Р!
21 ИЮНЯ 2021
20 июня 2021
Культурный слой

«Художник сегодня никому не нужен»

«В силу своего таланта могу не вставать на работу к восьми», — эта цитата Жванецкого стала первыми словами, которые я услышал, застав поздним пятничным вечером в мастерской за работой члена Союза художников России Вячеслава Скроминского. 44 года из 55 лет своей жизни Вячеслав Леонидович провёл вот так: с палитрой и кистью перед холстом.

«С самого детства хотел стать художником»

— Вячеслав Леонидович, когда вы поняли, что ваше призвание быть художником?

— В самом детстве. Родители мне рассказывали, что я ещё не достиг сознательного возраста, а уже говорил, что стану художником. Так вот где-то лет с пяти я уже задался целью и постепенно добивался её. Сомнений никогда не возникало по этому поводу.

— А самый первый шедевр когда?

— Знаешь, я рисовал как все дети в моём возрасте. Если честно, я тогда больше любил смотреть, чем рисовать. И вообще считаю, что если ты чего-то сильно хочешь, то можешь этого добиться. Например, хочешь быть художником? Работай над собой всю жизнь, и станешь им. И этого касается всего.

— Наверное, всё-таки не обошлось без специальных учебных учреждений?

— Естественно. Я сначала окончил детскую художественную школу в Чите, а потом в 14 лет один уехал в Иркутск, где в 1972 году поступил в училище искусств. Там очень сильная школа художников: славные традиции, хорошие преподаватели. Даже в Москве и Санкт-Петербурге Иркутское училище признавали одним из лучших в стране. Со всего Союза будущие художники съезжались туда.

— Помните кого-то из преподавателей, ведь столько времени прошло?

— Да, по сей день помню всех: Новикову, Смагина, Шипицына, Тетенькина. Они до сих пор действующие художники, вот только Тетенькин и Новикова, царство небесное, уже покинули этот свет.

«Послужить так и не дали»

— Сразу после училища взялись за кисть в статусе дипломированного специалиста?

— Нет, я ещё в армию сходил на два года. Вот только послужить мне так и не дали. Сперва я попал в иркутский военкомат. Как только там узнали, что я рисую, меня сразу же определили на создание ленкомнаты. Как я её закончил, так, по-видимому, стал не нужен, и меня перевели в батальон связи в Кяхту. Там я тоже не сумел скрыть свои способности. Как только брал автомат, меня командир сразу разворачивал назад в клуб рисовать. И я с автоматом в клуб — шагом марш. Конечно, не очень хотелось выделяться, но как я ни скрывался за сослуживцами, как ни старался встать в строй, меня всё равно вычисляли. Естественно, от «тумбочки» я никуда не делся, стоял как все. И в наряды ходил, а вот если какие учения, то мне запрещали в них участвовать.

— Значит, за время службы навыков рисования вы не потеряли?

— Потеряешь там. (смеётся) Сразу как с армии пришёл, переехал в Иркутск. Там потолкался год и вернулся на Родину — в Читу. Ещё год поработал в таксомоторном парке и в 1979-м ушёл в худфонд. Это организация существовала при Союзе художников СССР и занималась, в основном, оформлением школ, больниц, офисов, ну, и город готовили к праздникам. Рисовали плакаты, портреты вождей к таким большим праздникам, как Первомай. Кстати, честь нарисовать кого-то из высокопоставленных выпадала не каждому, тем не менее, я за время работы в худфонде напрактиковался вдоволь.

— Сегодня можно найти ваши работы того времени в какой-нибудь больнице или школе?

— Например, в детской поликлинике возле стомклиники ниже краевого ГАИ, в Диагностическом центре до сих пор наши картины висят. В подвале филармонии одна стена нами разрисована — ребята из Битлз там красуются.

Пора творческих подвигов

— А когда вступили в Союз художников?

— Вообще, у нас существовала определённая система. Сначала работаешь в худфонде, параллельно проводя какие-то свои выставки, и как только их набирается необходимое количество, получаешь право примкнуть к элите страны после приёма в Москве. Так я достиг желаемого — только в 1995 году. Здесь по этому поводу собралась комиссия, после чего мои документы переслали в столицу. Так я и стал полноправным членом союза. Выдали эту мастерскую, которая в аренде у союза. При СССР они были для нас вообще бесплатны, в 90-е платили сами за аренду и коммунальные услуги. Сейчас вот власти пошли навстречу и арендную плату убрали, поэтому я теперь плачу только за коммунальные услуги. Спасибо Александру Беспечанскому (руководителю управления внутренней политики администрации губернатора — авт. ), он в своё время сильно помог нам, а так бы, может быть, выбросили художников на улицу.

— Вы почти 16 лет шли к вступлению в союз. Не долго?

— Мы тогда в худфонде получали приличные деньги и особо не торопились в Союз художников. Конечно, цель была, но рисовать я мог и без членского билета. Что, собственно, и делал.

— Чем отличается жизнь художника в двух разных эпохах — в советское время и российское?

— Что здесь скажешь? Художники коммунистам нужны были. Они чувствовали, что это сила, поэтому создавали все условия для жизни, даже строили бесплатные мастерские. Коммунисты думали, а сегодня художник никому не нужен. За исключением круга заинтересованных лиц, которые любят живопись. На этом и живём.

Портрет Резника, картина для Михалёва

— Насколько мне известно, заинтересованные в живописи лица есть и среди забайкальских политиков?

— Согласен. От них мне также поступают заказы. В частности, совсем недавно моя картина из рук мэра Чита Анатолия Михалёва была передана секретарю маньчжурского горкома компартии Китая.

— Вы же писали портрет ректора ЗабГУ Юрия Резника?

— И его предшественников тоже. Мне говорили знакомые, при жизни Юрий Николаевич отказывался, как и любой другой умный человек, от увековечивания себя в портрете, это прерогатива амбициозных людей. После смерти Резника ко мне обратились с предложением нарисовать всех ректоров. Эту серию портретов я выполнил довольно быстро, несмотря на то, что работал с фотографий.

— А можете за время своей работы отметить какие-то наиболее важные картины?

— Андрей, это сделать очень сложно. У меня их тысячами было, и выделить какую-то одну-две не могу. Что-то было более удачно, что-то менее. Какую-то картину рисую за несколько часов, а какую-то несколько лет. Вот эту работу (показывает на картину с пейзажем) начал я лет пять назад. Сейчас вот достал и решил ещё что-то добавить. Вообще временных рамок работы нет, как я чувствую, что всё готово, так и заканчиваю.

На самом деле больше запоминаются выставки, нежели конкретные картины. К примеру, из последних серьёзных — участие в выставке при полпреде президента в Сибирском федеральном округе Леониде Драчевском, которая приравнивается по статусу к Кремлёвской. Где-то у меня буклетик с той выставки был (начинает искать на полке с книгами). А вот буклет с выставки в Москве, где, помимо меня, ещё четыре художника выставлялись (показывает подвернувшийся под руку буклет).

«Хочу, чтоб в Чите было больше талантов»

— Как вы считаете, есть в Забайкалье молодые талантливые художники?

— Конечно. Есть ребята по 25-26 лет, которые уже в союз вступили. Выделять конкретных ребят не буду, потому что не всех сейчас вспомню. Хорошо, что есть у нас учебные заведения, в которых можно расти. Это и училище культуры, и кафедра дизайна и живописи при ЗабГГПУ.

— Вы не преподаёте там?

— Нет, я не хочу. Это не моё. Я пытался преподавать в училище, но времени жалко. Кроме того, не хочется заставлять кого-то учиться искусству живописи. Если бы кто-то способный ко мне пришёл или хотя бы с желанием, то я, конечно, бы помог, подсказал.

— А приходят?

— Случается, но крайне редко. А таких, которые приходили твёрдо и упорно просили их чему-нибудь научить, нет. Разумеется, это плохо, хотелось бы, чтобы талантов было побольше. Художники, да и не только, учатся только друг у дружки, а когда ты варишься в собственном соку, то ничего хорошего из этого не получится. Как всё того же Жванецкого спросили — как вам там на вершине славы, а он: «Ну, как баран себя ощущает, когда один поднимется на гору?». Нужно всегда куда-то идти, к чему-то стремиться.

— Часто Жванецкого цитируете. Нравится его творчество?

— А чего? Он — молодец, у него хорошие цитаты, шикарные экспромты.

«Дорогие» покупатели

— Если не секрет, можете сказать, сколько стоят ваши работы?

— По-разному. В Китае мои работы стоят по 250-300 тысяч рублей, в Чите — 50-70 тысяч. В России произведения искусства реально оценивают, пожалуй, только в европейской части — в Москве, в Питере. В Забайкалье максимум, что можно выручить за работу, это 100 тысяч рублей.

— А кто покупает?

— В основном, это богатые люди, у которых бизнес, прииски, ещё что-нибудь, причём, собственные портреты почти не просят рисовать, в основном, пейзажи, родственников, семейные портреты. Чаще всего сходимся на том, что я предложу.

— А вам что больше нравится рисовать: природу или людей?

— И пейзажи, и портреты одинаково нравятся. Благо, интересных людей и мест для работы достаточно. У нас в Чите везде красиво. Нравится мне выезжать работать в берёзовую рощу на Молоковке, в районе Арахлея, Читинки, Никишихи. В общем, везде был, везде хорошо. Я бы многое мог показать, но у меня работы в Китае и Иркутске выставляются сейчас на выставках в галереях.

— Судя по тому, как ваши работы ценятся в Китае, вы часто туда выезжаете?

— Да не сказать. Бываю, конечно, иногда. Вот в прошлом году ездил в Хайлар в составе команды Читы на конкурс ледяных скульптур. Заняли там второе место после хозяев. Скульптуре я научился, ещё когда в фонде художников состоял. Мы тогда каждую зиму площадь Ленина обставляли работами из льда.

— Столь специфическая профессия влияет на личную жизнь?

— Как без этого? Я очень много времени провожу здесь — в мастерской. Это мой второй дом. Так вот каждый день из дома выхожу на работу, а прихожу домой. Читаю, музыку слушаю, работаю, когда чувствую, что есть желание. Да, и я не считаю, что художник — это профессия, это, скорее, образ жизни.

НазадВперёд
20 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень красиво нарисованы улицы Читы...мне понравилось...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Тоже очень понравились улицы и пейзажи.. И студия)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ну кто же оценит мастера в Чите даже за 70т.р? страшно далеко это от народа. это уже не творчество а бизнес. художник должен быть голодным и босым. а пишет красиво и мужик хороший.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Художники всегда хорошо зарабатывали. А голодными и босыми они были для народа - имидж.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ван Гог - тому свидетельство ))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

это уже штампы художественные расчет на делитантов рабыты на 2 часа а ценник ого!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот интересно, много ли из нас - таких умных и самодостаточных решится жить за счет того, что сделал своими руками? Решится и сможет при этом. Ведь живопись это не только вдохновение и полет фантазии, это прежде всего ремесло. А вот он может. С Уважением и пожеланиями успехов Вам, Вячеслав Леонидович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слава, рад, что Чита.ру сделало материал о тебе. Край должен знать и гордиться своими Мастерами, к числу которых, безусловно относишься и ты. У нас есть целая плеяда замечательных художников, работы которых высоко ценятся на различных выставках. Нужно обязательно популяризировать их творчество и давать возможность людям ближе познакомиться с их работами. Неиссякаемого тебе творчества, оптимизма и успехов во всех начинаниях!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

«Художник сегодня никому не нужен» - скромно молвил Скроминский и дорисовал 100500-й пейзаж для китайских товарищей. За 300 тыщ рублей...

Удачи, Славка!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На сколько мне известно, за 300 тыщ., это у них (в Китае) выставляют на продажу.., а художнику перепадает максимум 50 тыщ. руб.!!!! А сколько стоят краски, холсты, багеты... А Славка (как ВЫ "Даждьбог" выразились) добрый и щедрый бессребреник..! Испытано на себе, уж поверьте..! Художника обидеть может каждый...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

согласен! доброй души человек! жизнерадостный и позитивный.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И тебя он проверил,Славка такой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почитал комментарии некоторых.

Хочется сказать, что так писать, нужно годы и годы практики и таланта. так что, я согласен с тем, что работы ценятся и даже за 300.000 рублей.

Искусство бесценно.

А вот фото уважаемой Катерины - не очень порадовали, явно замылено.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Андрюха, классный у тебя фотограф!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Красиво! понравились городские пейзажи и абстрактно-этническая тема.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

лично знакома со славой и его творчеством и могу сказать, что он гениальнейший человек и художник!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слава - самый открытый, интересный, абсолютно бескорыстный, лёгкий в общении, позитивный, влюблённый в своё дело, природу, людей, книги, во весь мир человек! Словом, он настоящий художник, настоящий друг, отец, брат! Он настоящий во всём. У него удивительная для нашего времени шкала ценностей, в основе которой - любовь и доброта!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да-да-да, так и есть! Полностью поддерживаю

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вячеслав Скроминский - один из лучших художников Забайкаалья. Его изысканная манера живописи удивляет и впечатляет. Талант в сочетании с умом, интеллигентностью и юмором - редкое сочетание. Спасибо вам за творчество!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слава твои работы прекрасны, полны жизни, дыхания, свободы, дерзай и радуй

нас

ОБСУЖДАЕМОЕ