Р!
21 ИЮНЯ 2021
Культурный слой

История с иллюстрациями Люды Выходцевой

Людмила Ивановна Выходцева только-только отметила 70-летний юбилей. Весь день рожденья она просидела на экзаменах в университете, а на следующий день принимала поздравления на презентации собственной выставки, занявшей весь третий этаж музейно-выставочного центра. Ещё через день, улыбчивая, счастливая, бойкая и очень живая, она сидит среди собственных произведений на пуфике и вспоминает некоторые моменты своей жизни. За 70 лет маленькой, болезненной девочке удалось научиться любимому делу, добиться признания, стать единственным в Забайкалье специалистом по росписи ткани и заслужить любовь сотен своих учеников.

Восьмилетка

Свою родную маму я не помню. Год и десять мне было, что там вспомнишь… А начала я рисовать, когда отец меня отдал в детский дом. Ему, бедному, пришлось отсидеть ни за что, за подделанную недостачу. Мои старший брат и старшая сестра остались с мачехой, а меня отдали в детдом. Он тогда находился на перекрёстке Горького и Бабушкина. Отдали меня потому, что я была ослабленным ребёнком, и отец решил, что я просто могу умереть. Его не было, а мачехе нужно было кормить не своих детей. Но она сумела всех поднять. Удивляюсь её героизму.

И там была очень хорошая воспитательница, Надежда Васильевна Перевозчикова. Она, как у нас принято, рисовала зимой на окнах лошадок и увидела, что я тоже что-то пытаюсь и начала меня поддерживать. А потом, в третьем классе, это 1953 год, к нам пришли с музыкальной школы. Она находилась в деревянном здании по улице Чкалова, напротив 51-го почтового отделения. И воспитывали там по трём специальностям: балет, музыка и рисование. Конечно, мне хотелось на балет. И вот говорят мне, что ноги короткие. Я чуть не плачу. Спрашивают: «Кто на музыку хочет записаться?» Я опять тяну руку. Посмотрели на пальцы — не пойдёт. Я уже не знаю, куда себя девать. Ну, а потом: «Кто в художку? Опять ты? Приходи завтра».

В школе уроки я не учила, скажу честно. Математику решала прямо на уроках, а всё, что говорили учителя, запоминала слово в слово. Только по русскому всегда было то два, то кол, три — еле-еле. И учительница меня забила этим русским языком так, что в старшие классы мне не хотелось идти. Потом брат и сестра закончили по 10 классов. Брат после лесотехнического уехал работать в Агинский леспромхоз. А сестре мачеха велела после школы работать, и она устроилась в лабораторию, да так там 40 лет и проработала. Я подумала, что не хочу ради этого доучиваться 10 лет в школе, узнала, что в Иркутское художественное училище принимают и на базе 8 классов. Села в самый дешёвый общий вагон на третью полку и поехала.

Старый чердак

Длинные косички, прямой пробор, платьице в шотландочку, ботинки с шнуровкой на всю длину. Пришла в училище и думаю: «Я не поступлю, я так не нарисую». Зашла на экзамен, а там с Харькова сидят три педагога, как и я, невысокого роста. Они на меня зыркнули и поставили высокий балл. Конкурс был огромный, потому что это было единственное училище на всю Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Стипендия была 140 рублей. На них нужно было купить бумагу и краски, ходить в баню, а ещё и есть надо. Общежитий в Иркутске для нас не было. Я была одна девчонка в группе. Ребята с группы говорят мне: «Людка, а выход есть! В аудитории будешь спать». А там сторож каждый вечер проверяет. Приходилось прятаться за подиум, пока он пройдёт, а потом — стульчики к батарее, на стульчики — все драпировки и пальто укрывалась. Потом ребята обследовали чердак в училище, расписали мне, как там здорово, сделали лестницу, и я перебралась туда. У обогревателей настелили доски, там я устроила постель, лампочку вкручивала, когда было надо, и до конца сидела в библиотеке. Было здорово. Сколько я пересмотрела старых книг, сколько прочитала фолиантов, всё, на что в школе не хватало времени. И в училище у меня с русским языком никаких проблем не было. Вот что значит учитель, который может тебя загнобить, и наоборот.

На третьем курсе у меня не стала получаться голова, и я решила бросить. С математикой у меня было хорошо, и пошли мы с математичкой на физмат в университет. Там я поняла, что стану учителем математики, притихла, вернулась, нормально закончила своё училище и защитилась. В советское время после этого обязательно нужно было отрабатывать, и я вернулась в Читу к отцу. Жила в районе МЖК, а работать распределили в 29-ю школу за Ингодой. Очень холодно было добираться на двух автобусах, которые ходили не очень регулярно. Но ничего не поделаешь, диплом на руки выдавали только после отработки. И все три года я планировала поступать дальше.

Раппорт

Москва мне почему-то не очень. Ленинград — это Эрмитаж, Русский музей, Музей этнографии, и всё в кучке, рядом. Поэтому решила — в Ленинград, в Мухинское училище. Там посмотрела, что живописи больше всего на направлении «Ткани». Пришла поступать, сижу. Сдала рисунок — это голова и обнажёнка, живопись — натюрморт акварелью. Потом говорят: «Раппорт ткани». А я даже слова такого никогда не слышала. Смотрю — вокруг те, кто ходили до этого на курсы, сидят такие деловые, достали калечки, рисуночки. Я посмотрела по сторонам, что другие делают, нарисовала. Им тройки поставили, а мне пятёрку. Но в первый раз мне не хватило одного балла. Со мной тогда приехала знакомая. Она всё сдавала блестяще, но ей занижали баллы. Почему? Потому что у неё был туберкулёз костей. А Ленинград — город, сложный для здоровья.

Травница (небольшое отступление)

Тогда со мной поехали поступать с нашего училища ещё два парня. Один из них, Николай Морозов, поступил в Репинскую академию. Я на него всё время смотрела, а потом отца спрашивала: «Отец, у нас Морозовы родственники есть?» «Нет». «У нас парень учится похожий на тебя, как две капли воды». Голубые глаза, большой лоб, нос. Только хромает. Это его в детстве отец по пьянке об угол ударил. И на пленэре на Байкале он всегда меня почему-то защищал от змей, которых там очень много было. А потом оказалось, что он мой родственник. Оказалось, что его бабушка моему родному батюшке родная тётушка. Она травница. Я узнала у отца, как до неё добраться, она жила в Пограничном. Я доехала на поезде до Досатуя, потом автостопом. Только дверь открыла, вижу – бабушка, на отца похожая, мне говорит: «О, моя кровинушка приехала!» «А как ты, бабушка, узнала?» «Да как тебя не узнать!». Хотя сама меня никогда до этого не видела. К ней чуть не весь Советский Союз лечиться ездил — она очень много трав знала, делала микстуры, мази, я от неё много запомнила. Лазила по горам, собирала для неё травки. Ну, и сейчас интересуюсь, какие травы от чего и какие они из себя.

«Муха»

Поступила спокойно на следующий год. Условия были блестящие. Жила на девятом этаже. Прописано нас было двое, но жила я одна. Откидные, как в вагоне, кровати, у каждого шкаф, стол и чертёжная доска. После Иркутска я думала: «Где я нахожусь?».

Практика у нас была на Красноярском комбинате. Я там всё прошла — и как художник, и как ткачиха, потому что на дипломную работу нужно было делать всё только своими руками. Там меня тоже оставляли, давали квартиру, работу, но у меня отец, и я не осталась. И в «Мухе» предлагали остаться на кафедре. Но деньги небольшие и климат не мой. Я там пока училась, из больницы не выходила. Не зря там, в межвузовском студенческом городке, организована большая студенческая больница, поликлиника. И ревматолог мне сказал уезжать сразу после окончания. В Забайкалье всегда ярко и солнечно, а там — сурово, серо и всегда мокрые ноги.

Лак

После «Мухи» по направлению я устроилась на экспериментальное предприятие художественных промыслов, должна была делать эскизы платков. Приехала, а оказалось, что никто ничего не знает. Пришлось рассказывать и показывать все процессы, всю технологию. Запарных камер не было. А как без них? Напечатаешь платок, постираешь раз, и ткань опять чистая. Отправляли технологов в Иркутск, чтобы у них посмотреть, как эти камеры устроены, и у нас их сделать. Краски варить вообще никто не умел. Я умела, но учились то мы на маленьких пропорциях, а здесь масштабы промышленные. Но научились. Вначале печатали просто на х/б. Потом я предложила попробовать крепдешин. Потом шёлк. Было очень много платков, и все они уходили партиями. Кабинета у меня не было, я сидела с матрицорами. А матрицоры — это те, кто на сито переводят рисунок и покрывают лаком те места, которые не будут краситься. И сколько цветов, столько сит. Бедные женщины сидят в поту. А лак вонючий, аж горло перехватывает. Не менее пяти лет я так проработала.

А потом при нашем музыкальном училище открыли художественно-оформительское отделение. Кто им про меня сказал, не знаю. Но услышали, что у меня 5 лет Иркутского училища и 5 лет «Мухи». Ну, специалист! И я начала вести живопись, композицию и оформление. Вроде бы получилось. 17 лет проработала, 15 выпусков выпустили. Учила я всегда в строгости. Если не будет строгости, не будет и знаний. А с другой стороны, узнавала у иркутских коллег, как правильно учить, и давала своим ученикам пробовать всё, что должен уметь оформитель. И стенки мазали, и вырезали. Многие потом благодарили. Тем, кто после нашего училища едет учиться дальше, я тоже советую ехать не в Москву, а в Ленинград. Там не проходной двор и соблазнов меньше, а возможностей для обучения — больше.

Выставка

Здесь собраны и старые, и новые работы. Мотивы космоса появились и волновали давно, когда я закончила «Муху» в 1973-м. Бурятскую тематику нам сам Бог послал. Рыбы делаются быстро, тем более, что они декоративные и можно рисовать так, как хочется. А кошачьи появились так. В Иркутске я делала около десяти выставок и среди прочего показывала несколько рисунков котов. Они меня всё просили привезти им ещё котов, чтобы сделать целый кошачий зал. И однажды я привезла им сотню кошачьих акварелей. Серия «Геометрия» появилась потому, что раньше продавали вот такие гладенькие, аккуратные кусочки из шерсти неярких цветов. Я на них смотрела и решила сделать такую геометрическую серию.

14 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Людмила Ивановна, Вы наше достояние! Всегда поражалась непритязательной жизнерадостностью Ваших работ, теперь я знаю корни. Будьте счастливы, всего вам доброго, дорогая!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень милая женщина, работы интересные! счастья и здоровья ей! такими людьми должен гордиться край!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С удовольствием сходила на Вашу выставку, Людмила Ивановна! С теплом и радостью вспоминаю время, когда училась у Вас в Художественной школе, композиция была моим любимым предметом. Спасибо Вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Картины изумительные, кошки вообще очаровали. Счастья и долголетия Вам! :)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Огромное спасибо Чита.ру за обращение к личности Людмилы Ивановны! Она, действительно, могла составить славу любой столицы и заслуживает много большего! Но сколько скромности и мудрости одновременно, а какой слог.Читинские искусствоведы - напишите книгу о Выходцевой, таких людей в нашем крае больше нет! Потрясающий человек, учитель и художник! С юбилеем!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо Музейно-выставочному центру, что не забывают о таких художниках, как Людмила Ивановна и дают им возможность выставлять свои работы! Во времена бытности художественного музея ее бы и на порог не пустили - там только серо-коричневую мазню Цымбало выставляли, да пафосных Орлова и Мильера.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Людмила Ивановна, с прошедшим Вас! Здоровья много премного, творческих успехов огромных преогромных, чтобы муза всегда рядом была и вдохновение никогда не покидало.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Людмила Ивановна, крепкого здоровья Вам, счастья, успехов в творчестве!

Люблю Вас и восхищаюсь! Вы - большой Молодец! Помню уроки по композиции в Художественной школе, батик, оригами, картины из ткани, а помните рисовали портреты жен Декабристов, а летние пленэры в самых разных местечках нашего города, а еще помню Вы нас водили в Художественный музей и знакомили с творчеством различных художников! С Вами всегда интересно и увлекательно! Спасибо Вам огромное!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На открытии выставки один из друзей Людмилы Ивановны назвал её гением. И это было в самую точку сказано. Она действительно ГЕНИЙ. И как человек и как творец. Молодец, Роман, что почти не правил речь художницы. Вот она так и говорит: чётко, прямо, ясно. Она такая малюсенькая, с виду слабенькая, беззащитная. но сколько в человеке силы! Она непритязательна в быту, но такая глубокая в ощущении мира и жизни. Ей достаточно чердачного уголка для ночлега, но подавай вселенную для творческой реализации. Её нельзя не любить, как нельзя не любить детей. В ней поразительно сохранилось это живое младенческое ощущение жизни, света, людей, природы. Я Вас обожаю, Людмила Ивановна! Живите и творите долго-долго!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В точку сказано! Я рада, что рядом с детьми такой человек!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо Людмиле Ивановне! Мой сын закончил художественную школу в Чите, композицию у него вела Людмила Ивановна. Сын поступил в Петербурге в Университет кино и телевидения на специальность художника-аниматора.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемая Людмила Ивановна! Я из того далекого прошлого, когда вы начинали работать в школе № 29. Помните, вы проводили весной уроки в березовой аллее, за школой. Таких уроков больше не проводил никто! Ваши уроки запали в душу. Любовь к прекрасному в моей жизни - это от вас! Огромное Вам спасибо! С прошедшим Вас юбилеем! Здоровья Вам и счастья человеческого!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

я горжусь, что это мой наставник и преподаватель, дай Бог Вам здоровья, моя дорогая Женщина, Ваши знания безценны и Вы настолько щедро делитесь ими!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Только сегодня прочёл публикацию. Уважаю Людмилу Ивановну настолько, насколько это возможно. Я и пригласил Людмилу Ивановну работать на художественное отделение Читинского музыкального училища, когда был директором и ничуть не пожалел. Её порядочность и скромность привлекательны! Хотел бы хотя бы позвонить и поздравить, пусть поздно, но лучше, чем никогда!

ОБСУЖДАЕМОЕ