Р!
28 СЕНТЯБРЯ 2021

Александр Леснянский: Иногда и я тоже – «фотохудожник»

Лет 6-7 назад было «модно быть ди-джеем». Открывали школы, ставили ди-джейские пульты по магазинам и кафе, каждый третий молодой человек бросался словами «бочка» и «скретчинг», каждый второй кричал в ухо на дискотеке: «Сейчас круто свёл!» О том, что сегодня модно быть фотографом, говорят и интернет-мемы. Главное – запостить себе в альбом фотографию кирпичной стены или грустных девушек, сжимающих обеими руками чашку. Но стена стене рознь.

Мы начинаем серию интервью с фотографами, которые умеют переворачивать внутри всё с ног на голову и расставлять чувства зрителя в нужном порядке. Их фотографии имеют не только цвет. Они звучат скрежетом железной решётки, говорливыми и шумными базарами, едва слышным далёким ворчанием сверчка. Они пахнут втоптанным в сырую землю жёлтым листом, дорогими духами в растрёпанных волосах, промозглым весенним утром или терпкой полынью.

О том, что такое «неживой снимок» и чем притягивает первозданный пейзаж, рассказывает Александр Леснянский.

— Как вы пришли в фотографию? Долгим ли был этот путь?

— В фотографию у меня было два «прихода». Первый раз, точно помню, когда учился в четвёртом классе. Был фотокружок, фотоаппарат «Смена 8М» — многие с него начинали, и первый восторг от проявляющихся «из ничего» изображений на белом листке фотобумаги, опущенной в раствор. С тех пор я постоянно фотографировал, учась и в школе, и в институте. В 1980 году я приехал в Читу, и тут случилось «второе пришествие». Я пришёл в народный фотоклуб «Даурия» и стал его членом. Клуб дал мне очень многое в плане учебы и понимания фотографии. И вот только с той поры я начал постепенно превращаться из фотолюбителя в фотографа. «Даурии» давно уже нет, но мой процесс превращения продолжается и по сей день.

— Есть ли или была фотография, с которой любовь к съёмке стала для вас очевидна? Есть ли фотография, за которой стоит история для внуков и правнуков? Зависит ли «знаковость» фотографии от места, где был сделан снимок, или времени года или суток?

— Любовь к фотографии?… Наверное, она рождается из тех первых удачных снимков, которые нравятся не только тебе самому, но и другим людям. Успех – это хороший стимул для продолжения творчества. Среди моих фотографий есть и такие, что называется «для семейного альбома». Но и в этом случае я стремлюсь создать художественные работы, запечатлеть в них и время, и семейную историю. Скажу больше: несколько таких снимков я включил в книгу «На берегах Читы и Ингоды», изданную в прошлом году. Среди них есть прекрасные фотографии нашей внучки Эвелины. Вот вам и пожалуйста: история для будущих Леснянских.

Зависит ли знаковость… Это смотря, что сфотографировано. Если это высадка космонавтов на Луну, то, наверное, важно, где это снято: в павильоне Голливуда, или на Луне. А если это удачный снимок домашней кошки, то без разницы, что там за окном: зима или лето (улыбается).

— Называете ли вы съёмку работой? Можете ли вы работать среди других фотографов или вам нужно личное пространство? Нужно ли вам оставаться «наедине» с закатным солнцем, моделью?

— Меня раньше удивляло, как это художник не стесняется писать этюд на глазах у народа. Я бы не смог. Про фотографов я так никогда не думал. Теперь мне совершенно понятно, что если художник — профессионал, то его не может смутить присутствие публики. У меня тоже нет такой проблемы. Ни коллеги, ни зрители в работе не помеха.

— Что притягивает сильнее: пейзажная съёмка или жанровая? Почему?

— В начале своего увлечения фотографией я не переносил присутствия в кадре людей, домов и улиц — если, конечно, это не фото на память. Ценность фотографии заключалась для меня в отсутствии на снимке всей этой мирской суеты. Мне нравился чистый, первозданный пейзаж. Впрочем, это не мешало мне попутно снимать и жанр, и всё остальное. И, кстати, первый заметный успех принес мне один жанровый снимок под названием «В чужом городе». Работа экспонировалась на выставке в Москве и была опубликован в журнале «Журналист». Тем не менее, совершенно точно, что в своём «раннем периоде» я был откровенно «заточен» на пейзаж.

Из журнальной статьи:«Хождение за Байкал» – выставка работ читинских фотожурналистов – появилась в Москве вскоре после выставки казанской группы «Тасма». Тема неустроенности человеческих судеб звучит и в работе А. Леснянского «В чужом городе». Серый городской день, на исходе лета. Странно несовместимы с хмуростью этого дня белые столики и ажурные стулья открытого кафе. Для сидящей здесь пожилой женщины этот город – чужой и пристанище в нем временно, неустойчиво, непрочно. В незамысловатом на первый взгляд этюде слышится нота человеческого одиночества». Татьяна Максимова, «Журналист», №12, 1988 год

Я и сейчас, пожалуй, пейзажной фотографии отдаю приоритет. Но с каких-то пор мне очень полюбились и деревенские дома, и поваленные заборы. С большим удовольствием снимаю и жанровые сцены, и портреты людей — причём не только за границей. Нравится замечать какие-то детали, фактуры, цветовые пятна. Вообще в нашем мире всё достойно внимания. А пейзаж преобладает, возможно, потому что из всех жанров больше всего опыта у меня именно в нём, и всё-таки природу я люблю больше, чем город.

Тратите ли вы время на обработку фотографии? Верно ли утверждение, что хорошему фотографу фотошоп не нужен?

— Фотошоп нужен всем. А хорошему фотографу – тем более! Это основной инструмент, который необходим после съёмки, и вообще это на сегодняшний день ничем не превзойдённый фоторедактор. Не совсем точное сравнение, но фотошоп – это как химические растворы и всяческие манипуляции с отпечатком в плёночной фотографии. Другое дело, что можно фотошопом не только улучшить, но и ухудшить оригинал. Но, так ведь бывает во всём: скальпелем можно и спасти, и зарезать пациента. Разные кадры требуют разного времени на обработку. На редактирование одного снимка у меня уходит времени от нескольких минут до нескольких часов. Чаще обработка измеряется, всё-таки, минутами.

Есть ли отличия в понятиях фотограф и фотохудожник, и к кому бы вы отнесли себя?

— Наверное, всё-таки фотограф. Хотя творческая организация, в которой я состою с 2001 года, называется «Союз фотохудожников России». Разницу, я думаю, никто не сможет объяснить так, чтобы все с этим объяснением согласились. Можно, конечно порассуждать… Мне вот недавно пришла такая мысль. Иногда фотографию приходится собирать из нескольких снимков. Я не имею ввиду грубый фотомонтаж — коллаж, а хочу сказать о другом творческом методе. Ставится штатив и снимается один и тот же сюжет, но с разными параметрами. Это делается для того, чтобы разные участки кадра — небо, вода, отражение, человеческая фигура и так далее — были сняты в соответствии с задуманной идеей. Одним кадром это не всегда удаётся сделать, а снять «по частям» и собрать – возможно. А вот для того, чтобы технично, правдоподобно, гармонично собрать фрагменты воедино, нужно быть художником. А результат можно назвать «фотокартиной». Следовательно, и автор – фотохудожник. Иногда и я тоже – «фотохудожник» (улыбается).

— Можете ли вы как-то категоризировать свои фотографии? Отнести их к жанру travel-фотографии, например?

— Могу! Каждую фотографию легко отнести к какому-то определенному жанру. Труднее всего с понятием «travel-photo». Вроде бы понятно о чём речь, но если задумаешься, то тут же сразу – и не понятно. Travel-photo – это фото в путешествии.

А если я снял в путешествии портрет, то, что это теперь уже не портрет? А пейзаж – уже не пейзаж?

А если я слез с велосипеда, надел макро-кольцо и сфотографировал навозного жука во весь кадр, это что будет, travel-maсro?

— Некоторым фотографиям вы даёте комментарии-названия: «Ядерный восход», «Дыхание зимы», «Майская непогода», а некоторым достаются только географические указания: «Такла-Макан», «Мыс Бурхан», «Байкал» и прочее. Зависит ли это от чего-то, или как в голову взбредёт? А если зависит, то от чего?

— Это зависит и от содержания снимка, и от ситуации, и от моего настроения. Но в целом общее правило: я стараюсь избегать помпезных высокопарных названий. Глупо, на мой взгляд, фотографии в большей степени документального содержания, нежели скрывающей некий глубинный смысл, давать вычурное название. Например, не люблю, когда ландшафтный, просто красивый снимок — пусть даже какой-нибудь закатный или туманный — восторженно подписывают: «Рождение зари».

Или, скажем, портрет морщинистого индийского крестьянина называют: «Следы времени». Да напиши ты просто: «Индия. Калькутта, 2009», – тебя и так прекрасно поймут. Другое дело, – когда снимок достоин или нуждается в словесной поддержке — это я определяю сам, по своему настроению. Тогда можно и «Ядерный рассвет». Ну, и в ситуации, если ты готовишь карточку на выставку или на продажу, – это уже маркетинг. Тут можно и «Дыхание зимы». Но, грань разумной помпезности стараюсь и тут не переступать (улыбается).

– Студийная съёмка — нравится или нет? Кажутся ли вам фотографии из студий несколько неживыми?

— Пользуясь удобным случаем, хочу «передать привет» всем, кто купил фотоаппарат и тут же побежал в студию снимать голых женщин. После первой же карточки владельцы фотоаппаратов думают, что они фотохудожники, голые женщины думают, что они – фотомодели, а зрители думают, что всё это и есть искусство. А те, у кого нет студии, побежали на рельсы снимать голых женщин на шпалах зимой.

Вот эти карточки мне кажутся «неживыми». Да и вообще это не фотографии, а всего лишь изображения, полученные при помощи фотоаппарата. Точно так же, как не всё то стихи, что написано в рифму, не всё то песня, что спето под музыку, не всё то музыка, что попса… ну, и так далее.

Так вот, не всё то – мёртвое, что снято в студии. Наоборот, если работает настоящий мастер, то часто без студии просто не обойтись. Это очень сложный, творческий и ответственный процесс – съёмка в студии. Я его люблю, и каждый раз немного побаиваюсь. В последнее время бояться случается редко – в студии почти не снимаю.

— Что вы ещё не сняли, но обязательно снимите? Что вы ещё не сняли и пока не готовы — «к такой красоте/такому лицу нужно уметь подступиться, у меня пока не хватает навыков»? Какие работы каких фотографов вы бы повесили у себя дома?

— Отвечать, что я «ещё не снял», это все равно, что перечислять страны, города и деревни в которых я ещё не был. Я бы и рад везде побывать, но не уверен, что смогу прожить так долго. Да и жена не отпустит — сколько можно не жить дома?! (улыбается).

Из реальных планов: я придумал, как снять «Храм ворота» на Алханае. Его миллион раз уже фотографировали, а у меня есть идея… И ещё, если говорить о Забайкальском крае, я намерен продолжать фотографическую съёмку во всех уголках этой территории – огромной, красивой и всё ещё малоизвестной большинству даже самих забайкальцев.

У меня дома на стенах из фотографий висят лишь несколько семейных снимков. И, вряд ли появятся фотоработы на другую тему. Но, гипотетически я бы повесил жанровые работы или портреты известнейшего американца Steve McCurry и пейзажи Mike Reyfman — тоже американца, но русского (советского) происхождения.

— Что для вас фотография на данном жизненном этапе? Вариантов много: от источника заработка до поиска истины?

— Было время «на заре Перестройки», когда после развала геологии — я работал геологом — я мечтал, что с помощью своего увлечения фотографией смогу обеспечить мою семью. На самом деле, лишь в последние лет десять, наверное, я реально стал зарабатывать фотографией. То есть, она стала отчасти моей профессией. Именно отчасти. Потому всё равно фотография остаётся для меня творчеством, увлечением, а материальный доход от неё – не самоцель, а лишь приятное и весомое приложение (улыбается).

Подготовила Елена Романова

Фото: Александр Леснянский

НазадВперёд
27 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я абсолютно не «шпрэхаю» в фотографии, но эти работы, особенно девочка с букетом, такая красотища!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я тоже так хочу!!! Буду пробовать, уж очень красиво.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Свадебные «шлепари», кстати сказать, не так смущают, как профессионалы, которые, утрачивая чувство реальности,нудно учат молодёжь,а сами всё больше фотографируют тяп-ляпную халтуру. А Леснянский именно ТВОРИТ.Украшает всё,к чему прикасается.И ни капли понтов.Это я называю мастерством.

ЗЫ. Кто ответит,куда «ползут» на фото девушки и зачем они запускают на снимках руки в волосы,шиньгая их,тот ,быть может,разгадает ,отчего так много в мире рельсово-кирпичной съёмки.)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что это такое на первом фото?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересно, у господина Леснянского лицензионный фотошоп или ... )))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а тебя чо жаба съест даже если у него и "ломанный"?))))))) у меня ломанный стоит и шоп и винда и все остальное.. все работает не жалуюсь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

бежал мимо, и беги себе дальше, если не в теме и сказать нечего. лично мне глубоко пофигу стОит у тебя или нет)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

фотки супер! ачуметь!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ачуметь не надо!!! Берегите себя!А фотки соответствуют фактуре , не более того! Нам бы там побывать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да еще оптику прихватить , такую как у Лиснянского!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как удалось сделать первую фотку? На современных фотоаппаратах выдержек более 2 сек не замечал.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

плохо смотрел, или на дешевые мыльницы. На любой зеркалке и хороших цифровиках выдержки до 30 сек + bulb с тросиком или пультом

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

1 Усатый дядька в жигулях 20.02.12 20:55

Даже 30 сек мало - нужна задержка на нескольких часов и без тросика.

Спасибо, что обнадежили, присмотрюсь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не, больше 30 секунд - только с тросиком.

есть модели тросиков и пультов, позволяющие зафиксировать кнопку - то есть нажал ее и пошел спать на несколько часов.

проснулся, кнопку отпустил - вуаля, фотография с красивыми звездными кругами готова)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да !Мы хотим быть фотографами и моделями,никто нам не запретит-это наш век!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да да, конечно же, никто не запретит вам заполнять интернет тоннами "фотографий" утинных губок, полужопий на подоконниках, отштукатуренных фэйсов рядом с чашками кофе и прочих "шедевров"...

Да здравствует ваш век - век безвкусицы, истошно кричащей о ее офигенности и индивидуальности.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да-да как то позабылось, понятие китча...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Афигенно...И без дешёвых понтов...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Красиво содержательно и с достоинством. Время работает на вас, поскольку помню те времена когда вы публиковали фото, выполненное вами в газете Заб. Рабочий с вашей женой в полуобнаженном виде-это как то было совсем непонятно- ни качества снимка... да и согласитесь в газете публиковать эротические фото... Рад что вы стали профессионалом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Блестяще!!! Здорово!! Талантнево и профессионално.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не понятно, почему корреспондент предваряя интервью с фотографом, сравнил эту профессию с ди-джеем! Не вижу логики и связи. Может быть в тех кругах , в которых она вращается, быть фотографом модно, но вообще-то фотограф -это серьезная професиия, так же как и ди-джей, кстати.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Есть увлеченные фотографией люди, а есть крутые профессионалы. И те и другие , пусть будут!Точно так же как есть профессиональные журналисты., а есть просто пишущие люди.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так вот просто пишущие люди, должны просто констатировать факты, а не навязывать свои мысли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А у автора вступления не свои мысли: надерганы понравившиеся словосочетания в личный "рабочий словарик" на случай, что пригодятся. Старый прием пишущих на разные темы журналистов и искусствоведов. То, во что они впоследствии складываются, вызывает недоумение и стыд, но почему-то у читателя. В общем, результат, как говорится - "ни уму, ни сердцу". Вопросы интервью, возможно, тоже заимствованы, но это простительно, т.к. ответы, точка зрения, мнение, позиция, рассказы А.Леснянского интересны всегда. Да, хочется смотреть на мир через фотообъектив Леснянского, у него отбор и вкус хороший.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Александр - молодец! Очень интересные работы. Настоящие, живые, эмоциональные. Как будто сама побывала во всех этих удивительных местах! Удачи Вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вкус хороший не всегда. Особенно страдают фотографии голой жены. Стареющая голая женщина-не очень приятно. Ей-то,конечно,льстит,а кому не было бы приятно,когда тебя старенькую да голенькую фотографируют. ПОЛНОЕ БЕЗВКУСИЕ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Впечатлилась. Очень красиво, емко, профессионально, просто-офигительно!!