Р!
30 ИЮЛЯ 2021
29 июля 2021

«Родом из Забайкалья»: Я, свободный художник, всегда могу вернуться

Искусствоведы и критики отмечают обилие света в картинах Бато Дугаржапова. А по другому, кажется, и быть не могло. Впитав родное солнце в Дульдурге, он дарит его с помощью красок всему миру. Таким образом частички Забайкалья попали в музеи и частные коллекции всего мира и даже в надалтарный купол храма Христа Спасителя.

Художник рассказал «Чита.Ру» о прелести масляных красок, жуткости мастер-классов, тошнотворности современного искусства и том, как вообще живётся одному из известнейших импрессионистов России.

— По каким причинам ваша семья перебралась в Москву? Есть ли у вас какие-то детские воспоминания о родине?

— До переезда в Москву кто-то пустил сплетню о том, что я с семьёй перебрался в столицу, хотя об этом и не помышляли. Жили не тужили, ячейка общества как-то вставала на неокрепшие ноги, летела первая десятка новой России. Родителей моих, Дугара Базаровича и Долгоржаб Доржиевну, судьба кидала в разные концы по всей Читинской области. Сёла, города, деревни становились второй родиной, к обжитым местам сердце прикипало. Толчком к переезду явилась роспись в построенном храме Христа Спасителя. Я обрадовался приглашению моих друзей-сокурсников и в результате мы с супругой Аюной и сыном Баясхаланом, не раздумывая, двинулись в это путешествие без надежд. Вот уже 14-й год возвращаемся. Похлеще гастарбайтеров, не выковыряешь.

Детских воспоминаний о Забайкалье — сонм. Никакие места на планете не сравнятся с ним. Тогда светило советское солнце, настоящее с реальным дождиком. Бочки кваса, пух тополиный и ночная Чита в огнях, Новый год, потрясающие зимы,утопающий в дымке город. Лучше не спрашивать, ностальгия топит сердце.

— Остались ли в Забайкалье ваши родственники, бываете ли вы у них?

— Конечно, сейчас же не война. С моей и со стороны супруги. Раз в два года приезжаем обязательно. Чаще детей отправляем к бабушке и дедушке.

— У вас есть несколько пейзажей из Читы. Нравится ли вам писать город? Не планируете ли приехать в Забайкалье на большой пленэр?

— Если завязаться с историей, город начинает притягивать, открываются неожиданные ракурсы и виды. Сейчас Чита превращается в пряничный городок, что не имеет к живописи никакого отношения. Живопись является духовной составляющей и если рассуждать с этой позиции, то всё становится более явным и понятным. На пленэр приеду с удовольствием,еще одна соломинка для возвращения, чтобы потоптать родную землю.

— А есть ли у вас произведения на тему бурятского национального быта?

— В школе баловался этими темами, а сейчас затишье. Пока ситуация похожа на снаряд, заряженный в ствол. Ищу тему детонации, но видимо, придётся искусственно нажимать на курок. Спрос даёт знать — допустим, приближающаяся групповая выставка в Монголии.

— Как вы вообще поняли, что хотите рисовать и учиться в художественной школе?

— Вот тебе карандаш и краски, иди в строй. Случилось в одиннадцать лет, когда и помыслить было некогда о том, кем хочу стать. Сказали, понравилось, не сожалею. Избежал ломки выбора, хотя спецшколы — кузницы, где радостно и грустно от сломанных судеб. Ну а если ты выстоял — честь и хвала. Когда я увидел выдавленные масляные краски, потрясению не было конца от самого вида, запаха, промасленных этикеток, мягкого свинца туб. Ты же не думаешь — ну, теперь я стану художником, или типа — я поверил в Бога и теперь я его должен любить. В этот момент в тебя вливается новое неизъяснимое счастье,что с этим столкнулся, счастье безраздельное и без рассуждений!

— Хранятся ли у вас детские рисунки?

— Работ пять или 20 у меня и родственников в виде портретов, зарисовок. Детский лепет. Целые кипы, рисованные и писанные до 18 лет, просто сжёг из-за элементарного отсутствия места хранения, с этого момента я не оглядываюсь и дую куда глаза глядят. Появилась некая решимость в свершении чего-либо.

— Ваше обучение в институте пришлось на время развала СССР — чувствовали ли вы, как художник, перемену времён? А не как художник?

— К этому времени отменили закон о профессиональных союзах, соответственно упразднили трудовые книжки и пенсии. Мы своеобразно вылетели в космос и вакуум, где оставалось только таращить друг на друга глаза и беззвучно шевелить губами. На это время высшее образование оказалось никому не нужным. Ещё до перестройки, в 87-м году начала скручиваться спираль коммерциализации, убивая художников своими матрёшками и весёлыми картинками. Даже в смутные времена я продолжал рисовать и в другие профессии не уходил, поэтому у меня ответ на второй вопрос отсутствует.

— Где, по вашему мнению, художнику лучше жить? В СССР, современной России или в Европе?

— Нигде. Лучше — только придворным живописцам, таким как Веласкес, который пахал и бился с завистниками. Административный художественный корпус всех времён вообще не рассматривается. Легко жилось тем кто не запятнал искусство мздоимством, тщеславием. Например, аскеты, нищие, монахи.

— На своей странице в Facebook вы часто даёте мастер-классы? Из каких соображений вы это делаете? Много ли времени отнимает такая работа?

— Это всего лишь переписка по запросам, ну а мастер- класс — это что-то жуткое и непонятное — на тебя утыкаются 40 пар глаз, а ты собраться не можешь и гонишь реальную лажу, сдабривая комментариями по ходу. Фраза мероприятия очень высока и требует такого же уровня. Тайные мастера не отдадут секретов, а проходимцы на этом ловятся. Чем моложе мастер, тем абсурднее ситуация. Ну а если за это и деньги платят, то позор несмываем. Художник при жизни не стесняется себя назвать мастером. Льстить себе — хуже некуда.

— Как можно понять из некоторых интервью, вы не соглашаетесь с тем, что вас называют импрессионистом. Так кто же вы на самом деле?

— Эти полочки и ниши появились как вынужденная мера в наведении порядка в области искусства, а если полочку сдвинуть на пять сантиметров выше и вложить книгу горизонтально, то вновь наступает анархия. Большие книги и вовсе не находят себе места, одной полки мало, а двух — много. Унификация со своим удобством не может дать ответ субъективному фактору. Кто я — не моя забота, начну думать — остановлюсь. Любое начало всегда прекрасно своей свежестью и новизной, а законченность стиля ведет к омертвлению этой ветки. Поэтому логично неполное погружение во что бы ни было. Соответственно, во мне развито сильное чувство эклектики, что не есть хорошо.

— Характерная особенность многих ваших работ, как мне кажется, это спокойствие и свет. Значит ли это, что вы таким образом выражаете себя? Можно ли в связи с этим называть вас спокойным человеком?

— Скорее, не спокойствие, а камерный взгляд (имею в виду не из тюремной камеры). По сравнению с оркестром камерный квартет уже не может сыграть «Прощание славянки». Таким образом, проведя аналогию, мы узнаем причину возникновения такого спокойствия, просто не хватает зарплаты остальным музыкантам — барабанщика с дирижером отправили в отпуск в первую очередь. А свет — работа такая, столько приходится работать, молоко пора за вредность выдавать… Себя сложно выразить, происходит это автоматически, любого художника можно расшифровать по его живописи. Если так видите, то, значит, такой я и есть.

— Есть мнение, что «художник должен быть голодным». Согласны ли вы с этим утверждением?

— Множество шедевров мира были созданы из-за нужды. Особенно эффективна первая половина дня без завтрака, если грамотно применить такую практику.

— Не жалко ли вам продавать или дарить свои картины?

— И то, и это было, приходилось заедать эти потери созданием новых коллекций. Они должны быть написаны гораздо круче и мощнее, тогда от сожалений и следа не остаётся!

— Многим непонятно, каким образом формируется цена на картины. Как это происходит в вашем случае?

— Так как живопись имеет духовный статус, соответственно, она бесценна как и душа человека, ценность которой никто не оспаривает. Поэтому стоимость может быть любой. Кто-то сказал, что вещь стоит столько, за сколько она продана. И в зависимости от продаж у вас выстраивается диаграмма «кривая роста» — если нет мужества, то она прямая, а по делу она должна расти неуклонно, что говорит о росте творчества и бурной деятельности «подозреваемого». В моём случае для толчка в росте цен хорошо сработали русские аукционы в Париже, так как в Европе всё, что продаётся, тупо вносится в реестр продаж всех картин во всём мире и в конце года выпускается толстенный том для всего земного шарика «код Майера». Во Франции существуют два кода — Гидаргюста и Акуна. А в России рынок продаж серый и не прозрачный, что существенно подрывает движение русского искусства к мировым высотам ценообразования.

Думаю,что не так далёк этот день,когда все продажи будут стекаться в единый центр и художники не будут трястись в страхе от прихода налоговиков. И появится в России «код Вани»! И вопросы такие исчезнут.

— Считаете ли вы, что коммерциализация не даст искусству ничего хорошего?

— Дело не в том, хорошо или плохо, просто профессия художника перейдёт в статус хобби. Европа сломалась сразу, а в России быть художником ещё считают профессией. Об этом прекрасно выразился наш современник художник Евгений Лушпин: «Однажды со мной произошло несчастье, рука перестала слушаться и начал искать другие профессии, ушло два года, к концу которых я понял, что я ничего не умею, только рисовать. Вернулся и восстановился по здоровью».

— В музыке есть понятие «попса», а применимо ли оно по вашему к изобразительному искусству?

— Всё, что популярно, рано или поздно уйдёт в тень попсы, крыло которой будет надёжно укрывать от вечности и классики. В искусстве это определение близко к слову «салон», рангом ниже идет «кич», потом «вкус толпы», страшнее и беспощаднее которой ничего нет. Выше «салона» стоит «творчество» безымянное и голодное, являющееся выстрелом в будущее.

— Как вы относитесь к современным провокационным выставкам, которые зачастую заканчиваются скандалами? Должна ли быть грань дозволенного в искусстве?

— Вызывает реальную тошноту и смущение. Почему и называется «тошниловкой». Если вас постигнет это реальное состояние кишок, то знайте — перед вами объект современного искусства и раскрутить его в мире не составит труда. Спрашивая про грань, вы, наверное, имеете в виду совесть. Так её уже нет в современных перформансах. Мир на глазах скатывается в бездну. Сейчас актуальна подмена понятий, определений различных направлений в искусстве. Множество декорационных экспериментов в театре кочуют на выставочные площадки и это всё пытаются назвать изобразительным искусством. Если объяснять короче, то трёхмерные композиции за исключением скульптуры, выдавливают двухмерные — холст и бумагу. А простому люду дуют про современное искусство вместо того чтобы загонять народ в театры.

— Религиозный ли вы человек? Когда вы работали над росписью Храма Христа Спасителя, испытывали какие-то особые чувства?

— С 91-го года в крещении Кириак (отшельник). Вот только сейчас испытываю, что в то время присутствовал на грандиозном проекте. Явился свидетелем и очевидцем и горжусь этим. Тогда там трудилось около 300 художников. В центральном куполе высота лика Серафима два метра, а размах крыльев — 16 метров. Писали на космических титановых лесах, стоимость которых обошлась в 1 миллион долларов. А вообще с каждым объектом растут паруса-крылья.

«Википедия» называет вас одним из самых известных импрессионистов России. Как вам живётся с таким титулом? Что такое вообще — быть известным художником?

— Конечно, звучит громко и нескромно, надо утихомирить самозванца… Мы ещё рекламу не пустили в полную мощь. А так нормально, никто не знает, хожу свободным и счастливым. Меня это не пугает, так как меня можно перепутать с любым тарелкообразным человеком, будь это киргиз или гражданин Китайской Народной Республики. Иголка в сене. Тем более, на одно лицо и все художники!

— Я мог вспомнить и найти сообщения только об одной вашей выставке в Забайкалье — в посёлке Агинское. Наверное, это не значит, что она была единственной? Насколько вообще сложно организовывать выставки в провинции?

— В 1998 году проводили в Чите персональную выставку. Обещал через два года провести заново, но время унесло и вернулся через 14 лет со сквозной лёгкой выставкой без артиллерии.

Организовывать выставки в провинции несложно, записываешься на следующий год и ждёшь. Иногда срабатывает сарафанное радио, разносится слух и галереи и музеи близстоящих городов начинают предлагать свои экспозиционные площадки!

— Пожелайте что-нибудь забайкальцам?

— Сделайте так, чтобы никто не уезжал. Я, как свободный художник, всегда могу вернуться, а другие — никогда.

НазадВперёд
31 отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот это талантище!!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На удивление приятный материал, никакого ненужного пафоса, живые незашоренные ответы, самоирония и прочие вещи, которых так многим сейчас не хватает... Картины довелось видеть в Агинском, человек действительно талантлив.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вот это ЧЕЛОВЕЧИЩЕ! какие картины...какие слова...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за светлую пятиминутку чтения. Бато, тот человек, которым забайкальцам можно и нужно гордиться. Спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

шикарно!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Совершенно круто. Спасибо и автору, и художнику

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за такое прекрасное интервью! Как будто сам в живую пообщался! И мысли Бато и текс автора, очень приятно, разгрузка и свежая без пафоса информация для мозга! Так легко подано, спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

понравилось. свободный человек с юмором и действительно художник.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

отличные вопросы и отличные ответы хороший художник Бато Дугаржапов!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

самое приятное интервью из всех,что читала в этой рубрике!

спасибо,бато!подзарядилась добротой)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ЛИЧНОСТЬ несомненно! Мне кажется самая выдающаяся и интересная из всех в данной рубрики (постоянно читаю данный раздел). Я даже и не слышала про такого художника. Хотелось бы теперь сходить на выставку его картин. Мое восхищение!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сколько таких голодных творцов стреляющих в будущее бродят по просторам России и мира. Через столетия ваш выстрел достигнет цели.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это самое классное интервью из всех, которое я читал на Читару . Ну а Бато, это ТАЛАНТИЩЕ!!! Спасибо ему и автору!!! Просто положительный заряд!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Классный дядька! приятно было почитать...спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лично меня,как дилетанта в вопросах живописи,поразило то,что толстые мазки маслом сначала показались грубыми,но через мгновение видишь,что цвета собираются в образы и предметы,появляется изящность и картина проявляется во всей красе,как живая,это удивительно!Картины начинаешь не только видеть,но и чувствовать.Несомненный талант!Обязательно посетил бы выставку этого крайне интересного художника.Такое чувство что за одно мгновение я научился,как нужно правильно смотреть на картину,как чувствовать ее и понимать!!!Спасибо тебе за это Бато!И спасибо автору за живописную статью,без вас и не узнал бы что есть такой художник,продолжайте нас радовать и дальше!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо, Егор, за интересное интервью!

А последний абзац с пожеланием наверное должен звучать: Сделайте так чтобы уезжая возвращались. Или: чтобы хотелось жить в Забайкалье! Хотя художники возможно мыслят и говорят по другому чем мы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересный человек, потрясающие работы. Была на выставке в 2012 г. в Чите, заинтересовалась: посмотрела в Интернете-восхитительно, воздушно-блистательно, краски, свет.... Хочется смотреть, смотреть... Завидую тем, кто общается с МАСТЕРОМ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень позитивный, довольно свободный человек. Завидую по доброму. А где о нем можно посмотреть, скажите кто знает.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Восхищен! Талант, остроумие и самоирония подкупают беззаветно!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Впечатлило! Поток свежести и уму и сердцу! Спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень хороший материал, действительно достойный герой. Понятно, что таких ярких личностей как Бато не так много... Егору - респект! Художнику - восхищение!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за интервью! Порадовали! Жаль, что не видела картин нашего знаменитого земляка "вживую", но даже в интернете очень понравились. Будем ждать выставок в Чите. Как всё-таки богато наше Забайкалье на таланты! Побольше бы таких позитивных материалов, глядишь и не так обидно будет за наш край.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мастер!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

браво, мастер!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Три года назад, будучи в Москве, имела счастье получить в подарок альбом, изданный галереей Salon Russe. Салон этот имел частный характер и располагался на Садово-Каретной в квартире арт-директора Сергея Демченко. Не знаю, жив ли этот салон сейчас, но намерения его создателей были самыми благими. Там представляли современных перспективных и интересных (оригинальных) художников. Среди 20 имён, представленных в очень качественно изданном альбоме мне особенно приятно было встретить имя нашего земляка Бато Дугаржапова. В альбоме показано 5 замечательных работ этого художника: "Перекат", 2001г.; "Живые тени",2009; "Последний снег", 2009;, "Светлое настроение", 2009 и "Кентавр", 2009. Все картины - супер! У Бато действительно в манере письма преобладает импрессио. Особое спасибо хочется сказать Егору Захарову за достоверно переданные мысли Бато, его речевые обороты, характерные словечки. Желаю сайту побольше таких публикаций!