ПочтаВыйтиРеклама на порталеИркутскАгинское

Чита.Ру — Информационный портал Читы и Забайкальского края

 

«ЧЕЛОВЕК ТРУДА»

 

«Человек труда»: Ни одного опоздания за 42 года

Человек и обществоЧита

Голос старшего контроля мастера 88-го центрального автомобильного ремонтного завода Александра Семёновича Романова, сильный, густой, не тонет в заводском гуле. Бархатным баритоном он на диктофонной плёнке рассказывает, как мальчишкой бежал на завод к своему дядьке, хотя отец работал на железной дороге – «но тут техника, всё». Как летом пропадал в первом цеху, а за работу получал новые удочки для семейной рыбалки, велосипед. Приученные к труду руки.

1 декабря пойдёт 43-й год на заводе. С тех пор, как в 1970-м Александр Семёнович пришёл сюда слесарем сборочного цеха. Более 40 лет Романов по привычке приходит на работу к 7.30 – без опозданий. И ни одного прогула. Помнит, как расписание перестраивалось, бывало, и с 9.00 до 18.00 работали, а теперь с 8.00 до 17.00: «Домой приходишь засветло. Там по хозяйству надо ещё поделать. Огород 12 соток, курочек держу».

— Ну, пришёл слесарем в 70-м году. Выпускали тогда, да вы и не знаете уже, наверное, ГАЗ-51, ЗиЛ-150, ЗиЛ-151, ЗиЛ-157, начали постепенно осваивать Уралы. Потом КАМАЗы, которые до настоящего времени собираем. Тогда в месяц выходило 75 машин, и ещё были товарные агрегаты для войсковых частей — порядка 150 в месяц. Было тогда и две производственные линии, как мы считали, солдатская и гражданская. Соревновались друг с другом, конечно. А потом по работе – производственным мастером был, старшим производственным мастером. Ещё же раньше все начальники цехов, начальники отделов были военные, и вот как-то одного офицера не оказалось, назначили начальником первого цеха меня. Два месяца я принимал, руководил им, а потом опять через 3 месяца пришёл военный, и я сдал полномочия. Но к тому времени я уже много прошёл. Последние где-то 27 лет я был на приёмке автомобилей. Что это – вот пригоняют машины, я их осматривал, описывал, составлял приёмо-сдаточные акты.

Мы проходим в цех, где Александр Семёнович объясняет нам технологический процесс. Сюда с пятого цеха поступают двигатели, разбираются, проходят мойку, дефектовку. Отреставрированные запчасти вновь поступают на линию сборки – сцепления, компрессоры, головки, коленвалы. Ни один двигатель не поступает обезличенным, детали не перемешиваются, а маркируются, чтобы снова вернуться в исходный агрегат. За этим следит Александр Семёнович, записывая в журнал мелким убористым почерком номера шасси, размеры валов и прочие характеристики.

По окончанию испытания он выписывает паспорт качества, где указаны параметры работы двигателя. На двигатели ставят термопломбу. Нужна она для контроля за правильностью эксплуатации. Бывает, приезжают клиенты – двигатель, мол, заклинил. А термопломба рассчитана на 104 градуса. И если она выплавилась, значит, неправильно эксплуатировали, перегрели.

Пока рабочее место Александра Семёновича находится прямо в цехе – наверху оборудована конторка, куда ведёт железная лесенка. На гладких ступеньках вместо зазубрин – сваркой выбиты фамилии заводчан. На столе царит идеальный порядок. Но место временное:

— В самом разгаре реконструкция. Проводится ремонт помещений, раздевалок, появились душевые, — водит нас по обновлённому заводу Романов. – Раньше была котельная здесь и баня. По субботам, воскресеньям работники ходили с семьями мыться. Нынче – душ. Оборудованы кухонки. Открываются кабинеты, тоже скоро переезжать. А в 90-е, у нас вообще было ужас, как мы выжили… Но это спасибо руководству, что не опустились руки, начали принимать заказы от гражданских, а потом пошли «Гураны». Сделали сборку. Андрей Геннадьевич Яковлев, я помню, мальчишкой пришёл в пятый цех. Потом – начальник цеха, производства, теперь вот генеральный директор. Благодаря ему живём – шевелится, беспокоится об нас.

В здании управления завода стенды с фотографиями «как было и как стало». Новые станки в цехах, новое оборудование. Выпуск грузовиков «Гуран» различных модификаций – вплоть до самосвалов, ремонт техники крупных предприятий края и частных лиц, обслуживание заказов министерства обороны. Например, сервисное обслуживание техники на утилизации боеприпасов – Степь, Цугол, 71-й разъезд. Александр Семёнович в этом году дважды бывал в командировках по 18 дней начальником бригады.

Вспоминает, как ездил по стране, был на курсах повышения квалификации – 20 дней в Киеве в 80-м году. Он тогда шёл на контрольного мастера. А вообще-то начинал после 8 класса учиться на токаря в ГПТУ №1 – железнодорожном училище на Чите-I. Но не закончил, потому что в 1968-м году призвали в армию. Служить довелось в Монголии, военная специальность по окончанию – старший фельдъегерь. Романов при почте секретную документацию возил, давал расписку на 30-летнее неразглашение военной тайны. Отслужил и пришёл в ЦАРЗ. И семь лет спустя получил диплом механика. Тогда же пошёл на повышение.

— Со мной вот начинали сборщик Владимир Жерлов, он 38 лет на заводе, Валя Комиссарова, нормировщик, скоро 41 год она здесь. По турпутёвкам объездил весь Союз – Омск, Смоленск, Вильнюс, Рига, Псков, Новгород, Москва, Ленинград, Хабаровск, Владивосток. С ребятишками уже на Арей. Только на юге не был, как-то не приходилось. Да и на испытаниях машин ездили по 500 километров всегда.

— А с супругой на заводе познакомились?

— С супругой я со своей ещё в школе с третьего класса учился, в ноябре был 41 год совместной жизни… Вы не курите? Ну, тогда и я не буду.

Александр Семёнович стал лауреатом премии Забайкальского края, ему были дарованы часы от губернатора. У ворот завода – историческая «полуторка» 1938 года выпуска, ровесница завода. Александр Семёнович – её штатный водитель. Тоже своеобразный живой символ 88 ЦАРЗ. На дни города, на военные парады ставят аккумулятор и заводят. На стенде фотография – Александр Семёнович за рулём на 60-летие Победы.


человек труда

«Человек труда»

«Человек труда»: Долгожитель с машзавода   Слесарь и специалист по ремонту станков Виктор Спирин 15-летним мальчуганом пришёл на машзавод в 1964 году и, не считая 3 лет, работает там по сей день. Таких долгожителей там всего три.

«Человек труда»

«Человек труда»: Кедра, кручёная доска и манок   С кедрой Михаил не расстаётся вот уже 11 лет. Покупатели есть отовсюду — чикойские, читинские, с Бурятии, Иркутской области, с Китая. Кому-то бочонок нужен под засолку капусты, кому под масло, а кому и купель под модную таёжную сауну.

«Человек труда»

«Человек труда»: Последний могиканин   В пожаре горят семена, по разнотравью не идёт обновление. Хуже корма становятся. Это как старики изнашиваются, а если нет детей, то падает население. На одних корнях — и то обожжённых, трава родиться не будет: корневая система истощена, семена пожгло. Так и завянет всё. От пожаров надо землю беречь.

  • Самое читаемое за сутки

  • Самое комментируемое за сутки

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Спасибо, Александр Семёнович!

Большое почтение этому человеку! Про таких людей надо больше писать. Чтобы было на кого равняться молодежи.

Вне всякого сомнения такие люди как Александр Семенович являются достойными людьми нашего города, страны. Таких уже и не сыскать. Закалка железная, советских времен. Почаще нужно такую информацию доводить до молодого поколения, чтобы учились жизни. Елене Романовой спасибо за подготовленный материал об Александре Семеновиче.

Сейчас, когда Чита город, живущий на торговле, надо не забывать, что Чита в прошлом все-таки город труда и сейчас для его будущего надо возвращать и культивировать это понятие. Присоединяюсь к словам почтения и выражения уважения Александру Семеновичу и его коллегам! И побольше таких материалов, на самом деле. Понятно, что сдвинуть ситуацию реально "ахово трудно", но примеры для молодежи нужны.

почетный гражданин города

вот если бы так все подходили к своей профессии и работе ,был бы порядок везде,огромное почтение таким людям!

Что говорить, человек труда раньше ценился и мог позволить (естественно позволяла заработная плата) "объездить весь союз". Теперь для человека труда власть поставила другое условие - чтобы только работал и не позволял лишнего "разъезжать" по единой россии.

человек герой а завод отстой!постоянно текучка!не платят за быдло за рабов людей там считают.там тока и прорываються как люди толкуют что тырят запчасти а иначе никак.ваш герой паде тоже не лыком шитый))))сварщик получает там как уборщица в среднем!не хило да!при ссср там может и было благодатно пионеры все дела а щас там тока пахать за спасибо и условий 0!понапишите тоже идеальная чистота на столе!ну ваща насмешили.

Александр Семёнович! Что же Вы прославляли Яковлева в 2012 году, а в 2015году вдруг прозрели и обратились с заявлением в суд с жалобой на администрацию 88ЦАРЗа по поводу не выплаты надбавки к зарплате за выслугу лет с 2010года.

Добавлять отзывы к данному тексту могут только зарегистрированные пользователи.

 
 
 
 
Закрыть

Вы успешно подписаны на уведомления!

Кому-то интересны все важные новости, мы их присылаем чаще, а можно переключиться на редкое получениеуведомлений, и мы обещаем присылать только очень и очень важные новости в таком случае.
Изменить вид подписки можно в любой момент.

Получать уведомления: