Р!
23 ЯНВАРЯ 2020

Небо. Самолёт. Деньги

После пятилетнего застоя 8 декабря состоялся первый авиарейс из Читы в один из самых малонаселённых и отдаленных северных районов края – Тунгокоченский.

Первый полёт – новая надежда северян

Жители Тунгокочена встречали самолёт в прямом смысле хлебом и солью – настолько долгожданным оказался этот рейс. Весной жители дальних северных сёл Забайкалья вышли на субботник – восстановили и подлатали взлётно-посадочные полосы, которые были построены ещё в 50-е годы. Радость, связанная с возобновлением полётов, — понятна. В Тунгокоченском районе нет железной дороги и автотрасс. Жителям, чтобы добраться до Тунгокочена, приходится путешествовать по бездорожью на вездеходах или сплавляться по рекам. Порой путь до районного центра занимает несколько дней.

«Авиарейсы очень нужны в межсезонный период, а особенно летом. Зимой добраться до Тунгокочена можно по зимнику, и у населения есть возможность выехать. Но не каждый может это сделать. Очень сложная трасса – и по реке, и по бездорожью. Больные и дети, например, не могут перенести такой трудный путь. Необходимость в авиаперелётах существует, существовала и будет существовать всегда», — говорит управляющая делами администрации Тунгокоченского района Наталья Щепелина.

Как говорят в управлении транспортом и дорожным строительством администрации Забайкалького края, маршруты Чита – Тунгокочен — Красный Яр – Юмурчен и Чита – Тунгокочен – Усть-Каренга признаны социально-значимыми на территории края.

«Это значит, что должна производиться компенсация части затрат авиакомпании со стороны краевого бюджета. Но средств на субсидии не было. 25 ноября были внесены изменения в бюджет и выделены дополнительные средства – более 4,5 миллионов рублей на «Отдельные мероприятия в области воздушного транспорта», — рассказывает начальник управления транспорта и дорожного строительства администрации Забайкальского края Дмитрий Палкин.

Благодаря выделенным деньгам появился договор между министерством территориального развития Забайкальского края и авиакомпанией «Даурия» на выполнение шести заказных рейсов в декабре 2009 года. Теперь самолёты летают по маршрутам Чита – Тунгокочен – Красный Яр – Юмурчен в понедельник и Тунгокочен – Усть-Каренга в пятницу. Цены на авиарейсы – социальные, жители сёл платят только 10% от реальной стоимости билета. Остальная часть возмещается авиаперевозчику «Даурии» из краевого бюджета. Например, стоимость билета от Юмурчена до Красного Яра – около 150 рублей, от Читы до Юмурчена – около тысячи рублей. Если лететь из одного населённого пункта в другой, билет будет стоить 170 рублей, а до Тунгокочена – 780 рублей.

«Только люди узнали, что самолёт полетел, и билеты сразу раскупили почти до Нового года. Нужно детей вывезти из интернатов в северные сёла, и студентам добраться до дома. Кто-то был не в состоянии добраться до больницы, они сейчас пользуются этой возможностью. Рейсы очень востребованы», — говорит Наталья Щепелина.

Земной денежный вопрос

Полная стоимость билетов, без учёта компенсации со стороны краевого бюджета, составляет от 10 до 12 тысяч рублей. Цена билета напрямую зависит от стоимости топлива. Самолёт АН-2, который летает в Тунгокочен, заправляют авиационным топливом.

«Мы работаем именно на авиационном бензине, а его Россия не выпускает на протяжении нескольких лет. Чтобы самолёт АН-2, наш ветеран, летал и имел право перевозить пассажиров, мы закупаем это топливо в Финляндии. Оно обходится очень дорого, с доставкой в Читу получается 100 рублей за литр», — рассказывает начальник инспекции по безопасности полётов авиакомпании «Даурия» Владимир Бакшеев.

Он вспоминает, что во время перестройки, когда возросла стоимость билета, и были потеряны почти все маршруты по краю. «Раньше в крае было 42 посадочные площадки и аэродромы. 90-е годы – это развал авиации, тогда не стало средств на содержание площадок, аэродромов, резко увеличилась стоимость топлива, соответственно возросла стоимость билетов, и люди перестали летать. С 2004 года полёты по перевозке пассажиров в удалённые посёлки не выполнялись. Только в Чару полёты не прекратились. Кроме этого, на самолёте АН-24, который летает в Каларский район, полёты не совершаются», — говорит Владимир Бакшеев.

Работники «Даурии» вспоминают, что в советское время вся область была «окутана» воздушными линиями. Самолёты летали в Балей, Приаргунск, Тупик, Нерчинск, Калгу, Кыру и северные районы. Только в Краснокаменск, Тунгокочен и Усуглей «Даурия» выполняла три рейса ежедневно. По северным сёлам самолёт летал два раза в неделю. О том, что маршруты в отдалённые местности востребованы – свидетельствуют цифры. В этом году из Чары в Читу и обратно перелетели около семи тысяч пассажиров. А с 17 декабря там сделают три рейса в неделю.

«Не сказал бы, что обстановка с авиаперелётами в нашем районе напряжённая. Самолёты сегодня летают в точно указанное время без срывов. У нас возобновился третий рейс по четвергам. Наполненность рейсов определяется не только продажей пассажирских билетов, но и по количеству груза. Груз у нас идёт в большом количестве», — глава Каларского района рассказывает Евгений Иващенко.

Эпилог

По словам Натальи Щепелиной, сельские администрации, при условии возобновления рейса, согласились сами распространять билеты и следить за состоянием взлётно-посадочных полос. Жители, столько лет ждавшие самолёта, с энтузиазмом справляются со всеми проблемами. Но будут ли существовать эти маршруты в следующем году – пока не понятно.

«Шесть рейсов заказаны только на декабрь. В следующем году вопрос будем решать, но всё зависит от финансирования этих полётов. Больше рейсы нужны жителям в летний период, поэтому будем стараться, чтобы перевозки выполнялись с мая по сентябрь. Иного альтернативного пути, кроме воздушного сообщения, нет, а полномочия мы должны выполнять», — объясняет Дмитрий Палкин.

А Наталья Щепелина добавляет: «Люди очень довольны, звонят, спрашивают про рейсы. Неофициально нам обещают, что в январе самолёты летать будут».

Сотрудники «Даурии», в свою очередь, говорят: «Инженерно-авиационный коллектив, который занимается обслуживанием судов, и лётный состав готовы к выполнению полётов по нуждам нашего населения, но опять же всё тормозит стоимость билета».

Юлия Золотуева

НазадВперёд
ПОПУЛЯРНОЕ