Сергей Тетерский: Поверили в себя — бегите срочно и зарабатывайте на этом

Общероссийская организация детских и молодёжных социальных инициатив ДИМСИ во многом началась с читинской школы №3.
В ней будущий профессор Московского гуманитарного педагогического института, руководитель международного форсайт-клуба «Мир будущего» Сергей Тетерский учился, работал вожатым и географом, в ней в год, когда распадался Советский Союз, проводил эксперимент: как сделать, чтобы и семья, и учителя, и детская организация способствовали успешности ребёнка? Сегодня статус Сергея Тетерского в соцсетях: «Приехал в родную Читу».
— Нужны ли детские и подростковые лидерские школы? Каждому ли ребёнку?
— Каждому ребёнку нужен опыт организаторства. Взять «Искру» — смену комсомольских организаторов, комсоргов. Это совсем другое, нежели лидерство. Лидер — это «я первый, я впереди», иногда до такой степени впереди, что не вижу, кто за мной. Организатор берёт на себя ответственность за кого-то или за что-то. Гимн комсоргов, кстати, показателен в этом плане: «За всё мы, комсорги, в ответе, пока наше сердце стучится» (поёт). Я считаю, что уметь быть организатором своей жизни и жизни других — это не просто важно, а суперважно. Иначе ты обязательно будешь ведомым. Прямо с дошкольного возраста важно начинать учить ребёнка быть ответственным за кого-то, за какой-то маленький кусочек жизни. Не просто — всё ему-ему, а ещё и он: маме, сестре, котёнку. Простой бытовой пример: повсеместно создают ТОСы — территориальные органы общественного самоуправления. А возглавить некому. В том числе, и потому, что разрыв между комсомолом и реальностью — огромен.
— Чем в нынешней России, с учётом отсутствия идеологии и национальных идей, можно заменить школу организаторства?
— Таких организаций много. Есть РСМ — Российский союз молодёжи, есть РЮЗ — Республика юных забайкальцев… Вообще, наверное, если честно, несмотря на то, что единая идеология на государственном уровне отрицается по Конституции, должна быть общая платформа, которая позволяет объединять людей. Платформа, связанная с позитивным восприятием сегодняшнего дня, прошлого и будущего. В основе — семья. Это важно, потому что без семьи не бывает будущего. Потом уже всё остальное добавляется — ответственность за себя, за свою жизнь, жизнь родных, позитивное восприятие, карьера, успех.
— Чем форсайт проект «Детство 2030», подразумевающий, в том числе, переход на чипизацию мозга детей, отличается от придуманной вами «России 2020»?
— Это, по сути, дискредитация форсайта. Ведь его смысл вообще-то заключается в том, что будущее прогнозируется и оно — хорошее. Здоровское будущее, классное. Мы счастливы, что живём в это время и можем построить светлое будущее. Авторы проекта, о котором вы спрашиваете, начинают говорить о кризисах и конфликтах, и тогда ничего не хочется делать. Прогнозируя плохое будущее, человек убивает себя.
— Вы предлагаете не учитывать кризисы?
— Кризис — это выдуманное. Мир находится в гармонии. Мир идеален, прекрасен, создан без нас, и мы должны наслаждаться и радоваться, а не выдумывать кризисы, конфликты, противоречия, проблемы. Всё надуманно. На самом деле их нет.
— Вы за осень объездили с тренингами 15 городов. Вам ни в одном не сказали, что нет денег, ушла жена, страной правят жулики и воры?
— Моя успешность связана с совершенным отрицанием того, что есть риски и конфликты. Когда человек говорит, что у него чего-то нет — ничего и не будет. Если кричать: «Ничего нет, я нищий и убогий», — люди будут смотреть и говорить: «Да, правда, нищий и убогий». Надо говорить: «Дайте мне то, что причитается, я хочу, я буду». Надо переориентироваться с понятия «проблема» на понятие «мечта», и под мечту найдётся множество желающих её поддержать — чиновников, общественных деятелей, журналистов. Надо знать, чего хочешь достичь и не обращать внимания на то, что называют проблемами.
Люди, которые говорят, что есть проблемы — зарабатывают на этом деньги. Например, кто-то выступает и говорит — у нас очень много наркоманов, наркомания растёт, скоро все станут наркоманами, пора бить тревогу. 100 процентов — он на хорошей зарплате нарколога и заинтересован в том, чтобы все вокруг кричали — а-а-а-а, много наркоманов, давайте ещё денег из госбюджета. Так появляются антинаркотические кампании, которые сводятся к тому, что приходит человек и говорит — ребята, сейчас мы научимся отличать наркотики, узнаем, как их изготавливают, какой из них эффект. Просто катастрофа.
— Что, по-вашему, делают с образованием и что, по-вашему, необходимо с ним делать?
— Мне кажется, что мы сейчас на взлёте. То классное, что было в прошлом, то, что нас ожидает в будущем, и то, что пытаются внести — это очень гармонично. Идёт настоящая модернизация. Наступает момент, когда очень важно, чтобы человек реально любил учиться. Очень много можно получить вне школы и вуза. Учителя, которые раньше были передатчиками знаний, превращаются в проводников к ним. Потому что оказывается, что мир на самом деле ого какой. Намного шире, чем наши знания. Ведь почему такой интерес к инновациям? Все открытия впереди! Взять за 100% все открытия прошлого и будущего — совершена одна тысячная. Мы не умеем ни перемещаться в пространстве, ни возвращаться в прошлое, ни бывать в будущем. Всё это только предстоит и, главное, чтобы люди были уверены, что станут открывателями. В этом смысл образования.
Взять ЕГЭ. Нам сказали, что самое главное — варианты ответов, и пошла классная критика. Это лакмусовая бумажка — жизнь не сводится к ЕГЭ. ЕГЭ не может быть основным критерием оценки качества знаний. Чем неожиданнее человек даёт ответы — тем гениальнее они могут быть, особенно в гуманитарных науках. Я в восторге от идеи Жириновского вообще отменить Единый государственный экзамен, вернувшись к испытаниям в форме собеседования. У нас количество мест в вузах на протяжении нескольких лет будет больше, чем выпускников. Вернуться и посмотреть, как без ЕГЭ школьники поступают в вузы по талантам, возможностям, убеждениям.
— Успевают ли учителя и педагоги за инновациями, которые так стремительно и гармонично вписались в жизнь молодёжи?
— Да. Я работаю на курсах повышения квалификации и вижу, насколько продвинуты современые педагоги. Иногда мне говорят: «Вы не знаете, что происходит в образовании на самом деле». Тогда я спрашиваю: «У вас есть примеры успешных учеников? Бизнесменов, руководителей? Значит, вы главный инвестор. Вы профессиональный педагог». Потому что оценка педагогов — по ученикам.
— Что вы думаете о современных подростках?
— Я в восторге. То, что сегодня происходит с молодыми людьми… Те гигантсткие возможности, которые перед ними открываются… Они могут ездить за границу, самообразовываться в интернете, запросто общаться с великими людьми через твиттер, фейсбук. Это головокружительные возможности, и большая часть молодёжи этим пользуется. В любом месте, куда приезжаю, я встречаюсь с молодыми людьми. Через несколько минут тренинга они начинают выплёскивать столько позитива, это такой эмоциональный всплеск! Простое упражнение: я говорю — вот у вас есть ручки или блокноты. Давайте представим, что вы волшебник, и наделяете эти обычные вещи необычными свойствами, которые полезны человечеству. Раз, два, три! Что это теперь за ручки? И пошёл такой вихрь идей! Я говорю — вы же сделали гениальное изобретение, вам надо его запатентовать, такой ручки ни у кого нет. И человек соглашается — да, уникально. Инноваторы — это те, кто верит, что может сделать открытие. Поверили в себя — вы талантливы, вы гениальны, бегите срочно и зарабатывайте на этом.
— Насколько долгосрочен этот эффект, мониторите ли вы какой-то отклик по итогам?
— Ну, вот за 15 последних городов прибавилось 10 тысяч подписчиков в ЖЖ, «ВКонтакте», твиттере, «Однокласниках». И мы не бросим этих ребят, мы открываем ресурс, посвящённый «Мотиватору-24». Через два года сделаем к нему приложение для айфонов и компьютеров. Оно расписано с ежемесячным обновлением до 2020 года. Мы заинтересованы в том, чтобы эти ребята были с нами.
— Как вы объясните принцип форсайт-технологий пятилетнему ребёнку?
— Можно спросить: «Что ты хочешь в жизни?» Маленькие очень много чего хотят и честно говорят. Это уже потом, когда взрослеют, думают, говорить или не говорить. Дальше надо сказать: «Это всё возможно, если ты в это веришь. Давай с тобой нарисуем, как всё будет, давай напишем». Это стопроцентно срабатывает. Сами не зная того, форсайт-технологии используют почти все родители, прося ребёнка написать письмо Деду Морозу. Потом читают — о, велосипед. Покупают. Ребёнок думает — о, работает. А что работает потом, после того, как сказка закончится? Вот, мотиватор. Мотиватор — это ты в будущем. Образ, который ты создал, описал, поселил рядом с собой.
Мотиватор у каждого разный, и он модернизуется. У нас же не соревнование мотиваторов. Задача, чтобы ты как можно быстрее пришёл к себе идеальному, который вами и придуман. Пришёл — и сильнее в два раза. Пришёл, и перед вами объединёнными — новые горизонты. И можно придумывать следующего мотиватора. К 2014 году в обновления мы добавим демотиватора — человека из будущего, который мешает: «Да ладно, поспи, поленись». Такого… Заплывшего жиром, неприятного, опустившегося. Кто-то говорит, что такой шаг опасен, я думаю, что это же просто обновление программы, кто не захочет такого — не поселит.
— Можете предложить простое упражнение для укрепления веры в будущее?
— Да. Для любого возраста. Надо представить, что вы в окружении своих любимых внуков, в прекрасном доме, у камина. И ваши внуки спрашивают — а почему с вами было интересно, а чем вы занимались, а в свободное время чем? Такое погружение в будущее, общение с вымышленными внуками здорово вправляет мозги, заставляя задуматься — а правильно ли то, чем я занимаюсь сейчас, выделить главное, успокоиться.
— Не разделяете ли вы позицию многих взрослых, опасающихся, что дети уходят от них в социальные сети?
— Это выдуманная боязнь. Вспомните — пока не было интернета, мы точно так же погружались в книги, чувствовали себя героями приключений. Это то же самое, и это проходящее. Было бы странно сейчас, если бы дети избегали интернета, не играли во все эти стрелялки или стратегии. Более того, это должно быть обязательным элементом для какого-то возраста. Интернет — не опасность, для людей, которые знают, кем станут и стремятся к мечте — это инструмент достижения цели. Он не затягивает, а занимает своё место в жизни.
— Насколько, по-вашему, справедлива позиция многих как не особо успешных, так и успешных молодых людей — «надо свалить»?
— Оправданна. Человек действительно ищет там, где ему комфортно. Другое дело, в каких терминах она выражается. Когда из города или страны «валят» — это звучит грубо и неприятно. Можно — «пойду и получу больше возможностей для того, чтобы помогать». Я считаю, что месту, где ты родился, где тебе помогли стать тобой, где любимые учителя — должна быть какая-то отдача. Мне сегодня предложили поддержать идею забайкальского землячества, и я с удовольствием это сделаю. В 90-е годы, когда я только уехал в Москву, мне очень не хватало поддержки, хотя бы на старте. Сейчас я сам буду помогать молодёжи — в науке, в инновациях, в продвижении проектов. Это наша ответственность за то, что… Ну, пусть будет не «покинули Родину», а «отдалились». Зато имеем больше возможностей помочь.
Вопросы Сергею Тетерскому можно задать в рубрике «Гость портала».
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Забайкалец убил мужа любовницы и она помогла ему скрыть следы - СКР 20
Инвестор намерен арендовать земли вокруг забайкальского села, оставив местных без пастбищ 16
Министр здравоохранения не позволила снять маски участникам круглого стола в Чите 14
Пешеходный туристический переход на Титовскую сопку появится в Чите 14
Очаг африканской чумы выявили на предприятии в Чите 12