Р!
20 СЕНТЯБРЯ 2021
19 сентября 2021
18 сентября 2021
Культурный слой

Роман Цымбало - Главное, чтоб нам вернули музей

Роман Цымбало принадлежит к числу художников уходящей старой школы. Признанный тонкий живописец, реставратор картин и икон, педагог — он видел взлёт искусства 60-х годов и его катастрофическую ломку конца XX века. Он знает и может говорить о живописи бесконечно, но красноречивее всего о самом главном рассказывают его работы, наполненные любовью к Забайкалью и забайкальцам.

— Как вы пришли к живописи?

— Началось это очень давно, я тогда жил в Хабаровске. Рисовал в школе, потом ходил во взрослую студию, поступил в институт. Поступали мы в институт искусств, но сделали из него в итоге педагогический. И там были великолепные педагоги. Это были 60-е. Подъём искусства, живописи, литературы, поэзии. На этой волне я учился и дружил с педагогами. А потом решил покинуть Хабаровск и приехал сюда, в Забайкалье, в Сретенск, где преподавал на художественно-графическом отделении педагогического училища. Мне очень понравилось Забайкалье. Художников здешних я тогда ещё не знал, но у меня были очень талантливые студенты. Некоторые из них стали членами Союза художников. Очень талантливые, неиспорченные люди.

— На кого и на что вы ориентировались в то время?

— Была великолепная литература, выставки. Удалось попасть в Москву, увидеть современную живопись. Обо всех современных тенденциях мы были очень осведомлены. Тогда запрет на Пикассо, на абстракционизм прошёл, и мы всё это видели. В то время хорошие выставки доходили и сюда, до нас, до Читы. Время было очень живое. И все люди, которые занимались искусством, почувствовали прорыв.

Появилась икона. И я очень много занимался изучением иконографии, смотрел, реставрировал. Тогда это всё только начиналось. То есть у нас был и большой багаж знаний, и потенциал, и множество экспедиций, удалось даже посмотреть вместе с Окладниковым образцы древнейшего искусства. Мы видели петроглифы, потрясающие рисунки, деревянную скульптуру. Параллельно шло открытие негритянского искусства. Всё это мы впитывали, на всём учились.

А после этого я попадаю в Читу. Меня очень хорошо приняли на выставкоме, хотя это были очень серьёзные комиссии, которые ставили всех людей на место. Жаль, сейчас их нет.

— Это была комиссия специалистов, которая оценивала художников?

— Да, они приезжали от Союза художников почти каждый год. Из Москвы, с Дальнего Востока. Мы ведь были очень долго дальневосточным регионом, непонятно, зачем из него вышли. Тогда мы всех в своём регионе знали, а теперь эти связи разорваны. И вот эти комиссии отбирали работы на выставку. Делались договоры и была основа и мотивация для того, чтоб художники работали. Стать членом Союза художников было очень сложно, опять же в отличие от сегодняшнего поветрия. И здесь, в Чите, были великолепные художники, которых уже, к сожалению, нет.

— У вас было какое-то своё сообщество художников в Чите, своя группа?

— Конечно. Общение в мастерских и регулярные выставки. Первая выставка состоялась в 80-м году, и на её основе и возник Художественный музей. Многие работы, которые тогда экспонировались, составили основу фонда. И впоследствии мы сами в музее делали огромное количество выставок. Это был живой организм.

Сейчас всё сильно изменилось. Выставки, безусловно, ещё проходят. Но никаких комиссий нет. Идёт иногда электронный отбор картин на выставку, а это очень большое нарушение, потому что живопись надо смотреть «в лицо».

— Лично у вас как сейчас обстоят дела с экспонированием?

— Сейчас уже намного реже. У меня прошла персональная выставка в позапрошлом году. Можно сделать ещё одну, но это очень сложно. Мы же не музыканты и не писатели. Представляете, что такое перевезти сотню картин? Это очень сложно, но приглашение у меня есть. В салон я не продаю ничего. Да и благодаря Китаю живопись стала товаром, причём не самого лучшего качества. Настоящая картина должна быть продуманной, выношенной. Она должна родиться. Это очень длительный процесс, и неважно, в каком она будет плане, в абстрактном или реальном. Некоторые картины пишутся по несколько лет. Раньше, когда работал музей, ты знал, что можно в музей картину продать. Пусть дёшево, но в музей.

— Сейчас вы видите, знаете молодых талантливых художников в Забайкалье?

— Конечно. В вузах есть и студенты, и очень хорошие педагоги. Пока всё держится. Самое плохое, что педагогов задавили бумагами, писаниной. И они вместо того, чтобы нормально преподавать, вынуждены больше писать. А вообще, Чита была всегда интересной. Есть потенциал. Есть молодёжь. Главное, так считают многие художники, чтобы нам вернули художественный музей.

— Какие сюжеты вы считаете достойными отражения в живописи?

— Что трогает тебя, то тронет и кого-то другого. Самые простейшие сюжеты могут быть более серьёзными, чем нечто экстравагантное. Бытовые сюжеты, простые предметы. Вот этого сейчас и не хватает.

— Что бы вы пожелали молодым художникам Забайкалья, только начинающим свой путь?

— Внимательнее относиться к искусству, к его истории, и к большим, крупным художникам, и к древнему искусству. Только зная базу можно начать ориентироваться в современном.

Роман Михайлович Цымбало. Член Союза художников Российской Федерации, заслуженный деятель культуры и искусств Читинской области. Окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института, преподавал в Сретенском педагогическом училище. Живёт в Чите с 1972 года. Персональные выставки в Чите состоялись в 1986, 1996, 2001, 2006, 2011 годах. Основной жанр — композиция с преобладанием пейзажа с введением сюжетного действия. Единственный в Забайкалье реставратор иконописи и станковой живописи. Лауреат премии «Чита — Триумф», стипендиат Союза художников России.

НазадВперёд
10 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Забайкалье такое Забайкалье.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бумажками и отчетами и правда всех завалили - продвинутые конторы, не продвинутые конторы, все вынуждают своих сотрудников писать горы бумаг. В итоге за бумагами, отписками, отчетами не видно работы. Я уж думал, что у художников такой беды нет - рисуй себе и рисуй. Ан нет, и тут та же коляска.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Классные картины. Побольше таких репортажей!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Точнее художника сложно чувствовать действительность. У романа прекрасное восприятие окружающего. Но оно, увы, пыльное как само Забайкалье. и только фиолетовая агрессия на одной из работ намекает на ночную подворотню. А в остальном всё пыльно, обыденно и необустроено, хотя большинству именно такой мир близок.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, музей отжали не по детски. Зато у минкульта есть выставочные площади для белорусского трикотажа и индийских побрякушек. А это - реальный баблос, в отличии от выставок картин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ёксель, ты попал в цель! Жаль, приза не будет...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Из всех картин поняла только, что художник бублики любит. Очень уж апетитно и отчетливо (в отличие от других персонажей и предметов) сушечка на одной из картин нарисована...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодцы читару!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не понял даже смысла некоторых картин. По-моему детский лепет, в смысле рисунки.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не понимаю почему люди так любят показывать своё невежество и необразованность. Ну не поняли Вы, но зачем писать то об этом.Картины одного из лучших художников Забайкалья от вашей безграмотности хуже не стали, ведь это Вы должны понимать искусство, а не оно тянуться, к вашим потребностям и мыслительному уровню