Р!
01 АВГУСТА 2021
30 июля 2021

Выживший Иосиф Сталин четвёртой модели

В 2006 году в Борзе на место ИС-3, стоявшего около гарнизонного Дома офицеров, водрузили танк Т-34-85.

В августе 2009 года Борзинская межрайонная прокуратура потребовала от администрации города вернуть танк ИС-3 на постамент. Как тогда сообщала пресс-служба прокуратуры, редкий танк ИС-3 по распоряжению главы администрации Борзи был передан в музей образцов военной техники войсковой части. Доступ в часть по понятным причинам был закрыт, и прокуратура выразила беспокойство о гражданах, лишённых возможности смотреть на эту технику.

В марте этого года прокуратура отрапортовала, что суд обязал военных вернуть танк ИС-3 на постамент до 1 мая. Вопрос заключался лишь в том, кто будет оплачивать перевозку танка – СибВО или мэрия.

Однако, несмотря на решение Борзинского суда, 29 марта военные погрузили танки, среди которых был ИС-3, на железнодорожные платформы и подготовили к вывозу из города. В тот же день прокуратура направила в Борзинский городской суд заявление о наложении ареста на танки. Суд без промедления выписал исполнительный лист, по которому возбуждено исполнительное производство и произведено описание танков на месте их погрузки.

На этот релиз пресс-служба СибВО впервые с начала истории с танком дала ответ. Военные говорили, что округ намерен оспорить решение суда, забрать из Борзи танки ИС-3 и Т-26, и установить их в ОДОРА.

«До настоящего времени танки стояли в галерее штаба 36-й армии вместе с другими историческими боевыми единицами БТ-7 и Т-26. Их нашли наши военнослужащие на местах боёв на реке Халхин-Гол, когда на территории Монголии дислоцировалась 39-я армия. Какие-то из них доставали со дна озера, они были отреставрированы. Тогда, по согласованию с соответствующими органами Монголии, их, как мемориалы, поставили в крупных военных гарнизонах 39-й армии. Когда в 1980 году эта группа войск была выведена на территорию СССР, танки приказом командующего округом были отправлены в 36-ю армию – в таком же качестве, в такие же гарнизоны», — рассказал «Чита.Ру» пресс-секретарь командующего СибВО Валерий Щебланин.

С того времени, по его словам, ИС-3 стоял у здания гарнизонного Дома офицеров в Борзе, потому, что когда-то там был штаб 36-й армии, и числился в СибВО, как единица вооружения. Поменять же танки, как пояснил Щебланин, военные согласились по просьбе тогдашнего руководства города. Борзинцы якобы хотели видеть на постаменте настоящий боевой танк Т-34, который воевал в составе 6-й гвардейской танковой армии.

После военного релиза, разосланного в СМИ, на сайте прокуратуры появились результаты исследования, проведенного старшим помощником Борзинского межрайонного прокурора Александром Майоровым.

Он выяснил, что танк «ИС-3» и танк «Т-26» являются собственностью города, так как имеют кадастровые номера объекта недвижимости 2.1.57 и 2.1.59 и содержатся на балансе борзинской казны. При этом военные не доказывали своё право собственности на них до начала всей этой истории.

Майоров также опровергает информацию СибВО о том, что включение танков в реестр культурного наследия памятников истории не было оформлено установленным порядком: «Танк ИС-3 в соответствии с учетной карточной Министерства культуры Забайкальского края с 18 ноября 1986 года (документ № 2.4-1.54.4 Главка памятников Министерства культуры РСФСР) является Памятником в честь 6-й Гвардейской танковой армии федерального (союзного) значения и имеет паспорт, фотографии и обмеры».

Кроме того, помощник прокурора совершил экскурс в историю: «Памятник «танк «ИС-3» был сооружён в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в честь 6-й Гвардейской танковой армии, принявшей участие в разгроме японских войск в августе 1945 года. Она в 1945 году входила в состав 2-го Украинского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Родион Малиновский, и принимала активное участие в разгроме немецких войск, в том числе в освобождении европейских городов Брно, Вена, Прага, Братислава и других. Затем она была переброшена в Забайкалье для участия в разгроме Квантунской армии. Армия проследовала через город Борзя во внутреннюю Монголию, решив исход сражения. На вооружении 6-й Гвардейской танковой армии состояли, в том числе, и танки «ИС-3», которые реально участвовали в разгроме Квантунской армии. 11-12 августа 1945 года танковая армия, преодолев Большой Хинган, заняла город Любэй, а оттуда двинулась в сторону Чанчуня и Мукдена – главного стратегического центра японских войск».

Помимо всего прочего Майоров приводит ещё одну историческую деталь: «В здании гарнизонного дома офицеров, расположенного по улице Лазо в центре города Борзя (а не по улице Ленина, как утверждают военные) никогда, в том числе в 1950-60-х годах штаба 36 Армии не было. С момента дислокации войск армии на территории Борзинского района ее штаб располагался на территории закрытого городка по улице Гастелло».

Бухгалтер борзинского Дома офицеров Любовь Ярославцева доподлинно не знает, находился ли в здании штаб. Однако у неё сохранились приказы от 1937 года, в которых Лазо, 41 фигурирует именно как Дом офицеров.

Окончательную точку в истории поставит суд, решение которого СибВо намерен оспорить.

Три с шестью или четыре с семью?

К сообщению полковника Щебланина были приложены фото, на одном из которых был изображён танк с номером 002, значком гвардии и тремя звёздами на стволе. Через какое-то время точно такой же танк появился в ОДОРА.

Возмущённая общественность признала в этом танке спорный ИС-3 и начала тихонечко бузить – чего это военные не соблюдают решений суда?

Валерий Щебланин в ответ на этот вопрос сказал, что ИС-3 и Т-26 находятся в воинской части в Борзе, и в парке ОДОРА их точно нет. Модель танка, находящегося там, пресс-секретарь командующего назвать не смог.

«Однозначно не ИС-3. В ОДОРА стоит абсолютно другая техника – всего 16 единиц – два или три танка и несколько артиллерийских систем. Какая-то техника получена со складов, какая-то привезена из Борзи. Пока всё это стоит в рабочем порядке», — уточнил Щебланин.

Об истории и некоторых технических характеристиках ИС-3 «Чита.Ру» рассказал полковник в отставке Дмитрий Палкин. По его словам, названный в честь Иосифа Сталина танк появился в конце войны, принял участие в боях на её завершающем этапе.

«Сделан он на базе предшественников ИС-1, ИС-2. Первый танк этой серии был выпущен до войны и, как вся серия танков, задумывался именно как тяжёлое оружие. На некоторые модели ставились даже 152-х миллиметровые гаубицы. Из-за веса в 47 тонн ИС-3 развивал относительно небольшую скорость — до 40 километров в час. Имел броню толщиной 20 сантиметров и 122-х миллиметровую пушку. Производили его примерно до 1946 года и выпустили примерно две тысячи экземпляров», — рассказал Палкин.

О качестве танка, как он отметил, можно судить по тому, что на вооружении он находился до 60-х годов: «Немцы и американцы при производстве боевых машин уделяли больше удобству для экипажа. В их технике предусмотрены резиновые прослойки, наклейки, простор. Зачастую это делалось за счёт увеличения высоты танка, после чего он превращался в неплохую цель. У нас основными направлениями были – практичность, меньшая высота, и хорошая пушка, а удобство экипажа было на последнем месте. Поэтому наши танки считались лучшими. Зато когда немцы и американцы залазили в наши машины, они жаловались на тесноту. Но, в конце концов – это оружие, и оно должно выполнять свою роль».

ИС-3 заслужил похвалу генерала танковых войск Германии Фридолина фон Зенгера унд Эттерлина. «Рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств», — приводит его слова сайт «The Russian Battlefield».

Генерал знал толк в танках хотя бы потому, что командовал сначала 14-ым танковым корпусом, разбитым в феврале 43-го под Сталинградом, а затем 17-ой танковой дивизией, в мае 45-го взятой в плен советскими войсками.

Однако в ОДОРА находится не легендарный ИС-3. Википедия в его описании сообщает, что «лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос» и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном в 56 градусов к вертикали».

У танка, стоящего в парке, лобовой лист прямой. Таким же образом, как говорится на сайте проекта «Русская Сила», бронировался «Кировец-1» — первый прототип танка ИС-3.
Но у танка ИС-3, судя по фотографиям и описаниям, ходовая часть состоит из шести опорных катков. А у танка, находящегося в ОДОРА, их семь.

Один из читинских любителей истории и военной техники, попросивший называть себя Дмитрием, опознал в танке ИС-4.

«Отличительная особенность третьей модели – «щучий нос». Такая схема бронирования применялась только у неё. Кроме того, на ИС-3 ставилось шесть катков, а на ИС-4 – семь», — рассказал собеседник агентства.

ИС-4, по его словам, ещё более редкая машина, чем её предшественник.

По словам любителя, серийно этот танк выпускался с 1947 по 1948 годы. В отличие от предыдущих моделей, в ИС-4 планировалось усилить броню и вооружение. Из-за этого масса танка увеличилась, что потребовало поставить дополнительный каток. Во время использования танка были выявлены недостатки ходовой части и слишком большой вес, что усложняло его передвижение по мостам того времени. До 70-х годов танки находились на консервации, а затем были отправлены в укрепрайоны на китайско-русскую границу, где находились вплоть до 80-х годов. В Забайкалье ИС-4 были вкопаны в землю в качестве неподвижных огневых точек в ближайших к Китаю районах.

Слова любителя подтверждает Википедия: «В 1970 году в Осиповичах на их (танков ИС-4 – Е.З. ) основе были созданы 20 отдельных воинских частей в составе 10 танков, грузовика ЗИЛ-130, артиллерийского расчёта, поваров и отправлены в укрепрайоны вдоль всей советско-китайской границы. В конце 70-х годов все танки были отправлены на переплавку».

Сайт «Популярная Механика» говорит, что «Единственными комплектными экземплярами, сохранившимися до наших дней, являются ИС-4 из экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники (подмосковная Кубинка) и памятник в Читинской области».

В отдельных источниках, в основном, на форумах, можно встретить упоминания о ДОТах с башнями ИС-4, и собственно самих танках-памятниках. Сказать, сколько всего «Иосифов Сталиных» четвёртой модели нельзя, но однозначно не много. Льстит то, судя по всему,что один из них военные сумели сохранить и поставить в Чите.

НазадВперёд
11 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кто знает куда делся ИС-2, который стаял на въезде в гарнизон Ясная фото есть на сайте yasnay.ru в верхнем левом углу. Может его то же найти.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ИС-2 в одора не под номером ли 005 стоит? Не зная только, Ясненский ли

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ИС-4 действительно очень редкая боевая машина. Их выпустили всего 200-250 единиц. Выпускался серийно с марта 1947 по январь 1949 года.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лукавит военный пресс-секретарь. В 1980-м году ни один военноначальник под страхом смертной казни, суда офицерской чести и вездесущих особистов и подумать не мог о выводе с территории Монголии мощнейшей 39-й армии, которая к слову сказать к "радости" монголов уже тогда прадставляла собой цели для ядерного оружия Китая. Вывод войск начался в 1989-м и продолжался до 1994 года (отдельное имущество), но в основном Советская Армия ушла из МНР уже к 1992 году.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В укреп-районах вдоль советско-китайской границы в 80-е годы было закопано большое кол-во танков ИС-2,а может и ИС-3.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Танк, который стоял на въезде в гарнизон Ясная был перемещен в Борзю, тогда в штаб армии. Вот он:

http://yasnay.ru/Glavn/574.jpg

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Помнится, в начале 80-х в Забайкальске на постаменте был и еще более редкий экземпляр. Т-10, самый тяжелый из серийно выпускаемых тяжелых танков. Интересна его судьба. А может он и сейчас на месте?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Такое ощущение, что в парке никто и не был... ИС-3 стоит рядом с ИС-4, причем ИС-3 покрасили только недавно, наверное осенью, а до этого он стоял в пятнах ржавчины, причем некоторые запомнились еще с тех пор, когда он стоял в Борзе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

все танки от штаба армии в Борзе вывезли в течении 2010 года в Читу и ИС-2 (яснинский), ИС-3(борзинский),Т-34, ИС-4 (редкий), БТ-5, БТ-7, Т-26 (огнеметный)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какова судьба Т-34-85 "Наумовец" из расположения танкового полка в Безречной-1 ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какова судьба Т 34-85 "Наумовец" из расположения ТП на ст.Безречная-1 ?

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ