Р!
27 ОКТЯБРЯ 2021

Узкий и извилистый топливопровод

17 мая Забайкальский край полноценно окунулся в дурно пахнущий топливный кризис. В этот день его наличие официально признали власти – стремительный рост цен после затишья первой половины мая начался несколькими днями ранее.

Вице-премьер краевого правительства Евгений Вишняков сообщил населению через СМИ, что регулярные поставки автомобильного топлива в Забайкальский край прекратились. Тем не менее, Вишняков утешил забайкальцев, сказав, что правительство края имеет договорённость с руководством компании «Роснефть» о поставках ГСМ из Комсомольска-на-Амуре. Однако об итогах этих переговоров до недавнего времени ничего не было известно.

Зато было понятно, что 21 мая бензина в крае ещё толком не было, и около 2 тысяч тонн АИ-92 должны были поступить «в ближайшее время». Об этом глава региона Равиль Гениатулин говорил в эфире программы «Губернаторский час» на ГТРК «Чита».

Со слов губернатора выходило, что виноваты в дефиците только продавцы топлива: «То есть мы договариваемся, пишем письма, просим отправить, где-то выполняем функции, нам не свойственные. И не где-то, а в полной мере несвойственные, потому что все ныне поставщики, продавцы бензина – это всё, в основном, за редким исключением, это компании, акционерные общества, либо даже частные компании. То есть они сами должны работать на предмет заключения договоров, поставки продукции сюда, их реализации и уплаты потом налогов. Мы с ними связываемся только через налоги. Но вот ситуация кризисная, следовательно, мы начинаем работать за всех, и это нормальное явление».

Ценовые заградительные барьеры

Представители читинских нефтесбытовых компаний в ответ на это кивают в сторону бирж, где возникло необъяснимое затишье.

По словам представителя компании»БРК» Павла Персаня, последняя сделка по продаже бензина АИ-92 с Ангарской Нефтехимической компанией на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже была совершена 12 апреля. В связи с этим трейдеры были вынуждены приобретать топливо на Уфимской группе НПЗ по высокой цене. «На сегодняшний день на СпбМТСб покупатели запрашивают по 14 тысяч тонн АИ-92 с Ангарской НХК по цене до 33 тысяч рублей за тонну. При такой закупочной цене розничная цена на бензин не изменится. Единственным правильным решением для «Роснефти» было бы производить реализацию нефтепродуктов независимым АЗС через свои сбытовые структуры в регионах. С начала месяца отгрузки топлива начались в адрес «Иркутскнефтепродукт» и «Бурятнефтепродукт», в связи с этим в Иркутской области цена на 92-ой бензин немного снизилась. До Читинского «Востокнефтепродукта» на прошлой неделе этот бензин, очевидно, ещё не дошёл. «Роснефть» даёт какое-то количество топлива из своих запасов забайкальским компаниям. Компания «БРК» в мае и июне от «Востокнефтепродукта» не получила ни литра», поэтому вынуждена производить поставки топлива с Уфимской группы НПЗ, что сказывается на розничной цене на бензин.

Директор процессинговой компании «Эталон-плюс» Андрей Ведерников также говорит, что продажа бензина на бирже остановилась с апреля.

В связи с дефицитом, по его словам, на АЗС и были введены высокие цены, которые сыграли роль заградительного барьера. Ситуация с того момента была в чём-то анекдотичная: владельцы заправок были рады тому, что люди отказывались от лишних литров бензина. В этом случае их запасы, а следовательно, и бизнес сохранились бы на более длительный срок.

«Вообще, дефицит довольно долго не приходил в наш регион только потому, что у продавцов были разные поставщики и нефтетрейдеры, среди которых не было доминанты. И если появится один крупный поставщик, то он, как супермаркет в отдельном микрорайоне зажимает маленькие магазинчики, начнёт диктовать свои условия», — рассказал Ведерников.

Свободную конкуренцию, то есть покупку топлива на бирже без каких-либо препон, он считает шагом к развитию рыночной экономики, а ситуацию с нехваткой бензина сравнивает с болеющим ребёнком: «Хорошие родители будут лечить насморк, давать нужные лекарства. А плохие — только вытирать сопельки платочком. Ручное управление как раз похоже на этот платочек, которые вроде бы убирает симптомы, но не устраняет его причин».

Кризис, стоп

Сегодня, по словам министра промышленности и энергетики региона Олега Полякова, пик топливного кризиса в Забайкальском крае пройден. Если во второй половине мая в регионе наблюдался острый дефицит автомобильного топлива – запасы наиболее популярного бензина АИ-92 составляли норму на 2-3 дня, то сейчас его запасы составляют норму на 7-10 дней.

«Дефицит топлива у нас сохраняется, но уже не критический. Мы внимательно следили за ситуацией с дефицитом топлива в других регионах и начали детальный мониторинг состояния рынка автомобильного топлива в крае ещё в апреле. Сейчас можно сказать, что благодаря введению по сути ручного управления удалось удержать ситуацию на контроле и не допустить отсутствия топлива на АЗС», — процитировали в пресс-службе губернатора слова Полякова.

По словам министра, 28 мая завершился плановый ремонт на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), который возобновил поставки топлива. Одновременно нефтесбытовые компании края получают поставки из Уфы, Ангарска, Омска. В настоящий момент отгрузка для нефтесбытовых компаний края с заводов Ангарска, Ачинска, Комсомольска-на-Амуре, Уфы, Омска составляет около 4 тысяч тонн. При стабилизации поставок топлива можно будет говорить о снижении цен.

НазадВперёд
13 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Свободную конкуренцию, то есть покупку топлива на бирже без каких-либо препон, это шаг к развитию рыночной экономики" считает Ведерников, так это и есть рыночные механизмы которые работают во всём мире, но только не у нас...Благодаря г-ну Путину у нас создался бюрократический,административный, не рыночный, капитализм(это по сути и не капитализм вообще) , который по сути своей является только кормушкой для отдельно взятых граждан(чиновников) и не имеет и никогда не будет иметь равных условий для остальных(что и противоречит самой сущности определения капитализма)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вертикальноинтегрированная компания искуственно создала дифицит топлива, а перед приездом Путина якбы правительство решило проблемму по указку высших чинов увеличить запас на время. Чтобы снять напряжение. Зачем нужен губернатор который не умеет думать? Для сравнеия в разных статьях путается в словах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дефицита нет, цена осталась прежней.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

совершенно верно! кормушка для олигархов и притворные сделки на бирже для "своих"! гнать их всех пора!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не я все равно ни понимаю!!! почему в том же новосибирске бензин на 10 рублей дешевле чем в чите. где правда!?!?!?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну...И чего дальше-то будет?

Бенз дорогой,цены на проезд подняли...

Обратного хода нет?Снижать их ведь никто уже не будет?Верно?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я тоже понять не могу. Почему в Улан-Удэ бензин -25,8, в Кемерово - 22,0, на востоке 26,0? Даже в Китае наш же бензин дешевле. Что, топливный кризис только в Чите. Как наш губер это может объяснить? Или ему откатывается?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему цены у нас дороже? Да потому что наш регион самый что ни на есть убыточный(мы больше проедаем, чем производим и выпускаем), он никому не нужен, производства нет, ничего особо нужного не остановится, убытков не принесёт для государства...Поэтому поставка бензина и осуществляется по остаточному принципу. А наши розничные продавцы вынуждены поднимать цены, что бы не допустить ажиотажного спроса и в последствии дефицита этого самого бензина и не остаться совсем без него. И чем беднее регион, тем выше цены. Можете сами это проверить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А зато у нас есть министр промышленности!...Вот!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Разница в цене бензина между Забайкальем и другими областями России, например, Иркутском, заключается в разной цене доставки. Но доставка обходится не так дорого, сколько заложено в разнице цен. Ну ведь не канистрами и пассажирскими поездами везут бензин ! Ну, максимум, доставка одного литра бензина обходится в 1,5-2 рубля. Короче, дурят нашего брата...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я не понимаю, что уфимская группа продает бенз. только Чите? Почему только в Чите говорят, что покупают бенз. за 33 тыр за тонну?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нужно ввести в краевом правительстве должность министра по делам бензина и развития нефтяной отрасли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я работал на АЗС и знаю, что цена бензина накручена на 5-8 рублей с литра. Так что можно легко подсчитать прибыль. И она очень хорошая.