Р!
28 СЕНТЯБРЯ 2021

Кино и немцы: рамки мирового киноискусства сузились с распадом Союза

На прошлой неделе в кинотеатре Краснокаменска демонстрировали «Иронию судьбы-2», а борзинцы, после пятилетнего перерыва, смогут посмотреть «Любовь-Морковь-3» на большом экране.

О том, на какие уступки для забайкальцев готов идти «Двадцатый век Фокс», и как в 1985 году каждый житель умудрялся сходить в кинотеатр 14 раз в год и под какой перестройкой погребли киноустановки – в интервью ИА «Чита.Ру» с генеральным директором Читинской государственной кинокомпании Николаем Приваловым.

14 посещений в год против двух



— Какая система кинопроката у нас существует?

— В буквальном смысле от той киносети, которая была в 90-е годы, осталось около 10%. Понятно, что этого мало. Но и нельзя сравнивать то время и сегодняшнее по информационной составляющей, когда интернет дошёл не только до районных центров, но и в сёла. Тогда кинотеатры были единственным источником представления кинофильма, а сегодня так не скажешь. Сейчас подход должен быть совершенно другим. Оставшиеся киноустановки должны быть на уровень выше, чтобы человек, сопоставляя возможности компьютера, видеомагнитофона, телевизора, выбирал кинотеатр.

И по уровню посещаемости восторга не должно быть. Допустим, в 1985 году в крае было 17 миллионов посещений. Получается, что на каждого жителя было 14 посещений в год. Это средняя цифра – кто-то ходил и 40, и 50 раз, а кто-то и вовсе не ходил. Сейчас у нас нет такого уровня. Сеть сократилась и в селе, и в городе. В том же 1985 году только в городе было восемь кинотеатров. Плюс кино показывали в Домах культуры – охват был больше. Хотя количество посещений максимальное было не в городе, а в селе. Потому что в городе билет был дороже, а в селе стоил копейки.

— А сколько раз ходят в кинотеатр сегодня?

— В среднем – два посещения в год. Если говорить про население Читы, тут не очень высокая посещаемость. Доходы кинотеатров больше из-за более высокой цены на билеты. А так, около 400 тысяч посещений в «Удокане» и по 100 тысяч в «Бригантине» и «Центавре» по данным бюллетеня кинопрокатчика за 2009 год. В таком городе, как Краснокаменск, если учитывать население в 50 тысяч человек, — то же самое. Рывка никакого нет.

Я думаю, что мы уже никогда не достигнем такого высокого уровня посещений, потому что время другое. Сейчас перед нами иная задача – сделать так, чтобы посещение кино было семейным мероприятием, такого уровня, как выход в театр. От нас требуется многое – это и новые технологии, и улучшение качества, и достойные места для кинопоказа. Задача сложная.

В нашей киносети осталось 10 кинотеатров. По 131 федеральному закону мы основную массу киноустановок передали в муниципальную собственность. Передача проходила в сложное время. В большинстве населённых пунктов, районных центрах, очень жаль, но ничего не сохранилось. Я понимаю, что они не в состоянии были содержать киносеть. Отдали муниципалитету полномочия, а денег нет. Можно сказать, что под этой перестройкой погребли киноустановки.

— Во всех районах?

— Если говорить про сельские клубы, то разрушений не произошло, сохранились киноустановки. На балансе отделов культуры остались три кинотеатра. Первый — в Ононском районе. Его мы построили в 1991 году. Кинотеатр такой, как читинская «Бригантина», — двухзальный. Только там, в малом зале, мы выровняли полы для занятий 50 танцевальных пар. У района был старый, деревянный дом культуры, который сразу же разрушили после запуска кинотеатра. Вся методическая служба переехала в новое здание. С передачей это стал районный Дом культуры. Такая же ситуация сложилась в Улётах. Там закрыли районный Дом культуры и переехали в наш кинотеатр «Ингода», который мы построили в 1984 году. Похожая ситуация сложилась в Калганском районе. В этих двух учреждениях демонстрируют кинофильмы.

Так, к сожалению, не везде. В Могоче, например, кинотеатр сгорел. В Сретенске кинотеатр переделывали под рынок, пенсионный фонд. Не сохранился хороший кинотеатр, который мы делали по типовому проекту, в Чернышевске. Где-то были очень старые кинотеатры, как в Газимуро-Заводском районе. В Приаргунском районе мы передали кинотеатр «Энергетик». В нём сделали спортивный зал. Там есть хороший Дом культуры, где можно демонстрировать фильмы.

У нас остались кинотеатры — «Экран» в Карымской, «Россия» в Первомайском, «Нерча» в Нерчинске, «Авангард» в Кокуе, «Кристалл» в Вершино-Дарасунском, «Космос» в Балее, «Восток» в Борзе и «Бригантина» в Чите. Сейчас мы готовим документы для ремонта кинотеатра в Балее. Там обнаружили много дефектов по нормам противопожарной безопасности. Думаю, если в этом году не сделаем всё полностью, то начнём и выполним большую часть работ. Нуждается в ремонте кинотеатр «Россия» в Первомайском. Мы поменяли там отопление, окна, двери, но капитально приступить к работам пока не получается. Из-за строительства «Бригантины», когда нам пришлось брать кредит на завершение работ, затянули ремонт в Борзе. Соответственно, сдвинулись сроки по другим кинотеатрам. Дело в том, что государственных вложений для таких целей нет. Нам, единственное, помог бюджет края в прошлом году, выделив 500 тысяч рублей на приобретение кресел для кинотеатра в Борзе. Все остальные ремонты мы делаем за счёт внебюджетных источников – доходов от продажи билетов. В год на ремонты есть около 3-3,5 миллиона рублей. Нужно раза в три больше. Необходимо увеличивать доходы от продажи кинобилетов.

«Иногда киностудии идут навстречу»



— Получается, что у большинства районных кинотеатров хорошая материальная база?

— За последние пять-семь лет удалось значительно поправить материальную базу. Но ситуация складывается сложная вот в чём: мы работали, развивались, а сегодня вновь оказались в начале пути. Сейчас нам предстоит перейти от плёночного кинематографа к цифровому. Можно было бы подождать какое-то время, вкладывая средства в ремонт кинотеатров, но нас поджимает рынок. Около трети крупных кинотеатров России уже перешли на цифровой кинопоказ. Соответственно, киностудии, чтобы сократить затраты, подталкивают нас как можно быстрее перейти на цифру.

В этом году по программе «Культура Забайкальского края» из бюджета края нам выделяют 3 миллиона рублей, и ещё три миллиона мы добавляем сами, чтобы дополнительно установить цифровой кинопроектор в «Бригантине». Так сделано в «Удокане», чтобы можно было работать, использовать и плёнку, и цифру для кинопоказа. Соответственно, как только мы переоснастим «Бригантину», нам нужно будет сразу проводить такую работу в остальных кинотеатрах.

Но есть такая проблема. Дело в том, что для «Бригантины» нужно шесть миллионов. «Удокан» потратил больше, потому что там площадь экрана больше в два раза. Естественно, мощность источника света, кинопроектора должна быть больше. У нас есть ещё один большой по размерам кинозал – «Нерча» в Нерчинске. Там зал на 400 мест. В остальных кинотеатрах размеры экранов от восьми до 10 метров шириной. Там, соответственно, будут меньше затраты. Но во всех случаях в основе воспроизведения – сервер, цена на который не зависит от размеров кинотеатра. Как быстро нам удастся? Я думаю, что года три понадобится. Если будут другие решения, вливания. Но даже по программе «Культура Забайкалья» только 3 миллиона. Больше пока нет. Нет и технического решения, что делать с Домами культуры, клубами. Эту проблему нам придётся решать совместно с муниципалитетами.

— Вы намеренно идёте на снижение цен на билеты в районах?

— Да. Там доходы у людей меньше. Они не могут себе позволить такие траты. Мы, откровенно говоря, не устанавливаем цены для дирекции киносети. Они должны ориентироваться на социальное положение населения. Предположим, Кокуй. Единственное градообразующее предприятие – это судостроительный завод. Он сегодня не имеет заказов. Откуда у них могут быть деньги? Поэтому там хорошие фильмы стоят едва 50 рублей. А так – 25-35 рублей. Однако, не все так однозначно. Если сравнивать, к примеру, посёлки Вершино-Дарасунский и Карымское — доходы в кинотеатре «Кристалл» выше. Работникам кинотеатра «Экран» в Карымской есть над чем подумать.

Районы мы считаем вторичным рынком для проката. Если бы мы работали с кинотеатрами синхронно, например, начался показ в «Бригантине» или «Удокане», мы тут же показываем этот фильм в районах – это один подход. А получается так: показывает город, мы собираем все три копии и увозим в районы. Там идёт смена фильмов раз в неделю по четвергам. Иногда завозим два фильма. Бывает, что заказывают фильмы к мероприятиям для школьников. Например, сейчас проводим фестиваль к юбилею образования казачьего войска. Набираем программу по казакам. Получается, что в одном районе фильм находится неделю. Последняя киноустановка в Вершино-Дарасунском. Проходит почти полтора месяца, когда фильм поступает туда. Но если программ набирается много, то мы стараемся сократить разрыв. Например, увозим фильм в Карымское и в Нерчинск. Если бы мы перешли на цифру, то могли бы показывать фильмы синхронно. Иногда нам навстречу идёт киностудия «Двадцатый век Фокс». Они дают не три копии на край, а четыре. Тогда мы одновременно начинаем показ в Чите, Краснокаменске или Агинском. Сейчас появилась возможность показывать в Борзе. То есть в крупных населённых пунктах, где выше посещаемость, лучше техника.

— Как киностудии относятся к показам фильмов в районах, где трудно ожидать высоких сборов?

— Да, сборы минимальные. Но, в основном, киностудии не догоняют больших доходов в сельской местности. Город отрабатывает полностью. Но некоторые зарубежные студии не понимают, что такое сельская местность. Относятся по-разному. Вообще, есть два варианта проката фильмов. Есть с процентов: мы показываем фильм и отчисляем 50%. А есть твёрдая ставка. В основном, это касается российских фильмов. Наши, отечественные, дистрибьюторы действуют и по такому принципу: если фильм стоящий, и они видят, что могут получить доход, то собирают отчисления с прокатов. Например, такой фильм, как «Адмирал». То же самое пытался сделать Михалков с фильмом «Противостояние». А большая часть старается продать по фиксированной цене – до 100 тысяч рублей. Есть прокатная студия «Панорама кино», которая, в основном, продаёт отечественные фильмы. Они продают по твёрдой цене. Мы покупаем фильм, и он остаётся у нас в фонде на длительное время. Мы можем его показывать. А американским киностудиям после проката мы возвращаем копию, и они её уничтожают. Такая схема действует не только в России, но и во всём мире. Хотя мне жалко. Я знаю, что «Двадцатый век Фокс» уничтожает копии на Алтае. У плёнки сейчас очень большой срок службы – до тысячи показов. У нас она едва отрабатывает 500.

О лучших фильмах



— Как вы познакомились с кинотеатром, почему кино стало вашей профессией?

— Мой дядя, Иван Александрович Юрченко, работал киномехаником. Тогда многие ребятишки, не только я, интересовались техникой, лезли в киноаппаратную. Он не противился, допускал. У нас в селе, в Брянской области, был большой клуб с хорошей киноаппаратурой. Сёла там большие – восемь, десять тысяч жителей, расположены недалеко друг от друга. Там было так: центральная усадьба, сельский совет, в состав которого входили несколько деревень. В каждом селе был клуб с киноустановками. Когда я немного познакомился с плёнкой, дядя разрешал ездить в эти сёла и самостоятельно показывать кинофильмы.

В 1967 году я поступил в кинотехникум в городе Советск Калининградской области. По его окончанию служил в Казахстане на границе с Китаем. После службы в армии приехал по направлению работать в Читинскую область. Ещё до приезда сюда я поступил на заочное отделение Ленинградского института киноинженеров. Получается, что у меня одна профессия, связанная с кинематографом.

— Есть у забайкальцев предпочтения в выборе фильма? Или что нужно сделать, чтобы кино имело успех в нашем крае?

— Особенностей – национальных, территориальных нет. Мы стали универсальными людьми. Я про себя отмечаю, что некоторые фильмы, которые не стоят повышенного внимания, продавливают так, что их смотрят все. А есть фильмы, которые, действительно, имеют хорошее содержание, а остаются незамеченными.

Наши продюсеры очень мало внимания уделяют рекламе. Есть хорошие, стоящие фильмы, которые заставляют человека размышлять. Но они потом находят своё место на телевизионном экране, а в кинотеатре не имели успеха.

— Как вы относитесь к фильмам, если можно так сказать, территориальным? Был бы интересен нашему зрителю фильм о Забайкалье?

— Думаю, что да. У нас такие фильмы снимают местные телекомпании, но это кино дальше города не уходит. Что меня огорчает – в кинотеатрах мы видим фильмы России, и то не все, и Америки. Мы практически не смотрим фильмы европейские, итальянские. Вы заметили, их не стало? С одной стороны, в кинематографическом мире происходит такое – крупные американские студии, если увидели в Европе хороший сценарий или перспективного режиссёра, они его покупают на корню. Приходят и говорят: «Ты хочешь, чтобы твой фильм увидел весь мир?» Какой режиссёр не хочет этого? Дают ему деньги – всё зависит от того, на какой стадии они подхватывают – это так называется. В результате фильму они придают своё видение. Где-то автор, режиссёр, продюсер могут свою линию сохранить. Бывает так, что фильм уже снят, его остаётся только озвучить. И они его покупают, компенсируют затраты. А фильм выходит под брендом крупной киностудии. Это одно. Но мы не видим азиатское кино. Совсем нет Индии. А эта страна выпускает по 600 фильмов в год. Около 350 снимает Китай. Кроме «Битвы у Красной скалы» я уже и не помню, что мы видели. Хотя мы с ними соседи. Даже в Улан-Удэ группа ребят сняла хороший фильм.

Рамки мирового кино сузились. Честно говоря, мне это не нравится. Мы начинаем привыкать к каким-то штампам, традициям в кинематографе. Всё исчезло вместе с распадом Советского Союза. Тогда была такая политика – старались поддерживать национальное кино союзных государств. А сейчас каждая страна сама за себя. В той же Франции снимают около 250 фильмов в год. Но там действует другое – если ты прокатываешь американский фильм, то больше отчислений делаешь в фонд поддержки национального кино. Разные меры вырабатываются в разных странах – пытаются защититься от глобализации. К примеру, снижают ставки налогов для национальной кинематографии.

— Вы смотрите все фильмы, которые приходят в наш край?

— Нет, конечно. На квартальных кинорынках в Москве и Санкт-Петербурге выдаётся большая часть фильмов. Бывает, что показ разных фильмов синхронно идёт в двух-трёх залах. Заходишь – посмотрел сюжет, перешёл в следующий зал.

— А у вас есть любимый фильм?

— Нет. В России и Советском Союзе было много хороших фильмов. Нельзя выделять один.

НазадВперёд
14 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В СССР люди ходили в кино, но, как многие помнят, цена билета была 10-20 копеек. В пересчете на нынешние деньги это 10-20 рублей. Сейчас билет на кассовый фильм стоит от 250 рублей - практически как в Америке или Западной Европе. Естественно большинству такое удовольствие не по карману, тем более семьям. Вот и все объяснение упадка киноиндустрии в России. Жадность прокатчиков их же и сгубила. Лично у меня выработалось полнейшее безразличие к кинопросмотру - в кинотеатр не пойду, фильм посмотрю только если кто-то мне его принесет на блюдечке с голубой каемочкой - сам же и пальцем не пошевельну.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

хороший фильм (особенно с массовыми, военными сценами) пойду смотреть в кинотеатр, а ерунду всякую типа "самых лучших фильмов" можно и по компьютеру под пивасик посмотреть

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

через комп любой фильм можно смотреть.и дешевле намного. всего 700 или 800 р за безлимит зато в пересчете на билеты в кино оч экономно.ну если понравится то можно и в кино сходить ради хор качества картинки и звука.и еще у кого нибудь есть фильм Игла Ремикс в хор качестве?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще удовольствие пропадает от чавкающей, шуршащей, хрустящей быдлогопоты.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

быдлогопота обычно идет на быдлофильмы.прост слово культура здесь наглухо забыто, чавкают и хрустят все. это как бы мода, если ты без пива и чипсов в кинозале ты лох. и все ведутся и хрустят.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Броненосец Потемкин-2" скоро на экране

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Просто с тех времен жизнь сменилась, каждый день у каждого из нас свое кино, со своим сюжетом. Вся страна превратилась в большой кинофильм в котором каждый из нас играет какуюто роль. Людям просто некогда сходить в кино или просто жаль тратить зря время и деньги, секретных сюжетов уже нет и душераздирающих сцен тоже. Надо придумать чтото новое для нашего народа.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

7 ЛОМ 15.04.11 15:16

Поход в кино в СССР стоил 20 копеек на лучшие места, водка стоила 3,62 руб. 4,12 руб. 5.20 руб и 6,30 руб за поллитру. Сейчас водка стоит меньше 100 руб, а поход в кино 250 руб. Не замечаешь разницу ?

Раньше мы были гражданами СССР и имели некоторые привилегии от этого. Сейчас мы граждане лишь формально, а реально мы просто принужденые плательщики налога для государства и потребители товаров, кстати, тоже порой принужденные.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кеха ты по ходу как мои предки помниш когда с автокинотеатра показывали Зиту и Гиту)))и твой любимый актре наверно Радж Капур)бугагаг

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если сегодня применить цены СССР то поход в кино будет стоить 20 рублей, а бутылка водки 1800рублей. В таком случае вообще кина не будет, будет революция.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

9 бугого 15.04.11 16:42

Кеха ты по ходу как мои предки помниш

Не, Зиту и Гиту я смотрел в нормальном кинотеатре, тогда индийские фильмы были как сейчас голливудские блокбастеры. Сейчас от индийских фильмов меня тошнит. Помню пацаном посмотрел в кинотеатре на первой Чите двухсерийный "12 стульев", еще помню смотрел "Джентльменов удачи". С Радж Капура наверно тетки тащились...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если бы еще наши кинематографисты снимали нормальное кино. А то деньги вбухивают, снимают лажу, на которую никто не ходит, да еще и удивляются, что интернет убил отечественный кинематограф. Я сначала должен узнать, за ЧТО я должен заплатить, идя в кино, а уже потом решать - покупать мне ЭТО или нет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Просто есть кино для всех простое по смыслу, к нему также относится и новый жанр ржака-кино типа Лучший фильм и т.д. а есть фильмы не для всех, (некоторые еще называют их арт-хаус) понятные лиш единицам, от их проката мало прибыли, да почитай одни убытки.например новинка Поколение П.очень его не хотели брать на прокат.вывод: если фильм не понятный большинтву это не значит что он некачественный.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поколение, может и правильно, не хотели брать на прокат. И многие на него не ходили не потому что он непонятный, а просто потому что его противно смотреть и плевок в душу нашим дедам и бабушкам, положивших жизнь за нас и за нашу Родину.

А мы бы вот, например, с удовольствием бы сходили семьей на "Мастера и Маргариту", который почему-то у нас в Чите показывать не будут. А зря. Думаю, желающих посмотреть было бы гораздо больше 10 человек

ОБСУЖДАЕМОЕ