Р!
23 ИЮНЯ 2021

Мёртвые сраму не имут

По-видимому, нет ничего печальнее заброшенного и разоренного кладбища. Недочеловеческое презрение к мёртвым, что-то такое осклизлое прячется по тёмным закоулкам наших душ, пока вокруг монотонно булькает меланхолия. Недавно удалось побывать в Сретенске. Он и сам по себе оставляет впечатление разлагающегося трупа успешного в прошлом и даже милого уездного городка, но старое еврейское кладбище — это… Это поражает.

На возвышении к югу от города рядом с православным погостом издалека виднеется красная стена кладбища иудейского. Железные ворота сняты и сданы на металлолом. За оградой страшная картина погрома и осквернения.

Сретенск в начале ХХ века, как и всякий центр бойкой торговли, был интернациональным населенным пунктом, что для Забайкалья того времени было, говорят, не характерно. Большинство его жителей по переписи 1911 года составляли, понятно, мы — русские. Однако были и поляки, китайцы (куда же без них-то), немцы, татары, персы, армяне, японцы, корейцы. И очень много евреев (11,8%). В Сретенске тогда сложилась одна из самых крупных влиятельных еврейских общин в Забайкалье.

У исследователя В.П. Чапыгина из работы «Становление купечества и социально-экономическое развитие Сретенска во второй половине XIX – начале XX века» (Сборник статей и материалов, посвященный 80-летию Сретенского района) можно узнать, что в 1879 году в Сретенске проживало 47 еврейских семей, из них 25 «кормились» торговлей. К 1886 году число граждан иудейского вероисповедания возросло со 176 до 358 человек. «Природная смекалка и изворотливость, как правило, трезвый и здоровый образ жизни, более высокий в сравнении с другими забайкальцами уровень образования позволяли евреям быстро приумножать свой капитал», — считает этот автор.

В 1881 году один из наиболее ярких представителей сретенского купечества Янкель Самуилович (Яков Самойлович) Андоверов обратился с прошением о строительстве в городе Сретенске еврейского молельного дома (поскольку синагоги строить не разрешалось). Была здесь и общественная еврейская школа, которая содержалась за счёт еврейского общества. И, конечно, еврейское кладбище: раз люди жили, то они и умирали, все под Богом ходим.

Нынче многие памятники повалены либо попросту украдены из-за дорогого материала. Сопровождающие из местных охотно комментируют, что покойников бесстрашно и решительно, с промышленным КПД, обворовывала советская армия, отправляя при передислокации на запад контейнеры с благородным мрамором.

Некоторые могилы разрыты в поиске «сокровищ» — местные гробокопатели в корысти и алчности образованы недостаточно, чтобы знать — евреи хоронят своих покойников обнаженными, они уходят из этого мира ровно такими, какими пришли. Вообще-то большинство сретенских евреев не были владельцами заводов и пароходов, крупных торгово-промышленных фирм вроде компании Андоверова было не более трёх. В основном представители еврейской диаспоры, — пишет В.П. Чапыгин, — служили доверенными, приказчиками, были мелкими торговцами, занимались каким-либо ремеслом или извозом, содержали гостиницы и постоялые дворы, доходные дома и закусочные, бани и фотографии.

И все эти усилия и стремления, исполненные планы, несбывшиеся мечты, надежды и отчаяние, успех и неудачи, любовь и нелюбовь, что были всего сто с небольшим лет назад принесены сюда, на берега вечной, вечно прекрасной и вечно равнодушной к людской суете Шилки, закончились здесь. Они непостижимо заключены в заросшее душистым забайкальским разнотравьем, огороженное ещё крепкой кирпичной стеной старое кладбище, над которым безжалостно надругались некоторые обитатели современного Сретенска, концентрация мерзости.

Теперь это памятник, памятник имманентной иррациональности забайкальской жизни, обречённым попыткам получить благополучие за счёт бессмысленного и беспощадного грабежа чего бы то ни было – живой природы или мёртвых соотечественников. Мемориал невозможности убежать от невыносимого сейчас и тут даже на том свете. Страшное место, страшное время, а люди страшные и слепые, будто твари, обитающие в подземельях. Хотя сейчас вроде за погостом приглядывают. Пока мы наедине с Восточной Сибирью ходили-бродили между печальными развалинами надгробий, появился патруль с признаками лёгкого похмелья и строго спросил документы. Но как забайкальский житель, не вчера родившийся, я прекрасно понимаю, что это не поможет:

Да, в том же Нерчинске от еврейского кладбища только холмики остались. Но скоро и их не будет. Текст В.П. Чапыгина окликает из той черноты, в которую иногда соскальзываешь, играя в прятки с совестью:

«Еврейская диаспора также внесла большой вклад в экономическое, социальное и культурное развитие Сретенска».

Александр Дорогушин, фото автора

НазадВперёд
50 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Живым бы выжить при такой жизни!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"...покойников бесстрашно и решительно, с промышленным КПД, обворовывала советская армия, отправляя при передислокации на запад контейнеры с благородным мрамором"...

Нужно разобраться:

1. Насколько достоверны высказывания местных "очевидцев". Недаром оперсотрудники говорят "врет как очевидец".

2. Вывозился ли мрамор централизованно, приказу командования, или же это была инициатива отдельных армейских представителей? Крайне сомневаюсь, что был отдан письменный приказ командования подразделения Советской Армии (автор, именно так пишется это словосочетание, учи русский язык). Таким образом, даже если кто вывозил мрамор с кладбища, то это были преступники, пусть даже носящие военную форму. Но это не была армия.

3. Передислокация на запад происходила после подписания межправительственного соглашения с Китаем, в 1996 году. А раз так, то это была уже Российская Армия.

Вывод: автор, проверяй факты, не иди на поводу у всякого рода любителей преподнести "дутые сенсации".

Модератор, надеюсь, я ни коим образом не затронул редакционную политику, ни кого не оскорблял, к свержению конституционного строя не призывал, значит, банить не за что?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

2 Включи логику! 29.08.11 13:19

1. Высказывания местных очевидцев достоверны не менее, чем ваши. 2. С точки зрения морали нет никакой разницы, "вывозился ли мрамор по приказу командования, или же это была инициатива отдельных армейских представителей". "Отдельные" предствители вывозили, а "командование" закрывало глаза на использование казенных транспортных средств. Я не сомневаюсь, что письменного приказа никто не отдавал. А учить "правильному" написанию надо было в 1991 году, когда армия забыла присягу, данную советскому народу (так писалось это словосочетание). 3. Передислокация частей происходила постоянно. Полк в Нерчинске, командир которого ограбил особняк Бутина, был переведен в другое место еще до войны. Что касается "дутых сенсаций", то заметка вообще не о вас, защитнички. Хотя после вашего коммента очень захотелось рассказать, как "освободители" грабили русские церкви и насиловали русских девчонок в Китае во время Маньчжурской операции 1945 года. Я, пожалуй, напишу, следите за контентом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дорогушин писал: "Хотя после вашего коммента очень захотелось рассказать, как "освободители" грабили русские церкви и насиловали русских девчонок в Китае во время Маньчжурской операции 1945 года. Я, пожалуй, напишу, следите за контентом."

Теперь мне понятно, кто Вы и что из себя представляете.

Грязи всегда и везде можно найти в избытке. А не найти - так выдумать.

Всего хорошего.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

2 Включи логику! 29.08.11 14:51

Ну, вас никто не просил "заступаться" за армию, сами же напросились, бросились выгораживать мародёров. Да, видно, вы и воюете также, как спорите.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Хотя после вашего коммента очень захотелось рассказать, как "освободители" грабили русские церкви и насиловали русских девчонок в Китае во время Маньчжурской операции 1945 года. Я, пожалуй, напишу, следите за контентом."

Петрович, вчера про Даманский, завтра про освобождение Северо-Восточного Китая в либеральной трактовке, а в перерыве о душе думы думаются, о вечном. Хоть в селе Калинино, хоть в Сретенске.

50 лет как никак...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

4 Маска, я тебя знаю! 30.08.11 08:57

В 50 лет, дружище, всё только начинается, поверь. Впрочем, доживёшь, верный ты мой читатель, сам узнаешь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Большое Спасибо за статью!

Кто бы взялся книгу написать "Разоренные и уничтоженные кладбища на территории Забайкалья"...

Хотя наверное многотомный труд получится...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

*представители еврейской диаспоры, - пишет В.П.Чапыгин, - служили доверенными, приказчиками, были мелкими торговцами, занимались каким-либо ремеслом или извозом, содержали гостиницы и постоялые дворы, доходные дома и закусочные, бани и фотографии.*

В перечне занятий "смекалистых от природы" ни одного занятия, связанного с производительным трудом не заметил. Одна сфера услуг и посредничество.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

4 Интересный ФАКт 29.08.11 14:12

Думаю, заметку вы не поняли. Материал не о НИХ, это - о НАС.

И с каких это пор сфера услуг, а, тем более, ремесло, не относится к производительному труду?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пачему ви такой вЪедлевий?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

*И с каких это пор сфера услуг, а, тем более, ремесло, не относится к производительному труду?*

Не всякое ремесло относится к производительному труду.

Ремесло парикмахера уж точно никак. В процессе создания материальных ценностей парикмахер напрямую не участвует. Что парикмахер, что приказчик, что страховой брокер участвуют в этом процессе опосредовано.

Государство, где нет людей, занимающихся производительным трудом существовать не может.

Нужны крестьяне, металлурги, шахтеры и т.д.

А вот от избытка надстройки в виде всяких посредников, управленцев, менеджеров, юристов, банкиров и т.п. будет страдать экономика государства, так как всю эту ораву нужно кому-то содержать, а именно тем, кто занят в сфере производства.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень печальная картина. А где сейчас находятся потомки тех евреев, которые похоронены на этом клажбище? Что, все как один уехали из Сретенска? Из той большой еврейской общины не осталось никого? Помните слова из "Набата": "это надо не мертвым, это нужно живым". Забыли потомки о своих бабушках-дедешках. Конечно, проще обвинить все общество: дескать разворовали все памятники, раскопали могилы. А вы придите на кладбище и поправьте все могилки, помяните добрым словом своих предков. И не надо плакаться. Я думаю, многие помнят конец 90-х, начало 2000 -х годов, когда цветы на могилах прожигали, чтобы их не украли и не продали на рынке. И металлические оградки сдавали на металлолом, и даже недорогие бетонные надгробия воровали. Но,уважаемые, зайдите на православное кладбище сейчас и увидите, что все памятники восстановлены, оградки поставлены новые, цветы лежат. А вот могилы тех умерших, о ком не помнят потомки, разрушаются или уже полностью разрушены. Это уже на совести родственников и это не зависит от того, иудейское это кладбище или православное. Это зависит от того, хотим мы знать о наших корнях и передать наши знания детям, или мы - Иваны не помнящие родства. Каждый сам для себя выбирает.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я родился и вырос в Чите, но волею судьбы 40 с лишним лет я живу вдали от родного края. Все мои самые близкие похоронены в Чите. О своих дальних родственниках из Сретенска я узнал не так давно . Мои предки своим трудом в середине 19 века создавали историю как г.Сретенску, так и в конце концов себе, поскольку после них остались дома, являющиеся и сегодня памятником архитектуры. Осталась информация о их славной деятельности в Сретенске. И я благодарен людям, которые не ослеплены ненавистью к другим нациям, в частности к евреям, коими были купцы Андоверовы, а вспоминают их добрым словом, поскольку Самуил Яковлевич Андоверов со своей семьей сделали много доброго, как г.Сретенску, так и бывшим его жителям. А что касается могил, то они и в областном центре, в Чите представляют из себя печальное зрелище(может только нет такого вандализма), да и по всей нашей стране.И виноваты в этом люди, наши люди , у которых в душе нет никаких святынь.

И даже если я сегодня поставлю памятник из мрамора своим предкам , нет никакой !!! гарантии , что его завтра не разобьют или осквернят. Не буду развивать тему.

Андоверов М.А.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Реплика.Ваньки не помнищие родства! Забываем историю господа - товарищи, нет значит и будущего

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Замечательная статья! Спасибо!Печально, что люди типа "Включи логику!" и "Дорогушин" мало чувствующие и много не знающие могут давать незаслуженную оценку не поняв боли автора!Учитесь читать материалы, ребята!

=Интересному ФАКту=: занятия, связанного с производительным трудом у евреев быть не может по религиозным традициям. Во всех христианских религиях считалось веками, что товары, продукты сделанные руками еврея являются нечистыми и греховными. Поэтому у них и выработалась генетика не на производство-деньги, искусство, торговля, руководство. Кушать - то хочется!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почитайте ради интереса книгу Ю.И.Мухина (есть в интернетах) Крестовый поход на Восток. «Жертвы» второй мировой. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2004., главу 7 "Труд как позор". В этой главе автор (сам кстати, еврей по национальности) объясняет ошибочность Ваших утверждений.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"... люди типа ... "Дорогушин" мало чувствующие и много не знающие ... " Лесовик, вообще-то Дорогушин и есть автор заметки!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Судя по комментариям автора, оценка, как раз, заслуженная! У "Включи логику", все замечания конструктивные и по сути, и даже строчка: "автор, проверяй факты, не иди на поводу у всякого рода любителей преподнести "дутые сенсации", - звучит скорее как пожелание, нежели оскорбление, стремление поспорить, навязать свою точку зрения, чем-то зацепить и т.п. А вот ответ автора, всё говорит за него, полностью открывая его сущность.

Статья, действительно, неплохая, плох лишь непонятный уклон в сторону скрытого антисемитизма, жителей Сретенска, и всех Забайкальцев в их лице, ведь плохо грабить не только еврейские, но и русские, армянские, татарские, бурятские, да и вообще, любые кладбища. Это вопрос общей культуры поведения, воспитания людей, но никак (ну или в очень малой степени) не национализма!

Поэтому процитирую, на мой взгляд, лучший ответ:

"Грязи всегда и везде можно найти в избытке. А не найти - так выдумать.

Всего хорошего."

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

4 Препод ЧитГУ 30.08.11 11:04

Ерунда. Считаю, что "Включи логику" увидел в заметке только "наезд" на армию. Такая "широта" мышления, мне кажется, свойственна военным (вы сами не на военной кафедре преподаёте?). Строчка: "автор, проверяй факты, не иди на поводу у всякого рода любителей преподнести "дутые сенсации" говорит о склонности г-на "Включи логику" обращаться на "ты" (как сержант к новобранцу) и его высокомерии - он просто безосновательно обвинил автора в необъективности. (Поскольку заметка вовсе не о роли военных в плачевном состоянии данного погоста, то, соответственно автор и не раскрывал, как получались и проверялись данные сведения, ведь речь-то не об этом).

А вы разглядели в статье то, чего там вообще нет, и быть не может, а именно "скрытый антисемитизм" (ах, как чУдно расставлены запятые, вы этому в ЧитГУ учите?). Это характеризует вас как провокатора действительно наилучшим образом: "всё говорит за него, полностью открывая его сущность", как вы сами и изволили заметить. Да еще национализм приплели. Вот здесь-то действительно, думаю, уместна цитата моего уважаемого оппонента "Грязи всегда и везде можно найти в избытке. А не найти - так выдумать". Вот вы и выдумали, Препод ЧитГУ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

5490 Прочитал эту главу у Мухина. В ней только симптомы, но никак не болезнь. Причина того, что евреи считались изгоями - смерть Христа через еврея Иуду. За 2 тыс. лет они приспособились выживать. И то что они ныне такие - вина истории.

Препод ЧитГУ. Антисемитизмом и не пахнет. Грабят любые памятники и могилы не зависимо от национальности. Если бы автор написал про русское кладбище - то ваш комментарий, следуя вам, был бы как "антироссийсккая статья". Ваш лучший ответ: - "Грязи всегда и везде можно найти в.......", кажется мне самым примитивным! Если не видеть дерьма, то в нем можно и утонуть!Вот так, Препод, учи этому.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кстати, в этом самом ЧитГУ спортивный комплекс (не говоря уже о давних, советских времен постройках "на костях") совсем недавно выстроен на месте северо-восточной окраины старого читинского кладбища.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дорогушин :"Такая "широта" мышления, мне кажется, свойственна военным (вы сами не на военной кафедре преподаёте?)."

Уважаемый, вы чем то обиженны на военных. Или объясните пожалуйста в чем причина таких высказываний?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вообще, рассказывают, что ещё когда наша страна была СССР, в Сретенске жил глава, или председатель или как его там называли. Так вот он хотел вообще разобрать эту красную кирпичную стену. но по каким-то техническим причинам не смог. А потом в его семье поселилось горе. Стала болеть жена, умерла, потом дети тоже умерли, да и сам он в скрости умер от рака. В Сретенске местные жители все это знают и поэтому, особо ни кто не покушается на это кладбище. Это только какие-то приезжие, да деградированная молодежь. А им (молодежи) надо почаше такие истории рассказывать. Может хоть из страха не будут пакостить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень похоже на страшные истории, которые дети рассказывали в пионерлагерях после отбоя, правда с поправкой на капитализм.

Страшно, аж жуть!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Таки, очень хорошая и поучительная история... Особенно для "интересного факта"..........

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

*Таки, очень хорошая и поучительная история... Особенно для "интересного факта"*

Таки, нет. Знаю я *главу, или председателя или как его там называли*, руководившего Сретенском. Даже чем-то под описание подходит. Ничего страшного с ним и его домашними не случилось. Все живы-здоровы.

Хотя как некий *оберег* для жителей Сретенска (за исключением, правда деградировавшей молодежи), эта страшная история вполне подойдет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

7 лесовик 29.08.11 17:35

ОтветитьЗамечательная статья! Спасибо!Печально, что люди типа "Включи логику!" и "Дорогушин" мало чувствующие и много не знающие могут давать незаслуженную оценку не поняв боли автора!Учитесь читать материалы, ребята!

Лесовик, учитесь читать Сам. Дорогушин и есть автор))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Точно такое же разграбленное кладбище находится за пос.Карымское в сторону Олентуя.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы очень ошибаетесь в этом. Старое кладбище в Карымском НЕ РАЗГРАБЛЕНО. Оно необъяснимо ИСЧЕЗЛО в период ВОВ. Что-то тогда произошло необъяснимое. Но чтобы понимать это, надо уметь видеть, а не просто смотреть и делать лживые выводы. И других людей вводить в заблуждение.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошая статья. Может кто нибудь задумаеться...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

№7 лесовик. Какую ерунду ты городишь дорогуша. Евреи были одними из лучших ювелиров и ни кто даже в древности не считал их изделия не чистыми. Книжки надо читать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да какие книжки??? Лесовик читает только Ленту новостей (и то не до конца, судя по всему)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Евреи были ювелирами, но это не производство материальных благ! Ювелирные изделия всегда считались и считаются произведениями ювелирного ИСКУССТВА.Книжки надо читать, а не китайскую бижутерию покупать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какие все плохие, а сами евреи когда последний раз наводили порядок на кладбище, ведь они такие заботливые и религиозные.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот когда мрамор и ворота обратно вернут....

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В нормальных странах такие кладбища берегут как зеницу ока. Это не только место для усопших но и памятники-произведения искусства. А какие памятники судя по открыткам, были на сретенском кладбище-красота! Не знаю остались ли те 2-3 памятника , которые я видел, когда приезжал последний раз в Сретенск? Даже по ним можно было судить.

Это все от нашего бескультурья и отсутствия предприимчивости. Если бы у нас был развит туризм то ездили бы туда туристы, в т.ч. и родные усопших.

У нас в Крае контроль за наследием прошлого осуществляется из рук вон плохо. Пример Титовская сопка. Нет у нас людей, а точнее нет людей на тех должностях в управлении культуры (в основном "хорошие" знакомые, лишь бы день просидеть.), которые болели бы за сохранение исторического наследия.

Да и давно бы надо спросить военных, которые ранее занимали различные территории представляющие исторический интерес и проверить их заначки. Пример: бронзовый воин, который стоит в краевом музее находился раньше на территории воинской части в сообществе еще 3-х подобных. Наверное 3-е уже"живут" в Китае.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

*В нормальных странах такие кладбища берегут как зеницу ока. Это не только место для усопших но и памятники-произведения искусства.*

Может хватит себя, свою страну грязью мазать? В так называемых *нормальных* странах могилы на кладбищах берегут до тех пор пока родные усопшего оплачивают АРЕНДУ места захоронения на кладбище. Само собой, это стоит недешево. Позволить себе это могут только богатые граждане. Вот почему памятники на таких кладбищах - произведения искусства.

Я для остальных - кремация, либо через 50 лет после закрытия кладбища - "перепрофилирование" земельного участка, где ранее были захоронения.

Не надо обольщаться - в западных странах земли мало, она дорогая. Удовольствие не для всех.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не буду коментировать отзывы, даже читать многие противно. Очень приятно что хотябы кто то задумывается о вечном, затрагивает и освещает такие темы.

Главный вопрос в том как сохранить и востановить это действительно историческое место. Может быть у когото есть реальные предложения?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

№19 Пенская. Не городите глупости. Как можно восстановить могилы на которых одни холмики. Если это не нужно родным, то ни кто этого не сделает. Сколько заброшенных могил на Читинских кладбищах, давайте их "восстановим". Бред. И не надо проявлять не осуществимые желания восстановить того чего уже нет и не будет, а надо сохранять то, что осталось и еще можно сохранить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Действительно не давно по тв был сужет о туризме на кладбищах, не знаю хорошо это или плохо, но историю свою знать нужно, а кто был на этом сретенском кладбище наверное заметил что вокруг этих 4 красных керпичных стен складывалась не только история еврейского народа, имею ввиду следы от растрелов на восточной стене.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Такая практика есть во всем мире. Пример г. С.петербург- Никольское кладбище в Александро-Невской лавре-называется музеем городской архитектуры. Посещаемость туристами огромная. Пориж-Русское кладбище.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ой не надо намекать. Еще неизвестно кто кого расстреливал, белые семеновцы или японцы Сретенских рабочих или наоборот. Если наоборот то все правильно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Речь как раз идёт о том чтобы сохранить то что осталось, сама была на этом кладбище и видела что есть ещё что сохранять и восстанавливать. Более того могу даже сказать что об этом кладбище мне рассказал директор одной из школ г. Сретенска, историк и удивительный человек, родственников захороненных там у него нет однако ему почемуто не безразлична судьба этого места.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да какие намёки. Я вообще тогда не понимаю что мы с вами обсуждаем? Это наша история, наше прошлое нет прошлго не будет и будующего. Это показатель нашего отношения перипираемся кто кого, кто прав и кто виноват.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Подскажите пожалуйста, как можно связаться с автором статьи? Свои координаты оставляю...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кладбище в 1991 году я увидел уже разграбленным, грабителям помогло что кладбище за высоким кирпичным забором вто время стояли старинные ворота. Местный экскурсовод рассказывал какие красивые памятники стояли на кладбище и как наши закавказкие "друзья" грузили контейнера памятниками на запад да так, что у контейнеров днища проваливались.Так что про военных да ещё в те годы когда было понятие о морали - это крайне неудачная оскорбительная фраза.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На этот раз г-н Тарасов как то не убедителен, не хватает огонька что ли...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А про татарское кладбище никто ничего не скажет?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мало иметь возможность смотреть. Надо уметь видеть. 

В Карымском, Авдеевке, Кайдалово, Дарасуне.старые части кладбищ НЕ РАЗГРАБЛЕНЫ!. Что-то в эпохе ВОВ и довоенной эпохе очень НЕ ПОНЯТНО!. И захоронения те как смыты и затерты, даже не смотря, что части старых кладбищ находятся на разных уровнях. 

И очень

Если будет возможность, то посмотрю и Сретенские кладбища и Нерчинское С Читинском.

Но думается, что автор статьи из породы либерастов-русофобов. А с такими извращенными мозгами вряд ли он сможет разобраться где могилки разных кладбищ разграблены, а где произошел какой-то катаклизм, о котором не желают говорить нам хисторики (в этом слове нет моей опечатки) История учебниковская и досоветского периода и советского периода  сплошь лживая.

А про кладбища- чтобы делать какие-то оценки и семитские=русофобские выводы- лучше людишкам с таким мышлением объехать старые кладбища в разных населенных пунктах и попробовать логически разобраться ПОЧЕМУ руСкие старые захоронения первой половины 20 века очень странные, брошенные и забытые. И это характерно, во всяком случае для 4 кладбищ вокруг Карымского.

Сделал много фото видео материала. И планирую постепенно показать местным недальновидным краеведам, что все очень непросто и непонятно со старыми руСкими захоронениями.