Р!
13 ИЮНЯ 2021
12 июня 2021
11 июня 2021

…И вспомнишь ты, как прозвучали аккорды древних ледников

«Главное отличие между игрой на обычных и ледяных музыкальных инструментах в том, что лёд – материал живой, он постоянно меняется, поэтому никогда не знаешь, что от него можно ждать», – считает норвежский музыкант Терье Исунгсет (Terje Isungset). И ему можно верить, ведь игрой на музыкальных инструментах, изготовленных изо льда, он занимается уже более 10 лет!

Первый альбом ледяной музыки «Это ледяной человек», записанный в ледяном отеле, вышел в свет в 2002 году, а уже в 2005 году Терье учредил собственный музыкальный лейбл «Ол-Айс Рекордс» исключительно для записи музыки, исполненной на ледяных музыкальных инструментах. Для них мистер Исунгсет выбирает только естественный лёд природного происхождения, ведь только он может правильно и красиво звучать. Музыку для последнего альбома Терье исполняет на инструментах изо льда, взятого с исчезающих ледников планеты. Каждый год музыкант проводит фестивали ледяной музыки, активно гастролируя по всему земному шару и даря людям завораживающие мелодии замёрзшей природной влаги. Терье собирается приехать с концертом в Москву. Об этом и о многом другом он согласился рассказать специально для «Чита.Ру».

-Терье, скажите, пожалуйста, несколько слов о себе. Где и когда вы родились? В вашей семье были музыканты? Как вы пришли в мир музыки?
— Я родился в маленькой норвежской деревушке, которая называется Гейло или Йейло, где теперь проходят фестивали моей ледяной музыки. А начинал играть вместе с отцом, когда мне было восемь лет. Он аккордеонист. Вместе мы играли на аккордеоне и ударных на свадьбах и вечерах в течение долгого времени. У меня есть двое братьев и сестра, которые тоже являются музыкантами. Так что в нашем доме всегда звучала музыка. Вполне естественно, я решил остаться в этой сфере деятельности, чтобы и дальше исполнять музыку.
Когда мне исполнилось 18 лет, я перебрался в Берген – второй по величине город Норвегии. Стал играть в местных группах. Прошёл огромное их количество – четырнадцать, по моим подсчётам. Многие из них исполняли в основном музыку в стиле джаз и другую ритмичную музыку. А когда мне было около 25 лет, начал искать новые пути в музыке. Играл на стандартной ударной установке, пытаясь исполнять композиции в различных жанрах и пробуя разные способы музыкального самовыражения. Моя ударная установка стала постепенно разрастаться, пополнившись камнями, деревянными изделиями, колокольчиками и другими природными элементами.
На одном из джазовых фестивалей в городе Мольте я решил поработать в индустриальном стиле, создав композицию для звуков местной фабрики с использованием различных музыкальных материалов – дерева, камня, металла и вскоре впервые попробовал лёд. Это случилось во время концерта, проходившего внутри замёрзшего водопада 12 лет тому назад.

— Вы исполняете только композиции, сочинённые специально для ледяных инструментов? Не пробовали играть на них классику, поп-музыку или джаз?
Нет. На ледяных инструментах я исполняю только музыку своего собственного сочинения. Это либо композиции, написанные исключительно для льда, либо другие вещи, написанные мною. Дело в том, что когда сочиняешь музыку для льда, она должна быть достаточно гибкой. Ведь нельзя быть полностью уверенным в том, как будет звучать тот или иной музыкальный фрагмент. Так же, как невозможно сочинить музыку, скажем, для фортепиано, если никогда прежде не слышал, как оно звучит, не зная какие ноты и тональную окраску можно на нём получить.

— В июле этого года у вас был концерт в Санкт-Петербурге. Как вам понравилась русская аудитория?

— Да, это было своеобразное мероприятие, не совсем концерт. Мы играли на танцевальном фестивале в Санкт-Петербурге. И один из танцоров решил выбрать необычного исполнителя, которым и стал я. Я сочинил ледяную музыку, которая затем была предварительно записана. Кроме того, мы исполняли музыку на ледяных инструментах на сцене. Получилась своеобразная комбинация танцевального выступления и концерта.
Мы планируем организовать концерт ледяной музыки в Москве в парке Горького. По-моему, это далековато от вас?

— Около семи тысяч километров.

— Что касается русских слушателей, то у меня не слишком большой опыт общения с ними. Помимо концерта в Санкт-Петербурге к нему можно отнести единственное выступление в Нарьян-Маре. Аудитория была очень хорошая, и, по-моему, проявила большой интерес к моей музыке. Как и к способу исполнения различных композиций.

— А как насчёт слушателей из других стран? Где, на ваш взгляд, самая вежливая, внимательная и музыкально образованная аудитория?

— Ой, об этом очень трудно говорить! Иногда, давая концерты в Соединённых Штатах, я слышу, как зрители громко кричат, а в Исландии, например, после выступления можно ничего не услышать из зала. Зато после концерта люди подходят к тебе в кафе и говорят: «Спасибо большое за выступление! Были очень тронуты вашим концертом!». Люди реагируют очень по-разному. И если тебе громко кричат на концерте, это ещё не означает лучшую оценку твоего творчества. Как и крупные фестивали с большим количеством зрителей отличаются от небольших выступлений с немногочисленной аудиторией, которая пришла послушать только тебя.

— Какой из ваших ледяных концертов стал для вас самым запоминающимся и почему?

— Ещё один трудный вопрос! Думаю, что это концерт на Шпицбергене. Вы наверняка слышали об этом острове, там ведь живут русские? Мы давали там концерт ледяной музыки, который получился просто замечательным – всего 10 градусов мороза и ветер в марте. Просто фантастика!
Запомнился также концерт ледяной музыки внутри ледника в Альпах, на высоте около трёх тысяч метров над уровнем моря. Он вышел просто потрясающим!
Кроме того, вспоминаются ночные концерты ледяной музыки в горах Гейло, проходившие в рамках фестиваля ледяной музыки.

— Среди различных ледяных музыкальных инструментов европейского и скандинавского происхождения в вашем ансамбле есть и уду – ледяной прообраз нигерийского народного инструмента. Что вы можете сказать о подобном сочетании горячей африканской мысли и её холодного норвежского воплощения?

Идея его создания родилась после участия в многочисленных фестивалях ледяной музыки. Захотелось поделиться с людьми, близкими к миру искусства в разных странах – теми, кто выражает себя в различных творческих стилях, танцах… А также с представителями различных культур. Однажды мы получили приглашение от людей из Гватемалы, о культуре которой ранее ничего не знали. Так у нас появилась ледяная маримба (маримба – клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. – прим. авт. ) – традиционный инструмент, на котором играют гватемальцы, длиной 3 метра.
А у бразильцев, которые очень музыкальны и экспрессивны, мы позаимствовали уду. Таким образом, стараемся придать нашей ледяной музыке новое звучание. В звучании льда я вижу огромный потенциал, который пытаюсь находить и использовать.

— А вы не думали об организации совместного проекта с другими норвежскими исполнителями или музыкантами, из группы A-ha, например? Вы знакомы друг с другом?

— Я не знаком с музыкантами из группы A-ha. Однако работал с их звукорежиссёром, который говорил, что солист не прочь попробовать себя в других музыкальных жанрах.
Только ведь ледяная музыка очень отличается от коммерческой. И сам стиль, и ритм её ближе к природе и достаточно далёк от поп-ритмов. И хотя я не думаю, что из этого может что-либо получиться, но кто знает? Я открыт для всего нового и всегда ищу для себя новые перспективы.

— А ваши ледяные музыкальные инструменты одноразовые? Если они вдруг растают на концерте, сможете ли вы создать новые?

— Если мы решим устроить концерт в вашем уголке России – Сибири, то обязательно попробуем сделать новые ледяные инструменты. Мы всегда пытаемся изготавливать их из природного льда, который находим в том регионе, где проходят выступления.
Кроме того, я делаю их в своём специальном хранилище для ледяных инструментов в Норвегии. У нас также есть специально оборудованный трейлер-рефрижератор, позволяющий перевозить лёд для изготовления инструментов на месте выступления. Который и пригодится нам в Москве через пару недель.

— Терье, вы записали уже шесть альбомов вашей ледяной музыки? Какой из них стал наиболее успешным в Норвегии и за рубежом?

— Даже не знаю… Знаю только, что альбом «Иглу» (Igloo, 2004) номинировался на несколько музыкальных наград. Однако идея выпускать его большим тиражом не входила в наши планы. Что касается других стран, к сожалению, подобной статистикой я не располагаю…

В 2005 году вы учредили звукозаписывающую компанию «Ол-Айс Рекордс» (All Ice Records) для записи музыки, исполняемой только на ледяных инструментах. А кроме Вас кто-нибудь записывал свои альбомы на этой студии?

Это студия была создана только для собственного прослушивания и записи. Как звукозаписывающая компания она работает по лицензии и с другими студиями. Однако я музыкант, а не бизнесмен. Таким образом, чтобы сделать проще для себя, я основал звукозаписывающую компанию для записи своей ледяной музыки. Теперь я сам сочиняю и записываю свои произведения, и в конечном итоге мне принадлежат все права на свою музыку.

— Вы выступаете с концертами в Индии, Австралии, Турции, которые являются довольно жаркими странами. Не трудно играть там свою ледяную музыку?

Например, когда я был с концертами в Австралии, там была зима. Температура – около 0 градусов. Прекрасная погода для выступлений! В Индии зимы не бывает, но для меня это не имело значения, так как у нас в распоряжении были морозильники. И выступать там было не сложно, просто время концерта было несколько ограничено.
Конечно, в Сибири выступить было бы намного интересней. К тому же я слышал о высоком качестве местного льда. Очень хотелось бы приехать к вам со своими концертами. И возможностей экспериментировать с инструментами у вас гораздо больше.

— Расскажите, пожалуйста, немного о вашей группе – тех, кто помогает вам устраивать концерты ледяной музыки? Как их зовут, откуда они?

— В настоящее время я выступаю с певицей Леной Нимарк (Lena Nymark). Вместе мы исполняем в основном композиции с моего последнего альбома «Зимние песни». И поскольку я сейчас выступаю с программой, составленной в основном из этого альбома, то чаще всего выступаю именно с ней. Кроме того, со мною часто выступает другая певица Мари Кивен Брюнволл (Mari Kvien Brunvoll), которая также помогает мне в исполнении на ледяной гитаре и ледяной арфе. Не так давно вместе мы отмечали десятилетие выхода нашего первого альбома ледяной музыки. Лина Нимарк из Швеции, а Мари – из Норвегии.

Что ещё вы знаете о Сибири и Забайкалье? Приходилось ли вам бывать здесь? Не хотели бы привезти сюда одну из своих программ ледяной музыки?

— Я никогда не бывал в Сибири, но с радостью бы приехал туда. И у меня уже имеется пара приглашений. Остаются некоторые трудности, связанные с дорогой и перелётами. Хотя я всегда думаю о возможности поездки в Сибирь, особенно, когда пролетаю над нею на самолете по дороге в Японию или Китай.
А однажды случайно встретился с певицей Степанидой Борисовой (якутская актриса и певица, названная в прессе «великой якутской драматической актрисой и певицей», Народная артистка России, с 1990-х годов много гастролирует как фолк-певица, участвуя в многочисленных фестивалях этномузыки. – прим. авт. ) Она откуда-то почти с Дальнего Востока. Для меня она олицетворяет такую шаманистскую Сибирь…

Терье, спасибо вам за интересный рассказ. В заключение скажите, пожалуйста, что бы вы хотели пожелать молодым самобытным музыкантам из Забайкалья, ищущим свой собственный неповторимый стиль?

— Самое главное, на мой взгляд, это не прекращать заниматься музыкой. Для музыканта нет ничего невозможного. Всё зависит только от вас и от того, что вы действительно хотите. А музыка, как и сама жизнь человеческая, поистине гениальна. Доверяйте внутреннему голосу, и вы найдёте собственный путь!

НазадВперёд
1 отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Скачала его композицию Nocturnal Wind from the Lake. Интересно. И вправду , как ледяной ветер с замерзшего озера... Только у нас и слушать сейчас, на улице...

ПОПУЛЯРНОЕ