Р!
20 СЕНТЯБРЯ 2021

Доменико Нордио: «Очень люблю исполнять русскую музыку ХХ века»

25 апреля в заключение музыкального фестиваля «Цветущий багульник» в Большом концертном зале Забайкальской краевой филармонии состоялся концерт замечательного итальянского скрипача Доменико Нордио (Domenico Nordio). На читинской сцене музыкант выступил вместе с московским пианистом Михаилом Лидским, творческий дуэт с которым длится уже много лет. На концерте прозвучали произведения Вивальди, Брамса, Шумана и Грига. О себе и своей музыке — Доменико Нордио в интервью «Чита.Ру».

— Доменико, вы из семьи музыкантов? Как вы пришли к исполнению классической музыки?

Нет, моя семья не хотела, чтобы я обучался музыке. Потому что я был очень болтливый. И даже теперь мама часто спрашивает меня: «Ну, когда же ты выучишься на адвоката?» Тем не менее, они сделали всё, чтобы я получил музыкальное образование у лучших педагогов. Возможно, из-за того, что они не были музыкантами, рассуждали что либо самое лучшее, либо ничего.

— Вы обучались игре на скрипке у Коррадо Романо и Мишель Оклер. Расскажите, пожалуйста, о своих учителях.

— Что же мне сказать о своих учителях… Это были очень разные люди, и обучался я у них в разные периоды своей жизни. Коррадо Романо учил меня в годы становления как музыканта, когда я был очень молод и готовился к конкурсу. А у Мишель Оклер обучался уже после того, как стал победителем конкурса. Помню, что у Коррадо Романо была замечательная техника левой руки… Это были крупнейшие музыкальные учителя в Европе. И Коррадо? и Мишель были очень строгими наставниками. Хотя впоследствии стали большими друзьями.

— Какими вы находите Россию, Забайкалье?

— Мне очень нравится в России. Большая история, великая традиция. Люди очень любезны. Есть одна очень маленькая проблема – жаль, что в России почти не говорят по-английски. Хотелось бы побольше пообщаться. Придётся учить русский язык. Чита – симпатичный маленький городок. К сожалению, мы в городе всего несколько часов. Но если выдастся ещё одна возможность, обязательно заедем сюда ещё!

— А вы знаете, что на фестивале «Цветущий багульник»-2011 уже выступал итальянский музыкант – Умберто Клеричи? Знакомы ли вы с ним и участвовали ли в каких-либо совместных проектах?

— Да, мы знакомы. Это многообещающий молодой виолончелист. Я наблюдаю за ним с самого начала его музыкальной карьеры. Это молодой человек большого таланта. В Италии очень сильная виолончельная школа, хотя почему-то не столь сильная, как скрипичная. Поэтому итальянские виолончелисты очень часто выигрывают различные музыкальные конкурсы, чего нельзя сказать о скрипачах.

— Как началось ваше сотрудничество с пианистом Михаилом Лидским, с которым вы сегодня выступаете?

— Первый раз с маэстро Лидским мы встретились в Милане на фестивале «Селато Музикале». Это очень значимое событие в музыкальной жизни страны, и меня часто приглашают на него. На «Селато Музикале», как правило, приезжают самые лучшие пианисты в мире. Такие, например, как Марта Аргерих, Владимир Ашкенази… Директор фестиваля посоветовал мне сыграть вместе с Мишей, сказав, что это самый выдающийся пианист из всех, кого он слышал. И оказался прав!
Мы начали выступать вместе с Михаилом Лидским в России, Италии и других странах. Наше сотрудничество длится уже 11 лет. Вместе мы записали три CD-альбома для компании «Декка» (Decca). Я нахожу его замечательным пианистом, настоящим музыкальным гением.

— Доменико, на своём первом CD-альбоме, записанном для звукозаписывающей компании «Декка» (Decca) и вышедшем в марте 2005, вы исполнили опус 27 сонаты для скрипки Эжена Изаи. Почему вы выбрали именно это произведение?

— Мне очень нравился этот музыкальный отрывок. Он столь же виртуозный и сложный, как Паганини, однако более сильная вещь в музыкальном плане. Своего рода смесь Паганини и Баха. Мне очень нравится играть Изаи, потому что Паганини для меня, для моей манеры исполнения, слишком плавный.
А вообще, всё произошло достаточно случайно. Я исполнял сонату Изаи на концерте и сделал любительскую запись. Затем в холле встретил одного из музыкальных директоров студии «Декка», который являлся администратором концерта. Мы прошли за кулисы, и он, узнав о том, что я сделал запись, попросил её у меня. Спустя два месяца студия выпустила компакт-диск с записью скрипичной сонаты Изаи в моём исполнении…

— Как вы относитесь к музыкантам, который смешивают классическую музыку с другими жанрами – рок, поп, джаз… и музыкальным проектам подобного плана?

— Думаю, что во все времена музыканты были так или иначе связаны с популярной музыкой и оказывали на неё влияние. В некотором отношении популярная музыка всегда облагораживалась посредством классической. Ведь многие песни современного народного репертуара – это то, что раньше называлось фольклором. Мне нравится слушать лёгкую музыку. Хотелось бы уметь петь, но, к сожалению, не умею. Иногда играю и джаз. Несмотря на то, что некоторые джазмены уверяют, что я не умею его играть. Ведь для джазового музыканта неважно, какие ноты играть, а для классического – как раз наоборот.
Как-то
раз на одном джазовом концерте мне дали тему для импровизации и попросили проимпровизировать полторы минуты. К сожалению, я не знал, как закончить партию, и она продолжалась полчаса. В итоге коллеги-музыканты просто сказали: «Стоп!»

— А вообще джаз популярен в Италии?

— Достаточно популярен. Хотя и не так, как в англоязычных странах. В Италии, как и в России, очень сильно развита песенная традиция. У нас много инструментальных любительских ансамблей, сопровождающих певцов. В России больше популярны духовые оркестры военного образца. Я был на концерте духового оркестра в Перми, игравшего с певцами и балетными танцорами. В этом смысле итальянская популярная музыка очень отличается от русской. Но в Италии люди её очень любят.

— Доменико, что вам нравится из русской музыки, каких композиторов вы предпочитаете?

— На своём первом турне я выступал со скрипичным концертом П.И. Чайковского. Очень люблю исполнять русскую музыку ХХ века – Д. Шостаковича… Думаю, что он был гений! Очень нравится играть С. Прокофьева. Он просто замечателен! Люблю исполнять произведения И. Стравинского. Вообще музыка композиторов двадцатого века мне наиболее интересна. Нужно сказать, что в техническом отношении скрипичный концерт Чайковского является самым трудным произведением. Когда я был моложе, мне было проще играть Чайковского. Я был молод, у меня было много сил, теперь же исполнять его мне становится физически тяжелее. Но поскольку я скрипач и скрипичный репертуар не столь уж велик, то мне нравится играть всё!

— Слышал, что итальянцы очень религиозны. Скажите, какое место в Вашей жизни занимает Бог?

— Родители назвали меня в честь Святого Доминика, почитаемого католической церковью и считающегося в Италии покровителем детей. У мамы были проблемы со здоровьем, и она совершила паломничество к знаменитой Туринской плащанице. После этого у неё родилось четверо детей.

— Что бы вы хотели пожелать читинским слушателям?

— Надеюсь, что концерт им понравится, а мы для этого постараемся сделать всё, что сможем.

НазадВперёд
7 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Доменико Нордио и Михаилу Лидскому это удалось,концерт понравился очень,концерт прошел на одном дыхании,спасибо большое за доставленное удовольствие!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Изумительные музыканты! Потрясающий пианист Лидский! Один из лучших концертов камерной музыки в Чите за последние годы - подлинное музыкальное событие для нашего города! Все музыканты Читы в полном восторге! Огромное спасибо организаторам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень изумительно. В чите своих музыкантов изумительных много. Объявите, проведите конкурс Забайкальских пианистов, скрипачей и других музыкантов и увидите какие у нас талантливые люди не хуже импортных приезжих. Надо их отолько показать народу, приподнести как полагается. Для российского народа характерно хвалить все то что из-за бугра, модные товары, побрякушки и.т.д. Поэтому наши музыканты стремятся уехать за бугор т.к в на своей родине они не нужны. Даже обезьяна привезенная из дебрей амазонки вызывает возгласы изумления у нашего народа, а свой доморощенный медведь не нужен. Поэтому работникам культуры, филармонии есть над чем потрудиться.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Исполнители ну очень высокого уровня! Концерт - потрясающий! БОБ 3. Вы узко мыслите, дорогой товарищ. Искусство - оно ведь без границ. Понятно, что свои таланты всегда есть, и их нужно продвигать. Но и в других странах талантов не меньше, и общение необходимо в первую очередь самим артистам. Между прочим Гендель был немец, а 40 лет прожил в Англии и по праву считается классиком английским музыки. Вот так то, БОБ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я как всегда не в тему, но ведется поиск мч в голубой рубашке, что сидел на 1 ряду)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

4. Интернационалу. А Гендель это кто? Заместитель Адольфа Гитлера по культурно массовой работе? А я то думаю почему в Англии так много талантливых музыкантов, оказывается это его заслуга. Да во истину умом российских жителей не понять.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

БОБу. Георг Фридрих Гендель - выдающийся музыкант эпохи барокко. Он родился, если не ошибаюсь, в 1685 году, о Гитлере тогда понятия не имели. Не путайте г....ку с лепёшкой. Жизнь коротка, искусство вечно. Не будьте таким узколобым.И наши артисты за рубежом часто производят фурор, вспомните Серебряный век хотя бы.

ПОПУЛЯРНОЕ