НОВОСТИ
22 ИЮЛЯ
20 июля
19 июля

Бюджет неразвития

Последний сбалансированный бюджет Читинская область видела давным-давно. С тех пор ни один документ не обходился без строки «дефицит составляет…»

Агинский округ жил получше: завёл стабилизационный фонд, а три года назад даже подкинул бедолаге-соседу 2,5 миллиарда рублей, которых как раз хватило покрыть очередной грандиозный разрыв между доходами и расходами.

А потом образовался Забайкальский край, который, как обещали годом раньше, должен был в кратчайшие сроки стать регионом бездефицитным. Должен был – но не стал, ибо в том же 2008 году из-за моря пришел страшный зверь Кризис, которого до сих пор с трибун было не видно. Для Забайкалья это фактически означало конец любых амбициозных планов, поскольку все они базировались, в основном, на подъёме горно-рудной отрасли, а цены на металлы упали. Да так сильно, что пресловутый таз величиной с весь регион, сделанный из этих металлов, стоил бы сущие копейки.

В результате краю, вместо того чтобы, наконец, расслабиться и выдохнуть, пришлось срочно втянуть живот поглубже и завязать пояском потуже. К июню этого года прибыль предприятий региона упала на 38%, фонд заработной платы сократился на 7,9%. Недобор собственных доходов превысил 2 миллиарда рублей. Минфин внёс, а Законодательное Собрание одобрило поправки в главный финансовый закон Забайкалья, которые предусматривали секвестирование расходов и доходов на 650 миллионов рублей. Одновременно больше чем в три раза увеличивался дефицит бюджета. Сэкономили на всём, кроме социальных выплат, обслуживании государственного долга и межбюджетных трансфертов. Остальное было урезано, включая расходы на систему государственного управления краем.

Ситуация несколько выправилась к сентябрю, но только за счёт того, что из федерального бюджета поступило 2,6 миллиарда рублей. Большая часть этих денег была целевой, то есть предназначалась на софинансирование различных программ. Свободно распоряжаться можно было только одним миллиардом, который был потрачен на решение самых "горящих" вопросов: на подготовку к отопительному сезону и выплату заработной платы, на субсидии по услугам ЖКХ для населения, на льготы по коммунальным услугам для ветеранов труда, сельских специалистов и учителей, на компенсацию межтарифной разницы и на решение проблемы проезда в общественном транспорте федеральных льготников. Дефицит бюджета сократился на 458 миллионов рублей.

Помимо этого, сентябрьская сессия Заксобрания ознаменовалась выступлением перед депутатами губернатора края Равиля Гениатулина. После общих слов о мировом экономическом кризисе и политической ситуации в стране прозвучало главное – просьба никаких новых социальных обязательств на бюджет не возлагать. «Чудес не бывает: каких-либо дополнительных доходов мы за счёт роста производства однозначно не получим, – говорил глава региона. – 2010 год будет очень тяжёлым, ещё более трудным, чем нынешний. Нам в нынешней ситуации нужно обеспечить выполнение того, что мы уже обязаны сделать».

В середине октября пресс-службы губернатора и парламента сообщили: проект трёхлетнего бюджета внесён на рассмотрение депутатов. Стало окончательно понятно, что имел в виду Равиль Гениатулин. Спикер Заксобрания Анатолий Романов, комментируя проект главного финансового закона на ГТРК «Чита», констатировал: «Это, конечно, не бюджет развития».

С развитием действительно получилось не слишком хорошо. Во всяком случае, в будущем году. Доходы, по сравнению с бюджетом 2009 года после сентябрьских поправок, уменьшились почти на 4 миллиарда рублей. В основном – за счёт сокращения объёма поступлений из федерального бюджета больше чем на 30%. Если в этом году краевая казна получила из Москвы почти 16 миллиардов рублей, то в 2010 году эта сумма доведена до 10,9 миллиардов. Правда, одновременно предполагается увеличение собственных доходов на 1 миллиард рублей – но только за счёт акцизов. По остальным налоговым и неналоговым поступлениям наблюдается снижение примерно на 2%.

Объём расходов тоже снизился, поскольку приоритетные направления в этой части – исключительно выполнение публичных нормативных обязательств, как и обещал губернатор. То есть главное – обеспечить выплату заработной платы бюджетникам, не допустить задолженности по коммунальным услугам, своевременно выдать все пособия и стипендии, вовремя уплатить кредиты, взятые в банках, и отдать всё положенное в районы. Остальное – как получится, а получится мало. По разделу «Национальная экономика» наибольший объём расходов предусмотрен на сельское хозяйство. Это не значит, что на АПК дали больше денег – напротив, по этому подразделу финансирование сокращается на 270,6 миллионов рублей. Это значит, что на фоне остальных отраслей сельское хозяйство, традиционно «малооплачиваемое», выглядит ещё очень неплохо. Уменьшены траты на дороги, ЖКХ, строительство. Продолжается сокращение расходов на функционирование системы государственной власти. Запланировано финансирование только 23 целевых программ на 628 миллионов рублей при реальной потребности больше чем в 2 миллиарда. Не сократились траты только на социальную помощь, образование, здравоохранение… но понятно, что это далеко не тот уровень финансирования, который позволит, например, школам без потерь перенести переход на отраслевую систему оплату труда. При этом дефицит бюджета в будущем году, по проекту, превысит 1,3 миллиарда рублей.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса основной финансовый закон края впервые формируется на три года. И вот прогноз на плановый период (2011 и 2012 годы) – самая оптимистичная часть документа, поскольку свёрстана по второму варианту сценария социально-экономического развития Забайкальского края. Этот вариант, кстати, так и называется – умеренно-оптимистический. Так вот по этому второму варианту нас ждёт оживление экономики и рост валового регионального продукта: в 2011 на 2,7%, в 2012 году – на 3,6%. Доходы и расходы края вырастут в 2011 году примерно на 2 миллиарда рублей, в 2012 году – еще на миллиард. Правда, дефицит бюджета при этом никуда не денется и ниже суммы в 1,2 миллиарда рублей не опустится.

22 октября депутаты обсудят поступивший к ним документ на расширенном заседании профильного комитета по бюджетной и налоговой политике. Публичные слушания по проекту пройдут уже 23 октября. Каковы будут мнения парламентариев о новом бюджете, внесут ли они какие-то изменения в него и будут ли эти изменения поддержаны исполнительной властью, пока не ясно. Зато ясно, что путь Забайкальского края к статусу самодостаточного региона будет, как восхождение к звездам – долгим и тернистым. И явно начнётся не в 2010 году.

Евгения Терентьева

Обсудить на форуме