Р!
10 МАЯ 2021
09 мая 2021

«Родом из Забайкалья»: Необленившийся художник

Эту девочку я знаю, наверное, десяток лет. Обычно за такое время можно найти десяток эпитетов для описания человека, но у меня есть только одно слово — рисует. Её руки тянулись к любому свободному пространству, чтобы покрыть его узором виноградных листьев, забавными собачками, замысловатыми буквами. Даже по таким черновым рисункам, не говоря о тех, что сдавались на проверку и висели на стенах, было понятно — далеко пойдёт. О своих хождениях, современном искусстве и фрилансерах-художниках «Чита.Ру» рассказала Алеся Кураш.

— С чего начались первые шаги в творчество?

— Первое яркое воспоминание о рисовании, связано с пятым, кажется, днём рождения. Ко мне пришли друзья, подарили подарки, а я вместо того, чтобы есть торт и развлекаться, начала всё подаренное рисовать. Помню, что тщательно рисовала медведя, вырисовывала пакет, в который он был запечатан.

— А были ли в семье рисующие люди?

— Мама немного рисовала, и какие-то штуки я помню с раннего детства. Как она зелёнкой изобразила лягушку и зайца у меня на животе, когда я болела ветрянкой. А по папиной линии (двоюродный дядя), который учился в художественном училище, входил в старую школу живописи. В прошлом году я видела его работы.

— Есть ли детский рисунок, который будет храниться всегда?

— Огромный стриж на весь лист, а под ним маленькие домики, речка, деревья — очень нравится маме и до сих пор хранится у неё. Я не помню, как сообразила его нарисовать. Вообще, мама хранит почти все мои рисунки в первом школьном рюкзаке.

— Много ли дала борзинская художественная школа?

— Всё. Если бы не художка, я бы не узнала, чем я могу заниматься и как приносить людям пользу. У меня не было других занятий — из школы я шла в художку. А в выходные ходила в две смены — с утра и с обеда. Когда закончила основное образование — четыре класса — училась там ещё два года. Надо обязательно отметить, что в Борзе нет, наверное, таких мест, где вот так затягивают, ставят на ноги.

Когда я поступала, мои рисунки удивили преподавателей потому, что были аккуратненько упакованы в папочку и обрамлены паспарту. Это в художке научили. В институте мне сразу сказали — о, у тебя размашистый сибирский штрих. Работы понравились преподавателю, к которому я ходила на подготовительные курсы, и он взял с меня денег только за два занятия, а потом сказал — ты хорошо рисуешь, ходи так.

— А такое прозаическое место, как Борзя, способствовало или мешало становлению?

— Мне — помогла. Когда ты там живёшь и учишься, то понимаешь, что дальше себя некуда применить. Мне предлагали учиться на контрактно-целевой основе, а потом вернуться и отработать. Но я так не хотела. Мой папа говорит, что Борзя — это город дважды герой. Чтобы туда приехать нужно быть героем, а чтобы уехать — дважды героем.

Когда я уезжала, я точно знала, что не буду там жить. Хотя в любом месте можно быть счастливым. Я недавно думала: вот живут люди в деревнях и нам кажется — какое к чёрту счастье — а им нравится это всё и у них такое счастье, что не нужны никакие гавайи и прочее.

— Почему уехала именно в Омск?

— Преподаватели в художке думали, что я буду художником по костюмам и дорога была выбрана. Но, поучившись на школьных курсах швейному делу, поняла, что для этого надо хотеть шить. А у меня руки не оттуда, желания нет, и дизайнером одежды я не стану никогда. А направление было задано, поэтому просто поехала туда и поступила на дизайн среды.

— Что в итоге написано в твоей трудовой книжке?

— Первая запись — дизайнер мебели. Вторая — графический дизайнер. Сейчас я безработная или, как это принято говорить, — фрилансер.
Я закончила институт и примерно через месяц нашла первую работу. Выбирала я ощущениями — приходила в офис и, если мне было там хорошо, то стремилась устроиться. Так и получилось с мебельной фирмой. Одновременно туда пришли работать три девочки-дизайнера, которые тоже никогда в этой сфере не работали. Расклад получился такой — кто-то рисует в 3D и делает деньги, а кто –то придумывает, но первая зарплата у меня была шесть тысяч рублей.

А вообще мне нравилось. Я вручную чертила, рисовала наброски, не имея опыта. Один из первых заказов даже не видел мой начальник — заказчица сразу его одобрила, только попросила звать её на этапы работы. Но процесс работы лучше не видеть — всё сильно отличается от конечного изделия. Когда женщина шла, чтобы посмотреть, как обтягивают её диван, ей было страшно — вдруг не понравится, а потом сразу сказала, что именно это хотела видеть и заказала второй.

На этом диване я приобрела свой первый опыт и начала фантазировать. А потом я влюбилась и оказалась в Новосибирске.

— Чем может заниматься художник-фрилансер?

— Если повезёт, то друг напишет книгу и ты будешь делать иллюстрации. А так — вообще всякой всячиной. Это ещё с художки помню — не рисуйте для Третьяковки и не думайте, что из-за вашего шедевра все драться будут. Поэтому у меня простое отношение — хочет заказчик жёлтый цветок на красном фоне — сделаю.

Я занималась, кажется, всем. Даже расписывала стены во вьетнамском ресторанчике. Сначала мы делали вывеску для него, а потом вьетнамец, который плохо говорил по-русски, попросил нарисовать бамбук на стенах. Вьетнамец был очень внимательный, он знал, как растёт бамбук, и говорил — ростки, немного не так, а вот так, цветы должны быть такие. Всё нам объяснял, показывал. Это был первый фриланс, денег мы получили мало, но зато нас кормили божественной вьетнамской едой.

Я больше ремесленник, ведь в художке научили всё делать руками. А из дизайнеров, занимающихся компьютерной графикой, мало кто умеет рисовать карандашом. При этом я не знаю, что нужно нарисовать, чтобы картину повесили на стену и заплатили за неё денег. Мой преподаватель в Омске рисует старые здания — такие очень востребованы в госучреждениях. Но я не знаю, что мне нарисовать, чтобы картину повесили на стену и заплатили за неё денег. Разве что портреты и всё. Но портреты я рисовать не могу — нужен какой-то дар, чтобы человека видеть.

— Бывая в разных городах, ты видела какие-то сходства или различия в людях?

— Начальники все похожи, мужчины — даже внешне. Мне попадаются, в основном, добрые люди, поэтому я считаю, что все вокруг хорошие.
Можно сказать, что почти все ругают свой город. В Омске, например, многие дизайнеры мечтают «свалить» в Питер. В Новосибирске считают, что живут в провинции, а москвичи, наоборот, жалуются на шум.

В студенчестве мне тоже не нравился Омск, а потом я поняла, почему все рвутся в Питер — эти города очень похожи. Всё очень медленно, размеренно. Омск — это город альтруистов, многое делается на общественных началах. Там много музыкантов и художников, которые устраивают вечеринки не для кого-то, а для себя. Приходит один и говорит — я буду играть, второй говорит — я буду петь, третий делает что-то ещё. И всё это не для денег. Кроме того, рядом находится деревня Окунёво — легендарная деревня, почитаемая мистиками, эзотериками и последователями индийских учений.

Если ты хочешь открыть вегетарианское кафе, то открывай его в Омске. Недавно я была в таком кафе — там сразу видно, что это некоммерческое место, тусуются люди в странных одеждах, все всё друг другу раздают, играют какие-то музыканты. В Новосибирске всё по-другому. Это молодой, холодный город, но мне он нравится больше.

— Откуда берутся идеи для композиций?

— В основном, это впечатления. Я раньше не понимала этого, а потом, по-моему, в прошлом году как-то открылось. Первый раз сходили на балет, и у меня была куча эмоций. Обычно смотришь — воздушно, летающие балерины, а мы сидели близко к сцене и слышали стук пуантов об сцену. В общем, я пришла домой и начала рисовать всё это.

— Есть ли художники или картины, на которые ты ориентируешься?

— По художественной части я купила только одну книгу — о творчестве Обри Бёрдслей — английского графика, который рисовал тушью мелкие-мелкие композиции. Мне нравится Шеле, у которого все такие нервные. Густав Климт, у которого много декоративных вещей и прорисованных мелких штук. В школе вдохновлял Айвазовский, меня даже мама в шутку так называла. Хотя я никогда не рисовала ни кораблей, ни волн. Картину я не могу вспомнить — значит, её нет. Но «Последний день Помпеи», которая висела у меня дома, я помню до мелочей.

— Что ты можешь сказать про современное искусство и нужно ли стесняться, если его не понимаешь?

— Художники обленились. Они поняли, что можно навалить всё, что угодно — и люди поверят. Если ты не понимаешь этого, то и не надо чувствовать себя ущербным, но и плеваться не обязательно. Когда люди занимаются этим, то начинают понимать суть, поэтому искусство стало более личностным, художники больше думают про себя. Всё, конечно не так плохо, но всё стремится к пустоте.

В своей дипломной работе «Книга как арт-объект» я изучала, от чего искусство идёт и что в итоге будет. В конце-концов всё растворится — не останется предметности — и будет пустота. Потом из этого возникнет новый потенциал или появится что-то новое.

Всё началось с абстракции. Был человек, потом его поделили на круги и квадраты, а потом всё превратилось в композицию. Наверное, так и всё и должно развиваться. Допустим, когда был новым модерн или кубизм, то люди тоже думали — чушь какая. Художники достают всё новое и новое, докапываются до сути. Сейчас из любой рубенсовской дамы можно сделать перфоманс или написать концепцию, поставить в углу полотна точку и сказать, что это Рубенс. Когда расщеплять будет совсем нечего, то всё схлопнется и будет пустота.

Но пустоту не надо воспринимать как смерть. Это же потенциал, свободное место, на котором может появится всё.

Кстати, я недавно читала статью — перевод с английского не очень хорош, но в целом понятен. Там человек тоже возмущается современным искусством.

— А должно ли искусство быть пропагандой, как это делал соцреализм? Учит ли сейчас искусство чему-то?

— Каждая концепция, о которых мы сейчас говорили, чему-то учит. Точно учат скандальные выставки. Свободы стало больше, и художники вытаскивают запретные темы. И, в целом, люди стали больше тянуться к искусству. Вот говорят, что куда ни плюнь — попадёшь в фотографа. Так это же прикольно. Это значит, что у людей появилась такая возможность, они начали по-другому воспринимать. Появилось много декоративного искусства — валяние, вязание, бисероплетение, мыловарение. Сейчас каждая вторая девочка может попробовать.

Это всё равно чему-то учит, хотя бы отношению к миру. Плюс это отдельная статья доходов — женщина рожает ребёнка и может параллельно делать, например, деревца счастья и в прямом, и переносном смысле.

— Что ты пожелаешь забайкальцам?

— Я желаю забайкальцам не бояться путешествовать, получать больше впечатлений, быть спонтанными, и быть счастливыми в любой точке земли. Не жаловаться на свою родину, а находить способы её сделать красивой, прогрессивной и ценить любые преподанные уроки! И творить!

НазадВперёд
12 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

два знакомых читинца уехали в москоу, создали сами игру Cut the button для устройств Apple, которая энное время держалась в ТОР 10 в разных странах, вот это достижение о них можно написать, хотя я им говорю свяжитесь с Читару расскажите - ржут зачем нам это надо

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не знал, играл в нее

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну и что это за гордость?!?! Если бы они программу какую-нибудь полезную написали тогда бы да, а игра кому она нужна. Кстати и эта девушка ничего впечатляющего и выдающегося не сделала. Ничего личного, это мой взгляд.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Здравствуйте!) На Оскар я и не рассчитывала) хотелось просто сказать спасибо Борзинской детской художественной школе, это действительно достойно внимания.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Каждый, конечно, имеет право на собственное мнение, но ведь суть то не в выдающихся достижениях. Лично мне статья понравилась, было интересно почитать о знакомом человеке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не обязательно сделать что то великое,главное что человек нашел себя и может заниматься любимым делом и четко понимает что это то самое что ему нужно,это очень большое счастье в жизни,тем более что все еще впереди.И это гораздо лучше чем сидеть и писать унылые отзывы.А Олесе я желаю вдохновения и успехов!Умничка!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какая изумительная девочка!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень приятно было читать это интервью. Девочка очень позитивная и думающая. Удачи тебе, Алеся!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

симпатичная и современная) молодец!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мило:)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Алеся! Ты умница))) Очень рада за тебя:) успехов, приезжай в гости))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как всегда на высоте)))и к нам в гости приезжай)))В маленький,но уютный городок Таганрог на Азовском море)))