Трагедия в аэропорту Домодедово: обзор китайских СМИ

Взрыв в московском аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года не оставил равнодушными жителей Китая. Новости из России, связанные с террористическим актом в столичном аэропорте, являются одними из самых публикуемых в китайских СМИ. Кроме выражения сочувствия родственникам погибшим и пострадавшим в теракте, в средствах массовой информации КНР стали появляться публикации, в которых авторы пытаются дать анализ внутренней ситуации в нашей стране и ответить на вопросы – как такое стало возможным, кто заказчик этого чудовищного преступления, и какие будут последствия.
Китайский интернет-портал «Дунфан Ван» 28 января опубликовал аналитическую статью бывшего военного атташе Китая в Советском Союзе, а затем и в России, Ван Хайюня. В настоящее время генерал-майор Ван Хайюнь занимается исследовательской работой, является начальником исследовательского центра энергетической дипломатии при Китайском фонде исследования международных проблем, заместителем начальника фонда исследования истории китайско-российских отношений, сотрудничает с рядом китайских научно-исследовательских организаций.
Статья Ван Хайюня озаглавлена «Почему России так трудно бороться с терроризмом?» Автор пишет, что в последние годы наша страна стала мишенью террористов. Для предотвращения террористической угрозы Россия воевала в двух чеченских войнах, проводила несчётное количество контртеррористических операций, предприняла самые серьёзные меры безопасности. В то же время Россия вложила огромные материальные и финансовые ресурсы в наиболее пострадавшие от деятельности террористов кавказские регионы.
Несмотря на предпринимаемые меры, террористические акты постоянно совершаются, ситуация почти подошла к критической черте. Можно только догадываться, почему же России так трудно в борьбе с терроризмом?
России, по признанию автора, действительно очень трудно бороться с терроризмом. Есть много объективных трудностей, но также очень много субъективных ошибок.
Прежде всего, террористы выбрали изощрённый способ исполнения своих зловещих замыслов. Террориста-смертника, намеревающегося совершить теракт в местах скопления людей, очень трудно обнаружить.
Во-вторых, крайняя скрытность террористических организаций. Для того чтобы обнаружить и предотвратить готовящийся теракт, необходимо получение от разведки точных данных, что является практически невозможным не только в России, но и в США и во всём мире.
В-третьих, по сути, идёт борьба с «тремя силами зла» — международным терроризмом, национальным раскольничеством и региональным экстремизмом. «Три силы зла», на самом деле, объединены. Террористические акты — главные способы «трёх сил зла», религиозный экстремизм — главное идеологическое оружие, национальный экстремизм — главные политические требования.
Северный Кавказ является очень сложным регионом с этнической, религиозной, исторической точек зрения. Необходима скорейшая ликвидация межэтнической вражды и улучшение межнациональных отношений.
В-четвёртых, возникновение террористической угрозы в России имеет сложный международный фон. Внешние силы не только финансируют террористическую деятельность, но и направляют инструкторов для подготовки террористов и организации терактов. Политика «двойных стандартов», осуществляемая западными странами, также способствует террористам. Некоторые лица, совершившие чудовищные преступления на территории России, находят на Западе сострадание, приют и радушный прием. Это не что иное, как форма поощрения террористов, действующих на территории России.
В-пятых, система обеспечения безопасности внутри страны имеет много слабых звеньев. Хотя в России имеются мощные органы безопасности, эффективность проводимых ими мероприятий относительна высокая, но разведывательная деятельность слабая. Мешает серьезный бюрократизм в работе государственных и иных органов, расхлябанность в системе управления транспортной безопасностью. Террористический акт, произошедший в аэропорту «Домодедово», — классический. Аэропорт является одним из самых крупных приватизированных международных аэропортов с большим пассажиропотоком, отсталым досмотровым оборудованием, несовершенной системой безопасности, отсутствием металлодетекторов на входе в зоне прибытия. В 2004 году две террористки-смертницы взорвали взрывные устройства во время полёта самолетов. Вылетали они также из аэропорта «Домодедово».
Жажда наживы, особенно на частных предприятиях, не даёт возможность вкладывать средства в антитеррористические мероприятия.
Несмотря на мрачную ситуацию в деле борьбы с терроризмом, нельзя утверждать, что у России нет никакой надежды на победу в борьбе с этим злом. Необходимо не только указать на наличие болезни, но и предпринять радикальные меры по её устранению.
Высказывания о том, что «Путин действует по отношению к террористам слишком жёстко, это в свою очередь приводит к терактам», есть попытка подменить местами чёрное и белое. Неужели правительство России должно идти на поклон к террористическим организациям? Власти должны вести упорную борьбу с терроризмом, укреплять потенциал контртеррористических служб и разведки, серьёзно руководить работой по обеспечению безопасности страны.
На уровне населения должно быть осуществлено всеобщее обучение по предотвращению угрозы терактов. Каждый гражданин должен проявлять бдительность и знать, как защититься от угрозы теракта. В межнациональных отношениях должны подавляться проявления русского великодержавного шовинизма и улучшаться межэтнические отношения. На Северном Кавказе нужно активизировать процессы экономического и социального восстановления, искоренить «три силы зла».
Международное сотрудничество также имеет важное значение в борьбе с терроризмом. Страны мира должны осознать античеловеческую природу терроризма. Страны мира должны понять трудное положение России, протянуть ей руку помощи и сострадания, а не заниматься в силу эгоистических соображений укрывательством преступников, тайно или открыто поддерживать террористов.
В другой статье, посвящённой событиям 24 января в аэропорту «Домодедово», опубликованной на сайте «Наньфан Ван» под названием «Взрыв в московском аэропорту и проблемы российского Кавказа», китайский ученый Тао Дуаньфан, проживающий в Канаде, рассматривает недавние московские события сквозь призму межнациональных отношений.
Автор пишет, что большинство российских и международных обозревателей сходится во мнении, что за кулисами террористического акта в международном московском аэропорту «Домодедово» стоит сепаратистская религиозно-экстремистская организация «Имарат Кавказ» («Кавказский эмират»).
На счету этой террористической организации взрывы самолетов, вылетевших из аэропорта «Домодедово» в 2004 году, подрыв в декабре 2009 года междугородного железнодорожного экспресса Москва – Санкт-Петербург, взрыв в марте 2010 года на станции метро недалеко от Лубянской площади, где располагается штаб-квартира ФСБ России, и целый ряд других подобных преступлений.
И хотя Путин и Медведев неоднократно заявляли, что «ситуация на Кавказе стабилизировалась», Кавказ сейчас представляет «пороховую бочку». Террористические акты малого масштаба происходят на Кавказе практически ежедневно. Теракт в «Домодедово» показал, что «пороховая бочка» уже перешла за границы Кавказа.
Религиозные экстремистские силы на Кавказе питают к России глубокую ненависть ещё с царских времен. Ситуация во многом усугубилась после сталинской депортации некоторых кавказских народов, а также после двух кавказских войн.
Затяжная война на Кавказе привела к тому, что много людей пострадало в районах боевых действий, большое количество вынуждено стать беженцами.
Для управления такими специфическими регионами российская власть обычно применяет два, казалось бы, взаимоисключающих принципа – «интеграция» и «изоляция».
Хотя в настоящее время Путин и Медведев проводят общую линию на ужесточение и применение силы, каждый из них при этом обращает внимание на разные вещи. Путин, в дополнение к военным акциям, делает основной упор на укрепление местной элиты для поддержания стабильности в Чечне и на Кавказе. Однако среди местной элиты немало коррумпированных чиновников, имеется серьёзная разобщённость по клановому признаку. Местная элита формально подчиняется власти Москвы, а фактически — сопротивляется, двурушничает и лицемерит. Долгосрочное пребывание нынешней местной элиты у власти не сможет вырвать Кавказ из нищеты, социального антагонизма и коррупции и будет представлять системную угрозу центральной власти.
Медведев через создание отдельного федерального округа, «десантирование» на Кавказ чиновников из федерального центра, проводит курс на укрепление центральной власти, ослабление и ограничение прав кавказских республик. Такая практика может вызвать противоречия между Москвой и промосковскими местными силами. Это также не будет способствовать улучшению межнациональных отношений между русскими и представителями народов Кавказа.
К взрыву в аэропорту «Домодедово» привлечено внимание многих политиков, рассматривающих это событие в контексте предстоящих президентских выборов в России.
Незадолго до этого теракта в Москве и других городах вспыхнули выступления «скинхедов». Возрождение русского национализма, деятельность радикальных молодёжных группировок, высокий уровень безработицы среди молодёжи, повышение уровня преступности и другие социальные язвы, в том числе, связаны с притоком в Москву и другие крупные города приезжих с Кавказа.
Несмотря на это, Путин или Медведев практически не связывают эти явления между собой или относятся к ним неоднозначно.
В результате взрыва в аэропорту представители кавказских народов могут подвергнуться гонениям, из-за чего усилятся межэтнические противоречия, чем могут воспользоваться некоторые нечистоплотные политики для использования этой ситуации на выборах.
Российское руководство уже призвало не делать трагедию в аэропорту Домодедово разменной монетой в достижении чьих-то корыстных целей. Если будут найдены общие цели, совпадающие с чаяниями большинства населения России, то великая страна будет укреплять свою жизнеспособность. Если будут разногласия, то станет крайне сложным подавлять нестабильность и тогда «кавказская пороховая бочка» может превратиться в «московскую» или даже во «всероссийскую».
Терроризм вовсе не является несокрушимой крепостью, от защиты нужно переходить к наступлению, не забывая при этом, что силовые методы должны быть подкреплены соответствующими политическими средствами и прагматичной национальной политикой.
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Ярилов разработал эскиз медали на случай присвоения Чите звания «Город трудовой доблести» 32
Читинка показала содержимое подаренного на выписку из роддома набора для новорождённого 20
Фонд развития не сдержал обещания рассказать о тратах на артистов во время выборов Осипова 17
Mark II перевернулся после ДТП под мостом на Улице Ярославского в Чите 14
Депутат Госдумы РФ предложил сделать сдачу ГИА добровольной 13