Р!
06 МАРТА 2021
05 марта 2021

Евгений Касьянов: «Очередной скачок цен и бензиновый кризис нас может ждать после выборов»

Экономист Евгений Касьянов проанализировал для «Чита.Ру» структуру доходов нефтяной отрасли России, её состояние и спрогнозировал очередной дефицит бензина или скачок цен на топливо.

Сначала я хотел бы отметить, что пользуюсь только официальными и открытыми данными. Я не веду статистики и не придумываю цифры — все данные взяты из отчётов Росстата, экспертного агентства при РИА Новости, международного энергетического агентства и отчётов нефтяных компаний, как российских так и иностранных. Проверить эти сведения может любой желающий.

Мировая кладовая

Нефтяной бум, который произошёл за последние 10-12 лет, был связан только с ростом цен. Добыча нефти при этом увеличилась несущественно — примерно на 20%. А цены на неё выросли с 12 долларов в 1998 до почти 120 долларов в настоящее время.
Сейчас в мире нет никаких проблем с покрытием потребности в топливе. Более того, в арабских странах, например, в Саудовской Аравии есть свободные мощности по выпуску 3 миллионов баррелей нефти в день, которые можно легко запустить.

На Ближнем Востоке открыты огромные месторождения, которые относятся к разряду сверхгигантских — в Ираке и Иране. Одно из них — Курна, которое в одиночку способно покрыть всю мировую потребность даже при росте потребления. Североморские запасы, разрабатываемые Великобританией, сейчас истощаются, но найдены новые залежи в Венесуэле. Правда там тяжёлая нефть, что впрочем не мешает американцам успешно её перерабатывать. Месторождения открыты на шельфе Бразилии. Они тоже относятся к сверхгигантским и в ближайшее, по нефтяным меркам, время — в течение пяти-семи лет, страна выдвинется в список крупнейших нефтепроизводящих стран. Большие запасы – на шельфе Западной Африки, где идёт их разработка. Существенен прирост запасов по Южно-Китайскому морю, из-за чего вокруг островов Спратли происходят конфликты между Филиппинами, Вьетнамом и Китаем. У нашей страны, как и в других странах Арктического бассейна, имеются гипотетические запасы, но это очень отдалённая перспектива. При наличии месторождений в тёплых морях, об арктической нефти можно говорить как о неком потенциале.

800 миллиардов американских в российский карман

За годы нефтянного бума Россия получила примерно 2 триллиона долларов. Сумма фантастическая. За всё время страна не получала таких денег не только от продажи углеводородов, но и от внешнеэкономической деятельности вообще.

При этом очень интересна структура доходов. Понятно, что они получены нефтяными компаниями, которые покрывали свои расходы, получали прибыль и платили налоги. Из 2 триллионов, по разным оценкам, примерно 40-45%, то есть около 800 миллиардов долларов, ушло в бюджет. Цифра эта примерная, потому что существуют определённые схемы возврата НДС компаниям.

Остальные деньги остались у нефтяных компаний. При этом суммарный чистый доход у них составляет 25-30 миллиардов долларов в год — в зависимости от конъюнктуры. Результат за вычетом прибыли – около 800 миллиардов. Эта сумма — расходы на производственную деятельность, фактически — себестоимость нефти и нефтепродуктов.

Маленький коэффициент большой страны

Теперь давайте разберёмся что происходит с нефтепереработкой. В России её глубина составляет 70-72%, в развитых странах — 90-95%. Почувствуйте разницу. Единственный новый завод, имеющий глубину переработки в 95%, — это построенный в Башкирии завод «Уфанефтехим».

Существует также и показатель сложности переработки нефти — коэффициент Нельсона — он отражает глубину переработки, её степень и выход продуктов. В среднем по миру он составляет 7 пунктов, в Европе — 8-9, у американцев — 11-12, у нас 4,3 пункта.
Стоит сказать, что некоторые из наших нефтеперерабатывающих заводов построены до войны, а некоторые — сразу после. Из них часть строилась по лендлизу, то есть с помощью поставок американского оборудования. Особенно это относится к заводам в Центральном федеральном округе (в Самаре и других городах), который является основным потребителем бензина.

На сегодняшний день 28 из 200 заводов в России более-менее отвечают условиям технического прогресса. При этом 12 из них вообще не имеют вторичных процессов, то есть выдают только прямогонный бензин. Один-два вторичных процесса имеют 16 из 28 заводов.

В Америке выход светлых нефтепродуктов составляет 75-80%, а у нас только 50%. И когда говорят о цене бензина, то нужно помнить, что американцы с одной метрической тонны нефти получают 420 литров бензина, а мы — 140.

Возникает вопрос — почему же нефтяные компании не вкладываются в переработку? Прежде всего — это очень и очень недешёвое дело. Одна установка для каталитического крекинга стоит примерно 500 миллионов долларов. Деньги немалые. Хотя они и должны быть у нефтяных компаний.

Теперь давайте вспомним про чистую прибыль российских компаний — 25-30 миллиардов долларов в год. Для примера можно сказать про корпорацию «Exxon Mobil», которая в 2008 году заработала 35,6 миллиарда долларов. То есть больше чем все российские компании вместе взятые.

За счёт чего американская компания получила такую прибыль. Естественно на это повлияла и модернизация, и использование более доступных месторождений с лёгкой нефтью, и её дешёвой доставкой.

Вообще же нефтепереработка — очень затратный процесс. Вспомним про расходы в 800 миллиардов долларов, про которые мы говорили. Хотя к этой сумме нужно прибавить стоимость геологоразведочных работ. Однако новых месторождений в России нет: все существующие — это приданое Советского Союза.

Следующий фактор, который влияет на нефтяную отрасль в России. Дело в том, что у нас производится очень мало оборудования, которое может быть применено в нефтепереработке с высокой эффективностью. Вот, например, компания «Татнефть» построила в Нефтекамске новый комплекс «Танэко», 90% оборудования на котором — зарубежное. Россия не может производить достойные аналоги, так как почти полностью утратила своё машиностроение. А покупка импортного оборудования — это дорого. И в Европе российских нефтяников никто не ждёт с распростёртыми объятиями, плюс финансовые и таможенные дела, транспортировка, долгие сроки сдачи заводов. Отсюда получается, что стоимость НПЗ, построенного у нас, будет выше чем в Европе.

Как результат: китайцы за 12 лет построили 98 заводов с новой технологической основой. Мы частично модернизировали несколько своих. Можно сравнить США, где проживает около 330 миллионов человек, и Россию с её 142 миллионами. В стране 200 заводов, а в США — 147. Казалось бы, что населения в два раза больше, а заводов меньше почти на 40%. Это объясняется тем, что Америка закрывает небольшие заводики, так называемые «керосинки», оставляя только крупные модернизированные предприятия. К «керосинкам» можно отнести и завод, строившийся в Даурии, по поводу которого я не испытывал восторга. Там пришлось бы уходить от налогов, либо выпускать некачественную продукцию по высокой себестоимости.

В результате работы всех заводов в России по расчёту закрывается потребность в бензине. Однако, расчётная и номинальная потребность — это одно, а наличие его в конкретное время в конкретном месте, как это происходило в мае-июне в регионе, — это совсем другое.

Помимо всего прочего из-за всех этих особенностей и соответствующего налогообложения бензин просто безобразно дорогой. Любят сравнивать стоимость литра бензина в России и в Америке. Хотя этого нельзя делать, не соотнося его цену с размером доходов. Среднестатистическая российская семья из четырёх человек тратит на бензин примерно 10% годового дохода, а на западе только 1-2%.

Что Европе — хорошо, России — дефицит бензина

Eсли переходить к анализу текущему состоянию нефтепродуктов, то тут картина такая. Состояние промышленности мы описали. Понятно, что резко изменить мощности выпуска топлива Россия не может. Сколько его производится сейчас, столько и будет проводится в ближайшей перспективе.

Недаром правительство играет в пинг-понг с евростандартами. Недавно прозвучало заявление о том, что стандарт Евро-2 (АИ-80 и АИ-92) будет продлён до 2012 года. Бензина этих марок в стране примерно половина, по тем самым причинам, о которых мы говорили. Поэтому я убеждён, что вслед за этим продлением последует и следующие.

Если Европа уже перешла на Евро-4 и Евро-5, то в России просто нет такого количества нужного бензина. Плюс вопрос к автопрому, который выпускает двигатели пригодные для Евро-2. Получается дикий парадокс: наши заводы делают устаревшие автомобили, а если начнут выпускать современные, то бензина для них просто не хватит. Перейти сейчас на стандарты Евро-4 и Евро-5 нет никаких возможностей — ни технических, ни экономических.

Нужно обратить внимание и на следующий показатель: оптовые цены на бензин в России этим летом подскочили на 7%. Летом такого никогда не было. А происходит это из-за роста потребности в бензине в связи с увеличением автопарка. Мы производим всё большее количество автомобилей, приговаривая, что скоро догоним, а то и перегоним развитие европейские страны по производству автомобилей. В прошлом году россияне купили их на 27 миллиардов долларов. Бензина требуется всё больше, и поэтому он начинает дорожать по рыночной формуле спроса и предложения.

Правительство заставляет компании выходить на биржи. То, что компании выгоняются на рынок палками, — это очень специфичное явление, похожее на модернизацию России Петром I. Однако компаниям биржи совершенно не нужны — они и так продадут свой бензин. Федеральная антимонопольная служба недавно публиковала статистические данные, в которых говорится, что 50% сделок на товарных биржах в Москве и Санкт-Петербурге компании совершают сами с собой. Выходит, что 10-15% бензина компании как бы продают на бирже, но на самом деле он от них никуда не уходит.

Хотя зеркальце нашей биржи кривоватое, оно отражает то, что оптовая, спотовая цена — 33 тысячи рублей за тонну бензина. Сколько тогда должен стоить бензин в розницу? Очевидно, что повышение биржевой стоимости при росте потребления и при сдерживаемом увеличении розничных цен вызовет дефицит бензина.

Кроме того, с 1 января 2012 года наступает следующее повышение акцизов на 1,5 рубля. А мы уже говорили, что если акциз вырастает на 1 рубль, то в рознице цена увеличится как минимум на 1,7 рубля. Сейчас мы стоим на пороге такого же явления, которое могла наблюдать в мае-июне этого года, — либо дефицита, либо скачка цен.

Я предполагаю, что власть всеми доступными методами сдержит этот скачок и купирует дефицит до выборов. А после всё вернётся на свои места.

Сейчас власть занимается праймериз, народным фронтом и прочими любопытными упражнениями. Есть такое изречение: «История повторяется дважды. Один раз как драма, второй — как фарс». Вот мы сейчас и имеем балаганный фарс в виде «Единой России» после того как пережили драму — КПСС.

Нужно иметь продуманную экономическую политику в сфере нефтепереработки, чтобы компании самостоятельно занимались модернизацией. Применять налоговые и прочие стимулы. У нормального государства таких рычагов достаточно. Есть «ножницы Кудрина», с помощью которых деньги нефтяных компаний перекачиваются в бюджет, откуда «Единая Россия» вытягивает их на ремонт дворов. Ремонт, конечно, хорошее дело, я рад за него, но в то же время считаю, что бюджетная и налоговая политика должна носить не только фискальный характер. Нужно предусматривать развитие, модернизацию, вопросы экспорта, кредитной и научно-технической поддержки, подготовки кадров. То есть всё то, что складывается в нормальную государственную политику, которой в настоящее время, к сожалению нет.

НазадВперёд
25 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

хорошая статья, расписаны все составляющие нашего бензина. пока наши заводы не сделают шаги в сторону модернизации мы так и будем отсталой страной благодаря нашему правительству которое ничего не хочет делать. а хотя могло наложить вето и сказать : пока не модернизируетесь не запуститесь в работу.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Доступно, логично, по существу

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Насколько я понял, согласно программе "2020", в планах вообще отказаться от нефтепереработки в РФ, т.к. это сплошные затраты... Выгодней брать нефть и гнать туда... Бензин завозить. Вот, цены немного еще подровняют и вообще никакого резона для производства бензина тут не будет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"теперь давайте вспомним про чистую прибыль российских компаний - 25-30 миллиардов долларов в год. для примера можно сказать про корпорацию «exxon mobil», которая в 2008 году заработала 35,6 миллиона долларов. то есть больше чем все российские компании вместе взятые."

это как???

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Статья экономически обоснована, все по полочкам, но не удивили, в заголовке надо исправить "может нас ждать" на "нас ждет", как утверждение.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я думаю, что статья хорошая в том смысле, что крайне выгодна местным нефтетрейдерам, в частности, "Нефтемаркету". Поскольку Гений Юрьевич, растекаясь древом по мысли, уводит читателя от главной, фундаментальной проблемы: какого хрена в Чите горючее дороже, чем на всея Руси. А дороже оно только потому, что "Нефтемаркет" искусно поддерживает завышенный уровень через многослойную сеть собственных посредников. А власть делает вид, что типа развивает конкуренцию на внутреннем рынке, хотя сеть АЗС "Роснефти" фактически не получает развития. А почему? Ведь даже Касьянову очевиден рост потребления. Секрет Полишинеля. Ругнуть "Единую Россию" за праймериз, - о! Какая риторическая находка! Вот собирают они предложения в Народную программу, какой только чепухи не пишут, вроде газопровода Ангарск-Чита. А элементарно включить раздел о развитии альтернативной сети АЗС - просто язык не поворачивается. Отличная статья, Гений Юрьевич, честное слово. "Нефтемаркет" будет доволен и в долгу, думаю, не останется.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Потдерживаю! "Нефтемаркет" будет прыгать от радости:) У них как и в "Читасервислада" - многослойная система - сами себе продали, наварили, а потом потребителю через своих же посредников)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мудрый Нефтемаркет нашёл (нанял?) вроде бы экономиста, который уводит старательно от темы конкуренции с Нефтемаркетом других заправок. Вот в Иркутске и УланУдэ работает Роснефть и цены другие. А с нашим монополистом многолетним, который всё и вся подмял под себя и ни кого не пущает на этот рынок цены расли и будут расти под подробные разъяснения Касьяновых о причинах этого. Ну и любимый им КИтай будет прославляться. И тоже понятно почему - бизнес то у него на него заточен.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

при чем тут Нефтемаркет??? ситуация разобрана по косточкам на макроэкономическом уровне, при чем оч.доступно и грамотно, зачем вкладывать миллиарды в модернизацию заводов, если и так все хорошо-деньги текут рекой, захапать бы успеть, а потом хоть трава не расти...Про высокий ценник, очередной раз, перевезти бензин буквально через дорогу от завода, гораааздо дешевле чем жд транспортом в Забайкалье, а если везти из Уфы, откуда сейчас идет почти весь бензин на наш край (это конечно надо сильно с головой не дружить, но фактически выбора у поставщиков нет, АНХК почти ничего не дает), то мы имеем то что имеем...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

НИКУЛЬШИН Александр Васильевич

Генеральный директор ОАО «Нефтемаркет».

http://www.oblduma.chita.ru/v2/structure/deputies/?id=9

Образование: в 1988 году – Высшая школа КГБ СССР.

Звание: полковник – запаса ФСБ.

http://goldsib.ru/ru/mans/showPerson.html?action=show&id=79&library=1&division=7&offset=25

член Политического Совета Регионального отделения партии «Единая Россия»

http://goldsib.ru/ru/mans/showPerson.html?action=show&id=79&library=1&division=7&offset=25

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень важная инфа!

КГБ-ники проникли во все сферы экономики, а уж политику они планомерно ликвидировали.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Гуглом пользоваться умеешь. Молодец. Неси зачётку.

Только он уже год не рулит Нефтемаркетом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Александр Владимирович не генеральный директор Нефтемаркета.Информация Ваша устарела.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Только он уже год не рулит Нефтемаркетом.

Александр Владимирович не генеральный директор Нефтемаркета.

13 лет управления компанией в истории Забайкалья

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Такой гадкий бензик в нашем городишке. У меня новая машина и расход топлива показывает на табло, так вот наш широко потребляемый 95 расходуется аж по 11.1 л/100 км. С таким качеством да за такие деньги...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а че ты хотел? это тот же 92 только с кучей "полезных" присадочек. ходи пешком и расходуй по 1 литру питательного супа в день)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а нужна ли модернизация нефтеным компаниям путина? доход из добычи нефти как видно из статьи очень приличный. комерсанту путину не очень то хочется делиться с государством на модернизацию оборудования. если будет его желание, все компании начнут строительство нефтеперерабатывающих заводов да еще с нанотехнологиями.давайте говорить вещи своими именами

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я про паризана-иностранного, который стоит на защите едросов: Казачок то видимо засланный? Кто как думает?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень подробно расписано. Прекрасно. Только маленький вопрос - а в чем причина 20-процентной разницы стоимости 92 бензина между Читой и Бурятией? "Роснефть" в Чите - 30,10 руб, в Мухоршибири (первая заправка "Роснефти" в Бурятии) - 26,10 руб!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемым комментаторам. Статья посвящена проблемам российской нефтепереработки. Ценообразование на топливо в нашем регионе - это разговор отдельный, правда, безусловно имеющий и общероссийские корни. К проблемам Китая российская нефтепереработка имеет такое же отношение, как землетрясение в Новой Зеландии или наводнение на Филиппинах к климату Забайкальского края. Отдельные комменты, вызванные патологической личной злобой жизненных неудачников, просто лишают их возможности разумно рассуждать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Гений Юрьевич! Мне, не только читателю, но и почитателю, как-то в лом, что вы посвящаете свои блестящие произведения вопросам российской нефтепереработки, которая представлена в Забайкалье как "как землетрясение в Новой Зеландии или наводнение на Филиппинах" (простите, не удержался от цитирования, больно образ хорош). Очень хотелось бы услышать из ваших уст отдельный разговор о ценообразовании на топливо в нашем регионе. Уверен, это будет честный и открытый разговор, и, главное, очень умный. Не забудьте "попинать" "Единую Россию", вам за это ничего не будет, - они горючим не торгуют.

Я абсолютно согласен, что отдельные комменты вызваны "патологической личной злобой жизненных неудачников". Тьфу на них. Но не могу согласиться, что это комменты "лишают их возможности разумно рассуждать", поскольку комменты - сами есть результат рассуждений. Тьфу на них два раза.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да! И совсем забыл, ведь Россия участвует в строительстве НПЗ в Китае, вы разве запамятовали? Сечин гнул китайцев, чтобы влезть в нефтепереработку под строительство ВСТО. Ну, и влезли без мыла. Кажется в Даляне НПЗэшка, или где? В общем, к проблемам Китая российская нефтепереработка имеет некоторое отношение, но это - мелочи на фоне вашего аналитического дара.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

без бензина я думаю вы проживете. попробуйте жэить и не жрать!)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бурого, что-то ты про "супчик" и про "жрать" какие-то гастрономические термины, при чем не по теме, похоже тебя другая тема больше интересует-кто бы покормил...