там китайское здание, которое все называют «сертификаткой». Там хоть и в ужасном состоянии, но есть туалет. Есть кафешка и какой-то магазин. Что-то, то есть, можно купить. Но у нас еда была с собой.

- Утром очередь двигалась быстрее?

- Начали двигаться в 4-5 утра и продвинулись сразу на пять машин вперёд. После этого опять стояли весь день. Сначала появились китайцы, которым отдавался приоритет – они тоже стояли в очереди, но их пропустили первыми. Потом появились рейсовые автобусы, которые тоже почему-то стояли в очереди – обычно они в очереди не стоят. Вот и стояли при температуре на солнце, наверное, градусов 40, в самое пекло. Весь день. Следующее движение началось где-то часа в 3-4 дня, когда машины начали заходить на китайскую границу. Некоторое время постояли перед автокоридором, потом зашли в сам коридор – там долгожданный тенёк.

Там на час-полтора опять всё застопорилось. Газелисты говорили, что, видимо, началась пересменка на российской стороне. Китайцы выйдут, посмотрят за угол – видят, что русские не принимают, и разводят руками. Потом начался китайский ужин. Опять стояли.

Китайскую таможню прошли достаточно быстро – смотрят в основном на печатную продукцию, dvd-диски, оружие холодное. После таможни встали перед нейтральной полосой.

- Сколько было машин перед нейтральной полосой?

- Всех машин, не считая автобусов, которые проходят первыми, – четыре ряда, в каждом ряду по пять-шесть машин было, когда я подъехал. Потом стало больше. Уже было темно. Думали по опыту прошлой ночи, что простоим до утра, но прошли на удивление быстро.

- На китайской границе есть какие-то удобства?

- Китайцы построили новое здание. Оно, конечно, красивое, но в старом был магазин, а тут ещё нет. Хорошо, что есть туалеты с обеих сторон. Раньше, помню, была будочка – справа женский, слева мужской туалет, а посередине сидит китаец, который принимает деньги – юань за посещение, и заправляет этими же руками тебе лапшу кипятком. Сейчас более цивилизованно - туалет на халяву, но нет магазина. Дьюти-фри на китайской границе тоже ещё не работает.

- Во сколько попали на нейтральную полосу?

- На удивление быстро началось движение – через полчаса-час, как подъехали к нейтральной полосе, наши начали принимать машины. И часам к 12 ночи мы стояли перед воротами на русскую сторону – на нейтралке. Перед нами ворота закрылись, и мы полчаса наблюдали передвижения двоих русских пограничников по караульной будочке. Картина на русской таможне абсолютно расслабленная – никаких машин. У китайцев транспортный коридор один, у наших для легкового транспорта - четыре. В каждом коридоре есть пост пограничного контроля и пост таможенного контроля.

Проехав пограничный пост, я попытался пройти через зал - решил, что там будет быстрее, у нас ведь на растаможку ничего не было. Но таможенник мне отсоветовал - приехали два автобуса с китайцами, которые заняли весь зал, и там идти, говорит, скорее всего, дольше. Я поблагодарил таможенника за совет и пошёл через «стаканы» - так в народе называют посты таможенного контроля.

На «стаканах» всего по две машины в ряду, но работают из четырёх коридоров два. Про «стаканы» ничего плохого не скажу - всё произошло достаточно быстро, буквально за полчаса. Сначала заехали на пограничный контроль, пока я бегал за декларациями, машина перед нами уже закончила таможенный осмотр, и мы продвинулись на её место.

Декларации заполняли там же, так как собирались идти через зал. Осмотр вещей был достаточно беглым, хотя ручную кладь пришлось вскрыть и показать, что там действительно наши вещи – рубахи, носки и так далее. Рентгена, как я понял, нет - весь осмотр визуальный. Машину досматривали достаточно тщательно, но тоже быстро. По моим ощущениям, газелистам везёт гораздо меньше - им приходится доставать все вещи. Сами газелисты рассказывают достаточно невероятные вещи – что какую-то одежду заставляют мерить на себя, доказывая, что куплено себе, и так далее. Но сам я этого не видел. Люди, которые ездили через пункты пропуска в Амурской области или Хабаровском крае, говорят, что самый жёсткий досмотр именно у нас. Якобы, там вообще не смотрят, что у тебя в 35 килограммах лежит, а у нас заставляют всё потрошить.

- В Забайкальске во сколько были?

- Часа в два ночи.

Виктория Хохолкова

Обсудить на форуме

НазадВперёд