Р!
28 ФЕВРАЛЯ 2021
26 февраля 2021
Культурный слой

Преображающая город Людмила Шаликова

Заходишь в мастерскую художника — всегда волнуешься. Совершенно особенная среда, над которой не имеет власть всё, что там, за дверью, во внешнем мире. Мастерская художницы и архитектора Людмилы Шаликовой имеет какое-то средиземноморское настроение. Гладкие, чистые, выбеленные стены, много солнца, много пространства, акварели с кораблями и прибрежными соснами, негромко играет фламенко. Здесь мы и поговорим об особенностях современной архитектуры и жизни современных художников.

– Как получилось, что родившись в Сочи и отучившись в Ленинграде, вы стали жительницей Читы?

– Я – человек увлекающийся. Однажды, уже заканчивая Академию художеств, мы с мужем, тоже студентом этой академии, приехали сюда на каникулы на пару недель. Мне понравилась душевная атмосфера, понравились люди, пленила необычайная душевная теплота забайкальских жителей. Видимо, сложности выживания в суровых условиях привели их к единению и взаимовыручке. Забайкальцы скромны в проявлении чувств, но неравнодушны, отзывчивы. Чего стоит привычное для забайкальцев обращение, услышанное мной от чужой бабушки: «Ты моя-то…».

После окончания академии я пожила год в Сочи с ребёнком. А потом поняла, что надо ехать сюда, воспитывать детей лучше здесь. В Сочи воспитывать детей очень сложно. Люди туда приезжают отдыхать, и дети видят вокруг постоянный праздник. Как зарабатывается эта возможность отдыха, дети не видят, но хотят жить в вечном отпуске.

– По какому профилю вы учились?

– Туда я уехала в 15 лет и поступила в среднюю художественную школу при Академии Художеств. Отучилась в ней три года и поступила на архитектурный факультет института им И.Е. Репина Академии Художеств СССР. И в дипломе у меня написано «архитектор-художник». Это единственный вуз, который выпускает таких ненормальных людей (смеётся).

– И когда вы приехали сюда, стали работать архитектором?

– Да, с 1990-го года работаю в «Читаархпроекте». Работы для архитекторов почти не было. Многие наши соученики в Ленинграде сразу стали красить картинки, продавать их и рисовать портреты на Невском проспекте. Мы в Чите сначала занимались, смешно сказать, проектированием киосков. Потом, когда киоски снесли, строили павильоны. Первый серьёзный объект, который я начала делать в 1992 году – это гостиница «Золотой мост» в Забайкальске. Но её так и не достроили, потому что созданное с Харбинской железной дорогой СП для строительства гостиницы прекратило свое существование. Теперь она там так и стоит. В половине живут люди, её переделали под малосемейное общежитие. А то, что невозможно ни под что приспособить, стоит страшным остовом. Потом был торговый центр с жилым домом в Забайкальске – большущий объект, который тоже не пошёл в стройку. А затем появились объекты в Чите. «Экспресс-типография» Богданова, «Золотой Олимп», часовня на Титовской сопке, жилые дома для «Желдорипотеки».

– Влияет ли заказчик, частный капитал на ход проектирования, на внешний вид будущего сооружения? Или заказчик не лезет в дело архитектора?

– Как и везде, решение принимает тот, кто музыку заказывает. Но мы всё-таки профессионалы, видим, как здание впишется в город, и мы помогаем заказчику выбрать правильный вариант. Убеждаем, если необходимо. Дизайн в квартире – это личное дело жильца, а с архитектурой посложнее…

– То есть вы уделяете достаточно внимания тому, как здание впишется в городской ландшафт?

– Конечно. Для меня это очень важно. В зависимости от конкретной ситуации в месте застройки архитектор или вписывает своё здание в окружающую среду или акцентирует своим зданием застройку. Проектируя, он озабочен не только и не столько внешним видом здания, жилого дома, но и тем, насколько в этом доме будет комфортно и радостно жить. Застройщик, проводя конкурсы по отбору проектных организаций, заинтересован в увеличении метража продаваемых площадей, упрощении и удешевлении проекта за счёт снижения комфортности и художественной индивидуальности. Сейчас проекты загоняются в дикие сроки и дикие сметы, когда невозможно как следует всё продумать. Но я давно заметила, чем красивее объект, тем быстрее он окупается. Людям приятнее жить в красивом индивидуальном доме с удобной, уютной планировкой квартир и хорошим благоустройством.

– Ситуация с гонкой за метражом в перспективе так и будет продолжаться?

– Сейчас очень сложно со специалистами. В течение последних 20 лет все учатся на финансистов и юристов. А на строителей учатся очень мало. Практически не осталось строителей как таковых. Даже строим силами китайских рабочих. Специалисты инженеры постепенно уходят, а замены нет. Вот мы сейчас набрали молодёжь и пытаемся их как-то учить в организации, но очень сложно с работой, их не на чем учить. И вторая большая беда: гораздо больше появилось проверяющих организаций. И там тоже со специалистами сложно. Инженеру старой школы можно объяснить всё в двух словах и найти решение. А сейчас они повязаны по рукам и ногам различного рода инструкциями, допусками-припусками и запретами. И приходится тратить время и нервы, которые можно было бы направить в творчество. Проектировать, предлагать людям пространство для счастливой жизни – это безумно здорово. Но защищать проекты в нынешних условиях – ужасно. Выматывает страшно.

– С часовней, наверное, другая ситуация? Много места, другие источники финансирования.

– Часовня изначально – это памятник первостроителям Читы. Это было давно. Идея была поднята культурным сообществом нашего города, в том числе четой Константиновых. Это была их идея – поставить знак первостроителям города на Московском тракте. Здесь рисовали акварели декабристы. Здесь проезжал цесаревич – на старых фотографиях видно памятный знак. Это историческое место, прекрасная обзорная площадка и это один из въездов в город. С владыкой, тогда ещё Иннокентием, мы выбирали место, он согласовал мой эскизный проект. Заказчиком был город, и мы сделали проект часовни для города. Все приняли, похлопали и положили проект под сукно. Не было инвестора. А потом, уже при Евстафии начальник Забайкальской железной дороги Сехин предложил владыке построить часовню в городе силами дороги. Ему подсказали, что у города даже есть готовый проект часовни. Дорога выкупила этот проект, построила часовню и передала церкви.

– Но ведь там даже нет таблички, что это памятник первостроителям…

– Она была. Почему её сняли, я не знаю, возможно, в связи с ремонтом. Это вопрос к владыке.

– Отдушину вы находите в живописи?

– Конечно. Раньше я всё рисовала акварелью. Мы и архитектурные проекты подавали акварелью, врукопашную. А потом, когда посмотрела, как пишут маслом наши художники, поняла, что тоже хочу попробовать маслом. А сейчас у меня две различные техники: масло и акварель. Я привыкла с детства общаться с творческими людьми. И это как семья. И живопись, и общение с художниками – это счастье. Просто счастье. Мы выезжаем летом на Байкал, осенью в Чару. И если чувствуешь, что в душе стало пустовато, приходишь к кому-нибудь в мастерскую, посмотришь, что «красят», просто чай попьёшь, поболтаешь ни о чём, и это даёт очень много сил.

– А где показываете свои работы?

– В музейно-выставочном центре выставляться мы вынуждены. Потому что большую краевую выставку сделать больше негде. Небольшие выставки проходят в городской галерее на Бабушкина-Шилова. Выставляемся в Нархозе, в комитете по имуществу края. Осенью была выставка в Хайларе. Но, конечно, нужен Дом художника, где были бы выставочные площади. Где был бы свой салон красок, материалов, потому что всё безумно дорого и у многих художников просто нет возможности приобретать здесь. Все ищут какие-то варианты, везут подешевле краски, холсты, кисти из Китая. Они похуже, но можно работать. Кто-то везёт из Иркутска. Я привожу из Питера. Нет места для общих собраний. Собираемся по мастерским.

– Что нужно, чтобы Дом художника в Чите появился?

Вообще-то председатель отделения Союза Художников Орлов на встрече с губернатором обсуждал эту проблему и, кажется, нашел положительный отклик.

– Сейчас много говорят о том, что люди никуда не ходят, что всё есть в интернете, а живое сейчас никому не нужно.

– Неправда. Ходить некуда. Вот показатель – на открытии выставки народ есть всегда. На «Цветущем багульнике» залы всегда забиты. А больше ходить некуда. Во многих городах можно выбрать. А тут не выбираешь, а сидишь и ждёшь по полгода. Это беда.

– Что пожелаете молодым художникам?

– Учиться и не бояться искать, помнить, что перед вами весь мир.

Живопись Людмилы Шаликовой

Архитектурные проекты Людмилы Шаликовой

16 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Людмила Алексеевна вы молодчиночка! Спасибо вам, что преображаете наш город яркими, авторскими, гениальными "мазками"!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мне представляется что "Дом печати" не очень удачный проект. К тому же материал из которого дом строился некачественный: битый кирпич, плохо обожженный. Из брака строили. И дизайн дома вряд ли украшает город. Ну посмотрите европейские дома, проплагиатьте... Все очень посредственно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

проект неплохой! сауна, две квартиры, большие удобные помещения для типографии. строили дом со значительной экономией, это да.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Фамилия у нее знакомая очень, уж не Юрия Шаликова это супруга?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

проект торгового центра на привокзальной площади как бы намекает.

а мольбертище какой!! сразу видно профи, причём увлечённого.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А зачем Вам подробности, кто чей муж или жена,лучше наслаждайтесь талантами творческих людей! Кстати о Юрии Шаликове-ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ АРХИТЕКТОР!!!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

согласен с вами. из имеющегося в наличии в чите обычно получаются какие-то серые коробки. а работы ю.ш. имеют стиль.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Талантливый человек талантлив во всем - это о Людмиле. Прислушаемся, приглядимся, призадумаемся...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какое интервью красивое, какая женщина красивая сразу чувствуется запад Л.А. Шаликова рисуйте, проектируйте, творите преображайте наш город, Спасибо Вам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Живопись, картины - неплохо. Архитектурное творчество под номерами 1,3,5,12 - действительно неплохо, а всё остальное извените, только уродуют облик города, особенно здание золотого олимпа, вообще отвратиьтелно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прохожий,Вы где грамматике учились? Слово "извините" пишется так, а не как у Вас? Завидуйте молча! Удачи.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

у "золотого олимпа" удивительно отвратительное, какое-то пижонское название. кто давал ему имя - не знаю, может, нагель-младший, но с трудом верится, что "крестили" дом шаликовы. возможно, когда здание сменит имя... и да, его видно только с расстояния. вблизи его не видно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Причем тут чья-то грамотность или ее отсутствие!

Человек высказал СВОЕ мнение - НЕ нравится! И не нужно "тыкать" его за это. И о какой зависти может идти речь? Вы о чем? ))

Отмечу, мне так же не нравятся подобные архитектурные "творения". Теперь Ваша очередь оскорбить и меня?!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Житель городка, вы думаете ваше мнение кому-то интересно? Наивный......

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Сибирский Гауди" - так отозвался член жюри межрегионального архитектурного конкурса "Зодчество", на котором проект Шаликовой "Гостиница в Забайкальске" занял 1 место. Антонио Гауди - испанский архитектор, творивший в начале прошлого века, уникум и звезда мирового масштаба.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да Гауди ей оооооочень далекооооооо. О чем вы? Просто посредственно и не более.

ПОПУЛЯРНОЕ