Р!
20 СЕНТЯБРЯ 2019
Город изнутри

Машзавод

Мы запустили новый проект «Город изнутри», чтобы познакомить вас — наших читателей — с теми местами, в которых большинство не было никогда. Объектами нашего внимания станут существующие заводы, предприятия, учреждения, здания, мимо стен или заборов которых читинцы проходят ежедневно, но не догадываются о том, что находится внутри. В этом заключается единственная цель нашего проекта. Мы — фотографы и журналисты — не хотим показать, как всё плохо или, наоборот, хорошо в нашем городе. Мы не стремимся попасть туда, куда нас гарантированно не пустят — в оружейные склады, хранилища Центробанка или… Хотя, кто знает — может быть, мы, а вместе с нами и вы, попадём и туда.

Машзавод — это прочная связующая нить со счастливым детством, в котором сознание ещё советское, а действительность — нет. Там остались нестриженные тополя, низенькие металлические заборчики у газонов, мороженое за копейки, бумажный флажок на палочке. Это троллейбусная остановка в запредельной дали от дома, и если уж ехать, то втихомолочку от мамы, зажав в влажной ладони деньги, что не потратила на булку в «Итальянской пекарне» рядом со школой.

Читинский машиностроительный завод — одно из старейших предприятий Забайкалья, основанное в 1939 году. Энциклопедии пишут о трудовом пути от простой ремонтной базы до современного машиностроительного завода. За высокие производственные показатели машзавод получал правительственные награды, был награждён орденами Трудового красного знамени и Знак почёта.

Когда-то на заводе работало почти три тысячи человек. Сегодня — четыре сотни. Когда-то для нужд промышленных баз, ресторанов, столовых, кафе, овощебаз и прочих объектов различного рода промышленности завод выпускал до 100 штук холодильных машин в месяц. Сейчас — от 4 до 8 в год. Компрессорных станций выпускалось до 280 в месяц, сейчас — до 8.

По цехам завода нас сопровождает производственный директор ОАО «Машзавод» Виталий Пономарёв. Первый цех — литейный. В лучшее время здесь плавили чугун в огромных печах-вагранках. Виталий Владимирович широкими мазками рисует картину заложенной огнеупорными кирпичами печи, как их прорубают рабочие и льют расплавленный добела чугун в формы-опоки, забитые формовочной смесью.

«Предполагалось, что этот огромный цех будет отапливаться за счёт производства: ведь повсюду печи. Раньше 100 человек в нём трудились. Теперь вместо вагранок для литья используют электро-дуговые печи — плавят чугун током. Работает 15 человек. Отапливаем, как придётся. Кострами», — рассказывает наш экскурсовод.

В литейном цехе тихо. И темно. На сварочном участке уже радостнее: треск сварочных аппаратов, дёрганые блики на стенах, звон стружки из-под токарного станка.

Машзавод, как бы трудно ему ни приходилось, выполняет заказы предприятий нашего края: ТГК-14, железной дороги, «Норильского никеля». Варят и топливные баки, и глушители, и рамы. Не так давно в цехе варили 30 металлоконструкций длиной до 15 метров для «Востокгеологии». Эту конструкцию тоже изготавливали на заказ — для отливки из бетона опорных столбов. Лежит в цехе с прошлого года. Заказчик так и не объявился.

«Раньше на заводе и влюблялись, и женились, и детей рожали. Работали целыми династиями», — ловит мой взгляд на молодом токаре Виталий Владимирович.

От династий — ветераны труда. Средний возраст сотрудника ОАО — 60 лет. Бывает и семидесяти- и восьмидесятилетние работают. Молодёжь 30-40 лет — на производстве редкость. Однако, как это ни странно, встретить на машзаводе женщину — обычное дело. Стержневой участок литейного цеха был женским. В сборочном цехе начальником работает женщина. Перечислять можно долго.

В модельном участке сварочного цеха теплее всего. Здесь из дерева вырезают модели будущих деталей. Работает здесь Евгений Серебряков около тридцати лет, а когда-то древесную стружку из волос вытряхивал его отец.

«Мы занимаем такое положение в городе — в самом центре. Как бельмо на глазу. Всем хочется отхватить эту выгодную территорию. Ещё когда был Алфёров директором ТГК-14, он говорил: Машзавод — это труп, вот заберём у них котельную. Она, между прочим, отапливает очень большой район в городе. Мы используем до 40 тысяч тонн угля за год — представляете, сколько это эшелонов? В морозы расходуем до трёх вагонов угля в сутки», — как будто убеждает меня в чём-то Виталий Владимирович.

Освобождая территории, перевозя станки, машзавод организовал сборный цех: здесь установлено и фрезерное, и сверлильное, и долбёжное, и токарное оборудование. Стоят четыре станка английской фирмы Holroyd с 1978 года. Расположился здесь и один из участков инструментального цеха: самые точные координатно-расточные станки стоят тут. Сюда привозят, например, корпусные детали от автомобилей и выполняют работы, требующие высокой точности. Условия на участке особые — тепло, поскольку вредны станкам температурные перепады, светло. По понятным причинам.

Некоторые рабочие отвлекались поболтать. Травили байки, как на испытаниях холодильной установки под давлением взлетала и пробивала крышу какая-нибудь деталь. А в броневанне на испытаниях установки подаётся давление до 90 килограммов на один квадратный сантиметр. Как когда-то, например, жестянщиков было двое. Один — ему уже под 60 — влюбился и ушёл с производства за женщиной, второй, глухонемой, остался один. На его участке готовят детали для будущих теплиц.

Минобороны делает заказы машзаводу. Как правило, холодильные установки для судов и подводных лодок — в Санкт-Петербург или Северодвинск. В сентябре 2011 года был заключён очередной контракт. Предоплата в 50% должна была поступить в течение 10 дней. До сих пор денег нет. В своё время на машзаводе начинали сборку белорусских комбайнов, влезли в кредит и с трудом продали их уже после начала уборочной кампании. Однажды губернатор края Равиль Гениатулин, обнаружив разработку машзавода — теплонасос, — пригрозил ему заказами на многие и многие годы. Но угрозы не реализовал.

Мария Павловна Завацкая — одна из двух инженеров по испытанию холодильных машин. Выпущенные на машзаводе, они работают в Мавзолее в Москве, на Байконуре, пунктах ПВО под землёй, в Индии, Египте и других странах.

Холодильные машины красят в фисташковый цвет. Компрессоры — в ярко жёлтый. В малярном цехе высоченные потолки и тоже — особая температура, чтобы краска сохла быстрее. Жгуче и до слёз пахнет летом. Неготовые корпуса компрессоров пугают червлёной сталью.

В отдельные дни может показаться, что здесь жизнь замерла. Завод сократил рабочую неделю до понедельника-вторника-среды. Рабочий день для пенсионеров — до четырёх часов. Но кислородный цех обеспечивает медучреждения и всех, кто нуждается, жидким или газообразным кислородом, например. В ледовом дворце стояли шесть холодильных установок, но пахали так, что четырёх было достаточно. Пока их не заменили на импортные. «Зачем? Ведь мы и с ремонтом бы подхватили, если что, — рассуждает Виталий Пономарёв. И вздыхает. — Поживём, увидим».

Елена Романова

Фото: Тимур Супонов

НазадВперёд
39 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за репортаж. Дедушку своего вспомнила........

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

что не сделал черчиль, сделали младореформаторы чубайс, немцов, касьянов, гайдарик и другие.

смотри на фото и ждём тебя на выборах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вокруг машзавода сгущается информация. помнится, в 7 классе летом на велосипед там зарабатывал. завод еще мог помогать подшефной школе, а на месте г[censored]нокафе было работающее подземное убежище. что будет с заводом, оборудование которого устарело морально, а цеха еще нет - предвидеть трудно. хотя, очень хорошо представляю себе желание оттяпать землю и построить там еще несколько сырых г[censored]ноэтажек...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо Единой России и Путину, за то что подняли Россию с колен. Глядя на Развивающуюся промышленность радуется душа. Строяться заводы, люди заняты на производстве. Клерков, менеджеров, юристов, перекупщиков и торгашей становиться всё меньше. На нашем Маш заводе трудяться сотни людей, они не справляються с поступающими заказами. Но мы верим что Владимир Владимирович найдёт выход из ситуации в ближайшие 20 лет. Ура! Осталось потерпеть ещё немного!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не надо всё в кучу мешать. Маш.завод развалился задолго до Путина.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Развалился но не восстановился

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

отличный фоторепортаж

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

отличные фото.

композиция вставляет, люди - живые. Тимур, спасибо вам

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да интересно. Всегда задумывался как там внутри, проезжая мимо в троллейбусе или маршрутке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Фотографу заслуженная пятёрка. Интересная стилистика некоторых снимков, композиционные задумки реализованы хорошо! Автору текста поработать над стилем, орфографией ("до бела") и постараться быть убедительнее. В целом - молодцы, интересно, спасибо! :-)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, очень хороший репортаж!!! Спасибо вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Завод супер!Всё могут сделать работники этого предприятия!Сам неоднократно обращался!Молодцы мужики,но и женщины тоже молодцы!)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

отличный репортаж. Позор чиновникам. И губернатору

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Губернатору в первую очередь, когда его сменят?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Отличный фоторепортаж!!!!!

Живые кадры!!!! Композиция! Тимуру огромное спасибо!!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наконец на вашем сайте классный фоторепортаж! Супонов молодец!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да... классные фото. Сразу видно никакой техники безопасности и охраны труда.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот еще бы активную поддержку властей по заказам, развитию и глядишь надежда появилась бы....

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за репортаж. Мой отец отдал Машзаводу всю свою жизнь. Мое дество тоже проходило в стенах 14-го цеха (он занимался выпуском товаров широкого потребления). Этот цех закрыли замым первым, еще в 90-е, сейчас на его площадях располагается супермаркет.

Мое дество - это "машзоводской" детсткий сад №87 (т он был не единственным), это выезды на Иван, Арахлей, где у Машзавода была собственная, неплохая по тем временам, база отдыха. Это выезды за ягодой на ЗИЛе с дядей Ваней Курмазовым.

Так здоровы было пообщаться, посидеть у костра с этими мудрыми, добрыми людьми с мазолистыми руками.

Отца уже нет больше года, Машзавод пока еще держится. Дай Бог тебе сил, Машзавод!

С надеждой на лучшее!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Был я на территории этого завода как будто в прошлое попадаешь)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Совершенно невероятные фотографии, большое спасибо!

Как будто из альтернативной вселенной. У авторов, случаем, машины времени не завалялось?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жалуются на отсутствие заказов... Нужно как-то налаживать отношения с клиентами! Приходил к ним с заказом на небольшой ремонт, так в первый день не попал вообще, потом около часа ходил по цехам искал мастера, потом оказалось, что мастер в отпуске и будет через месяц... а когда озвучили сумму... новая деталь стоит чуть дешевле если оригинал и в три раза дешевле если аналог !!!((( Понимаю что такой заказ смех и сильно никто суетиться не будет, но больше туда обращаться не буду и знакомым не советую (((

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Причем здесь Путин, местная власть не умеет и не хочет работать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А при том, что в стране создан олигархический общественный строй, когда собственность принадлежащая и используемая на благо всего народа украдена у него и стала принадлежать весьма малой части населения, которая активно эксплуатирует остальное большинство. Вся законодательная деятельность направлена на сохранение и укрепление этого строя. Грабёж народа и грабёж ресурсов страны узаконен и не является преступлением, а переведён так сказать в правовое русло.

Машзавод, поскольку имеет оборонную продукцию, продержался дольше всех предприятий Читы. Но сейчас у него десяток собственников, имеющих практически 2/3 акций, которые создали своё ООО, где они все учредители и распродают имущество и землю акционерного общества, к тому же используют активы ОАО для оплаты своих дел. Так что жить Машзаводу осталось всего ничего. А власти, поняв, что ловить здесь больше нечего, пытались избавится от пакета акций, принадлежащих государству. Но ничего не вышло в силу "экономической необразованности" депутатов коммунистов. С заводом будет то же, что и с КСК, станкозаводом, с комплексом предприятий стройиндустрии.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Завод жалко. реально было градообразующее предприятие. Если бы отношение краевых и городских властей было бы другое к заводу, то Машзавод был бы одним из самых крупных металлургических, производственных предприятий сибири и дальнего востока. А то Михалёв кому то эти земли пообещал, потом Гениатулин глаз положил (лично). Это что за работа. А заказы (реально) они выполняют в срок и действительно очень качественно, вне зависимости на их материальное положение.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прекрасные фотографии и текст

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

надо позвать продюсера дусмухаметова и про наш машзавод все узнают.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В 2003 году посетил завод в Дании, небольшой, размеры главного цеха 24 на 120 метров, который производил паровые и водогрейные котлы. Из нового оборудования видел лишь раскрой металлических листов лазером, управляемым компьютером. Всё сырьё привозное. Экспортируют в 62 страны мира, которые стоят в очередь, а котлы красавцы, как космические корабли. По-доброму позавидовал...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Машзавод жив без поддержки гуьернатора . на протяжении многих лет - ничего ! И никаких левых ООО - как было ОАО , так и осталось. Только подумайте , чего стоит отапливать такооое количество домов, выпускать продукцию и сохранять династии - ну очееень хочется сохранить их. Спасибо людям, там работающим, не хапают свой жирный кусок , а пытаются сохранить ЗАВОД - гордость города, и при том без помощи годра и края. Не считайте чужие деньги - считайте чужой вклад в развитие края - ЗАВОД работает, немотрч на угрозы мэра, ТГК014, края. Оборонке спасибо - поддерживает еле - еле еще бв налоги не драли, Но наше руководство завод не поддерживает. А чято запустение в цехах - ну не лучшее время, но цеха-то ,люди и станки-то есть и работают, в отличие от ВСЕХ ДРУГИХ заводов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А как получилось, что для расширения ТЦ "Аврора" отрезали кусок земельного участка от основной территории завода, причём в непосредственной близости от производственных зданий? Продана вся территория выше Новобульварной. От Смоленской до Подгорбунского это давно уже не территория завода. Бывшая столовая "Ласточка" чья он сейчас? Один из цехов вдоль Журавлёва арендуют производители вентиляционных систем, если не ошибаюсь. Чем отличается список владельцев более 70% акций ОАО "Машзавод" от списка учредителей ООО "Машзавод-Инвест"?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не буду осуждать местную и государственную власть.Здесь множество причин. Вам,просто СПАСИБО за информацию и хорошие фотографии!Как-будто сама там побывала:)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Отличная статья и фото! Конечно жалко Завод, ему необходима поддержка. Но вот хочу обратить внимание на следующее. Мне остается не понятной маркетинговая политика предприятия. Почему они берут заказы без полной или хотя бы 100% предоплаты?! А потом эти испоненые заказы лежат в цехах без надобности.... Почему не попробовать заняться производством изделий более широкого бытового назначения?! Те же компрессоры... Ну, наверное, можно производить их небольшого размера для гаражного использования, для СТО. Почему нам приходиться все это покупать из Китая, когда вот он рядом завод?! Обоснован и отзыв "Заказчика" о том, что ему пришлось бегать искать долго мастера, а потом ему еще и цену за деталь назвали дороже оригинала. Это не правильно! Клиент должен зайти в уютный кабинет, сесть за стол где ему менеджер предложит весь перечень услуг и цен, а не бегать по цехам. И пусть это не большие дееньги, но из мелочи составляется прибыль!!!!!!!!!!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

дешевле Китая все равно не будет...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Изготовление штучной детали не будет стоить дешевле серийного производства. Поэтому на завод нужно заказывать либо большое количество, либо уникальное изделие. А по поводу сравнения с китайскими - замучился менять смеситель, китайцы освоили производство растворяющихся в воде деталей, например гайка крепления смесителя разрушается в течении двух месяцев. А советский смеситель в своё время лет 15 продержался. До сих пор встречаю на улицах ДК-9 (компрессор) производство которых завод прекратил лет 30 назад если не больше, и ведь ещё работает. Выпуская качественную, современную продукцию - можно конкурировать хоть с кем, но для этого нужны прежде всего современные инженерные кадры, а вот с этим у нас в городе бооольшие проблемы. На машфак ЗабГУ идут как правило те, кто не поступил на другие (престижные) специальности. Ни нормально учиться, ни тем более работать по профессии не желающие.