Р!
25 ИЮЛЯ 2021
24 июля 2021

Иван Савельев: Секреты 10-летнего успеха в флористическом бизнесе

В салонах торговой сети «Глориоза» так же по-домашнему уютно, как в европейских цветочных магазинчиках, которые держат сами садовники и в которых букеты заворачивают в хрустящую коричневую бумагу — от туманов, каких с утра в избытке над мощёными улицами. Кругом буйство красок, цветочных ароматов, и каждый листочек протирается с заботой от пыли, и можно составить любой букет — хоть семидесятилетней ворчливой и сухонькой старушке-соседке, хоть молодому и увлечённому делом бизнесмену из фирмы за углом.

Сети цветочных салонов «Глориоза» в этом году исполняется 10 лет — время подводить итоги. За чашечкой вкусного чая на мои вопросы о семейном бизнесе в кризисное время отвечает директор сети Иван Савельев.

— Расскажите, почему десять лет назад именно цветы стали делом жизни?

— Я родился в селе Георгиевка, Нерчинско-Заводского района, что находится в 800 километрах. У нас была большая рабоче-крестьянская семья, я был самым младшим из шести детей. С мамой мы всегда ходил собирать травы, и я с малых лет увлёкся цветами: выращивал их, составлял букеты, дарил окружающим. И уже позже, когда мамы не стало, занялся ландшафтными композициями. Мне было это так близко, настолько естественно всё шло изнутри, и я в 1995 году поступил на биолога-химика в педагогический университет, 5 лет учёбы посещал элективный курс «Фитодизайн», где, собственно, окончательно понял, что это моё.

Я устроился в цветочный салон, где проработал полгода, а потом ушёл в педагогику. Два года длилась моя учительская деятельность, после чего меня позвали в ботанический сад. Вот где было раздолье. Вскоре я уехал в Новосибирск, где закончил международную школу флористов «Николь», затем была Сибирская школа флористики в Красноярске, а после, вдохновлённый и дерзкий, я приобрёл маленький магазинчик площадью едва ли не меньше 10 квадратных метров, в котором начал продавать цветы и букеты. Вернее — мы начали с моей супругой Натальей.

Мы развивали этот магазинчик на протяжении четырёх лет. Сейчас у нас три полноценных и самостоятельных салона в Чите. Таков итог нашего 10-летнего пути под лозунгом «Украсьте свою жизнь цветами!». Со временем, с нашим переездом в Москву он вырос до «Украсьте свою жизнь цветами по самым низким ценам!». Наша программа — чтобы цветы были доступными. Хризантемы в наших салонах — от 60 рублей, роза – от 60. Мы везём безумное количество экзотики: банкси, трахеллиумы, дельфиниумы. За окном — глубокая осень, а в наших салонах цветут нежные тюльпаны и гортензии. Мы не только работаем по доступным ценам, но ещё и создаём прекрасные букеты, композиции, работаем с интерьером. Мы с женой лично отвечаем за качество и свежесрезанных цветов, и горшечных растений. Выбираем самые лучшие, напрямую из Голландии — а через два дня они уже здесь, в Чите.

Я говорю своим садовникам (с которыми работаю) — ребята, нужна сирень. Они мне, мол, какая же сирень в октябре. Выкручивайтесь, — говорю, и везу сирень. Голландия, Израиль, Эквадор. Розы по 60 рублей везём из совхоза Мордовии. Представляете? Есть такой цветочный совхоз. Она не такая высокая или крупная, как роза Эквадора — но прямиком с грядки: свежая, маленькая, изящная.

— За десятилетие пришлось пережить и кризис? Как вы справлялись?

— Кризис… Кризис заставил нас задуматься, подойти осмысленно к ведению бизнеса — начали подходить объективно к решению проблем. Да, у нас упали продажи, уменьшился ассортимент. Но мы переехали в Москву, где стали работать с дополнительными фирмами, закупать цветы в Голландии, а не в Москве. Теперь не нам предлагают, а мы сами выбираем. Да и не было у нас никогда самоцелью — зарабатывание денег. Скорее — творческая работа, самореализация, творческий подход во всём.

Было важно сохранить коллектив. Большая часть работает с нами по 8-10 лет, остальные — лет по 6. У всех специалистов есть дипломы школы «Николь» и Сибирской школы флористов. Кроме того, мы регулярно привозим московских дизайнеров для мастер-классов. Вот у нас в одном салоне — 16 дипломов на стене. Подлинных.

И потом, мы не просто продаём игрушки, вазы. Всегда хочется их красиво подать. К примеру, мы выбрали дорогую коллекционную линейку игрушек «Me To You». Вещи дорогие — они сложно продаваемые, но уже 8 лет нам не в тягость к важным праздникам обновлять ассортимент. Нам нравится работать с эксклюзивным материалом, нравится сложный дизайн, сложное качество, профессионализм в каждом мишке. Кризис, безусловно, дал толчок к развитию.

А 2012 год стал, на самом деле, очень интересным, итоговым, переломным. Выросли продажи, снизились цены, качество на высоте, ассортимент большой и результат общей работы — впечатляющий.

— Не мешает вам в бизнесе его семейственность? Не отражается ли ведение дел на личных отношениях?

— Вы правильно заметили — бизнес семейный. Помогают и братья, и сёстры. И нам с женой не мешает бизнес, наоборот. Мы учимся принимать взвешенные совместные решения, а если расходимся во в мнениях, то прямо так и составляем табличку плюсов и минусов, и в чью сторону перевес, того и принимаем решение, без обид. Семейный бизнес – он очень крепкий, но если опять же в семье на первом месте любовь и духовность. Я всегда знаю, что рядом со мной опора, поддержка. И ни разу не пожалел, что когда-то вовлёк её в дело. Наташа, при этом, математик, но совершенствоваться в сфере флористики начала быстрее меня.

— Есть какие-то основные законы флориста, которыми он руководствуется?

— Мне близка духом и устройством российская флористика. Она хранит правило золотого сечения, она традиционна — в ней все сочетания естественны. Знаете, основное правило вкуса? Хочешь уметь сочетать цвета — посмотри, как цветут поля. Природа расставляет краски самостоятельно, и они совершенны. Мы же в своих салонах ищем индивидуальный подход. Недавно провели исследование, мониторинг постоянных клиентов, дисконтников — всех-всех. За десять лет у нас их — пять тысяч. Чем мы берём? К примеру, составляли букет для Евы Польны, которая приезжала к нам с концертом. Посмотрели её концертную запись в Иркутске, отсмотрели сотни фотографий её с букетами, чтобы составить именно тот, который подходит ей по характеру — такой яркой, такой талантливой!

Хрупкая девушка не должна гнуться под тяжестью огромных роз, а высокой — не пристало держать мелкую корзинку. Мужчине, предпочитающему большие автомобили, не подойдёт букет стандартного размера, а актёру — кремового оттенка цветы. Мы учитываем и возраст, и пол, и любимую одежду, и род занятий. Нам важно, что вам важно. Нам хочется, чтобы наши клиенты окружали себя красотой, дарили как можно больше цветов и больше улыбались.

Мудрость от Ивана Савельева:
Слово – бумеранг. Плохое слово возвращается плохим настроением, болезнью близких, разочарованием в делах — никогда не знаешь, как ударит. Любой разговор нужно начинать и заканчивать позитивом. И при этом не бояться просить совета — это не зазорно.

Салоны цветов «Глориоза»:
ул. Новобульварная, 119,
ул. Бутина, 18.

 
Глориоза, салон цветов, ул. Богомягкова, 24 (ТЦ «Маркет»)
  • 8 924 277 3377

Подробности можно узнать по телефону: 32-09-26.

НазадВперёд