НОВОСТИ
11 ДЕКАБРЯ
10 декабря

Лариса Костюк: «Всегда казалось, что я буду петь»

Фото: Пресс-служба краевой филармонии

15 апреля в рамках Международного фестиваля искусств «Цветущий багульник-2011» в Большом концертном зале Забайкальской краевой филармонии прошёл концерт Заслуженной артистки России Ларисы Костюк. Солистка московского театра «Геликон-опера», обладающая проникновенным меццо-сопрано, выступила в Чите во второй раз. О впечатлениях от Церкви декабристов и о своём театре «Геликон-опера» она рассказала «Чита.Ру».

— Какие впечатления остались у вас от прошлого приезда в Читу?

— В Чите я выступала осенью. Был творческий вечер композитора Александра Чайковского. Прошлый раз нам было довольно-таки сложно. Весь приезд состоялся в один день – прилетели, выступили и улетели. Поэтому, слава богу, что организм выдержал, и здоровья хватило. Конечно, гордость была. А единственное, что я запомнила, как после концерта нас привезли к Церкви декабристов. Тогда она, естественно, была уже закрыта. Как такового города я не видела. Но было очень приятно, когда приехала во второй раз – такое ощущение, что вернулась домой, к родным людям, которые тебя ждали. Очень хорошо встретили, и день был уже спланирован – мы отдохнули, посмотрели город… Было очень интересно, узнала много нового. Хотя всё равно, конечно, мало времени, чтобы обо всём узнать и всё осмотреть.

— 6 апреля в Москве состоялось открытие очередного Театрального благотворительного марафона, организованного Фондом поддержки деятелей искусства «Артист» Евгения и Марии Мироновых с участием артистов «Геликон-опера». Вы часто участвуете в благотворительных проектах?

— Эта совместная акция нашего театра и фонда была организована в помощь актёрам, которые закончили выступать, но находятся не в лучшем положении. Вообще, за время моей работы в театре «Геликон-опера» периодически возникают подобные благотворительные мероприятия, в которых мы участвуем. А это просто одна из последних акций…

— Расскажите, пожалуйста, об исполнении главной партии в моноопере И. Барданашвили «Ева». Что это был за проект?

— Вы знаете, для меня это стало настоящим испытанием, серьёзным событием. Хотя это и было давным-давно. Критик Алексей Васильевич Парин написал либретто к трём операм. А три современных композитора написали три оперы, сюжеты которые были связаны с библией – «Ева», «Моисей» и «Житие мое». Это был довольно интересный и сложный проект, потому что ты 40-50 минут на сцене в действии, исполняешь свою роль. Всё действие было костюмировано. И многое зависело тогда от твоей выносливости и драматического таланта.

— Благодаря той новой оперной атмосфере экспрессии и чувственности театра «Геликон» кем вы сегодня больше себя ощущаете – артисткой или певицей? Как удаётся поддерживать баланс?

— Трудный вопрос. Некоторые говорят, что вот он – хороший актёр, но разве при этом человек может быть плохим певцом? Если он плохой певец, то и актёр никудышный. В оперном театре не может быть разделения на хорошего актёра и хорошего певца. Всё равно должен быть синтез. Ведь любое действие поддерживается твоим голосом и тем, как ты им владеешь. Для меня это сложный вопрос, хотя Дмитрий Александрович (Дмитрий Бертман – художественный руководитель и основатель театра «Геликон-опера», народный артист России, поставивший более 90 спектаклей в России и за рубежом – в Испании, Франции, Германии, Ирландии, Канаде, Австрии, Эстонии, Швеции, Новой Зеландии, Дании. – авт. ) всегда больше за актёрство.

— Вы говорили, что очень любите «Кармен», и ваш творческий путь начался с того, что в 15 лет впервые услышали эту оперу и всю жизнь мечтали её спеть. Расскажите об этом. Ваша мечта исполнилась?

— Да! Я всегда пела, и мама моя была музыкантом. Раньше были распространены детские клубы. В городе, где я родилась, в городе Тольятти, в каждом квартале действовал такой детский клуб. Некоторые кружки были платные, но тогда это была мизерная плата. Вот там, у мамы, я и начала петь – сначала в хоре, потом самостоятельно. У меня и мыслей не возникало о том, кем я стану. Всегда казалось, что я буду петь. Не знала только, что именно мне придётся петь, ведь тогда мы исполняли советские патриотические песни.

Как-то раз к нам в город на гастроли приехал Самарский оперный театр со своей оперой «Кармен». Помню, что сама Кармен мне тогда не понравилась, потому что она была старая и полная – настоящая оперная певица. А вот Хозе был очень хорош собой! Но мне очень понравилась музыка. Она меня просто заворожила! И первое, что я сказала маме, придя со спектакля, как раз накануне моего дня рождения: «Мама, подари мне эту пластинку!» И мама мне её подарила. Партию Кармен на ней исполняла Ирина Архипова, Хозе пел Дель Монако, а Эскамильо – Павел Лисициан.

И когда по прошествии лет я исполнила эту партию в театре «Геликон», на спектакль попал Лисициан. Сегодня, к сожалению, его уже нет с нами. А тогда мне было очень приятно, потому что моя мечта исполнилась! К тому же исполнитель, которого я слушала когда-то на пластинке, присутствовал на моём спектакле. После он говорил мне очень много красивых и замечательных слов… Ну, затем появились другие роли, ведь нужно было жить дальше.

— Лариса, ведь в вашем репертуаре есть и мужские роли. Скажите, как актрисе, певице, они вам помогают, или всё-таки в чём-то ограничивают?

— Не думаю… Вот есть спектакль «Лулу», где я люблю женщину. Вот это гораздо сложнее. Так вот там я люблю её не как женщину в физическом смысле, а как человека. Тогда мне проще это сыграть. «Летучая мышь» у нас изначально шла так, как будто женщина переоделась в мужчину. А потом впоследствии уже оставили, что это мужчина. Поэтому особой разницы я не чувствовала. В сказке Гофмана я исполняю партию музы Никлауса, так или иначе ассоциируя себя с женщиной. А вот в «Милосердии» Тита хотя роль и мужская, но сам спектакль сделан так, что всё физическое действие играет мужчина, а я играю его душу. Там тоже нет явного перехода из одного пола в другой. Так что у меня нет таких ролей, где я откровенно играю мужчину.

— Бывают ли у артистов театра «Геликон» гастроли по стране, и есть ли перспективы приехать в Читу?

— Наверное, это сложно. Вообще такими вопросами у нас занимается руководство… Сейчас в театре есть такой проект – опера «Царица» Давида Тухманова, который в принципе уже путешествует по городам – прошли спектакли в Питере, Москве, Уфе, Краснодаре, планируются в Челябинске, потом в Оренбурге… А в следующем полугодии, говорят, и на Дальнем Востоке. Но спонсором этого проекта выступил банк «Уралсиб», и во многом гастроли стали возможны только благодаря ему. Так что, точно не знаю.

— В 2004 году вы дебютировали в Большом театре в партии настоятельницы монастыря в опере «Огненный ангел» Сергея Прокофьева, став первой исполнительницей этой партии в Большом театре. Расскажите, пожалуйста, какие воспоминания у вас сохранились об этом дебюте?

— Сложные воспоминания. Это был сложный период в моей жизни. Так получилось, что тогда у меня было сразу три настоятельницы монастыря: в концертном исполнении сестры Беатрис, роль матери-настоятельницы в постановке «Диалоги кармелиток» в театре «Геликон-опера» и в опере «Огненный ангел» Сергея Прокофьева. Остались замечательные впечатления о работе с режиссером Франческа Замбелло – мне было удивительно, что я вообще совершенно случайно попала в этот проект… Но, наверное, больше предпочтения я отдавала тогда «Диалогам кармелиток», потому что эта роль была гораздо интереснее, в ней можно было больше открыться. Поэтому если выбирать между одной настоятельницей и другой, то я бы выбрала «Диалоги кармелиток».

— Говорят, что репетиции в театре «Геликон» обычно проходят очень интересно, с юмором?

— Да, иногда интересно получается. Бывает, что и не получается, тут уже не до юмора. Вообще, постановка спектакля – процесс очень сложный, ведь нужно постараться обязательно кого-нибудь убедить. Сделать то, чего никто до тебя не делал. Могу сказать, что у нас в театре очень хорошая труппа, очень сплоченный коллектив. И люди, которым приходится работать с нами, говорят, что такого театра раньше они не видели. Наш театр – это единый организм, где все друг друга поддерживают, переживают друг за друга. И потом всё ведь зависит от руководства. Дмитрий Бертман – замечательный человек, который смог всех объединить. Сегодня мне кажется, что наш театр – это большая и дружная семья.

5 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошо что есть город Чита. В Москве настоящих артистов народ уже давно не слушает, слушает примадонн, мэтров, шоуменов, фабрикантов. Вот поэтому приезжая в Читу им артистам кажется что город родной и люди пришедшие послушать их родные. А в свою очередь жители Читы не слушают своих настоящих, не самодеятельных местного приготовления, артистов и те приехав в любой районный центр ЗК или другой городишко тоже чувствуют себя как дома. Артист без внимания публики не артист. Что имеем не храним, потеряем плачем. Так же как и Москва, Чита теряет своих артистов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Голос прекрасный. Особенно понравилось второе отделение концерта, т.к в нём звучала знакомая музыка-Лариса Костюк исполняла романсы, а романсы всегда любимы нашим зрителем. И радостно, что зал был полон, филармония стала популярным музыкальным салоном и много читинцев приходят на концерты артистов, которые являются участниками "Цветущего багульника".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, певица колоритная, голос завораживает. Рада, что сходила на её концерт.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Всё замечательно, только вот - Бертман - Дмитрий, "Диалоги" - кармелиток, и к сериалу не имеют отношения). Может, поправите, а то неловко читать как-то...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

географ, а вы случае не были на концерте Филиппа Вилла?

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить