Р!
11 АПРЕЛЯ 2021
10 апреля 2021
09 апреля 2021

Ну, здравствуйте, Люба Трофимова...

Актриса, сыгравшая главную роль в легендарном фильме «Офицеры», приезжала в Читу накануне 23 февраля.

В Доме офицеров настоящий армейский аврал. Гудит пылесос, хлопают двери, слышатся крики. И вот я сижу с двумя милыми женщинами на мягких диванах в фойе третьего этажа. Зачем аврал, к чему треволнения? Да — народная артистка РСФСР Алина Станиславовна Покровская. Да — народная артистка РФ Ольга Михайловна Богданова. Абсолютно земные, всё понимающие, со спокойной мудростью много повидавших глаз. Богданова — 40 лет в Центральном академическом театре Российской Армии. Покровская — 50. Афганистан, Чернобыль, Чечня… Куда уж больше, чтоб спуститься со звёздных небес, не сходя с подмостков.

О Чите 60-х и Лановом сегодня и вчера

— В первый раз в Чите?

О.М. : Нет, не в первый. Шесть лет тому назад заместитель директора нашего театра Березюк Николай Петрович — он здесь был начальником Дома офицеров — перевёлся к нам. И как только он перешёл, мы приехали по следам его боевой славы. Шесть лет назад. Вот так же, как в этот раз, мы вливались в какой-то общий концерт. И сейчас он ходит по этим коридорам и говорит: «А вот это мой кабинет… А вот это…». То есть нас, помимо всего, связывает ещё и эта ниточка.

А.С. : А я была, наверное, раз пять в Чите. В первый раз мы приехали в 1967 году. Это были большие гастроли театра. Месяц или что-то около того — Чита. И потом столько же — Улан-Удэ. Вы тогда ещё не родились (улыбается).

— Вы помните Читу, которую я и не знала…

А.С. : Да-да-да. Но я, конечно, плохо помню, потому что было очень много спектаклей. Я здесь играла «Барабанщицу»… В Улан-Удэ мы сыграли «Учителя танцев». Первый был, молодой состав. А в Чите у нас было очень много спектаклей. И наверное, какие-то были экскурсии, но уже забылось.

Потом ещё раз была, наверное, лет 15 назад. Когда был Ерёмин у нас? Вот тогда. Ерёмин ездил, Федя Чеханков покойный… Тоже мы были небольшой такой группой. И вот возили нас, как сегодня, на Молоковку. К источнику, домик там деревянный, мы были около ручья. Набрали водички…

В последний раз была здесь два с половиной года назад. Но всего денёчек. После этого мы уже на поезде ездили в Борзю, и потом — в Цугол. Там были какие-то танковые учения, и мы долго их искали по сопкам, ехали в автобусе по пыльным клубам. И прямо в сопках, прямо на поле, мальчиков остановили, сказали: «Оставьте свои боевые машины — выходите. Перерыв». Поставили два автобуса, в которых мы переодевались. И был концерт.

— Выступаете перед молодыми солдатами, они ещё помнят, знают фильм «Офицеры»?

О.М. : Вчера на концерте спрашиваем: видели фильм, дайте знак — кивните хоть? Женщины в зале сидят, которые, конечно, знают. Закивали все.

А.С. : Его же всё время показывают. Кажется, 23-го опять будут. Я даже думаю: не слишком ли часто?…

— Василий Семёнович Лановой – в жизни в него так же легко влюбиться, как в его героев? Такой же обаятельный, настоящий…

А.С. : Да, такой. В него все и влюблялись. Но я не влюблялась, нет. Мы приятели давние, приходилось много в концертах ездить. В молодости он был мало того что красивый… Он же везде красивый. В Курагине в «Войне и мире» очень красив, Павка Корчагин… Сейчас он, как все мы, уже в возрасте. Худющий-прехудющий. Волос уже мало. Но играет. Два-три спектакля, но есть. Играет и очень много читает.

— Вы тоже много озвучивали радио-спектаклей… Кто говорил Вашим голосом?

А.С. : Роми Шнайдер — немецко-французская актриса, Оливия де Хэвилленд — Мелани из «Унесённых ветром». Ещё – Мария Шнайдер из радиоспектакля по повести Ремарка «Жизнь взаймы». На радио много работала и работаю. Мне нравилось озвучивание.

— А из детских сказок, мультфильмов не было персонажей?

А.С. : Были. Много. Мария Мирабелла… Но это было так давно (смеётся). Сейчас я больше пишу литературные диски – Ахматову…

О поцелуе без разрешенья и королевах Англии

— На сцене с шести лет. Творческая семья… Видели себя кем-то — не актрисой.

А.С. : С шести — это громко сказано (смеётся). Получается, даже не в шесть лет это было. Меньше. Меня возили с мамой в ансамбле Скоморовского. Ездили туда, где снимались «Торпедоносцы». Разучивала взрослые песни. «По росистой луговой, По извилистой тропинке Провожал меня домой Мой знакомый с вечеринки. Возле дома он спросил: «Я бы Вас поцеловал, если это только можно». Я ответила ему…». И так далее. Да подыгрывала ещё: «Да поцелуй без разрешенья…» Они и забавлялись. Чего – один человек маленький, все взрослые. Тютюшкались со мной. А в 1945-м, когда мне было уже пять лет, вернулись с мамой в Москву.

— Сразу после училища Вы пошли в театр Советской армии. Выбор был, но пошли именно туда. Почему?

А.С. : В то время — я в 1962 году пришла — это был едва ли ни самый популярный театр. Там работали такие знаменитые артисты, как Фетисова, и недавно ушедшая Касаткина… Они ещё были молодыми, в расцвете сил. Ставились замечательные совершенно пьесы. Театр гремел. А я была ещё студенткой. Мы со второго курса бегали смотреть «Барабанщицу» с Фетисовой, когда она только вышла. Театр был на подъёме. Он же как живой организм — то получше, то похуже… Всё время вот такие весы. А в те годы это было как-то и престижно, и интересно. И как оказалось — моё, раз столько лет уже там. Много удалось сыграть…

— Репетировали одновременно в кино роль Любы Трофимовой и Жени Комельковой в спектакле «А зори здесь тихие». На тот момент какая из девушек была Вам ближе, понятнее? Разные ведь они…

А.С. : Да, правда… Очень разные. Женя — звезда, Люба — скромница. А может, если бы Женя не погибла, она тоже с годами стала бы такой же истинной женой офицера, как Люба Трофимова…

— Ваша мама поддерживала раненых в госпиталях Великой Отечественной своим творчеством. Тётя работала врачом. Их образы, характеры, опыт, взгляды на жизнь — вы привнесли, наверное, в свои работы? В какие?

А.С: Может быть… Во всяком случае, когда мы репетировали «А зори здесь тихие» — она была ещё жива в то время — и я её просила: «Линочка, дай мне фотографии, какие у тебя есть — фронтовые». И она показывала. Ну, надо сказать, они тогда такие были крупные, полненькие… Хлеб же, в основном, ели. Надо было держаться как-то. Да ещё солдат из боя выносить на себе…

Лина начинала учиться в Донецке, а потом я в эвакуации с ней была во Фрунзе (сейчас Бешкек) — там она по ускоренной программе за год окончила медицинский, и сразу её отправили на фронт. Она была доктором.

— Тёзка?

А.С. : Нет, она Василиса. Очень стеснялась, говорила: «Раз Василиса — я же должна быть такой… прекрасной. А я — совсем нет». И попросила, чтоб её записали хотя бы как Василина. Поэтому мы с ней обе Лины.

— Играли как королев, так и обычных женщин. А кого труднее играть – королеву английскую или жену советского офицера?

А.С. : Труднее играть плохо написанные роли. А если роль написана хорошо, интересно, и пьеса хорошая, то, конечно, играешь с удовольствием, независимо от того, простая это женщина или королева она… Всё равно ведь мы играем не статус — играется человек, женщина со всеми её сложностями с такими или иными. И чем сложнее, тем интереснее. Это пьеса Разумовской была – «Ваша сестра и пленница», где я одно время играла Марию Стюарт, а потом, по прошествии какого-то времени, когда я для Марии состарилась, мне режиссёр предложил: «А вот это как раз самое время играть» — Елизавету Тюдор.

До меня её играла Людмила Ивановна Касаткина. Замечательно играла. Потому что роль очень хорошая. Две королевы, две совсем разные женщины. Одна живёт страстями, сердцем, поэзией – пишет стихи, сонеты… И во имя этой любви может убить, перечеркнуть государство, всё-всё. А другая совершенно замкнутая сердцем. Которая внутри может любить, но которая себе не позволяет этого. Не даром англичане до сих пор живут по её Конституции. Но в своём внутреннем мире это человек глубоко несчастный.

О.М. : Так что жить надо страстями! (смеётся)

А.С. : Мы раньше говорили: если их соединить две — получится идеальная женщина. Но так не бывает.

О чернилах с экрана и героях Отечества

— В рецензиях на ваши работы есть такое: «Её сценическая муза оптимистична». То есть даже, если у героини всё плохо и судьба безнадёжная, играете вы так, что надежда на просвет в конце тоннеля всё равно остаётся. А в жизни Вы оптимистка?

А.С. : К сожалению, не сказала бы. Но и не могу сказать, что я пессимист. Во всяком случае… не шибко весёлая (улыбается).

О.М. : Нет-нет-нет, Алина себя не очень видит. В ней есть очень хорошая жизненная сила и оптимизм — что бы ни было. Такой оптимизм – не на поверхности, а внутри сидит какой-то здравый хороший свет.

А.С. : Знаете как… Чаще на репетиции, спектакле – оптимист, да. А придёшь домой, включишь телевизор… Включаю новости ровно в девять, только чтоб знать, что в мире происходит, чтоб не пропустить комету или, не дай бог, что-нибудь плохое. И как послушаю… Вор на воре, этот проворовался, тот… Боже мой! Скорей погоду – и я выключу это. Потому что иначе потом ещё полночи лежишь, не можешь заснуть без снотворного. Такое впечатление, что всё кругом рушится. А если люди эмоциональные, восприимчивые? Поэтому я уже просто боюсь этих телевизоров.

О.М. : Показывали тут как-то: мужчина женщину, жену свою, разрезал и возил в сумках из дому. Показывали это несколько дней подряд, по всем каналам. Как будто мастер-класс, честное слово! Избивают, насилуют… Сейчас у многих желание вскрыть что-то, обнародовать. Но ведь вскрывать нужно и другое. Есть и другие образцы…

— Может быть, из-за этого негатива, который вокруг нагнетается и выносится на передний план, современный зритель всё равно смотрит советское кино?

О.М. : Конечно. Безусловно! Ведь смотрите: всегда был положительный пример. Потом это всё низвергали, а всё равно люди этим живут, и тянутся, и хотят это видеть. И странно, но в каждое время должно, обязано искусство вывести своего положительного героя. Почему такие споры были по поводу фильма «Бригада»? Они прекрасно все блеснули, показали себя. Но это несколько другой крен. А мы как будто бы сейчас боимся сказать: «Товарищи, есть очень хороший человек». Или есть прекрасная девушка, женщина. Которая действительно за своим мужем пойдёт и перенесёт всё, что ему дано. Вроде как это неинтересно, или это не сюжет.

А я совершенно не согласна. Это очень интересно! Нас эти судьбы трогают до глубины души. Мы работаем в таком театре, много ездим и, думаю, неслучайно в нём обе оказались. И мы столько встречаем удивительных людей на своём пути. В гарнизонах, в воинских частях… На учениях «Кавказ-2012» нас встречал один полковник. Я даже записала фамилию имя, отчество — так он меня поразил. Думала, может быть, где-то представится возможность о нём говорить. Трое детей. Жена. И как он заговорил об армии — с какой душой, с какой болью, с каким желанием, чтобы армия была, как мы привыкли знать — самой лучшей, самой сильной в мире, хотя миролюбивой… И такое отношение к ней, слава богу, благодаря нашим защитникам Отечества, мы ещё встречаем в жизни.

А ведь был фильм — продолжение «Офицеров»… Как раз та самая мысль — что и в современной армии есть настоящие герои…

А.С. : Знаете, я не смотрела. Потому что эти ремейки почему-то то один, то другой… Ну напишите новый сценарий, что-то новое сделайте…

— А к раскрашиванию старого кино как относитесь?

О.М. : Ой, очень плохо. Когда «Штирлица» раскрасили – «Семнадцать мгновений весны» — вообще, кошмар, пошлость. Ну, я не знаю. Так люблю чёрно-белое кино…

А.С. : Нет, ну если это «Кубанские казаки», то конечно, красьте! Там арбузы, виноград — чтобы всё было вкусно, чтобы всё было красиво. Платки, шаровары… Хохлушки всякие. Но существует жанр близкий… Не могу сказать, что «Офицеры» — фильм, близкий к документальному кино. Но во всяком случае, достаточно было этих двух цветов – чёрного и белого, чтобы на этом сосредоточиться. И совершенно неважно, какого цвета у Любы был костюм. Не это главное.

О Нине Сазоновой и дне рожденья, которого нет

— Как женщины, знающие армию изнутри, что думаете об идее призывать девушек в армию наравне с парнями. Чтоб повестки присылали так же, но выбор чтобы был – служить или не служить…

О.М. : Лично я считаю, что в этом есть смысл. В израильской армии служат же девушки, с радостью идут. Может, это какое-то веяние времени, патриотизм. Да в общем-то, женщина в армии всегда пригодится – на своём месте, конечно. Если её не с автоматом под танки, естественно. А в санчасти, например, своё дело она сделает. Тем более, когда есть выбор.

Выбор – это всегда хорошо. Есть ведь такие спортивные девочки, которые мечтают об армии. И потом, это же просто отрезок жизни. Послужат, потом обретут гражданские профессии, станут врачами, кем угодно. Если человек этим увлечён, если есть идеи внутри – пусть идёт. Ну, конечно, условия надо создать. Женщин беречь надо.

А.С. : Мне меньше нравятся женщины в Думе (смеётся), чем в армии. Были в Новочеркасске. Военное училище связисток. Девушки одни. Такие у них там классные дамы… Но я бы сделала так, чтоб им непременно, как мальчикам, повестки не присылали, родителей не пугали, но чтоб было сказано: «Если хочешь служить – есть такая возможность». Зачем повестки?

— Министр культуры Забайкалья недавно сказала, что работники культуры на селе особенно должны пользоваться теми же льготами, что и врачи, потому что функции схожи. Согласны?

О.М. : О силе искусства скажу вот что. Была у нас актриса Нина Афанасьевна Сазонова. Она уже ушла из жизни. Но мы её всегда вспоминаем. Вместе ездили по всем воинским частям. Так вот у неё была песня «Пишите письма матерям». Ребята раньше служили по два года, а моряки — по три! Ни сотовых телефонов, ни интернета не было. Замполиты уговаривают: ну напишите маме… А они, мальчишки… Матери в часть командирам письма шлют: «Что ж мой Ваня не пишет, что ж мой Петя не пишет?…» А потом случался наш концерт, и Нина Афанасьевна в конце выходила и пела эту песню. Так замполиты потом руками разводили: «На завтра после концерта – полные почтовые ящики, а мы их полгода уговаривали…»

Так что вот оно – воспитание. Казалось бы, не напрямую, а давало душе гораздо больше.

А.С. : И в песне там были замечательные слова. Пела о том, что где бы вы не скитались, а матери вас ждут и ждут… «Они тоскуют дни, недели, слова роняя невзначай. Коль рано матери седеют, не только возраст виноват»…

— Алина Станиславовна, у Вас день рождения 29 февраля. То есть нынче его… опять не будет. Не обидно? А как Вас друзья поздравляют, если не високосный год?

А.С. : Нет, совсем не обидно (смеётся). В детстве, когда можно было обижаться, было не до этого. В войну, в послевоенное время. Да и потом скромно очень, в общем-то, жилось. Поэтому никаких особенно пышных торжеств не было. Я даже не помню свои дни рождения. Ёлку помню и Первомай. Когда становилось тепло. Когда можно было надеть носочки и туфельки на белой микропорке и выйти на улицу с голыми ногами в новых носочках. Первомай, флаги, ещё искусственные цветы белые… А поздравляют на следующий день после 28-го февраля. Значит, нынче – 1 марта.

О.М. : А если захочет, то может считать, что она в четыре раза моложе (улыбается).

— Вы обе выступали и в Афганистане, и в Чечне. Возможно, кто-то из этих мальчиков, которые лежали тогда перебинтованные, — забайкальцы. Что бы Вы сейчас им пожелали?

А.С. : О, Господи… Чтоб они никогда больше не попадали ни в какие Афганистаны, и чтобы они радовались своим детям, внукам и мирной жизни. И были здоровы, конечно.

О.М. : Благодарим их не только за то, что они делали ценой своих жизней. А за какой-то урок, который, встречаясь с ними, мы всё-таки получаем. Вот сейчас включаешь телевизор – всё везде негатив, негатив. Сплошным потоком идёт. А приезжаем в войска, и вдруг за разговорами, после концерта мы слышим, какие судьбы, что люди пережили, как они живут. Думаешь: ну почему этого нет по телевизору? Почему мы не знаем судьбы тех, кто действительно нам встречался в Афганистане, как они живут сегодня… Они ведь до сих пор для многих очень положительный пример. И мне кажется, сегодня этого не достаёт.

Так что спасибо всем тем, кто нам на пути встречался, за то что они нам дали. Нам — как людям дали веру в то, что хорошее и в армии, и в стране не иссякает.

На концертах в читинских воинских частях Ольга Михайловна читала Юлию Друнину. Алина Станиславовна пела «Офицерские жёны».

НазадВперёд
6 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Доброе утро, Чита.Ру! Душе-е-евный текст. Так светло стало вокруг. Спасибо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо! Наверное, как многие девушки влюблялись в Ланового в роли Ивана Варравы, так и многие ребята влюблялись в Алину Покровскую в роли Любы Трофимовой. Какое светлое и красивое лицо!

А история любви Ивана к Любе цепляла не меньше, чем семейная история Алексея и Любы. Прекрасный фильм, прекрасные актеры!

Спасибо за материал!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо, Чита.Ру за эту беседу! Так жаль что не побывала на этом концерте! Алине Станиславовне и Ольге Михайловне, здоровья, долгих лет и благодарных зрителей! Спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень хочется пожелать Алине Станиславовне и Ольге Михайловне долгих лет жизни, огромнейшего, как наше неповторимое читинское небо, здоровья и почаще радовать нас своим посещением на нашу благодарную забайкальскую землю!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Богданова Ольга Михайловна - НАРОДНАЯ артистка РФ (1998)