Р!
17 СЕНТЯБРЯ 2021

Терпеть до последнего. Звонка

О том, почему март – время учительских срывов, как отличить женский коллектив от бабского, чему нас учит семья и школа – интервью «Чита.Ру» с психологом центра «Лад» Галиной Ганичевой.

— Случай в школе №33, когда учительница кинула в ученика сумкой, и у него диагностировали сотрясение мозга, получил огласку. Много ли таких случаев, по вашим ощущениям, остаётся замолчанными?

— Конфликт между педагогом и учеником — часто встречающееся явление, и, если он не доходит до крайних форм, делать из него что-то особенное – нет смысла. Конфликты каждодневны. Это поколенческие столкновения отцов и детей, в которых дети, кроме того, являются носителями ценностей совершенно разных семей. А иногда и полного отсутствия ценностей. Конечно, в таком конфликте ответственность несёт педагог: это взрослый человек, профессионал, он должен уметь контролировать свои эмоции, в конце концов — его учили работе с детьми.

В 33-ей школе ситуация неоднозначна: столкнулись мальчик с не совсем примерным поведением и педагог, у которой уже были прецеденты конфликтов. Учительница просила отпуск, но это третья четверть, как срывать учебный процесс? Пятиклашки, когда они переходят из начальной школы – в среднюю, на мир смотрят другими глазами, и это нормально. В этом возрасте дети сильно работают на публику. Не было смысла ругать его при всём классе. Это ещё больше распаляет, он же теперь герой для сверстников.

— Насколько уважительной причиной является профессиональная деформация педагогов?
Педагоги в большей степени среди всех профессий подвержены синдрому эмоционального выгорания. Они имеют дело с большим возрастным диапазоном – от семилетних первоклашек до 17-летних выпускников. У любой деятельности, связанной с общением с другим человеком, — высокий уровень ответственности, высокий уровень напряжения.
Кроме того, нельзя не учитывать сегодняшние очень непростые условия школы: бесконечные реформы, переход на новые федеральные стандарты. Ну, и, в целом, престиж профессии учителя в последнее время упал.

— Последнее время – это сколько десятилетий?
— Последние два-три года. Может быть, меньше — с 2010 года, который был объявлен Годом учителя, и который начался с показа пресловутого сериала «Школа». Но педагоги находятся в таком напряжении, что прямо страшно. Общее представление об учителях – как и о милиционерах — складывается из единичных случаев. Но педагогов от бога в школах гораздо больше.

Родители стали юридически грамотные, и выяснилось, что у учителя больше обязанностей, чем прав. Словами мам и пап говорят дети: «Я подам на вас суд». Что учитель не имеет права, и на него напишут заявление в прокуратуру, сейчас можно услышать даже в начальных классах.

— Раньше огласки не было или конфликтов?
— Да конфликты были всегда! Может быть, меньше, потому что, конечно, поколение 90-х очень сложное: всё разрушили, ничего взамен не дали. Дети росли на каких угодно ценностях, только не на нравственных. У них в голове полный хаос и отсутствие уважения к взрослым.

— Семья или школа отвечает за воспитание?
— Это обоюдный процесс. В большей степени – семья. Ребёнок больше находится в семье. Но родителям проще всего переложить ответственность на другого, тогда как самый конструктивный способ разрешения конфликта — найти причину в себе. Понять, что я сделал не так. У нас чаще всего начинают искать, что не так сделал учитель.

— Может это сделать пятиклассник?
— Да. Нельзя грубить старшим — это простые правила поведения. Не только в школе, но и вообще в жизни.

— Почему учитель может не пойти на решение конфликта?
Где-то, может быть, понимает, что неправ, а извиниться не позволяет гордость или статус. … А может, просто учитель не любит детей. К сожалению, есть и такие педагоги.

— Бывают универсальные школьные способы помириться?
— Каждый вырабатывает эту тактику для себя. Кроме того, ребёнок начинает вести себя вызывающе не просто так. Когда у учителя авторитет, ребёнок никогда не будет так себя вести. Значит, учитель в чём-то промахнулся — где-то опустился до панибратства, где-то позволил сам употребить ненормативную лексику. Ребёнок сразу чувствует: с этим – можно.

Некоторые педагоги переводят конфликт на иронию, некоторые – прекращают урок и в присутствии всего класса, особенно, если это старший класс, проводят беседу. Можно честно спросить – в чём я не прав? Можно заключить компромисс.

Очень часто педагогические конфликты носят затяжной характер. Возник, например, где-то в сентябре, учитель его подавляла, подавляла, нарастал внутренний конфликт. И в марте, который, по статистике, считается временем пика эмоционального выгорания педагога, следует срыв. Конфликт надо решать сразу, как только он возник. Если ты учитель – ты старше и опытнее. Надо и быть старше и опытнее. Но чаще всего педагоги конфликтов избегают, и они тянутся, пока ребёнок не окончит школу. Это заканчивается возникновением заболеваний на нервной почве, среди учителей самый высокий процент заболеваемости сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

Я, когда была студенткой, изучала уровень нервно-психического напряжения на коллективе учителей. Мне казалось, что должен был быть высокий, а получался низкий. А потом я посмотрела, на что они жалуются, как часто уходят на больничные и пришла к выводу – они настолько привыкли к напряжению, что жить без него не могут, но это здорово сказалось на здоровье. Среди учителей, 20 лет отработавших в школ, стопроцентно здорового — не найти.

— Действительно ли 20-летний стаж – проблемный?
— Да, стаж от 17 до 20 лет чаще всего совпадает с возрастным кризисом. Если педагог к этому возрасту не может подвести нормального итога своей профессиональной деятельности: средняя успеваемость, средние выпускники, начинается переосмысление, и это болезненный процесс, когда педагог не видит смысла в своей деятельности.

Мы все люди. Бывает, что сил нет. Педагогические коллективы сложны ещё и тем, что они женские. Мы все западаем на эмоции, конфликты. Женским коллективом нужно уметь управлять, тогда он не превратится в бабский. Идеально, когда женским коллективом всё же руководит мужчина. Плюс – надо обращаться за помощью. На все городские школы — 10 психологов. Это небольшой ресурс, но его можно использовать.

— Что вы посоветуете ребёнку, у которого конфликт с учителем? Родителям?
— Во-первых, сообщить родителям. Во-вторых, если в школе нет психолога — обратиться к классному руководителю, социальному педагогу, взрослым, которым доверяешь. В-третьих — разобраться, в чём неправ сам. Родителям – по той же схеме. Да, надо поговорить с учителем, но не по телефону и не немедленно. Переждите эмоции, а то вы не услышите друг друга, придите в школу, выслушайте учителя. И нежелательно, чтобы при выяснении отношении взрослых присутствовал ребёнок.

— Астахов после случая в 33 школе предложил тестировать на профпригодность учителей и воспитателей. Насколько это, по-вашему, целесообразно?
— Я бы при поступлении молодого педагога в школу – делала профотбор: и людей конфликтных, решающих проблемы путём прямого воздействия, в принципе не брала. Сейчас новые положения об аттестации педагогов как раз и предполагают подобные тестирования.

Есть методики и для выявление уровня эмоционального выгорания. Но вообще выгорание видно сразу: повышенная утомляемость, раздражительность, соматические нарушения – головные боли, бессонница, склонность к алкоголю, конфликтность. Выгоревших учителей очень видно. Прямо на них смотришь и понятно, кто держится, а кто ничего уже не хочет.

НазадВперёд
65 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не согласен, что когда женским коллективом руководит мужчина, это лучше. На моей памяти, в бытность директоров-мужчин в школе всегда начинался бардак.

Хорошо, когда коллектив смешанный по полу, но когда чисто мужской иди чисто женский, начинаются неуставные отношения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что делать когда учительница в начальной школе морально унижает ребенка и делает это не открыто, а исподволь, методично и упорно. В разговоре с родителями она говорит:- вам кажется, вы все выдумываете! Психолога в школе нет. Психологи в центре "Успех" разводят руками, ребенка хвалят, и не могут понять причины неприязненного отношения учителя к ребенку. В том что это отношение имеет место быть в центре "Успех" уверены на все 100 %.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Где они, учителя от Бога? Гораздо проще обвинить ребенка, семью. А если не умеешь заинтересовать предметом, себе прощаешь того, что ученику не простишь? Дети ведь все видят, несправедливость особенно. Каждый день внушаю, что школа это - эталон, а он каждый день разочаровывается в этом и говорит, что обманула. Если хотите быть на высоте в глазах детей и родителей- соответствуйте!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Всегда , и в школе и в институте,ив детском саду были ,есть и будут любимчики.Как правило внешне красивые, умненькие детки. А остальным как повезёт..Так же есть и непрятные,неопрятные и т,д, А "просто маме" советик такой Положите ребёнку в карманчик диктофон.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

бабке. по-моему, нормально любить умных людей, нет?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У учителя идет эмоциональное выгорание,а страдают дети.... все отрицательные эмоции сливаются на них.И сделать ничего нельзя-пожалуешься , тут-же все отразится на твоем ребенке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дети ваши страдают)))) ха-ха-ха. Вы их, многоуважаемые родители, в школах не видите. и не знаете, на что они способны. Чуть что - учителей к стенке, за любую жалобу со стороны чадушка своего бежите в школу и разносите там все по камушкам, бывает и с вашей стороны до рукоприкладства доходит. Что ж теперь учителей обвинять? Причем здесь неумение заинтересовать предметом? Это разве учителям надо, чтоб дети ваши знания получали? Нет, здесь вы и ваши отпрыски заинтересованы и только. Вы так до какого момента прыгать будете? В институте тож вашим чадам собираетесь сопли утирать и скандалить по мелочам? А там, знаете, еще меньше настоящих педагогов и предметов, способных заинтересовать. Дык, может, совсем все предметы отменить, которые вашим детям не интересны? И учителей, преподавателей разогнать? Попробуйте сами сладить с 20 малолетками. Или переведите своего на домашнее обучение и заинтересовывайте на здоровье! А нет, дык, воспитывайте, чтоб ребенок ваш не только вас уважал, но и всех старших и вести себя умел подобающим образом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

бабке! Про диктофончик. Сначала диктофончик у ребенка в садике, потом в школе и наконец в институте. Никто с таким ребенком связываться не захочет, оценки будут везде просто так ставить, лишь бы не наябедничал,в конце концов этот диктофончик ему плохую службу сыграет по жизни.

А учителей скоро вообще не останется с таким к ним отношением, в районах их уже нет. Кто детей то учить будет. Диктофончик?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Психологи все знают.Только вот в школу работать почему-то не хотят идти.

Идите в школу,господа психологи, и на бесплатной основе проводите тренинги,спасайте учителей и ,следовательно,детишек.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

что? кто? кому? не смешите меня. я из семь педологов(отец преподаватель, мать педагог.. не каждый сможет этим похвастаться). единственное место где можно обучать частного индивидуума это армия, чем я там и занимался хотя и считал что это не правильно,но в то время я добивался успеха. Сейчас на данный момент САМИ воспитывайте своих УРОДОВ а не сможете отправляйте в тюрьму, там им место. Ругать преподавателей легко, а сам в жизни что нибудь зделал? не поверю.............kistanov@!bk.ru

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

М-да, судя по всему, дабы декларируемое и реальное не слишком диссонировало, нужно помаленьку уже привыкать к новой "рыночной" терминологии:

Ученики - потребители образовательных услуг;

Родители - лобби интересов потребителей образовательных услуг;

Учителя - поставщики образовательных услуг;

Государство - эдакий хапуга-меценат, частично финансирующий откровенно убыточное образование из соображений социальной ответственности бизнеса.

...

Если серьезно, требовать с учителей ответственности за воспитание детей бессмысленно, если не давать им для этого достаточных полномочий.

Учитель должен быть АБСОЛЮТНО уверен, что если он ставит "5" там, где нужно ставить "5, и ставит "2" там, где нужно ставить "2", то он всё делает правильно и ему нечего бояться: ни "блатных" учеников, ни их влиятельных родителей, ни директрисы, которой очередная "2" портит красивую статистику, ни "пристрастной" проверки из минобраза. Чтобы организовать такую схему, необходимо много денег и государственной воли - но только в том случае, если эта схема хоть в каком-то виде заработает, можно будет спрашивать с учителей качество образования. А до того момента - хоть всем в лепёшку расшибись, отстаивая свои права - детей придется доучивать дома.;)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для школьного учителя: А Вы в курсе, что всех психологов, которых могли, уже сократили из образовательных учреждений. А размер заработной платы у оставшихся Вас не интересует?? Психологи - самые низкооплачиваемые специалисты в образовании. Как можно работать за такие деньги? А Вы еще подливаете масла в огонь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что тут опять из пустого в порожнее переливать?посмотрите сами по сообщениям наших "уважаемых " и выходцев из семей педагогов (krasniysumus,РОДИТЕЛЬ ),детей-то педагоги не любят,они для них "УРОДЫ".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кроме эмоционального выгорания есть еще один очень неприятный факт - профессиональная деформация личности. Это гораздо хуже. Учитель - некий эталон. На него, по идее, равняться надо. Можно ли равняться на "деформированный эталон"? Наверное, нет. Вот и выходит, в место правильного "делай как я", получается никуда не годное "делай как я сказал!" Есть призывы к положительному поведению, а примеры предоставляются обратные такому поведению. Откуда взяться уважению, если учитель не уважает учеников. И начинает работать негативная усиливающая связь. В разнос идет, и учебный, и воспитательный процесс. Т.е. становится все хуже и хуже взаимоотношения учителя и учеников. Ученики учатся плохому поведению у плохих педагогов. Хорошим педагогам что-либо исправить уже не удается. Результат - "Школа" Гай В. Германики. Мерзкий, кстати, фильм. Подает дурные примеры.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Преподаватель всего-лишь преподает свой предмет. А учитель - это нечто большее. Учитель воспитывает, любит, дружит с детьми и их родителями. Чтобы таких учителей было больше надо создавать условия - хорошая зарплата, уважение к учителям, регулярное прохождение психологических тренингов (за счет государства, а не за счет бесплатных психологов). А для того чтобы были достойные ученики, тоже нужны условия - строить детские сады, детские площадки, для подростков разные образовательно-развлекательные центры и вместе с родителями прохождение психологических тренингов. НАДО ВСЕХ ЛЕЧИТЬ, а потом регулярно - ПРОФИЛАКТИКА. Ставки психологов раньше были во всех школах, а потом сократили. МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ!!! Всё это результат корявой политики государства. А в данной конкретной ситуации виноват педагог (неадекватное в данной ситуации было поведение), даже обсуждать нечего.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Читулька 13. Это, уважаемая, не педагоги детей не любят. Всё гораздо хуже и страшнее - государство в лице правительства и местных руководителей просто стирают с лица земли само понятие "российский народ". Почему? А потому, что так удобно... И мы все это понимаем, но молчим. Кто остаётся в школах за такую зарплату и с таким хамским отношением к учителю со стороны чиновников? Думаю, что и отвечать не нужно, стыдно просто... Я говорю вам как мама двух учеников (бывших, к счастью) и как педагог ( бывший, к несчастью) - сама сталкивалась со своими коллегами как мать, а вот профессию мне действительно жаль, но нет душевных сил работать в этом аду чиновников и дикой системы подавления всего человеческого...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сокращая специалистов в школах (психологов, логопедов, социальных работников, дефектологов и др.), наши Головы в системе образования не думают о том, что мы получим лет через 5-10. Никого это не волнует?? Это то же самое, что с детскими садами: сначала позакрывали по разным причинам, а теперь деток некуда девать. Где Ваше стратегическое мышление??? Учителя физически не справляются: контингент детей с каждым годом тяжелее! У Вас ведь тоже есть дети и внуки, уважаемые руководители! Или вы не рассматриваете, как возможное, их проживание в нашем многострадальном крае?? Проблему комплексного сопровождения образовательного процесса и его участников нужно решать!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Читулька, а Вы бы пошли учить и любить детей за 15 тыс??? да так что на своих детей времени нет??? Вы никто на себя не примеряли професию учителя??? Ругать всегда проще. Все же молодцы сбросили свое чадо сначала в садик потом в школу потом в универ потом еще куда нить. Ругать всегда легко. А вы когда последний раз хвалили учителя??? Спрашивали как у него дела? Вы имя учителя физики или математики знаете того который учит Вашего ребенка? Вы на своего ребенка время находили когда воспитывали его? Вы ему объясняли что есть Хорошо а что есть Плохо??? Как поступать надо и как не надо, или все свалили на учителей??? Если так - то вы будете и дальше ругать! Счас ведь учитель что - ноль, НИЧТО!!! все для детей, для учеников. Они центр вселенной вокруг которой крутится все. И они, дети, это понимают и всячески этим пользуются - они знают куда звонить если их обидели, на кого писать жалобу если им тройку поставили. И ведь никто не разбираясь - ставит минус учителю. А вы попытайтесь просто в школе 5 дней провести 4 урока подряд, посидеть на задней парте в классе вашего ребенка. И не надо говорит что у вас времени нет, что у вас работа- тем самым для вас ребенок уже не так важен как работа. Посидите, понаблюдайте ... и все поймете.

А так будете ругать.Так проще - сначала учителя, потом мэра, потом правительство, потом президента... вообщем всех. Начните с себя. Уважайте не только своего ребенка, но и тех кто старается из него сделать человека.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Учитель! Когда же его поднимет "Государство" на ту высоту, которую он должен занимать в обществе. Учитель для многих родителей 90-х годов стал продавцом знаний: я вам привел ребенка -учите! А этот ребенок - прообраз своего хама-родителя: эгоист, грубиян. В начальной школе дети ругаются матом, что уже говорить о старшеклассниках! Что, учителя этому учат? Я прекрасно слышу как разговаривают мои соседи со своими детьми: с..., б...Может такой ребенок только от учителей и получает положительные эмоции? В школе много учителей пенсионного возраста, на них и держится школа, добрый эмоциональный климат. А кто ремонтирует кабинеты, после уроков занимается с детьми внеклассной работой? Все они! Молодые учителя -нервные, нетерпимые, меркантильные, не имеющие опыта общения с детьми,проработав год, полтора, уходят, не выдержав такой нагрузки! Берегите учителей, дорогие родители и правильно воспитывайте своих детей-это ваша опора в старости!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какой профотбор,через лет 5-10 детей вообще не кому будет учить, такова реальность.РОДИТЕЛЬ и Равносторонний +10000

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

18 Равносторонний:вы какие то странные вопросы задаете-ведь это их был выбор стать преподавателем ...знали на что идут.В этом вопросе об учителях и учениках спор будит всегда-у учителей нервы сдают,унижают учеников ну и тд...ученики тоже теперь подкованные(свои законы знают,чем умело и пользуются),палец им в рот не клади по локоть откусят.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

За все беды в государстве, отвечает учитель(стрелочник) Учителя , да и всю лучшую в мире систему образования кончили разного рода реформами...Лет через пять-десять вообще некому в школах будет работать, помяните моё слово(если что то не изменится, а предпосылок для каких-либо изменений нет никаких) А с некоторыми выводами данного психолога не согласен в корне, сколько людей столько и мнений и у психологов тоже, что бы принимать их(выводы) за догму...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

krasniysumus - сколько в Вас злобы и ненависти! Да это же наши дети, наше будущее! Вы что, с ума посходили?! В юном возрасте трудно самому понять, что тебе надо - ты должен поверить взрослому человеку. Родителю, учителю... И если они, эти взрослые, искренние, добрые, то тогда все в порядке. А если проповедовать воду, а пить вино - ничего не получится. И интерес обязательно должен быть - можно тупо учебник прочитать на уроке, а можно игру организовать... Про институт - два образования у меня, знаю, как там учат. Поверьте, гораздо интереснее, чем в школе. А я безумно люблю своего ребенка, и всегда буду учить его: - "Прости своего учителя, если он неправ, просто он не любит свою работу, а другого делать ничего не умеет".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, еще добавлю. Дома я доделываю Вашу работу - объясняя, что ребенку не понятно. Скажете, нам надо. Конечно, нам, не спорю. Поэтому и учусь с ребенком. Но плюс учитель получает - хорошо учит. Да ничего подобного, это мама после работы и домашних дел, еще часа два школьную программу вспоминает. А как было противно на школьном собрании 1 сентября слышать, как завуч будущих медалистов подсчитывала и сожалела, что кто-то из них уехал! Медаль другая школа получит!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лариса 69,Читулька, я не педагог и никакого отношения к школе не имею - во первых. Ненависти к детям у меня тоже нет - во вторых. В третьих, каждый из нас занимается своим делом, кем бы ни работали вы, другого у вас тоже не получится (без подготовки определенной, которая денег стоит, поверьте, многие и рады бы переучится, да только з\п не позволяет). Так что не надо говорить тут о неумении делать ничего другого. Говорю со стороны, так только судить объективно получается. Я - лицо не заинтересованное, мне до детей ваших дела нет. Я просто знаю множество примеров (происходящих с моими знакомыми родителями либо озвученных по теленовостям), когда за малейшее замечание педагога родитель бежит и, брызгая слюной, нецензурно выражаясь, угрожая расправой (физической или законной - не важно) кричит об "унижении" своего ребеночка золотого, бывает это и при всем классе происходит и его,родителя, абсолютно не волнуют оправдания учителя, слова о том, что все преувеличено было ребенком. Дети видят, что могут делать все, что захотят, они все рано окажутся на высоте. Девиз таких родителей - "Мой ребенок - всегда прав, что бы он не сделал". Это справедливо разве? Или еще случай, который получил широкую огласку и меня лично возмутил очень сильно, когда несколько здоровых лбов - 9-классников снимали и выкладывали видео с издевательствами над учителем физкультуры. А потом родители одного из них еще и встречный иск подали, что, оказывается, это их детище на уроках физкультуры страдало, это этого здоровенного недоросля учитель физ-ры избивал. Вот показатели "правильного" родительского воспитания, даже зная и видя, что ребенок не просто заигрался, зашалился, он преступил грань закона, его все равно погладят по голове и нимб оденут! Какое у него после этого уважение будет к педагогам?