Прощайте, военные без оружия
Армейские реформы сократили не только количество военнослужащих и число военных округов. Вместе с Сибирским военным округом свою деятельность закончил и ансамбль песни и пляски.
Разговор об окончании творческой деятельности ансамбля песни и пляски ЗабВО, а потом и СибВО и.о. художественного руководителя Александр Коцур начинает с невесёлой шутки: «Мы, как Алла Пугачёва, расстаёмся со сценой уже третий раз. Прощальные концерты проходили 23 февраля, 8-9 апреля, и теперь нам предлагают выступить на празднике в День Победы. Скорее всего, это будет окончательная точка».
Представить себе торжества в День Победы без ансамбля округа как-то сложно. Однако многие из тех, кто исполнял на стадионе СибВО «Катюшу» и «Смуглянку», уже уехали в Красноярск, Санкт-Петербург и даже в Китай.
В октябре этого года ансамблю исполнилось бы 73 года. Организован он был в 1938 году, перед боевыми действиями на Халхин-Голе. С момента рождения и до 1998 года в коллективе трудились 86 человек, потом — 60, Сейчас из ансамбля планируют создать концертную группу, сократив число артистов больше чем в два раза.
«Мы привыкли видеть в ансамбле и большой хор — единственный профессиональный академический хор в Чите, и оркестр, в котором слиты воедино эстрадно-духовые и народные инструменты, большой разножанровый танцевальный коллектив, исполняющий любые танцы всех республик бывшего Советского Союза. Город потеряет творческий коллектив, который мог отработать на стадионах, площадях и полигонах. Концертная группа, как филиал ансамбля Восточного военного округа, будет обслуживать дальние военные гарнизоны Забайкалья. Для них это будет приемлемо, но для краевого центра, увы, нет», — прокомментировал Александр Коцур.
В настоящее время это единственный вариант дальнейшего сушествования. Планов по сохранению ансамбля в его настоящем виде нет. Содержать коллектив, дотировавшийся Министерством обороны, не захочет ни город, ни край. Самообеспечение исключено в принципе.
«Искусство, тем более военное искусство, никогда не было коммерческим, — поясняет Александр Степанович. — Поэтому, если организовывать коллектив, то его нужно обеспечивать. Мы никогда не зарабатывали больших денег, сидя на дотациях армии. Платные концерты мы давали очень редко, но и цена билета не превышала полутора сотен рублей. В городах работали в основном на крупных мероприятиях, типа массовых гуляний в День города или День Победы. Люди шли на наши концерты бесплатно, а если мы и брали с них деньги, то на текущие нужды, например, на ремонт обуви, которая у наших танцоров просто горит».
Из СибВО в Брестскую крепость
Армейский ансамбль ассоциируется прежде всего с песнями военных лет. Некоторые зрители, по словам художественного руководителя, специально посещали концерты, чтобы услышать «Смуглянку», «Синий платочек», «Ехал я из Берлина». Однако коллектив работал и в других жанрах — академическом, народном, в эстрадном. Со своим репертуаром за 73 года ансамбль объехал массу городов Советского Союза.
«Легче сказать, где не были за это время, — улыбается Александр Коцур. — Были времена, когда военные коллективы не выпускали за границу или делали это с трудом. Но мы выступали в Казахстане, в Латвии. В Монголию, пока там находились наши войска, ездили каждый год. Во время военных действий два раза приезжали в Афганистан. Естественно, колесили по Сибири, Уралу, открывали БАМ, два раза были на дальнем Востоке. В последнее время давали концерты в Китае. Гастролировали в поселениях Забайкалья, как в гражданских — Хараноре, Ясногорске, Балее, Забайкальске так и в военных существующих гарнизонах— Борзе, Хилке, Ясной, Степь, и в тех, откуда армия уже ушла».
Во времена, когда невозможно было вывести на гастроли весь состав, на базе ансамбля были созданы группы «Взлётная полоса» и «Ретро-стиль», «Орион» и «Карусель», дуэт «Шлягер», солистка которого уехала работать в ансамбль бывшего Ленинградского, а ныне Западного военного округа.
«Артисты нашего коллектива довольно знаменитые. Трое из них — Галина Орлова, Анатолий Косяков и Дмитрий Баранчук имеют звание заслуженных артистов России, — перечисляет Александр Степанович, — Алёна Шелеметьева, Виктория Шишкина, Сергей Румянцев — заслуженные артисты Республики Бурятия, Оксана Власова — заслуженный работник культуры Забайкальского края. Известен в Чите, Агинском округе и в Бурятии Баясхалан Ламажапов — наш солист-вокалист. Неоднократно давал сольные концерты в сопровождении нашего оркестра, работал в городских учреждениях культуры России, Вспомнить всех людей, которые трудились с нами, сейчас и не получится. У нас получил звание народного артиста России Юрий Прокопенко. Сейчас он, наверное, не работает, но раньше звучал по всей России. Бывший артист нашего хора, Владимир Капустин, сейчас играет в театре и кино, последние фильмы с его участием — «Брестская крепость» и «Утомлённые солнцем-2».
Напоследок я попросил Александра Коцура прокомментировать сокращение армии, «Я бывший военный, — ответил он. — И не привык критиковать военные реформы. Всё, что делается министерством обороны, наверное, правильно. Но военные творческие коллективы, конечно, нельзя разрушать. Они рождены историей нашего народа, наших Вооруженных сил. Они прошли испытание временем. Они показывали силу и мощь нашей армии».
Егор Захаров
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
«Я воин» 35
Осипов прервал доклад руководителя Фонда капремонта во время отчёта правительству 27
Осипов предложил ликвидировать ЗабТЭК 24
Допрос второго свидетеля по делу экс-сити-менеджера Читы суд закрыл от журналистов 15
Дезертира опознали в Чите спустя 16 лет по отпечаткам пальцев после смерти 15