Р!
23 СЕНТЯБРЯ 2021
22 сентября 2021

Гонщик Александр Софронов: Не боятся только дураки

За последние несколько лет интерес к автокроссу невероятно возрос: соревнования по этому виду спорта привлекают тысячи зрителей. Это, несомненно, очень зрелищный и опасный вид спорта. На вопросы о трассах, ритуалах и нелегальных гонках «Чита.Ру» отвечает из самых известных гонщиков Забайкальского края, кандидат в мастера спорта, победитель многих соревнований Александр Софронов

-Гонки — довольно-таки экстремальное хобби. Как вы решили заняться именно этим видом спорта?

— Моё увлечение автомобилями началось в глубоком детстве, когда мой отец доверял прокатиться на своем автомобиле. Постепенно с годами увлечение переросло в профессию: я закончил Читинский политехнический институт по специальности «автомобильное хозяйство». Жажда самосовершенствования за рулем также привела меня в автоспорт, который начал восстанавливать свои утраченные позиции в Забайкальском крае.

-Что было самым сложным в начале вашей карьеры гонщика?

— Начало моей спортивной карьеры пришлось на достаточно зрелый возраст, поэтому и трудности были, в первую очередь, связаны с поиском тренера, который смог бы помочь в тренировках, а также в строительстве спортивного автомобиля. Нужна была команда единомышленников, которая смогла бы не только поддержать, но и в короткий срок довести планку водительского мастерства до уровня чемпионата России. И такая команда нашлась — команда «РС кросс» вице-чемпиона Европы по автокроссу Ильи Резниченко, мастера спорта международного класса из города Дмитров Московской области. За 2-3 спортивных сезона Илье, как тренеру, удалось сделать многое в моём становлении как пилота. В Чите я выступаю за команду 88 центрального автомобильного ремонтного завода — объективно самую сильную и многочисленную команду Забайкальского края, которая представлена во всех классах спортивных автомобилей.

— А почему именно УАЗ? Можете ли вы так же хорошо проехать на классике или грузовике?

— Во-первых, я с УАЗом 469 почти ровесник, а во-вторых, в моей трудовой книжке первая запись: «Принят водителем автомобиля УАЗ 469». На этой машине я заработал свои первые деньги и, можно сказать, УАЗ — это моя первая любовь. Ну, а пилот УАЗа является универсальным гонщиком, ему вполне по силам успешно выступать в любом классе, что блестяще доказал, пересев с УАЗа на заднеприводную Ладу и выиграв Ледовый трек в феврале 2013 года, мой друг и соперник Игорь Сенотрусов из команды «Связь-комплект».

— Чувствуете ли вы себя спортсменом на городской трассе?

— Нет. Ибо городские улицы — это не место для демонстрации своих спортивных амбиций. Убеждён, что и все гонщики на городских улицах являются образцом безопасного поведения на дорогах.

-Вы участвуете в соревнованиях в разных городах России. Как вы думаете, автоспорт в Чите достаточно развит по сравнению с другими регионами?

— С 2005 года забайкальский автоспорт, а именно автокросс, сделал большой скачок в уровне организации соревнований, а многочисленность спортсменов в разных классах, острая и бескомпромиссная борьба за столь короткий срок повысили уровень мастерства наших спортсменов, с которым вполне можно заявляться на чемпионат и кубок России. Надо сказать, что от Урала до Дальнего Востока в нашем крае проводится самое большое количество соревнований, к тому же, количество спортсменов кратно выше, чем в других регионах. В первую очередь, это заслуга федерации автоспорта Забайкальского края.

-Что вы можете сказать о трассе в Чите? Насколько она хороша? Является ли читинская трасса вашей любимой?

— По сравнению с трассами, на которых проходит чемпионат России: в Рязани, Истре, Арзамасе и, особенно, в Ульяновске, читинская трасса довольно проста для пилотирования. Наша трасса очень хорошо подходит для начинающих пилотов, которые только набираются соревновательного опыта, а грунт на нашей трассе требует очень серьезного подхода к подготовке силового агрегата и подвески спортивного автомобиля. В УАЗовском классе эталоном сложности уже 40 лет остается трасса в Ульяновске. Именно эта трасса требует концентрации физических, эмоциональных сил гонщика, а от автомобиля — большого запаса прочности и покоряется только очень подготовленным гонщикам. Ну, а моей любимой трассой является трасса в городе Арзамас — с твёрдым покрытием, скоростная, с большим перепадом по высоте.

— Как вы оцениваете соперников из других городов? Где самые сильные соперники?

— Традиционно сильными гонщиками считаются спортсмены команды Ульяновского автозавода. Я являюсь членом команды, за которую выступает 12-тикратный чемпион СССР, России, неоднократный чемпион Вооружённых сил, победитель ралли-рейда Шёлковый путь -Биньямин Джепаев, а также вице-чемпион Европы — Илья Резниченко, общение с которыми даёт мне бесценный опыт. Вообще, первая десятка в рейтинге чемпионата и кубка России едет очень сильно, и, как говорит чемпион Европы 2010 года Александр Квашнин, если пересадить первую десятку из УАЗовского класса на спортивные автомобили чемпионата Европы, то очень скоро они вытеснят на второй план гонщиков из Европы.

-Как читинцы ездят на соревнования в другие города? Насколько это сложно и затратно?

— Основные затраты спортсмены несут на перевозку спортивных автомобилей, а так как подавляющее большинство читинских гонщиков готовят автомобили за свой счет, то и выезды могут позволить себе только в ближайшие города: Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск. К сожалению, отсутствие статуса соревнований в сибирских городах тормозит развитие автокросса во всем Сибирском федеральном округе. Но федерация автоспорта Забайкальского края старается привлечь спонсоров в наш вид спорта, которые могут помочь разделить финансовое бремя спортсменов.

-А вам когда-нибудь бывало страшно на гоночной трассе?

— Не боятся только дураки, наверное. Самое сложное на гоночной трассе — обуздать этот самый страх и стараться никогда не выходить за рамки здравого смысла, трезво оценивая уровень своего мастерства, и при этом использовать свой спортивный потенциал на все сто процентов. Как только у тебя появляется мысль, что ты мастеровитее и быстрее всех — сразу же появляются ошибки, которые порой очень дорого обходятся. Важно никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно повышать своё спортивное мастерство и не думать о страхе. Спортсмены, которые находят баланс между риском и холодным расчётом, как правило, поднимаются до самых вершин автоспорта.

-Есть ли у вас какой-нибудь ритуал перед гонкой? Попинать колесо или, например, машину шампанским облить?

— Шампанское для победителей. А перед гонкой я обычно о суевериях не думаю.

— Сколько времени занимает подготовка — личная и автомобиля? Какая вообще требуется подготовка водителю — ходите ли вы в спортзал или, например, следите за весом?

— Она никогда не прекращается. Класс УАЗов, в котором я выступаю, требует хорошей физической подготовки, которая поддерживается в межсоревновательный период в спортзале и на ледовой площадке. А подготовка автомобиля, как я уже говорил, также не прекращается ни на один день. Поддержание в нужном тонусе физической подготовки гонщика и технического состояния спортивного автомобиля — залог будущих побед.

-Как обычно проходит подготовка к соревнованиям?

— Подготовка к очередным соревнованиям начинается, как правило, в день окончания предыдущих соревнований. Анализируется техническая информация, видео с гонок, намечается и затем воплощается план подготовки автомобиля к предстоящей гонке. Каждая спортивная трасса требует не только по-разному готовить автомобиль, но и использовать разную тактику и стратегию ведения гонки. На тренировках всё это отрабатывается, пробуются различные варианты, и важно выбрать единственно правильный, что часто очень нелегко.

-Сильно ли авто страдает? Нужен ли крупный ремонт после соревнований?

— Когда как. В первые годы выступлений бывали сезоны, когда я переворачивал машину до пяти раз! В таких случаях, конечно же, машина страдала очень сильно, хотя у УАЗа большой запас прочности. Был даже случай, когда я пересекал финишную черту на крыше. Последние два сезона ресурса автомобиля, как правило, хватает на весь сезон, хотя, конечно, автомобиль постоянно совершенствуется и требует внимания механиков перед каждой гонкой.

— Вы знаете, что и нелегальные виды соревнований, например, уличные гонки, стали очень популярны в нашем городе. Как вы относитесь к ним?

— Резко отрицательно. Во главе угла всех автоспортивных мероприятий стоит не только безопасность гонщика, но и зрителей. Уличные гонки безопасностью похвастать не могут. Эти «гонщики» подвергают смертельной опасности не только себя, но и окружающих. А это идёт вразрез с основными принципами автомобильного спорта. Любые дисциплины автоспорта, будь то автокросс, драгрейсинг, дрифт и так далее, должны проводиться на специально оборудованных трассах. Только в этом случае автоспорт гарантирует незабываемое зрелище, море адреналина, позитивные эмоции гонщикам и зрителям.

— Каких целей вы хотите добиться в вашей карьере?

— Как всегда, ставлю самые высокие цели. Вершина в российском автокроссе, победа в чемпионате России, получение кубка России, а вместе с ними и звание мастера спорта России.

— Последний вопрос: что вы можете посоветовать человеку, решившему заняться автокроссом?

— Запастись терпением. Автоспорт- это, во-первых, труд. Порой неблагодарный, требующий полной самоотдачи. Во-вторых, найти команду единомышленников. Результат не может прийти сразу, и ваше упорство в достижении цели будет обязательно вознаграждено победами, кубками и восторгом зрителей.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила