Р!
06 МАРТА 2021

«Цветущий багульник»: Открытие на рогах

В 1751 году директор императорских театров граф Семён Нарышкин стал егермейстером. Творческая натура графа нашла свой выход и на охоте, среди звуков рожков, которые он задумал объединить в музыкальный оркестр. Для этого пришлось крепко подумать над размерами, диаметрами, тонами-полутонами рогов, которые через какое-то время стали воспроизводить настоящую музыку, а со временем и вовсе стали любимым музыкальным детищем дома Романовых. Потом роговые оркестры, которых при дворе было два, уступили место оркестрам симфоническим. А потом и вовсе стали жертвой забвения. До поры до времени.

Входя в Большой зал филармонии, видим картину, интересную даже до прихода музыкантов. В багуловом освещении на сцене два больших стола и два столика поменьше. Они покрыты сукном с кистями по краю, на котором благородно поблёскивают горны, от небольшого, размером с морковку до гигантского трёхметрового. Между ними только свой среди чужих – барабан. Короткий пролог об открытии фестиваля и его славных былых моментах, и на сцене уникальный в самом прямом смысле этого слова Российский роговой оркестр.

Уникальный, потому что традиции роговой музыки возникли только в России. Потому что сейчас это единственный роговой коллектив в нашей галактике. Этот факт отмечен в Книге рекордов России и, кажется, скоро будет обозначен и в Книге Гиннесса. Вот они, в чёрных мундирах со стойками и золотым шитьём. С серьёзными лицами берут в руки по несколько рожков и рожищ, набирают в лёгкие воздуха и понесло сознание по временам и странам.

Один горн может извлекать одну ноту. Для того, чтобы сыграть пьесу с пятью нотами разной высоты, понадобятся пять рогов разной величины. Российский роговой оркестр, используя 90 инструментов, играл для Читы «Вильгелма Телля» Россини и «Арию» Баха. Живым орга́ном его называют справедливо. 4 октавы, богатый, мощный и в то же время приятный, мягкий звук с неограниченными возможностями. Играли марши XVIII века и популярную классику, и всё звучало шикарно. Играли «Ах, ты степь широкая…», и казалось, что русский народ написал её не для протяжного вечернего пения у костров, а для Российского рогового оркестра.

Все без исключения горны сделаны участником оркестра Владимиром Головешко. Он провёл сотни часов в Шереметьевском дворце, создавая чертежи инструментов, глядя на оригинальные рога императорской эпохи. Годы терпения и усилий, накопленный множеством попыток опыт сделали его единственным мастером по роговым инструментам в мире. Вот он, на фото ниже.

Когда в духовном экстазе зал отгремел аплодисментами после «Аве Марии» Каччини, дирижер Сергей Поляничко пригласил на сцену тромбониста Вениамина Скрипова. Тот под аккомпанемент оркестра сыграл шуточное произведение «Романс лягушки» Вацлава Трояна так, что зрители жмурились, улыбались, прыскали смехом и едва сдерживались от аплодисментов прямо во время исполнения. Потом ещё был джаз, был «Болеро» Равеля, в котором мощь оркестрового звука достигла предела.

Пределом бы и закончилось, но, разумеется «Бис!», и оркестр снова шутит. Теперь это «Марш Александра I», он же «Марш Суворовской лёгкой пехоты», он же «Егерский марш», во время которого солист Денис Ошеров артистично скучал на сцене с тем, чтобы в конце песни громко и чётко продудеть несколько нот одним, самым маленьким рожком. А потом, на прощанье «Подмосковные вечера» не в томной, а джазово-танцевальной аранжировке.

Перед публикой первого концерта нынешнего «Цветущего багульника» отвечают на аплодисменты поклоном выпускники Санкт-Петербургской консерватории, артисты симфонических оркестров и оркестров музыкальных театров Санкт-Петербурга. Чуть более часа они были единым целым. Механизмом, братством, миром, который, кстати, возник отчасти в ответ на фразу из энциклопедии: «искусство роговых оркестров полностью утеряно». Придётся переписать.

НазадВперёд
7 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Великолепный концерт, за которым колоссальный труд и энтузиазм музыкантов, любовь к музыке и наверное, к Родине. Неудобно было за нас всех, когда из руководства филармонии никто не вышел, чтобы принять подарок от оркестра. Ну и как всегда в конце все побежали в гардероб, мало кто слушал заключительное слово ведущей. Ведущие кстати могли бы и представиться. Не все зрители их знают. Оркестр - пример высокой культуры и не только музыкальной. А мы - как то так.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

про гардеробы - согласна на 200%. Надо уже что-то насильственное придумать, чтобы не было этого стадного исхода попами к ещё не ушедшим со сцены артистам. Позорище.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я с вами полностью согласна.Концерт,великолепен.Особенно понравилось,как марши исполняли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну, знаете, не все сразу побежали гардероб. Мы вот поднялись на сцену, пообщались с музыкантами и с мастером, взяли автографы на ноты, пофотографировались, попробовали извлечь хоть какой-нибудь звук из рогов=)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если бы не интервью дирижера на радио "Сибирь", я бы не пошла. Роговой оркестр - звучит странно и грустно и нудно. Интервью было легким, развлекательным. Шутки-прибаутки и конкретная информация о коллективе. Спасибо ведущим радио и спасибо организаторам этого концерта!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Странно, грустно и нудно? О_О Вы, видать, настолько привыкли к местным скачкам и пляскам типа "Забайкалья", что уже не способны адекватно воспринимать что-то действительно стоящее!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

1,5 часа пролетело, как 15 минут. необычное звучание известных мелодий вызывало восторг. Зал был полон, встречали тепло. Домой возвращались с чувством легкости и гармонии. спасибо гостям!