Отставку — Путину, бензин по 15 рублей - народу, мэрии — красивую колонну

4 июня в Чите прошла акция протеста против высоких цен на бензин. Более тысячи её участников потребовали не только снижения цен на топливо, но и отставки премьер-министра, и суда над нефтяными олигархами, и национализации природных ресурсов.
Движение колонны началось от парка Победы в 14.30. К этому моменту, по словам организатора акции Семёна Шифрина, собралось около 120 машин и примерно 500 человек. Выстроившись в колонну, протестующие поехали по проспекту Белика, улицам Бабушкина, Ленинградской и Ленина, чтобы завершить путь неподалёку от АЗС «Роснефти».
По словам организатора акции Семёна Шифрина, протестующим противодействовали любым способом — останавливали отдельные автомобили, разрывали колонну, просили убрать транспаранты и закрыть капоты, которыми, как разинутыми ртами, демонстрировался «бензиновый голод».
«Понятно, что сотрудники ГИБДД исполняли закон и распоряжения начальства, но нам они пытались конкретно помешать. Более того, я заметил, что на другие автомобили, да и на собственные нарушения столь пристального внимания они не обращали. Например, мы видели, как на перекрёстке Бабушкина — Богомягкова автомобиль ДПС стоял против движения. В рациях сотрудников были слышны команды — останавливать машины с транспарантами и открытыми капотами, но никто не пояснил нам, какой пункт правил мы нарушаем. Задача у них была не насолить отдельным протестующим, а разорвать колонну и как-то помешать мероприятию. Сотрудники мэрии пытались заставить нас снять транспаранты. Якобы нельзя требовать отставки Путина, раз у нас протест против цен на бензин. Этого не получилось — мы пояснили, что Путин и «Единая Россия» — причина повышения цен. От нас отстали люди из администрации, но команду получили сотрудники ГИБДД, которые начали штрафовать водителей за износ протектора, погашенные фары и непристёгнутые ремни. Хотя во время акции 30 марта, когда подобных лозунгов не было, они были более благосклонны. Видимо, у нас можно протестовать против факта, но не против причины. Представителей партий также пытались заставить убрать свои флаги, но пояснить, почему они должны это сделать, если организаторы — частные лица, нам тоже не смогли. Из таких мелочей мы сделали вывод — цель была разорвать колонну, сделать так, чтобы машин было меньше», — сказал организатор Дмитрий Дюков.
Семён Шифрин, в прошлом практикующий юрист, более дерзко реагировал на противодействие: «Мне пытались показать, что я проехал на запрещающий сигнал светофора на перекрёстке Белика — Ленина, что якобы зафиксировала камера. Но снимки с этой камеры показали — наши автомобили въехали на перекрёсток под зелёный сигнал светофора. Остановленному водителю впереди идущей машины также пытались инкриминировать это нарушение, ссылаясь на снимки той же камеры, но показать снимки отказались, так как прокрутить изображение не представлялось возможным. Пришлось спорить и обещать встречу в суде. Вообще меня только останавливали за эти два часа четыре-пять раз. Когда я спрашивал сотрудника, зачем ему это надо, в ответ слышал, что он сам всё прекрасно понимает, но против начальства не пойдёшь. Останавливали и других протестующих. Из таких мелочей мы сделали вывод — цель была разорвать колонну, сделать так, чтобы машин было меньше на вид. Для этого нещадно вырезали из колонны присоединившиеся к нам маршрутные такси ещё до Ленинградской. Мотив простой: ты общественный транспорт и здесь не твой маршрут. Так из колонны были выкинуты десятки жёлтых «ГАЗелей». Работавшие перевозчики говорят, что в это время на конечных остановках сотрудники администрации контролировали работу такси, чтобы знать, сколько машин покинуло маршрут для участие в акции. Многих участников исключали просто сигналами регулировщиков. Обычный водитель не будет вступать в спор по поводу согласованного маршрута, рискуя потерять права или свободу на 15 суток за невыполнение требования сотрудника ДПС. Такое противодействие слегка сбило нас в некоем подсчёте, и отсюда разночтения по численности участников акции. Но, если честно, мы и не собирались вести подсчёты — знаем, что поддержка была сильная, а такая реакция власти говорит нам, что есть вопросы, на которые она не может ответить. Поэтому мы с Дмитрием Дюковым не исключаем каких то последствий и далее, но если нас попытаются заставить молчать, об этом будет известно всем».
Блоггер usefff в своём ЖЖ написал, что действия сотрудников ГИБДД, которые пытались штрафовать участников за приоткрытые капоты и отсутствие брызговиков, способствовали остановке автомобильного движения в центре города: «Перед началом акции решили, что если сотрудники ГИБДД кого-либо тормозят, то останавливаются все и идут помогать разговаривать с ними. Конечно, сотрудники не были готовы к такому прессингу, поэтому реальных штрафов было 2-3 за всю акцию, и те за непристегнутый ремень или выключенный ближний свет. Несмотря на козни ГИБДД, мы прекрасно понимаем сотрудников, которые сами признаются, что выполняют роль «пехоты» и подчиняются начальству, которое всячески негодовало».
Также usefff считает, что действия сотрудников были не совсем законными. Например, пункт 63 административного регламента ГИБДД гласит, что остановка машины для проверки документов на право управления транспортным средством или удостоверяющих личность водителя и пассажиров возможна только на стационарных постах ДПС.
То же самое, по его словам, можно сказать и про проверку технического состояния транспортного средства сотрудниками ГИБДД. По мнению блоггера, указывающего на примечания к статье 12.1. КоАП и приказ министра внутренних дел №1240 «Наставление по техническому надзору», если автомобиль прошёл техосмотр, то проводить его второй раз, а тем более вне поста — нельзя.
Однако на участников акции в итоге составили 27 протоколов об административных нарушениях за создание помех в движении транспорта.
Недовольство по этому поводу выразил начальник ГИБДД УВД по городу Павел Ким: «Люди пытались устроить бардак в городе, когда имитировали то, что кончился бензин и останавливались на дороге. Изначально благое дело превратили в безобразие».
Такого же мнения придерживаются сотрудники городского отдела по связям с общественностью.
Ведущий специалист этого отдела Любовь Малафеева, комментируя акцию, заявила «Чита.Ру», что имеет претензии к организаторам: «Были нарушения. Например, уведомление подали два гражданина, но политические партии и общественные организации пытались выставить свои флаги. Если бы они хотели это сделать, то нужно было уведомить заранее. По поводу транспарантов протестующим никто ничего не сказал. В этом не было ничего противозаконного, например, призывов к свержению власти».
Также Малафеева отметила, что всё было бы нормально, если бы не нарушались правила дорожного движения: «Перед началом мероприятия организаторы рекомендовали участникам показать, что у них закончился бензин, и остановиться посреди дороги. Да, я понимаю, они хотели выразить свой протест, но зачем мешать движению другого транспорта, в том числе общественного. Из-за их действий возникли пробки около Центрального рынка и площади Ленина. Кстати, в уведомлении было написано, что акция продлится до 17 часов, но к тому времени колонна была только около площади».
Начальник отдела по связям с общественностью Сергей Ермаков и вовсе считает, что дело, в котором заинтересованы все, превратилось в шоу по вине участников акции.
«Действовали как пацаны-хулиганы, — осудил недовольных Ермаков. — Вместо того, чтобы показать красоты колонны, понимание проблемы, отстаивание интересов читинцев, они чинили крючкотворство. Вот едет троллейбус, а у него на пути протестующий останавливает автомобиль, включает аварийку и показывает, что у него кончился бензин. Тем самым он создаёт неудобства читинцам, которые едут по своим делам. Непонятна была позиция — вроде они хотели защитить интересы граждан, а с другой стороны мешали им. Если из-за этого кто-то куда-то опоздал, то, не думаю, что в дальнейшем поддержит протестующих. Не серьёзная акция, а пацанское пижонство. После этого милиция приняла правильное решение — разделять и регулировать поток транспорта участников. Некоторые из них даже не подчинялись законным требованиям сотрудников ГИБДД, за это, конечно, составили протоколы».
Так или иначе акция состоялась, и, по оценкам участников, была более показательна, чем предыдущая. Будет ли от неё эффект в виде реакции властей — пока непонятно. Какой будет следующая, которую уже планируют на следующий месяц, и к чему может привести отсутствие внимания, остаётся только гадать.
Егор Захаров
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Военная прокуратура возразила на все жалобы по делу Шамсутдинова 34
Закон о запрете высадки из транспорта безбилетных детей начал действовать в России 16
Глава Читы Евгений Ярилов в стихах поздравил женщин с 8 Марта 15
Осипов будет сам контролировать закупки медоборудования в Забайкалье 12
Главврачи больниц должны организовывать бригады для выезда к населению - минздрав края 11