Р!
16 АПРЕЛЯ 2021
Культурный слой

Русский инструментальный ансамбль им. Будашкина

Названный именем одного из главных народников страны, играющий на традиционных инструментах, ансамбль имени Будашкина и был, и остаётся коллективом современным. Шесть высокопрофессиональных музыкантов не довольствуются тем, что в своей технике достигли недосягаемых высот и могут сыграть произведение любого уровня сложности. Они ищут в музыке отражение современности и остаются одной из визитных карточек нашего края в музыке. Художественный руководитель Сергей Колядин рассказывает о том, чем живёт ансамбль сегодня и к чему стремится в будущем.

Дж.Раттер — Прелюдия — Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина

– Расскажите немного о человеке, чьё имя носит ваш ансамбль.

– Это талантливый человек, родившийся в начале прошлого века в Калужской губернии. Когда в 30-х годах было великое переселение, его семья приехала в Читу — юность и детство Будашкина проходили здесь. Он учился в школе фабрично-заводского ученичества, а потом начал слесарить в ПВРЗ, паровозовагоноремонтном заводе. В ту эпоху повсеместно создавались кружки и коллективы, которые были нужны стране, новые, с людьми из народа с балалайками, домрами. Вот в таком самодеятельном ансамбле при депо Николай Павлович и участвовал. Когда ему исполнилось 18 лет, его, как одарённую личность, отправили учиться в Москву. И после этого он больше сюда не возвращался.

Учился как композитор и написал очень много музыки к кинофильмам тех времён. Совместно с Хренниковым он написал музыку к фильму «Кубанские казаки», затем были «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко», «Аленький цветочек». Его произведения всегда озвучивал оркестр имени Осипова, сам Николай Павлович много преподавал. Это был оригинальный, самобытный человек, который любил и умел хохмить. Родиной он считал всё-таки Калугу — его музыка соответствует именно тем местам. Через несколько дней после его смерти в 1988 году ансамбль был в Москве, и когда Александр Викторович Миронов разговаривал с супругой Будашкина, было принято решение увековечить его имя. По приезду ансамбля сюда решением горисполкома ему было присвоено имя Будашкина.

– А до этого как ансамбль назывался?

– Просто ансамбль русских народных инструментов. В самом начале пытались дать ему название «Родные просторы» (смеётся). Но, конечно, не прижилось. И имя Будашкина – это дань тому времени. Его музыка ассоциируется с 50–60-ми годами. Несомненно, композиционно произведения решены очень здорово, гармонически богато и интересно. Но стилистика написания (напевает что-то очень залихватское) – это ушедшая эпоха.

– Помимо того, что у вас есть имя этого композитора, есть ли в репертуаре его произведения?

– Да, конечно. Мы делали из его произведений концерт, полноценную программу. Но сейчас это что-то вроде реликта.

– Хорошо, тогда что хочется играть сейчас? Какие творческие цели ставите перед собой сегодня?

– Сейчас, если взять для примера ансамбль «Забайкалье», то там такое смешение жанров. Это может быть фольклор, сделанный в гармонии кантри, а ритм, например, кельтский. Такое дикое смешение жанров сейчас хорошо слушается и воспринимается. Главное, смешивать не ради смешивания, а чтоб была мысль. Вот это нравится. А основная цель – играть свою музыку. Писать самим. Мы в коллективе много спорим, но моё мнение такое – музыку Мусоргского можно найти в интернете в самом великолепном варианте. А ансамбль интересен музыкой, которую, кроме него, больше никто не играет. Мы играем того же Мусоргского. Но, в первую очередь, для того, чтобы поддерживать высокую планку профессионализма. Потому что музыка Чайковского, Мендельсона, Вивальди требует от музыканта очень тщательной работы над звуком и заставляет мыслить. Вот такую музыку на больших концертах мы играем, в том числе и для себя, чтобы показывать технический уровень ансамбля. А придумать что-то сверх возможностей наших инструментов… Может быть, нужно привлекать электронику.

С.Лукин — Вариации на тему Паганини — Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина

– А хотелось бы?

– Да. Но если поставить какую-нибудь специальную программу, набрать навороченной аппаратуры – это же не значит, что сразу что-то стоящее получится. Во-первых – нужно время. Во-вторых – цель. Нужно уметь это делать и над этим надо долго работать.

– А если сотрудничать с кем-то, кто умеет? Как ансамбль «ИзумRUд» из Екатеринбурга сотрудничает с группой «ЧайФ»?

– Мы пытались сотрудничать с вокальным ансамблем Шаромова из Новосибирска. Но получилось в одностороннем порядке. А просто аккомпанировать нам не интересно. Хочется именно совместной работы.

– Над чем работает ансамбль сейчас?

– Всегда идёт пополнение репертуара, изучение новых произведений и их вынос на сцену. Основная работа — это концерты.

– А запись?

– С записью сложнее. Но сейчас филармония пытается сделать студию, и это будет. Правда, мне, например, слушать то, что мы делаем, не очень интересно. Но самому себя, наверное, всем музыкантам неинтересно слушать.

– Наверное. Но с другой стороны, на том же «Цветущем багульнике» практически все артисты привозят с собой диски. И в антракте их неплохо покупают, а значит, и слушают. Значит, слушателю это нужно.

– Да, но на записи я не ощущаю той энергетики, которая присутствует во время наших выступлений в зале. Хотя зрители говорят, что она несомненно есть. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы больше играть. Решено давать не меньше двух концертов в год в стенах филармонии. Но сейчас людей всё сложнее оторвать от мониторов и вытянуть на концерты.

– Что представляет собой работа в русском инструментальном ансамбле?

– Мы репетируем каждый рабочий день по 3–4 часа. Индивидуально мне, например, нужно заниматься не меньше 4 часов ежедневно. Чтобы держать форму, чтобы суметь сыграть концерт наизусть, без партитур. И чем становишься старше, тем нужно больше заниматься. Потому что гибкость мышц, мысли не становится лучше. Вот уже в сумме получается 8 часов в день. Ещё нужно делать аранжировки. Какие-то делаются за пару дней, а какие-то и за полгода не получаются, а сделать надо. И концерты.

– Какого рода выступления вам больше нравятся? С какой публикой, на какой площадке?

– Особенности наших инструментов таковы, что они не обладают большим, длинным звуком. И если зал «глухой», то на задних рядах даже небольшого помещения ничего не слышно. И музыканты начинают «рвать», что сильно изматывает и артиста, и зрителя, каким бы благодарным он ни был. Поэтому – две стороны. Конечно, любим выступать с полным живым звуком в небольшой, но хорошо звучащей аудитории. Бывает, что играешь для пятидесяти человек, но акустика такая, что не нужно никакой подзвучки. Звук управляем и звучит благодарно без какой-либо аппаратуры. Не приходится напрягаться и выжимать из инструмента сверх меры. Либо выступать здесь, в филармонии, с хорошей аппаратурой. С возможностью звук хорошо отстроить и играть перед большой аудиторией.

А.Журбин — Концертная бурлеска — Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина

– Когда у вас ближайший концерт и что это будет за концерт?

– 7 декабря в филармонии у нас был концерт, на который не попали многие желающие. В том числе, и мои знакомые. Зал был полный, и мы решили программу концерта повторить 1 февраля. В этом концерте будет звучать много нашей музыки. Будут играть солисты ансамбля. И будут петь вокалистки – Татьяна Аникина, Татьяна Бородина. Это будет наше мнение о музыке, о новых веяниях, ритмах.


Русский инструментальный ансамбль имени Будашкина:

Владимир Кореневский (Заслуженный артист России) — контрабас

Сергей Колядин (Лауреат всероссийского конкурса) — домра малая

Алёна Молчанова (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, Лауреат всероссийского конкурса) — домра альт

Евгений Скрипченко (Лауреат международного конкурса) — баян

Марина Габуния (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, Лауреат международного конкурса) — гусли

Сергей Первухин (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края, Лауреат международного конкурса) — балалайка прима

Все фотографии из архива ансамбля

НазадВперёд
8 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодцы - ребята и девчата ! Уважаю ! Вас нужно на Евровидение отправить - я серьезно !

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы что? На евровидение поедет внучка Пугачевой и внук Кобзона и внебрачные дети Киркрова и Баскова. А Будашкинцев надо в Японию. Там они нужнее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Самые любимые и классные

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Был на концерте всего один раз, но впечатлён до сих пор. Желаю Будашкинцам чтобы всё задуманное исполнилось. Очень сильный ансамбль!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какие красивые и талантливые люди! На их концертах действительно потрясающая энергетика. И автор молодец - фотографии, видео, ауди отлично дополняют текст. Спасибо за позитив!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да люди очень талантливые и коллектив прекрасный. Но российскому государству таланты не нужны. Нужно шоу-быдло, которое ежедневно крутят по зомбоящику и от которого уже тошнит. Вот если бы Будашкинцы жили в США, вот где их ценили бы понастоящему и зарплату платили достойную и залы предоставляли высококлассные. Не в той стране родились Будашкинцы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я вчера впервые побывала на их концерте. Бесподобно!!! До сих пор улыбка на лице)))) Спасибо большое!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да,мне тоже в целом понравилось,но отвратительная работа звукорей испортила все впечатление.Сначала звук в зал шел только с одной стороны,потом вдруг баян стал так орать,хотелось уйти,но хорошо что услышал сам баянист,а вот что домра у вас перекрывала по звуку все инструменты,вы не слышали?Товарищи звукори,а еще на сцене были гусли))).На гусляршу смотреть одно удовольствие,красавица!,приковывает взгляд и завораживает,у нее потрясающий нежный звук,но весь концерт приходилось прислушиваться((((.Балалайку тоже можно было бы подтянуть.Коллеги меняйте звукорей,они очень подпортили впечатление.