Р!
19 НОЯБРЯ 2019
Город изнутри

103-й Бронетанковый ремонтный завод

Забайкальский край в Сибири и на Дальнем Востоке долгое время был одним из опорных регионов Вооружённых Сил Советского Союза, позже России. В последние годы в связи с реформированием военной сферы он во многом утратил свои позиции: большая часть подразделений в связи с переносом центра военного округа из Читы в Хабаровск сменила место дислокации, покинув забайкальские степи. Бесследным для региона присутствие военных не стало, так как инфраструктура сменить место прописки по приказу не может.

Рос в холодную войну

103-й Бронетанковый ремонтный завод — одно из крупнейших оборонных предприятий Сибири и Дальнего Востока — по воле высшего военного руководства СССР в 1942 году начал строиться именно в Забайкалье. Несмотря на то, что возводиться новый объект начал во время Второй мировой войны, к своим обязанностям приступить он смог только после неё. 1946 год для БТРЗ стал историческим — с конвейера сошла первая отремонтированная бронетехника.

И СССР сразу вступил в эпоху другой войны — холодной. Гонка вооружений, устроенная двумя супердержавами, естественно, в первую очередь, коснулась оборонных предприятий, мощь которых наращивалась в геометрической прогрессии.

БТРЗ, начав с ремонта танка Т-34, от года к году осваивал всё новые технологии, следуя в ногу с военными достижениями советской военной промышленности. Как только на вооружение армии поступала новая бронетехника, завод реконструировался и оснащался оборудованием для её ремонта. С начала работы БТРЗ с его конвейеров сошло более тысячи машин, среди которых были не только танки разных модификаций, но и боевые машины пехоты, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, минные тральщики, универсальные тягачи и другие.

Даже в тяжёлые для страны 80-е и 90-е 103-й БТРЗ чувствовал себя достаточно неплохо. В 1992 году был полностью прекращён выпуск старой техники, а с 1993 года завод перешёл на ремонт современных образцов танков: Т-72А, Т-72Б1, БМП-2. Тогда же были изготовлены опытные образцы универсального тягача БТС-5 на базе танка Т-72, освоен выпуск минного тральщика ИМТ «Корт-Б».

К началу 2000-х на заводе освоили ремонт всех образцов бронетанковых машин, состоящих на вооружении российской армии. Учитывая количество ремонтируемой военной техники и географическое расположение предприятия, 103-й БТРЗ в одиночку способен обслуживать два самых крупных военных округа нашей страны — Центральный и Восточный.

11 июня 2009 года 103-й БТРЗ официально стал открытым акционерным обществом, в котором основным владельцем всё же осталось государство. Смена формы собственности особо не отразилось на работе предприятия. Оно по-прежнему выполняет заказы Министерства обороны РФ, в том числе и для иностранных государств. К примеру, в 2009—2010 годах на заводе ремонтировались танки Т-55М для Республики Куба, сейчас здесь выполняется большой заказ для Венесуэлы. На данный момент в страну Латинской Америки уже отправлено 98 танков Т-72Б-1, за ремонт которого Минобороны платит почти по 15 миллионов.

Ремонт — дело тонкое!

Процесс ремонта военной техники чрезвычайно сложен. Танк, заезжающий на завод, разбирается буквально до последней детали, которых насчитывается около тысячи. Каждая из них уходит в специализированный цех. Уже там она моется, дефектуется, при необходимости ремонтируется и проверяется.

Интересным может показаться участок чистки корпуса бронетехники, которая производится в специальной камере с помощью чугунной дроби. Части танка буквально обстреливаются, благодаря чему удаётся избавиться от старой краски.

Значительно более тонкий процесс происходит при ремонте башен и пушек. Ошибок на этом участке быть не может, та как точность орудия зависит напрямую от настройки, регулировки и проверки прицела и автомата заряжания. Эти операции происходят не только в цеху, но и на полигоне во время стрельб.

Удивляют и некоторые другие подробности конструкции военных машин. К примеру, в танке находится около двух километров проводов разного диаметра. Этим и обусловлено существование на БТРЗ специального участка по восстановлению и производству проводов.

В огромных механических цехах, расположенных здесь же, ремонтируют всё, начиная от катков и заканчивая трансмиссиями. Кстати, весьма любопытные механизмы существуют здесь практически на каждом участке. К примеру, двигатель после ремонта устанавливается на специальное оборудование, с помощью которого происходит его проверка в заведённом состоянии при разных нагрузках с помощью воды.

Примечательно и то, что детали, снятые с конкретного танка, маркируются индивидуальным номером, благодаря чему по окончанию ремонта они устанавливаются на него же. За исключением тех, что заменяются в связи с поломкой.

На последнем этапе ремонта машина после сборки отправляется на полигон, расположенный недалеко от завода, где проходит её приёмка. 100-километрового пробега достаточно не только чтобы оценить качество ремонта, но и чтобы изрядно испачкать свежевыкрашенный танк, поэтому его приходится повторно мыть.

Бывает, на завод приходят танки, которые уже не подлежат восстановлению. Они отправляются на местное «кладбище» — ремонтный парк. Ранее части от старых машин использовались при ремонте, теперь же все они уходят на утилизацию, путём распиливания их до состояния, из которого невозможно восстановление. Территория ремпарка и всё его содержимое принадлежит Министерству обороны РФ.

Обороноспособность зависит от них

Сегодня на заводе в одну смену работает более 700 человек разных специальностей. При увеличении заказов со стороны Минобороны предприятие может перейти на работу в две смены, увеличив количество работников. Разумеется, для людей, от которых зависит обороноспособность страны, необходимо обеспечить все необходимые условиями для работы и отдыха: медицинский пункт, столовая, дворец культуры, музей, база отдыха и детский лагерь на озере Арахлей.

2012 год для 103-го БТРЗ станет исторически значимым, так как в этом году ему исполняется 70 лет. Судя по количеству заказов и по размерам финансовых вливаний в завод, беспокоиться за его судьбу не приходится. В связи с этим работников БТРЗ остаётся лишь поздравить с юбилеем и недавно прошедшем Днём танкиста, а также пожелать дальнейшего процветания их предприятию!

НазадВперёд
12 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Круто, круто так и хочется посмотреть поближе, особенно на "кладбище" техники сходить :-) Непонятно только зачем они динамическую защиту на танках оставили? или взрывчатку вынули из пакетов?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я полазил в свое время по этому "кладбищу".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

так тебя и вижу школьник пересмотревший боевиков и перечитавший поверхностно ттх вооружения армии рф, хоть на одной фото из представленных есть "коробочка", трололо несчастное? покатать бы тебя на танке, да вот думаю духа у тебя не хватит к нему заведённому даже подойти)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

трололо то как раз ты и есть. Ну или же взрослый дядя захвативший с собой юношески максимализм и попытки самоутверждаться. Мог бы спокойно объяснить незнающему

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Последний танк в США выпустили в 1993, латают и ремонтируют старые.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо! Отличный репортаж с закрытого объекта! Сколько СМИ в Забайкалье, а никто не смог. А еще у БТРЗ отличная столовая - с домашней кухней и очень низкими ценами. Кормят всех. Когда живу на даче, специально туда хожу поесть. Интерьер на уровне отличного кафе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Первый точанки были тоже в новинку для простого обывателя, и это уже прошлое, а люди все то держаться за тот что уже история.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересный репортаж и фотографии профессиональные, спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Класс!!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А когда-то на этом заводе стажировались специалисты дружественных нам стран, например индусы. Как-то давно репортаж об этом делала.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

очень позновательно!!! круто!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бегал там будучи ребенком) Столько эмоций