Р!
06 МАРТА 2021

Взлёт, посадка и вечная стоянка «ЧитаАвиа» - глазами читинской стюардессы

В конце 2010 года ИА «Чита.Ру» объявило сбор старых фотографий предприятий города для старта проекта «Сделано в СССР». В редакцию уже обратились десятки людей, готовых помочь восстановить историю, которая у нас была.

«…Влюблена в свою профессию, услужлива, всегда обаятельна, оптимистична, располагает к общению, артистична по природе. В общении с пассажирами является эталоном бортпроводника…». Уже пожелтевший лист своей характеристики, датированный 1979 годом, Тамара Супранкова — стюардесса с 25-летним лётным стажем хранит бережно, вместе с чёрно-белыми фотографиями и яркими воспоминаниями молодости.

В них под гул самолётов проносятся годы. Годы, наполненные интересной работой, приятными знакомствами, судьбоносными встречами. И всё это не на земле, а в Небе. О нём непременно с большой буквы, потому что Небо — её стихия, и по сей день Тамара Степановна остаётся устремленной и окрылённой, несмотря ни на какие заботы и возраст.

Такой же семнадцатилетняя выпускница медицинского училища Тамара Волкова приехала из Кемеровской области на работу по направлению в Борзю, в военный госпиталь. Два года проработала операционной сестрой, ещё четыре была правой рукой хирурга в окружном госпитале в Чите. А затем случайно по радио услышала объявление о том, что «ЧитаАвиа» набирает бортпроводников.

— Здесь мне чуть больше 20 лет. Такой я пришла на работу в читинский аэропорт.

Услышала и подумала, а почему бы и нет. Пришла на собеседование, мне говорят, мол, зачем вам это надо, у вас такая хорошая профессия. Я как раз собиралась поступать в медицинский институт. Но я была непреклонна, уж очень хотелось работать стюардессой. Всегда казалось, что работа эта – одна из самых приятных, какие только могут быть: красивые девушки гордой поступью идут по салону самолёта, улыбаясь направо и налево. Конечно, и трудностей хватало. Ведь стюардесса должна совмещать в себе несколько профессий: быть психологом, врачом, переводчиком, а порой и милиционером. Но тогда я об этом не задумывалась, привлекала романтика профессии! Поэтому, когда после медкомиссии, которую проходила в Иркутске, мне написали: годна к лётной службе, я была счастлива!

Так в 1971 году Забайкалье потеряло будущего, не сомневаемся, хорошего врача и приобрело прекрасную бортпроводницу. Первый рейс: Чита — Иркутск — Братск!

— Взлетаешь, и уже через несколько минут под тобой цепь беклемишевских озёр. Потом Байкал — несравненное зрелище: не озеро, а океан. Иркутск уже тогда был международным городом и в Братск оттуда летали иностранные туристы: французы, итальянцы, немцы. Они всю дорогу голов от иллюминаторов не отрывали. Их поражали пространства нашей необъятной страны: река Ангара сменяется зелёной шапкой тайги, и на всех этих просторах ни одного населённого пункта. Пролетаешь над Братской ГЭС — такая мощь, огромный поток воды. Дух захватывает!

 — Одна из первых фотографий в аэропорту. Отряд читинских бортпроводников насчитывал 200 человек. В основном, молодые девушки: красивые, приветливые, грамотные. Многие месяц-два летали и замуж выходили. Потом в декрет, но обязательно возвращались в родную стихию.

С полёта в Братск и понеслась моя жизнь в воздухе. Один рейс сменялся другим. Сегодня ты в Москве, завтра — в Новосибирске, послезавтра — в Чаре.

В 70-е, 80-е годы сетью забайкальских авиалиний был опутан весь наш край. Мы летали в Борзю, Балей, Могочу, Чару, Кыру. Да что говорить, у нас было столько рейсов, что за два часа человек оказывался в любой точке Забайкальского края. Наши экипажи три раза в сутки летали в Москву, а сейчас в столицу не летает ни один самолёт местного формирования. За несколько часов читинец мог легко улететь в любую точку СССР. Человек получал телеграмму, конечно, чаще всего горестную, мчался в аэропорт, на такие случаи всегда в резерве были места, и уже через 4-6 часов был на месте.

Сейчас это кажется чем-то вымышленным и нереальным. А ведь у нас от бывшего «Агентства аэрофлота», ныне гостиница «Забайкалье», каждые пятнадцать минут, а ночью раз в час ходил автобус-экспресс до аэропорта без остановок. Люди летали легко и дёшево. Для студентов круглый год были скидки — 50%. Самолёт считался доступным транспортом. Читинский аэропорт был наполнен пассажирами: одни прилетали, другие поднимались по трапу, третьи покупали билеты… Жизнь била ключом!


— В самолёте вместе с пилотом и девчонками стюардессами. Обычно на «тушке» (Ту-154) работала команда из пяти бортпроводников, на Ан 24 — меньше.


— Здесь я одна в салоне самолёта или перед взлётом, или уже после посадки. Не помню, давно было.

Страха никакого не было ни у нас, ни у пассажиров. Никто не боялся, что самолёт упадёт, никто не хлопал в ладоши, когда самолёт садился. Все были уверены. О плохом не думали. Да и не падали самолёты с такой периодичностью, как сейчас. За свои 25 лет работы слышала об одной авиакатастрофе. Все работали на совесть, ведь ответственность у экипажа огромная.
Самолёт в ожидании пассажиров похож на огромный улей: там пылесосят, меняют подголовники, приносят еду, уносят мусор, и во всем этом шуме и гаме каждый бортпроводник должен выполнять своё задание и не болтаться под ногами.


— Предлагаю пассажирам приобрести сувениры. Это тоже входило в наши обязанности. Сервис всегда был по высшему разряду. Когда только начинала летать, посуда была не пластмассовая, хромированная. Всегда прохладительные напитки, хорошее питание.

Самый зрелищный полёт по краю, конечно, в Чару. В советское время туда летали альпинисты и геологи со всей страны: узбеки, таджики, армяне. Не было этого грубого слова гастарбайтеры, мы все были братьями.

С мужем своим познакомилась тоже во время рейса. Тогда в Балей самолёт летал два раза в сутки, билет стоил 7 рублей. Заметила его ещё возле трапа: высокий, красивый, представительный. Он оказался студентом политехнического института, а родом из Балея, на выходные и праздники летал домой. Несколько раз мы встречались во время рейсов. Помню, прилетела из Красноярска и встретила его в аэропорту. Он спросил: как это вас муж отпускает в полёты? Я ответила, что не замужем. Он сразу назначил свидание. Закрутился роман. Поженились, вырастили троих сыновей.


— На этой фотографии мы вместе с мужем отдыхаем в санатории «Красная Поляна» на Кавказе. Нам, работникам аэропорта, ежегодно предоставляли путёвки в дома отдыха.


— Ездили мы и на турбазы. На этих фото мы с мужем на базе КБВО «Ждановичи».


-Там проходили соревнования.

— А здесь с девчонками в лесу сфотографировались.

…На работу шла, как на праздник. Летом из Читы летали на юг в Симферополь. Там была пересменка несколько дней. За это время успевали накупаться в море, возвращались в Читу, как после отпуска. Также в Москву прилетишь утром, отдохнёшь в профилактории (в советское время при каждом аэропорту работали профилактории, где кормили, размещали на ночь, в общем, были все условия для отдыха экипажей). Вечером в Москве ходили в театры. Возвращались уже темно, поздно, но ничего не боялись. Жизнь, как будто другой была.

В День аэрофлота, который отмечается в августе, мы устраивали катания детей . Ребятню кружили над городом на Ан -24. Взрослые тоже с удовольствием участвовали в таких экскурсиях. Весело было, задорно.


Это уже одна из последних фотографий, сделана на Polaroid. В кабине пилота. Улыбаюсь на ней, хотя уже всё начинало меняться в худшую сторону.

Всё начало рушиться с приватизацией, когда «ЧитаАвиа» превратилось в ОАО. Сначала сократили рейсы, потом штаты. Отправляли нас по очереди в отпуск без содержания, а в 1997 году назначали пенсию и уволили по сокращению штата. Мне тогда было 45 лет. Конечно, если бы здоровье позволяло, я могла бы ещё лет пять поработать, но не пришлось. Уходить было тяжело и печально… всем. Мы, бортпроводники, как-то смогли приспособиться к современной жизни, где-то подрабатывать, а вот пилотам было сложнее. Многих из них сгубил зелёный змий…

Мне всегда было жаль людей, которые ходят на работу, как на каторгу. Для меня это был праздник. С вечера готовишься к рейсу, прокручиваешь всё в голове, настраиваешься. Утром в красивой форме стоишь у трапа, встречаешь пассажиров. Взлетаешь! Летишь! Идёшь на посадку… Как жаль, что взлёт у читинского аэропорта после непростых девяностых так и не наступил…

Для участия в проекте достаточно просто позвонить в редакцию: 400-828, 400-824 или написать на электронную почту редакции info@chita.ru, и мы в удобное для вас время отсканируем и вернём фотографии.

НазадВперёд
46 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

очень интересно. побольше бы таких историй. спасибо, татьяна пояркина.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да,я с вами тоже соглашусь,хорошее время было.Прилетаешь в аэропорт,а там тьма улетащего,прилетающего народу.И запомнилось навсегда,пела Марина Журавлева про черемуху белую.Когда слышу эту песню,обязательно ностальгия по прошлому.Но очень жаль,теперь его наверное не вернуть назад.А автору статьи-здоровья,счастья и благополучия.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, Тамара, хорошая, интересная жизнь у вас была. Я успела застать кусочек той жизни, будучи студенткой, летала из Иркутска домой на все праздники и выходные раз в месяц. Мне хватало моей стипендии и небольшой подработки. А после окончания вуза я любила путешествовать по стране, на свою зарплату я летала в Москву, Ленинград, Киев, Омск, Новосибирск, просто посмотреть город, погулять. Читинский аэропорт гудел как улей в те времена, куча народу в любое время суток. И да, автобус до аэропорта! И в гости к бабушке в Чикой в субботу утром туда, в воскресенье обратно. Неужели жизнь больше никогда не вернется в Забайкалье... Тамара, спасибо Вам за рассказ, здоровья Вам!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

хорошая статья, мне понравилась! очень обидно за нашу страну и за наш край что развалили все что мжно было, неоставили ничего новому покалению, даже надежды в будующее!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Тане спасибо за текст.

До слёз жалко, конечно, какую страну потеряли :-(

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Меня ещё всё время торкают лица на этих фотографиях - такие грустные-прегрустные, сломленные тоталитарным режимом, мечтающие о солнечной европе.

Сейчас чтобы были улыбки, всё постановочно делают. Хотя и живем чуть ли не в демократической европе.

Тьфу и размазать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дурак какой-то Мордоворот семипалатинский. На фотографиях уверенные в своем будущем люди.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мне кажется, мордоворот грустно иронизировал :-(

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=213142

а это что? это не тоталитаризм?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конечно страшно, вы даже русский язык не знаете, а думаете о будущем покОлении...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну и зануда, вы, "6 Читинцу 20.10.11 18:00", деток своих поучайте, Здесь не урок русского языка. Каждый выражает свое мнение... Человек искренен, это уважение вызывает. А вот вы - не не вызываете....

Татьяна, большущее спасибо! Все правда!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ДА все было относительно пркрасно,доступно.А сейчас живет 10 миллионов,остальные создают суету.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Танюша, спасибо за страничку нашей истории, мы тоже летали из Иркутска в Читу на выходные, запросто добирались за Ингоду а в воскресенье -домой. Надо об этом говорить, чтобы помнили...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, 40 рублей по студенческому - осенью и зимой -стоил авиабилет до Москвы, такой же была ежемесячная стипендия. Летали-катались по Союзу и за рубеж и на зимние, и на летние каникулы. Бывало, и на майские праздники на несколько дней срывались в столицу...Театры, стадионы...А сейчас на электричку деньги считаешь. А автобус в аэропорт и вправду ходил тогда чаще, чем ныне пригородные электропоезда. Поистине жили в другой стране!

Спасибо за полет в советскую юность...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не знала даже, что из нашего аэропорта когда-то летали. Всегда думала что Чита была дырой. Теперь неприятно удивлена что ничего не осталось.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Когда-то аэропорт круглые сутки принимал и отправлял самолеты. В Иркутск и Улан-Удэ вылетали чере каждые 2 часа. Все рейсы из Восточной Сибири на "севера" и обратно производили посадку в Чите. Было время..., не то, что нынче...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Насколько мне известно в сложившейся ситуации, во-многом виновато рукокодство Читаавиа. Взвинтили нереальные цены, с транзитами договора на заправку не заключали- вот и летали все мимо... (надеялись, что читинец никуда не денется, полетит с Читаавиа за завышенную цену). А читинцы ехали поездом до Иркутска, а оттуда на самолете - выходило значительно дешевле...вот и результат искусственной монополии.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Люди Человеки... опомнитесь Ведь это все угробили мы, и мы же можем вернуть все это!!!! Всмотритесь в себя и поймете о чем я...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Голосуйте госпада за Единую Россиию будет еще "ЛУЧШЕ" !!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как же приятно читать такие комментарии. Так легко, хорошо, весело, интересно все было. А сейчас мы придавлены жазнью, неумеем радоваться элементарным вещам, у всех одни проблемы. побольше таких материалов печатайте, очень интересно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за такой маленький экскурс в прошлое, хотя совсем оно не далекое это прошлое, а так по другому было, веселее. Спасибо за материал.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да уж, а попробуй сейчас куда-нибудь слетай, денег не хватит даже до Иркутска долететь, по области вообще самолеты не летают. Чита далеко от центра находится, чтобы родственников повидать из центра России надо деньги копить на билет. Совсем этот вид транспорта стал для нас недоступным. Не то что раньше. Как то все в худшую сторону меняется. вроде строят же какие то самолеты, и умные конструкторы у нас есть, однако летаем все на тех же самолетах, что и в 80х. Очень странная у нас страна.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Всё началось с приватизации Аэрофлота, а точнее дробления его на отдельные княжества. В итоге оказалось, что авиакомпания не в состоянии не только отремонтировать самолёт, но и даже приобрести колёса к нему. А тут ещё соблазны с Ираном, где можно кое-что "зелёными" положить кое-кому в карман. Итог "плодотворной" приватизации на лицо. Сейчас, но более медленными темпами, дробят ЖД. Результат в итоге будет тот же. Чтобы в 90-х не потерять власть, Бориска быстрыми темпами приватизировал, всё, что можно,создавая класс богатых с одной стороны, и невозможностью правительства руководить государством.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мое детство прошло в поселке Авиаторов.Нас так и звали "Порточи".Отец работал техником в авиаотряде,мама в кондитерском цехе аэропорта.Остались лучшие воспоминания нашего детства....Какой был поток людей!Бывало даже если рейс задерживался из за непогоды,скапливолось такое количество людей,что аэропорт и гостиница не справлялись с таким наплывом.Мы жили недалеко от аэропорта и не раз мама приходила с работы и с ней приходили совершенно незнакомые люди,которые просились просто остановиться с маленькими детьми,постирать,сварить,переночевать ...И не только к нам но и к многим нашим соседям.И естественно никто и не когда не брал с них ни копейки!Зато потом было столько много разных друзей в различных городах!По праздникам мы получали кучу поздравительных открыток ,помню даже нам под Новый год прислали посылку из Краснодара с сухофруктами.Я даже в детстве считала что к нам почти каждое лето приезжают родственники,а потом будучи уже постарше оказалось что это просто посторонние люди которые когда то у нас попросились переночевать с маленьки ребенком.И за много лет ,что они к нам приезжали,они действительно стали родными.Да ,есть что вспомнить!Спасибо Вам за статью,я как будто в детстве побывала!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если бы не жил в Союзе, то, наверное, не поверил бы. Жаль наших детей. Даже я уже не верю, что такая жизнь возможна в будущем... Противно от своей мысли.

Детство в СССР было настоящим детством - насыщенным :)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

1 епрст -- всегда и всё делается для детей. в советском союзе это выглядело так, как описано в статье. сегодня тоже всё делается для детей... но лишь для того, чтобы из них вырасли циничные, жадные, необразованные, с испорченным генотипом особи. разницу между идеологическими установками ссср и того, что сейчас на его месте, вижу именно в этом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Татьяна, спасибо за статью. Пишите ещё, интересно читать, хороший у вас слог, и материал подобран очень в тему.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Рада была окунуться в атмосферу СССР, все таки чем старше становишься, тем больше тянет назад в прошлое. Хороший раздел, ждем новых статей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кто по старше может сравнивать как было и как сейчас стало у нас с авиацией -полный развал. Кто то на форуме пытается критиковать что мы совки, и все у нас было плохо. Сломать то сломали а нового ничего не сделали. Ломать, то что поколениями было наработано большого ума не надо. Теперь что бы восстановить хотя бы то было ох как много труда и времени потребуется, не говоря что прогресс далеко вперед ушел. Так что в СССР мы летали а сейчас практически нет

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

сколько читаавиа сделало самой себе пакости для того чтобы сгинуть...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо Татьяна за рассказ! Увы, так было,уверен не скоро так будет, и самолетов в России строят очень мало.В связи с последними авариями, наш президент принял решение закупить 30 Боингов, а это значит ,что авиазаводы остануться без гос.заказов,развал отрасли продолжаетсяю А по телевизору одни разговоры и красивые обещания...... Делайте выводы ..... господа....

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень не здорово что такие заявления о нашем аэрофлоте делаются на самом высоком уровне. Те кто нами командует не верят в наш народ и наше государство. Делайте выводы товарищи.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересно вспомнить, как было и грустно думать, как стало. Какая замечательная стюардесса Тамара, какая красивая, улыбчивая, очень понравился рассказ, спасибо автору

ПОПУЛЯРНОЕ