Р!
21 ИЮНЯ 2021
19 июня 2021

Запутанная дорога на юго-восток

В том, что планируется делать с юго-востоком края, сколько ГОКов там будет построено и какой длины будет идущая туда железнодорожная ветка, неподготовленному человеку очень легко запутаться. На прошедшей неделе министр регионального развития, «Норникель» и власти края усугубили ситуацию.

В 2006 году уверенно говорилось, что освоение юго-востока Забайкалья начнётся со строительства железнодорожной ветки Нарын — Лугокан протяжённостью 425 километров. Позже для освоения Быстринского, Бугдаинского, Култуминского, Лугоканского и Солонеченского месторождений будет построено пять ГОКов. Помимо всех преимуществ край, при реализации проекта, получил бы и 70 тысяч рабочих мест.

Роль ГМК «Норильский никель» на тот момент была очевидной — на 69% строительство железнодорожной ветки финансирует государство — остальное, то есть кусок дороги и пять ГОКов — забота компании.

Осенью 2009 года «Норникель» предложил внести изменения в проект и растянуть финансирование своей части примерно на полтора года. Причиной этого стали запасы трёх месторождений, которые после доразведки, оказались меньше ожидаемых. Поэтому от дороги Нарын — Лугокан отрезали 203 километра, от чего она стала, по сути, дорогой Нарын — Газимурский Завод. От пяти месторождений «Норникель» оставил только два — Быстринское и Бугдаинское.

К концу 2009 года «Корпорация Инжтрасстрой» построила 130 километров дороги до Александровского Завода. В 2010 году начались перебои с финансированием, и компании пришлось строить за свой счёт. Приезжавший в Читу в январе 2009 года гендиректор корпорации Ефим Басин озвучивал формулу: «Я намеренно развернул работы так, чтобы сворачивать их было дороже, чем продолжать».

В первой половине 2011 года проект вновь не финансировался, и корпорация вновь строила дорогу за счёт собственных средств. Во второй половине года деньги появились. По паспорту проекта, в этом году должно быть выделено более 14 миллиардов рублей – почти по 7 миллиардов рублей из средств государства и «Норильского никеля». По информации Минтранса РФ, финансирование проекта в 2011 году должно было «осуществляться опережающими темпами за счёт инвестора».

К августу сумма сократилась почти до 3 миллиардов. Если точнее, то государство вносило в общее дело миллиард, а «Норникель» — около 2,3. На эти деньги планировалось строить дорогу и проектировать комбинаты.

На тот момент, как сообщала пресс-служба губернатора, и инвестфонд, и компания перечислили средства на счета подрядчиков. Государство — полностью, а «Норникель» — некую часть.

После этого сообщения информации о деятельности «Норникеля» на юго-востоке Забайкалья не было ровно месяц. В сентябре тишину разорвало громкое заявление министра территориального развития Виктора Басаргина.

На Байкальском экономическом форуме министр сообщил, что «Норильский никель» не только постоянно сокращает взятые на себя обязательства, но и выполнил всего 30% требуемых от него действий.

Пресс-служба компании среагировала немедленно. В комментарии «Чита.Ру» пресс-служба «Норникеля» заявила, что компания выполняет все свои обязательства по проекту: «В частности, в этом году нами уже перечислено 3,35 миллиарда рублей в рамках финансирования строительства железной дороги, на этой неделе заплатим еще 426 миллионов руб. Оставшиеся 4 миллиарда «Норильский никель» был готов и сейчас готов перечислить также в этом году. Однако 8 сентября состоялось заседание инвестиционной комиссии, на котором по инициативе Росжелдора было предложено перенести финансирование на следующий год, поскольку генподрядчик (ООО «Корпорация «ИНЖТРАНССТРОЙ») не успевает освоить эти средства и построить дорогу в этом году».

Слова были сдержаны, и в минувшую пятницу пресс-служба сообщила о перечислении 426 миллионов рублей. Кроме того, была подтверждена и информация о переносе финансирования на 2012 год.

Меж тем, на всё том же экономическом форуме губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин заявил о старте рабочего движения по строящейся дороге Александровский Завод – Газимурский Завод в декабре 2011 года. С планами «Норникеля» и Росжелдора эти слова не сходятся. «Инжтрансстрой» же заявляет, что в ком-ком, а в компании, исправно сдерживающей обещания, в том числе и за свой счёт, сомневаться не приходится.

В масштабах всего строительства срок в три с половиной месяца, которые остались до декабря — весьма короток. Тем интереснее будет увидеть, чьи планы и обещания оказались более верными.

НазадВперёд
10 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В связи с не подтверждением качественных и количественных показателей, Култуминское, Лугоканское и Солонеченское месторождения распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1872-Р выведены из инвестиционного проекта государственно-частного партнерства в Заб. крае, а не Норникель от строительства 3х ГОКов из пяти отказался.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а вы, в смысле, видите тут противоречия? норникель произвёл доразведку, заключил, что запасы не подтвердились, сказал правительству - какой совместный проект, вы рехнулись? правительство сказало - да? ну, не трогайте три месторождения. чего не так-то?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чего тут запутанного? "Никель" не отдал вовремя денег Басину, поэтому он не мог в этом году строить столько, сколько положено по проекту. Что это за глупости, когда подрядчик якобы строил сооружения такого масштаба за свой счёт? Басин закопает столько денег, сколько дадут, тут двух мнений быть не может. "Никель" делал вид, что платил, а Басин делал вид, что строил. В сообщении "Никеля" не говорится, что деньги перечислялись СВОЕВРЕМЕННО. Сейчас "Никель" поёт песню, могём дать ещё 4 лярда, только всё равно же не освоите до конца года, до конца года 4 лярда даже Басин не закопает. Между "могём дать" и "на, возьми" - пропасть, чего людЯм на уши лапшу-то никелевую вешать?

У меня ощущение, что "Никель" не хочет юго-востока, но не может выйти, так как государство уже вложилось по самые алексанровско-заводские уши, а другого инвестора нет и не будет. Гениатулин своим заявлением на БЭФе мог пытаться побудить "Никель" к выполнению обязательств, он не ангел, но в данном случае его действия соответствуют интересам края.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С государства деньги скачали теперь можно проект сворачивать,что не ясного?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

да никель и попытался в 2009 году его прикрыть, проект начинался когда прохоров с потаниным еще по корефански рулили, а потом - развод по русски и кризис, вот никель и завыёживался - ведь проект прохоровский!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а зачем такие затраты, ведь на сколько я знаю полиметаллы добывали в первомайске, а сейчас гок заморозили. а ведь там есть вся инфраструктура, специалисты итд. не проще ли бы было возродить первомайск. или я чего-то не допонимаю. специалисты, поясните.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

здесь медь и золото, молибден и серебро,железо и свинец, а в первомайке тантал, ниобий, литий и сурьма - это на мировом рынке щас не ценится

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сегодня вкладывать деньги заведомо в нерентабельное производство никто не будет-это закон экономики. Ну а по меди вообще проблема. Крупнейший производитель меди в мире Чилийская компания Codelko очень не заинтересована в том чтобы Р.Ф. выдала на мировой рынок свою медь. Поэтому они четко регулируют ценовую политику и добьются того, чтобы наша медь стала не конкурентноспособной. Ну а то что наша медь будет неконкурентноспособной это при нашей бесхозяйственности, пьянстве и разгильдяйстве нет сомнений. Вот и вся арифметика.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

хыхыхы, да чхать хотели наши олигархи на куделку! Путен скажет - люминь! и будет люминь, хоть в Африке, хоть в Чили))))

А по мне - дык уж лежало бы это все в земле-матушке еще тыщу лет, меньше бы ковыряли ее - меньше бы проблем с экологией было, а то скоро всем на Марс придется лететь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поддержу партизанена в части того, что норникель и рад бы свалить, да кто бы его теперь выпустил. Уверен, что теперь всё это крутится в Москве именно в этом формате - НН пытается вывернуться, а федеральное правительство не особо его пускает. А Басин - какой бы он там ни был заслуженный строитель - в данном случае действует как бизнесмен, и включает все имеющиеся у него рычаги для того, чтобы денег ему-таки дали. Чтобы он мог их освоить, накормить своих субподрядчиков работой и баблом, поесть самому и заработать себе известные куски своего басинского авторитета. Для этого строитель-кормчий использует и экономические, и политические рычаги.

Думаю, что Москва не очень понимает, что делать с этим проектом, про который уже так много сказано, и от этого ежегодные полугодовые задержки. В эти полгода идёт невидимое столкновение интересов норникеля, который хочет свалить, федералов, которые толком не понимают, чего теперь с этим делать, и регионального правительства, отступать которому уже некуда.

А и пусть строят, коли уж так. Говорят, что вот-вот начнут тянуть дорогу то ли на Быструю, то ли на Бугдаю. И делать это будет Шевчук - человек, который, по ходу, всё это придумал, и больше всех остальных в это верит. И было бы глупо считать его исключительно за ненормального. Хотя, у него, как и Басина, тут много сугубо коммерческих интересов, которые так или иначе могут перечеркивать рациональность.