ПочтаВыйтиРеклама на порталеИркутскАгинское

Чита.Ру — Информационный портал Читы и Забайкальского края

 

ПОДРОБНОСТИЧИТЫ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

…И вспомнишь ты, как прозвучали аккорды древних ледников

Культура и искусствоВ мире

«Главное отличие между игрой на обычных и ледяных музыкальных инструментах в том, что лёд – материал живой, он постоянно меняется, поэтому никогда не знаешь, что от него можно ждать», – считает норвежский музыкант Терье Исунгсет (Terje Isungset). И ему можно верить, ведь игрой на музыкальных инструментах, изготовленных изо льда, он занимается уже более 10 лет!

Первый альбом ледяной музыки «Это ледяной человек», записанный в ледяном отеле, вышел в свет в 2002 году, а уже в 2005 году Терье учредил собственный музыкальный лейбл «Ол-Айс Рекордс» исключительно для записи музыки, исполненной на ледяных музыкальных инструментах. Для них мистер Исунгсет выбирает только естественный лёд природного происхождения, ведь только он может правильно и красиво звучать. Музыку для последнего альбома Терье исполняет на инструментах изо льда, взятого с исчезающих ледников планеты. Каждый год музыкант проводит фестивали ледяной музыки, активно гастролируя по всему земному шару и даря людям завораживающие мелодии замёрзшей природной влаги. Терье собирается приехать с концертом в Москву. Об этом и о многом другом он согласился рассказать специально для «Чита.Ру».

-Терье, скажите, пожалуйста, несколько слов о себе. Где и когда вы родились? В вашей семье были музыканты? Как вы пришли в мир музыки?
— Я родился в маленькой норвежской деревушке, которая называется Гейло или Йейло, где теперь проходят фестивали моей ледяной музыки. А начинал играть вместе с отцом, когда мне было восемь лет. Он аккордеонист. Вместе мы играли на аккордеоне и ударных на свадьбах и вечерах в течение долгого времени. У меня есть двое братьев и сестра, которые тоже являются музыкантами. Так что в нашем доме всегда звучала музыка. Вполне естественно, я решил остаться в этой сфере деятельности, чтобы и дальше исполнять музыку.
Когда мне исполнилось 18 лет, я перебрался в Берген – второй по величине город Норвегии. Стал играть в местных группах. Прошёл огромное их количество – четырнадцать, по моим подсчётам. Многие из них исполняли в основном музыку в стиле джаз и другую ритмичную музыку. А когда мне было около 25 лет, начал искать новые пути в музыке. Играл на стандартной ударной установке, пытаясь исполнять композиции в различных жанрах и пробуя разные способы музыкального самовыражения. Моя ударная установка стала постепенно разрастаться, пополнившись камнями, деревянными изделиями, колокольчиками и другими природными элементами.
На одном из джазовых фестивалей в городе Мольте я решил поработать в индустриальном стиле, создав композицию для звуков местной фабрики с использованием различных музыкальных материалов – дерева, камня, металла и вскоре впервые попробовал лёд. Это случилось во время концерта, проходившего внутри замёрзшего водопада 12 лет тому назад.

— Вы исполняете только композиции, сочинённые специально для ледяных инструментов? Не пробовали играть на них классику, поп-музыку или джаз?
Нет. На ледяных инструментах я исполняю только музыку своего собственного сочинения. Это либо композиции, написанные исключительно для льда, либо другие вещи, написанные мною. Дело в том, что когда сочиняешь музыку для льда, она должна быть достаточно гибкой. Ведь нельзя быть полностью уверенным в том, как будет звучать тот или иной музыкальный фрагмент. Так же, как невозможно сочинить музыку, скажем, для фортепиано, если никогда прежде не слышал, как оно звучит, не зная какие ноты и тональную окраску можно на нём получить.

— В июле этого года у вас был концерт в Санкт-Петербурге. Как вам понравилась русская аудитория?

— Да, это было своеобразное мероприятие, не совсем концерт. Мы играли на танцевальном фестивале в Санкт-Петербурге. И один из танцоров решил выбрать необычного исполнителя, которым и стал я. Я сочинил ледяную музыку, которая затем была предварительно записана. Кроме того, мы исполняли музыку на ледяных инструментах на сцене. Получилась своеобразная комбинация танцевального выступления и концерта.
Мы планируем организовать концерт ледяной музыки в Москве в парке Горького. По-моему, это далековато от вас?

— Около семи тысяч километров.

— Что касается русских слушателей, то у меня не слишком большой опыт общения с ними. Помимо концерта в Санкт-Петербурге к нему можно отнести единственное выступление в Нарьян-Маре. Аудитория была очень хорошая, и, по-моему, проявила большой интерес к моей музыке. Как и к способу исполнения различных композиций.

— А как насчёт слушателей из других стран? Где, на ваш взгляд, самая вежливая, внимательная и музыкально образованная аудитория?

— Ой, об этом очень трудно говорить! Иногда, давая концерты в Соединённых Штатах, я слышу, как зрители громко кричат, а в Исландии, например, после выступления можно ничего не услышать из зала. Зато после концерта люди подходят к тебе в кафе и говорят: «Спасибо большое за выступление! Были очень тронуты вашим концертом!». Люди реагируют очень по-разному. И если тебе громко кричат на концерте, это ещё не означает лучшую оценку твоего творчества. Как и крупные фестивали с большим количеством зрителей отличаются от небольших выступлений с немногочисленной аудиторией, которая пришла послушать только тебя.

— Какой из ваших ледяных концертов стал для вас самым запоминающимся и почему?

— Ещё один трудный вопрос! Думаю, что это концерт на Шпицбергене. Вы наверняка слышали об этом острове, там ведь живут русские? Мы давали там концерт ледяной музыки, который получился просто замечательным – всего 10 градусов мороза и ветер в марте. Просто фантастика!
Запомнился также концерт ледяной музыки внутри ледника в Альпах, на высоте около трёх тысяч метров над уровнем моря. Он вышел просто потрясающим!
Кроме того, вспоминаются ночные концерты ледяной музыки в горах Гейло, проходившие в рамках фестиваля ледяной музыки.

— Среди различных ледяных музыкальных инструментов европейского и скандинавского происхождения в вашем ансамбле есть и уду – ледяной прообраз нигерийского народного инструмента. Что вы можете сказать о подобном сочетании горячей африканской мысли и её холодного норвежского воплощения?

Идея его создания родилась после участия в многочисленных фестивалях ледяной музыки. Захотелось поделиться с людьми, близкими к миру искусства в разных странах – теми, кто выражает себя в различных творческих стилях, танцах… А также с представителями различных культур. Однажды мы получили приглашение от людей из Гватемалы, о культуре которой ранее ничего не знали. Так у нас появилась ледяная маримба (маримба – клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. – прим. авт. ) – традиционный инструмент, на котором играют гватемальцы, длиной 3 метра.
А у бразильцев, которые очень музыкальны и экспрессивны, мы позаимствовали уду. Таким образом, стараемся придать нашей ледяной музыке новое звучание. В звучании льда я вижу огромный потенциал, который пытаюсь находить и использовать.

— А вы не думали об организации совместного проекта с другими норвежскими исполнителями или музыкантами, из группы A-ha, например? Вы знакомы друг с другом?

— Я не знаком с музыкантами из группы A-ha. Однако работал с их звукорежиссёром, который говорил, что солист не прочь попробовать себя в других музыкальных жанрах.
Только ведь ледяная музыка очень отличается от коммерческой. И сам стиль, и ритм её ближе к природе и достаточно далёк от поп-ритмов. И хотя я не думаю, что из этого может что-либо получиться, но кто знает? Я открыт для всего нового и всегда ищу для себя новые перспективы.

— А ваши ледяные музыкальные инструменты одноразовые? Если они вдруг растают на концерте, сможете ли вы создать новые?

— Если мы решим устроить концерт в вашем уголке России – Сибири, то обязательно попробуем сделать новые ледяные инструменты. Мы всегда пытаемся изготавливать их из природного льда, который находим в том регионе, где проходят выступления.
Кроме того, я делаю их в своём специальном хранилище для ледяных инструментов в Норвегии. У нас также есть специально оборудованный трейлер-рефрижератор, позволяющий перевозить лёд для изготовления инструментов на месте выступления. Который и пригодится нам в Москве через пару недель.

— Терье, вы записали уже шесть альбомов вашей ледяной музыки? Какой из них стал наиболее успешным в Норвегии и за рубежом?

— Даже не знаю… Знаю только, что альбом «Иглу» (Igloo, 2004) номинировался на несколько музыкальных наград. Однако идея выпускать его большим тиражом не входила в наши планы. Что касается других стран, к сожалению, подобной статистикой я не располагаю…

В 2005 году вы учредили звукозаписывающую компанию «Ол-Айс Рекордс» (All Ice Records) для записи музыки, исполняемой только на ледяных инструментах. А кроме Вас кто-нибудь записывал свои альбомы на этой студии?

Это студия была создана только для собственного прослушивания и записи. Как звукозаписывающая компания она работает по лицензии и с другими студиями. Однако я музыкант, а не бизнесмен. Таким образом, чтобы сделать проще для себя, я основал звукозаписывающую компанию для записи своей ледяной музыки. Теперь я сам сочиняю и записываю свои произведения, и в конечном итоге мне принадлежат все права на свою музыку.

— Вы выступаете с концертами в Индии, Австралии, Турции, которые являются довольно жаркими странами. Не трудно играть там свою ледяную музыку?

Например, когда я был с концертами в Австралии, там была зима. Температура – около 0 градусов. Прекрасная погода для выступлений! В Индии зимы не бывает, но для меня это не имело значения, так как у нас в распоряжении были морозильники. И выступать там было не сложно, просто время концерта было несколько ограничено.
Конечно, в Сибири выступить было бы намного интересней. К тому же я слышал о высоком качестве местного льда. Очень хотелось бы приехать к вам со своими концертами. И возможностей экспериментировать с инструментами у вас гораздо больше.

— Расскажите, пожалуйста, немного о вашей группе – тех, кто помогает вам устраивать концерты ледяной музыки? Как их зовут, откуда они?

— В настоящее время я выступаю с певицей Леной Нимарк (Lena Nymark). Вместе мы исполняем в основном композиции с моего последнего альбома «Зимние песни». И поскольку я сейчас выступаю с программой, составленной в основном из этого альбома, то чаще всего выступаю именно с ней. Кроме того, со мною часто выступает другая певица Мари Кивен Брюнволл (Mari Kvien Brunvoll), которая также помогает мне в исполнении на ледяной гитаре и ледяной арфе. Не так давно вместе мы отмечали десятилетие выхода нашего первого альбома ледяной музыки. Лина Нимарк из Швеции, а Мари – из Норвегии.

Что ещё вы знаете о Сибири и Забайкалье? Приходилось ли вам бывать здесь? Не хотели бы привезти сюда одну из своих программ ледяной музыки?

— Я никогда не бывал в Сибири, но с радостью бы приехал туда. И у меня уже имеется пара приглашений. Остаются некоторые трудности, связанные с дорогой и перелётами. Хотя я всегда думаю о возможности поездки в Сибирь, особенно, когда пролетаю над нею на самолете по дороге в Японию или Китай.
А однажды случайно встретился с певицей Степанидой Борисовой (якутская актриса и певица, названная в прессе «великой якутской драматической актрисой и певицей», Народная артистка России, с 1990-х годов много гастролирует как фолк-певица, участвуя в многочисленных фестивалях этномузыки. – прим. авт. ) Она откуда-то почти с Дальнего Востока. Для меня она олицетворяет такую шаманистскую Сибирь…

Терье, спасибо вам за интересный рассказ. В заключение скажите, пожалуйста, что бы вы хотели пожелать молодым самобытным музыкантам из Забайкалья, ищущим свой собственный неповторимый стиль?

— Самое главное, на мой взгляд, это не прекращать заниматься музыкой. Для музыканта нет ничего невозможного. Всё зависит только от вас и от того, что вы действительно хотите. А музыка, как и сама жизнь человеческая, поистине гениальна. Доверяйте внутреннему голосу, и вы найдёте собственный путь!


музыкант,ледяные инструменты,терье исунгсет
  • Самое читаемое за сутки

  • Самое комментируемое за сутки

Оставьте нам e-mail, и мы будем высылать вам обзор самых интересных событий в Чите и Забайкалье
за неделю.

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
 

ОБСУЖДЕНИЕ

Скачала его композицию Nocturnal Wind from the Lake. Интересно. И вправду , как ледяной ветер с замерзшего озера... Только у нас и слушать сейчас, на улице...

Добавлять отзывы к данному тексту могут только зарегистрированные пользователи.

 
 
 
 
Закрыть

Вы успешно подписаны на уведомления!

Кому-то интересны все важные новости, мы их присылаем чаще, а можно переключиться на редкое получениеуведомлений, и мы обещаем присылать только очень и очень важные новости в таком случае.
Изменить вид подписки можно в любой момент.

Получать уведомления: