Р!
25 СЕНТЯБРЯ 2021
24 сентября 2021

Сердце cтарой Читы - Читинскiя исторiи

В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице, в 1776 году была построена деревянная церковь. Освятили её во имя архистратига Архангела Михаила. Сейчас это самое древнее строение в городе. Если самой Чите как городу и областному центру в 2011 году исполнилось лишь 160 лет, то этой церкви идёт 235 год. Она была выстроена за полсотни лет до появления в Чите декабристов, с чьими именами сейчас связана.

По архитектуре своей – это обычный русский православный храм. Его стены сложены из лиственницы, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами. Сейчас это самое старое здание в Чите, оно имеет статус памятника деревянного зодчества XVIII века.

В этой церкви 4 апреля 1828 года венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль. На службах в храме бывали многие из 85 участников событий на Сенатской площади в Петербурге, волею юстиции оказавшиеся в Чите. А вместе с ними – восемь хрупких женщин, взваливших на себя тягости сибирского изгнания.

Рядом с церковью располагалось кладбище, на месте которого сейчас стоят жилые дома. Рядом с южной стеной была могильная плита «Младенец Софiя Волконская, родилась и умерла 10 Iюля 1830 года». Сейчас плита хранится в Забайкальской краевом краеведческом музее.

Сохранились ещё две чугунные плиты на одной из них: «Здѣсь покоится прахъ Семёна Ивановича Смольянинова, оберъ-бергмейстера I класса и кавалера, родившегося въ 1769 году 10 января и скончавшегося 2 апрѣля 1836 года», о котором Бестужев писал в 1830 году: «Три предмета заставляют жалеть меня о Чите: живописные окрестности, прекрасный климат и добрый Смольянинов».

Рядом со Смольяниновым похоронена и его дочь – Апполинария Семёновна – жена декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина, умершая 7 декабря 1845 года.

В те годы – 1830—1839 – храм был запечатлён на акварели Николая Александровича Бестужева, которая так и называется «Церковь въ Чите». С тех пор здание лишь слегка изменилось.

Первые свои сто лет храм стоял нижним венцом прямо на земле, но во второй половине XIX века под здание подвели каменный фундамент. Для пущего благолепия здание обили досками и раскрасили «под кирпич». Такой вид и зафиксировал снимок 1883 года.

Чита стала центром области, и здесь развернулось строительство. Церковь Михаила Архангела осталась в стороне. Центр областного города по плану Петра Ивановича Фаленберга переехал на несколько кварталов к западу. Но, тем не менее, намоленный старый храм оставался любимым у читинцев.

В 1905 году, когда страна вела войну с Японией, а в Чите работали госпитали, в этом храме с сестрой милосердия Анной Ланской обвенчался Валентин Войно-Ясенецкий, причисленный Русской православной церкви к лику святых в 2000 году.

В начале XX века здание церкви хотя и было старым, но ещё крепким и многое могло выдержать, в том числе и лихолетье гражданской войны. Самое страшное для церкви началось позже.

После окончания гражданской войны, в конце 1922 года, когда ДВР была присоединена к РСФСР, менялась антицерковная политика большевиков. Теперь главная ставка делалась на обновленцев и других раскольников. В это время зданием завладела община последователей Православной Российской Церкви. Это движение, возникшее после Февральской революции 1917 года, более известно как «Обновленцы». Пропаганда безбожия, начатая РКП(б) в Забайкалье ещё в 1921 году, принесла определённые плоды. Однако церкви почти не закрывались, и поэтому их у православных отбирали для того, чтобы передать обновленцам. Именно это и случилось с Михайло-Архангельской церковью.

Святой Лука Войно-Ясенецкий, так почитаемый ныне в нашей епархии, называл сборища обновленцев живоцерковников «диким вепрем». В своём завещании он сказал:

«К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти моё завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим».

Тем не менее, в июне 1930 года с общиной обновленцев был заключён договор, на основании которого здание Михайло-Архангельской церкви полноправно принадлежало им.

Уже в то время витала в воздухе идея сделать здесь музей Декабристов. Она озвучивалась 1925 году и позднее, в 1960-е. Но здание церкви было уже слишком старым. Это было подтверждено визитом 7 июля 1933 года городского архитектора Пелера и начальника пожарной охраны Сивохова, которые дали заключение о невозможности использования здания в виду его ветхости.

Обновленцам, владевшим зданием, не дали спокойно жить и по другому поводу. С конца 1935 года развернулись массовые аресты активистов обновленческой церкви, однако некоторых из них отпускали, когда выяснялось, что они давно сотрудничают с органами ОГПУ-НКВД. Тем не менее, здания и утварь у них начали изымать по всей РСФСР. Не исключением была и Чита.

В 1938 году (протокол заседания горсовета №4 от 27 января) было решено на основании статьи №52 параграфа 1 комиссии ВЦИК СССР по Читинской области представить материалы о расторжении договора на аренду здания и изъятии здания церкви из ведения общины верующих. 3 марта 1938 года, несмотря на ветхость и пожарную опасность, здание было изъято у общины и… передано под общежитие строительного треста.

Однако церковь быстро переделать в общежитие сложно. Как минимум, надо складировать где-нибудь церковную утварь. 28 марта 1938 года было решено выделить часть помещения для этих нужд. Алтарь на втором этаже наполнился разными экспонатами и был заколочен досками.

Градочитинская церковь повидала многое на своём веку, и не будь она связана с революционными именами декабристов, то давно спалили бы её в буржуйках времен строительства коммунизма. Идея использовать здание церкви под музей декабристов после многих лет запустения наконец-то реализовалась. В 1971 году здание в заброшенном и совершенно разбитом виде было передано краеведческому музею для открытия филиала. Начался затяжной ремонт, длившийся 14 лет.

Наконец, к 160-летнему юбилею восстания декабристов в 1985 году был торжественно открыт музей Декабристов – филиал Читинского областного краеведческого музея.

Музей Декабристов располагает не очень большой, но очень интересной подборкой экспонатов: личных вещей, вещей – свидетелей эпохи, книг, журналов, и газет. Рос музей, и вместе с тем росла его коллекция. Что-то было получено по обмену из центральных музеев, что-то было получено в дар от частных лиц. Несколько книг пришло в коллекцию из личной библиотеки братьев Бутиных, что в Нерчинске, из казённой заводской библиотеки в Нерчинском заводе, что-то приобретено через антикварные магазины Ленинграда и Читы. За 25 лет музей стал жемчужиной культуры Забайкалья.

Последние годы периодически поднимается вопрос о передаче здания общине верующих. То, что церковь при такой ветхости до сих пор не сгорела и стоит на своём месте – просто чудо, и это чудо не нужно трогать. Уж больно оно хрупко.

Современные виды: фото автора

Андрей Букин

НазадВперёд
29 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

руки прочь от памятника. Пусть и остается памятником. Люблю туда ходить. И привожу туда иногородних гостей, у них челюсть падает, когда на экскурсии побывают

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Смотришь на воскресную службу в соборе и понимаешь что прихожанам церковь декабристов не нужна. Наполняемость собора 5-10процентов.Разве православие не учит бережному отношению к тому что создано людьми.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не надо там устраивать храм инче через полгода церковь банально разрушиться.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нужен храм. Побойтесь Бога и отдайте храм церкви. Не надо только заводить песню, что храм развалится. От сборища любителей декабристов он не разваливается, а от верующих развалится. Господь поможет. Толпы туристов туда ходят, и ничего, пока не развалился. Свадьбы приезжают, и прочее. Владыка грамотный человек, работает с архитекторами и лучшими строителями города, разберется, как сохранить храм.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Храм нужен в душе а не на земле. Отдайте Богу - богово, кесарю - кесарево. Храм выстроен на счёт государевой казны.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Увы, владыку интересуют не ветхие брёвна, но земельный участок. Как только церковь передадут РПЦ - он исчезнет. Появится современный новодел. А церквей в городе и так переизбыток.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Владыка грамотный человек, работает с архитекторами и лучшими строителями города". Грамотный, лучшие строители... Сама-то поняла. чего брякнула?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

дискотека, например, была бы там гораздо нужнее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дискотека там уже была, в общагах и не такое бывает. :-)

А вот музею - там самое хорошее место.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Памятник разваливается - ремонтируем за счёт бюджета. Памятник отремонтирован - отдаём РПЦ. Не справедливо.

Мне вот церковь даром не нужна, а музей дорог, как память о прошлом. Не раз там был и хочу в последующем привести туда детей, чтобы показать не на картинках в учебнике, а реальные предметы тех далёких времён.

Неужели храмов мало?

Может быть убрать кресты с куполов и это перестанет быть церковью?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вспомнил Андрюша историю))) забросив при этом сайт "старая Чита",который уже столько времени не обновляется!

Вот тут могу сказать однозначно-наше мнение ни чего не изменит,хотя сам за то,что бы сохранить церковь как памятник и как музей!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Набат, пройдите по ссылочке с имени автора.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Набат, зря грешите на Андрея. Все в работе. Я тоже за сохранение памятника, одного из немногих в нашем городе

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

что это зря то? он и пузичко уже отрастил-одним словом обленился)))тем более ,что было выброшено из моего текста целое предложение-тем самым исказился смысл!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так поэтому так и живём,гнусно,плохо,грязно...Потому что здесь в забайкалье не только потомки зеков живут,но и люди которые веру своих же предков не уважают, но и с коммуницкой хваткой втаптывают её в грязь(большинство комментариев в статьях связанных с верой, православием это сплошное оскорбление чувств верующих) Можете представить себе такое же у других конфессий? Русский народ разобщён, благодаря коммунистам которые отобрали у него веру, а потомки тех коммуняк с пеной у рта продолжают эту веру отбирать у нынешнего поколения, толкая страну в пучину хаоса и неверия ни во что. P.S. Пришлось как то побывать в Америке, так вот, там в городке населением в 5 тысяч человек более 40 церквей и все по воскресениям ходят на службу как на праздник...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Гнусно мы живем, потому что веры нет, одна показуха. А что касается веры предков, так наши предки не только православие исповедывали, но и ислам, и буддзим. Задуматься о душе надо, о культуре, а не о количестве зданий. Не о количестве надо думать, а о качестве

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Амфибрахий, еще скажите, что в Америке все эти 40 церквей к одной ветви христианства относятся!!! Чтоб хорошо жить, работать надо, а то мы только и смотрим в чужой карман, смешно ей-богу)))) Прохорова нет на вас!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я думаю, что музей надо оставить, я туда детей водила и хочу, чтобы внуки сходили!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ТО11 magrathea 27.06.11 16:30 А я такое и не скажу, все церкви и их общины абсолютно разные, от лютеран и до протестантов,модистов и ...Даже названия таких ответвлений христианства не слышал, но самое главное всё общество этих городков, состоит из общин принадлежащих этим церквям и в этих общинах решаются все проблемы прихожан от экономических до обычных бытовых...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще в Америке граждане расстреливают своих соотечественников толпами, и мало кто там заботится о духовности. Так стоит ли на них кивать?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

9 и 11-я фотки классные получилась. Мне нравится!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

http://www.kugi.e-zab.ru/index.php?content=announs&id_ans=472 Ну ладно, пляж отдали городу, это понятно. А землю под церковью отдали музею для проведения проектно-изыскательских работ. Вот так, тихим сапом, уже и землю оформляют. И всё кричат: забирают, заюирают у нас музей, а сами что делают? И какие, интересно. работы будут делать и какие проекты? Новое здание строить, старое сносить?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пани Юля, музей имеет адрес Селенгинская ул., 3А. Не наводите панику зря.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Правильно - тихой сапой. Научитесь русскому. Потом высказывайте типа умные мысли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

То 1 Солейка 27.06.11 22:33 А я на неё и не равняюсь, всё это так, для примера, а в России не меньше расстреливают свои своих, если даже и не больше(хотя причём здесь это?)Люди без веры морально опустились, вот в чём проблема.Вы в глубинку, особенно в бывшие рабочие посёлки Иркутска,Кемерово наведайтесь и посмотрите как там люди живут(содом с гоморрой отдыхают)Я бы вам рассказал, да жаль модераторы не пропустят, да вполне возможно что и несовершеннолетние читают данные комментарии, неудобно как то...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я это к тому написала, чтобы показать, что количество церкей на душу населения никак не влияют на моральный облик этого самого населения. Еще раз повторюсь не количеством надо брать, а качеством.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот коммунисты-то и сохранили вам этот храм, зато дерьмократы подумывают о другом!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А если там снова станет храм, что помешает привести вам туда своих внуков? А экспозиция там ни о чем, ее совершенно спокойно можно разместить и в здании краеведческого музея. Я лично не понимаю чему там музей? Про "разрушится" - бред конечно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С современными строительными технологиями ее можно поддерживать вечно, было бы желание, и совершенно не важно, что там будет, хоть и дискотека. Другой вопрос, что "вечно" для России - это пока нефть стоит более 50 долларов. А потом там вполне снова может стать общежитие, только думаю уже для китайских строителей, история вроде имеет свойство повторяться, но нас уже никто спрашивать не будет. Лично я бы еще отдала сатанистам здание музея Трупа на Красной Площади.

ПОПУЛЯРНОЕ