Сергей Ганеев: «На детях нельзя заработать»

Руководитель танцевально-спортивного клуба «Хип-твист» Сергей Ганеев накануне межрегионального турнира по спортивным танцам рассказал, как нужно воспитывать детей, можно ли на них заработать и надо ли обладать талантом, чтобы научиться танцевать.
— Как вы пришли в танцы? И с чего начинался ваш клуб?
— Меня подруга «заарканила», притащила: начала ходить на танцы, ей понадобился партнёр, и она привела меня. Сама потом ушла, а я остался. Так вот бывает.
Танцами я начал заниматься в 1982 году, в Чите, у Николая Тихоновича Лесникова в танцевально-спортивном клубе «Даурия». Занимался, параллельно заканчивая школу и получая профессию врача в медакадемии.
Встал в пару с Анжеликой. В какой-то момент нам предложили набрать детскую группу в ансамбль. Анжелика набрала детей и начала работать с ними. На тот момент мы существовали при ансамбле бального танца «Даурия». В 1995 году встретились с Валентиной Никифоровной Головачёвой — директором Дворца пионеров. Она пригласила нас к себе. В сентябре этого же года мы пришли во Дворец пионеров, вылетев из гнезда «Даурии» и основав свой собственный танцевально-спортивный клуб. Есть в латино-американских танцах такая фигура — «хип-твист». И звучит красиво, и фигура красивая. Выбрали такое название.
— Можно сказать, что в нашем городе есть своя школа танцев? Есть какая-то специальная образовательная программа?
— Когда-то мы сами разрабатывали программу, потому что в советские времена танцевальный спорт вообще не был развит. Это считалось западной пропагандой, буржуазной заразой. У нас было минимум информации, и нам приходилось на базе зарубежных учебников самостоятельно формировать программу и по ней работать.
Первые ученики Анжелики, наш первый набор — сами уже педагоги. Таким образом у нас уже сформировалась своя школа. Дважды в год мы ездим в Москву с детьми на мастер-классы, которые называются «танцевально-спортивные сборы». Проходят они в течение 10 дней, их ведут именитые мастера, которые добились высоких позиций в танцевальном спорте.
— А к нам именитые мастера приезжают с мастер-классами?
— Два-три раза в год мы сами приглашаем мастеров в Читу. Тех, кто нам интересен. Например, на грядущий турнир приглашён трёхкратный чемпион России среди профессионалов европейской программы и один из самых востребованных педагогов Евгений Казмирчук, с которым мы начали работать ещё в прошлом году. Он приезжал к нам в декабре. В этот раз снова приедет и даст ребятам нашего клуба какие-то уроки. С ним планируется длительное сотрудничество.
Также в апреле мы ждём чемпиона России, серебряного призёра чемпионата Европы Андрея Просвирина. Он приедет с мастер-классом по латино-американской программе. Таким образом мы быстро получаем последнюю информацию о новинках, модных направлениях, технике.
— На каком уровне сейчас находится танцевальный спорт в Чите?
— У нас в Чите пять клубов: «Хип-твист», «Даурия», из которой мы вышли, наши ровесники — братья по разуму — «Реверанс», «Сигма-Данс» и танцевально-спортивный клуб «Иллюзия». В «Иллюзии», кстати, сейчас преподаёт наша с Анжеликой ученица. К сожалению, очень много детей уезжают в другие города и за рубеж. Из Москвы на турнир с показательными выступлениями к нам приедет наша ученица Василина Беломестнова. Она закончила институт культуры в Кемерово, сейчас работает в Москве.
Всё же относительно. Сфера спортивных бальных танцев относительно Улан-Удэ развита хорошо. Мы развиваемся и не стоим на месте. Относительно Москвы мы отстаём. То активное развитие, которое происходит в центральных городах, — этого, конечно, у нас нет. Те манеры и пафос, массовость и то, насколько быстро всё это происходит, у нас оставляет желать лучшего.
— Откуда берутся деньги на именитых педагогов, на поездки, на текущие расходы?
— Финансируемся мы исключительно из родительского кармана. И ездим на турниры и мастер-классы только за свой счёт. Нельзя сказать, что поддержки государства совсем нет. Турниры — раз. Какая-то периодически помощь на костюмы — два. Паркет, который губернатор приобрёл для Федерации танцевального спорта практически 10 лет назад — три. Не могу сказать, что нас игнорируют, но это, конечно, мизерная помощь.
Мы всё делаем сами: например, ремонт — кроем лаком, клеим обои. Аппаратуру тоже покупаем за свой счёт.
Мне очень приятно родительское участие, понимание. Наличие представительной судейской бригады, наличие показательных выступлений, подарков, денежных призов, медалей победителям — всё это требует больших вливаний. Спонсорской поддержки зачастую не хватает. В этот раз имеющиеся средства не покрывали всех расходов, и родители решили сами сброситься и найти недостающую часть средств. «Мегаполис» подключился, учредил очень хорошие призы, активно участвует в организации. Тренер победившей пары получит кубок «Мегаполиса». Вся общая смета турнира составила около миллиона рублей. Часть мы планируем окупить с помощью билетов.
На детях нельзя заработать. Это не та сфера, которая приносит хороший доход. Но эта сфера даёт гораздо больше, чем деньги.
— А детям что дают занятия танцами?
— Танцы — это физическое развитие, эстетика, культура поведения, взаимоотношения с партнёром, умение вести себя на публике. В целом — здоровье. Ведь танцы помогают сохранить здоровье с помощью движения. Не зря же существует танцетерапия, музыкотерапия. А мы всё это сочетаем. Плюс танцы находятся на стыке творчества и спорта. Поэтому есть масса плюсов.
Мы ездили в лагерь трудовых резервов. Там были ровесники наших ребят, которые не занимались ни танцами, ни спортом. Была спартакиада. И все беговые, прыжковые позиции были заняты нашими ребятами. Хотя специально спортом мы не занимаемся.
Благодаря танцам дети учатся, как правильно девочкам общаться с мальчиками, мальчикам с девочками — легко и спокойно. Это ещё и умение одеваться стильно. Девочки быстро учатся ходить на каблуках. Не на согнутых коленях, а красиво. Другой аспект — они всё время на сцене. Они не комплексуют перед общественностью, не стесняются. Самое главное — дети не болтаются на улице. Вот сейчас у Анжелики проходит тренировка в зале, там и наша дочь танцует.
— Как распознать в ребёнке талант? Надо ли заставлять его танцевать? И что вы думаете о кнутах и пряниках?
— Один из моих педагогов, чемпион СССР по бальным танцам Игорь Владимирович Кондрашов говорил так: «Я не верю в таланты. Пот и труд всё перетрут». Я с ним полностью согласен. Потому что у талантливых детей всё получается вначале. А когда дело заходит далеко, и появляется необходимость трудиться и с помощью труда достигать каких-то вершин, они съезжают, потому что не привыкли работать. Как раз здесь занимают пьедестал те ребята, которые организованы, упёрты в своих намерениях, амбициозны. Они трудятся и добиваются высоких результатов.
Распознать талант сложно, надо прививать любовь к танцам. Часто родители приводят детей, которые танцевать не хотят. Это родители пытаются в детях воплотить свои нереализованные мечты. Поэтому на начальных этапах у нас существует много игровых моментов, поблажек, так называемых пряников. Но, чего греха таить, кнут — это одно из средств достижения результата. Надо обращаться, по крайней мере, не сюсюкаясь, а достаточно требовательно и жёстко. Когда ребёнок ставит пятку не так, как нужно — берёшь и «пуляешь» ладонью. В следующий раз подходишь к нему, и он тут же ставит пятку правильно. И не надо объяснять и тратить время. Это нужно для того, чтобы ребёнок достиг определённой степени социализации, когда он хочет работать, преодолевать трудности, физическую усталость. Это тяжело, конечно.
— Сколько детей у вас обучается? И можно ли ходить на танцы взрослым, которые никогда раньше не танцевали, а потом вдруг захотели?
— У нас в клубе порядка 150 детей. За годы существования через «Хип-твист» прошло около тысячи детей. Принимаем малышей от пяти лет. Самому взрослому участнику нашего клуба — 29 лет. Ещё есть группа хобби-класса. Есть пары-пенсионеры. Очень зажигательно танцуют. Прямо восхищаешься ими. Приходят те, кто даже не занимался этим никогда, или немного занимался в детстве.
За рубежом танец очень развит, очень популярен. Там это называется «Social dance». Это аргентинское танго, сальса, свинговые вещи и прочее.
— Кроме танцев чем занимаетесь?
— Люблю природу. В юношестве занимался горным туризмом. Ходили на Кодар, в Саяны. Попробовал парашютный спорт, у меня пять прыжков. Люблю ездить, путешествовать. Сейчас занимаюсь сноубордом. Неделю назад ездили с семьёй в Байкальск, дышали свежим воздухом, наслаждались видами Байкала. Дети катались на горных лыжах.
Фото: Екатерины Троцюк
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
32,5% детей в Забайкалье в 2020 году родились у женщин вне брака 40
Читинец Дмитрий Спиридонов, советник в «Тинькофф», поучаствовал в шоу «Давай поженимся» 24
Фонд, тайною обнесённый 18
Лёвочкина купила в салоне кухню, которая стоит дома у Кузнецова — свидетель 16
Сердечно-сосудистые заболевания стали основной причиной смерти забайкальцев в 2020 году 15