Р!
25 СЕНТЯБРЯ 2021
24 сентября 2021

Умножить ВРП на 2,7 за 18 лет – началось обсуждение развития края до 2030 г

24 июня правительство Забайкальского края приступило к обсуждению проекта стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. По итогам 11 выступлений исполняющих обязанности министров должна быть сформирована предвыборная программа временно исполняющего обязанности губернатора Константина Ильковского – она же стратегия развития региона в обозначенный период времени.

При формировании программы в качестве фокус-группы выбрано молодёжное правительство региона, члены которого слушают доклады исполняющих обязанности министров. На доклад каждого министра также приглашаются внешние эксперты, которые могут задавать вопросы и участвовать в обсуждении. Также в процессе будет участвовать «Единая Россия», которая проведёт анкетирование населения на предмет того, как должен развиваться регион.

Первая площадка не воодушевила. Те же, что и год, и два, и 10 лет назад скучные доклады, от которых тянет в сон. Многоуровневые таблицы. Бюрократический язык выступающих. Отсутствие внятного и конструктивного диалога между ведущими площадки и участниками совещания. Сложилось впечатление, что временно исполняющий обязанности губернатора Константин Ильковский буквально уговаривает присутствующих задать какие-то вопросы, а последние не до конца понимают, чего от них хотят.

Идея обсуждения проблем региона с экспертным сообществом не нова, но в Забайкальском крае вполне могла быть реализована. Но для этого нужно было менять форматы. Начиная от того, что в зале заседаний правительства региона надо было уйти от столов буквой «П» и от чтения докладов министров с трибун. Уверен, что попытка перевода обсуждения из формата чиновничьего заседания в формат круглого стола без единого центра, но с агрессивным и умным модератором, могла бы дать совершенно неожиданные результаты. Да и экспертов было бы неслабо привезти из-за пределов региона, дав им фактуру и время на знакомство с ней. Да, это сложно, затратно, нет времени, но иначе получается то, что получается – серия докладов с грустными попытками как-то атаковать выступающих вопросами.

После первой площадки пресс-служба губернатора подготовила пресс-релиз, в котором очерчены основные принципы предстоящей работы. Приведена цитата Константина Ильковского, который говорит о том, что в обсуждении программы принимает участие «экспертное сообщество, молодёжное правительство, профессиональные союзы, политические партии, общественные организации и все активные жители края, которые могут предложить свою точку зрения на проблемы региона».

Ильковский заявил о важности поддержки молодёжи и развития семейных ценностей: «Задача программы – улучшить благополучие каждой отдельной семьи. Кроме того, 30% населения региона составляет молодежь до 35 лет. С точки зрения обобщения опыта могу сказать, что это та движущая сила, на которую мы должны опираться».

Из 30-минутного выступления Галсанова пресс-служба выделила следующие тезисы: «Повышение стандартов жизни населения до уровня не ниже среднероссийского; экономический рост; развитие местного самоуправления; рациональное природопользование и развитие приграничного сотрудничества. Экономический рост будет достигаться путем параллельного развития малого и среднего предпринимательства, минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности, топливно-энергетического комплекса, машиностроительного комплекса, лесопромышленного комплекса, агропромышленного комплекса, строительного комплекса.

Среди других высказываний исполняющего обязанности руководителя министерства пресс-служба отмечает, что при реализации стратегии прогнозируется уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 18,8% в 2012 году до 10,1% в 2030 году. Также планируется увеличение численности занятых в экономике в 1,2 раза, рост инвестиций в экономику в 2,8 раза, увеличение валового регионального продукта в 2,7 раза.

Уважаемые коллеги, мы сегодня будем говорить и обсуждать проект Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года.

В соответствии с порядком проект Стратегии прошел этап общественного обсуждения в сети Интернет, с краевыми органами исполнительной власти и с органами местного самоуправления.

Чем обусловлена разработка Стратегии?

Во-первых, необходимостью актуализировать приоритеты и направления развития Забайкальского края в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством страны, и определить действенные механизмы и инструменты экономического и социального развития.

Во-вторых, наличие у региона утвержденной Стратегии является непременным условием для того, чтобы региональные проекты смогли получать поддержку на федеральном уровне. Те проекты, которые вошли в государственные программы, федеральные целевые и отраслевые программы, обязательно должны быть в основном стратегическом документе региона.

В-третьих, наличие утвержденной Стратегии является обязательным условием для создания зоны территориального развития на территории края. Напомню, что Забайкальский край вошел в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых могут быть созданы зоны территориального развития. А это возможность получить серьезную государственную поддержку проектам, реализуемым на их территории.

В Стратегии даны:
• оценка внутреннего потенциала и характеристика внешних условий;
• миссия Забайкальского края;
• цели и приоритеты социально-экономического развития края с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;
• направления развития человеческого капитала;
• направления развития местного самоуправления;
• пространственная проекция кластерных и парковых образований, зон территориального развития;
• направления экономического развития;
• направления развития инфраструктуры;
• целевые индикаторы социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года.

В проекте Стратегии, исходя из факторов, сформулированы две альтернативы развития края: по инерционному сценарию и сценарию сбалансированного роста.

Инерционный сценарий исходит из того, что основные виды деятельности в крае уже структурировались и закрепились, позиционируются как результативно функционирующие в рамках существующей в России системы экономических отношений. Предполагается, что они не будут подвергаться резким переменам.

Основной характеристикой инерционного сценария является зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, влияние региона на которую относительно слабое.

Сценарий строится преимущественно на «подключении» края к внешним процессам. Предполагается, что основные центры управления и получения прибыли остаются за пределами региона.

При инерционном сценарии сохранится сырьевая специализация хозяйственного комплекса края и транспортно-транзитные функции в пределах существующих участков федеральных автомагистралей и железной дороги.

Сценарием сбалансированного роста предусматриваются структурные преобразования в составе отраслей специализации региональной экономики, связанные с внедрением и переходом к новым производственным технологиям. Предусматривается постепенное преобразование товарной структуры производства, где все большую долю начнут занимать более технологичные продукты, основная масса которых будет производиться за счет развития форм международной и межрегиональной специализации и кооперирования (аутсорсинга).

В этих целях в первом пятилетии реализации Стратегии предполагается переход к межотраслевому принципу управления (по функционалу и стратегическим приоритетам), который по опыту развития регионов является более эффективным методом при современных условиях и механизмах, позволит со временем осуществить переход к стратегическому управлению территорией. Переход к новому принципу управления предполагает создание Корпорации развития Забайкальского края. Основными задачами

Корпорации должны стать:
• формирование новых институтов и структур, связанных с реализацией Стратегии (как внутри органов власти, так и в виде независимых организаций);
• отработка механизмов инициирования инвестиционных проектов, их отбора, реализации и контроля за их выполнением, что является ключевой задачей, которая должна решаться на принципах государственно-частного партнерства.

Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами», что предусматривает разработку и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом приоритетов стратегического развития края.

Сценарием предполагается приоритетное развитие секторов экономики — транспортной инфраструктуры и логистики, производств, связанных с углубленной переработкой ресурсов, развитие малого бизнеса и местного самоуправления.

Основным способом территориально-пространственной организации производства станет создание и развитие парковых и кластерных образований, что будет способствовать повышению конкурентных преимуществ экономики края. Политика формирования и развития кластеров является важным инструментом для создания «новой экономики» края.

Сценарий сбалансированного роста предусматривает высокие темпы роста привлечения инвестиций, что связано в том числе и с реализацией Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и принятием Федерального закона «О социально-экономическом развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Финансирование мероприятий по Забайкальскому краю утверждено в размере более 692 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – около 187 млрд. рублей, краевого бюджета – более 2 млрд. рублей, внебюджетных инвестиций – 494 млрд. рублей.

Сценарий сбалансированного роста выбран как целевой.

Обратите внимание на слайд, где обозначены основные цели Стратегии. Я назову только главную. Это повышение уровня и качества жизни населения на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Исходя из стратегических целей, оперативными целями Стратегии определены:
• уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8 % в 2012 году до 10,1 % в 2030 году;
• увеличение численности занятых в экономике в 1,2 раза, создание более 31 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;
• повышение доступности качественного образования с охватом 100 % детей дошкольным и общем образованием и 80 % детей и подростков услугами дополнительного образования;
• повышение качества здоровья, возможности получения высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе удовлетворение потребности в высокотехнологичных видах медицинской помощи (от числа нуждающихся) до 90 %;
• обеспечение роста инвестиций в экономику в 2,8 раза;
• увеличение валового регионального продукта в 2,7 раза.

Исходя из анализа социально-экономического развития края, с учетом приоритетов, заложенных в стратегических документах России и макрорегионов, определены приоритеты долгосрочного развития Забайкальского края:
• повышение стандартов жизни населения до уровня не ниже среднероссийского;
• обеспечение выполнения задач, обозначенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

Экономический рост, который достигается путем параллельного развития доминирующих для Забайкальского края отраслей и альтернативных направлений:
• малого и среднего предпринимательства,
• минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности,
• топливно-энергетического комплекса,
• агропромышленного комплекса,
• строительного комплекса;
• лесопромышленного комплекса,
• машиностроительного комплекса,
• развитие местного самоуправления;
• рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека;
• развитие приграничного сотрудничества.

Реализация Стратегии предполагается в три этапа.

На первом этапе – до 2020 года – должны быть отработаны механизмы взаимодействия с существующими элементами инвестпроводящей инфраструктуры. Этими функциями и полномочиями должна будет наделена Корпорация развития Забайкальского края. Также на этом этапе должны быть сформированы новые институты и структуры, связанные с реализацией Стратегии, отработаны механизмы инициирования инвестиционных проектов, их отбора, реализации и контроля за их выполнением.

До 2020 года предполагается осуществление постепенного перехода к новому межотраслевому принципу управления инвестиционными ресурсами, в том числе связанному с поэтапным внедрением управления по результатам. Предполагается интенсивная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и усилен акцент развития местного самоуправления, особенно в части межбюджетных отношений.

В этот период предполагается промышленный этап реализации крупных инвестиционных проектов:
• по обеспечению выдачи мощности 3-го блока Харанорской ГРЭС;
• строительство объектов электросетевого комплекса;
• строительство цементных заводов;
• создание крупных лесопромышленных комплексов на территории края;
• создания горно-металлургических комплексов на основе месторождений руд цветных металлов;
• комплексного развития территорий в зоне Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

На первом этапе должны быть формализованы проекты по созданию агроиндустриальных парков в Агинском Бурятском округе, Приаргунском и других районах края, промышленных парков в г. Краснокаменск и в г. Чите (Кадалинский), Межрегионального сельскохозяйственного кластера в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

До 2015 года должна быть разработана среднесрочная программа социально-экономического развития на период 2016—2020 годы с уточнением мероприятий и целевых индикаторов развития, объемов и источников финансирования мероприятий, направленных на реализацию приоритетов развития края.

На втором этапе – в период до 2025 года — будет осуществляться постепенный переход от сформированного в предыдущие годы межотраслевого принципа управления инвестиционными ресурсами к стратегическому управлению территорией, что предполагает принятие управленческих решений на основе приоритетных направлений в целях создания новых качественных параметров более высокого уровня, характеризующих развитие территории.

До 2025 года должна быть в основном сформирована территориально-пространственная организация края.

В связи с тем, что на первом этапе предприятия реального сектора и малый бизнес будут недостаточно готовы к восприятию инноваций, на втором этапе должна активно осуществляться модернизация производства не только крупных предприятий, но и субъектов малого и среднего бизнеса. Будет продолжаться внедрение инноваций в социальную сферу. В частности, в сфере здравоохранения, образования должна быть обеспечена практически полная доступность необходимой высокотехнологичной медицинской помощи населению Забайкальского края. При этом должно быть обеспечено постепенное повышение государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до среднероссийского уровня.

С учетом итогов реализации первого этапа Стратегии (пятилетней программы) должна быть разработана программа на период 2021—2025 годов.

На третьем этапе — в период до 2030 года — должно быть обеспечено полное использование механизмов реализации Стратегии в целях достижения ее главной стратегической цели и целевых индикаторов.

До 2030 года должно быть обеспечено, прежде всего, достижение показателей по улучшению качества жизни населения Забайкальского края, выраженное ростом реальных денежных доходов, повышением доступности и удовлетворенности качеством оказываемых услуг в сферах образования и здравоохранения, улучшением качества здоровья. На третьем этапе должен быть обеспечен стабильный рост численности населения края через создание условий для жизни и работы, в том числе за счет миграционного прироста.

Кратко об особенностях направлений экономического развития, предложенных в проекте Стратегии.

Для начала приведу некоторые цифры, характеризующие развитие края в предыдущие пять лет, чтобы обозначить ту ситуацию, которая является отправной точкой реализации стратегических приоритетов. В посткризисный период мы смогли не просто восстановить экономику, но и по некоторым показателям превысить среднероссийский уровень.

Валовой региональный продукт за 5 лет увеличился на 24,9 % (по России на 9,1 %). В 2011 году темп роста ВРП составил 107,8 %, тогда как в среднем по России этот показатель 105,4 %.

Рост промышленного производства за 2008—2012 год составил 111 % (по России – 106,1 %), в том числе добыча минерально-сырьевых ресурсов увеличилась в 1,3 раза, производство электроэнергии и тепла – на 10,9 %, продукции металлургического производства – на 9,5 %.

В предыдущие пять лет в добывающей промышленности края заработали 26 новых промышленных предприятия. Среди них – Тугнуйская обогатительная фабрика, Ново-Широкинский рудник, Ильдиканзолото, Прииск «Каракканский», ряд золотодобывающих артелей.

В Краснокаменске на Приаргунском горно-химическом комбинате введены сернокислотный завод, первая очередь рудника № 8, ведется строительство рудника № 6.
В посткризисный период возобновлена деятельность Дарасунского рудника.

В машиностроительном комплексе предприятиями начат выпуск новой для края продукции. 88 ЦАРЗ освоил сборку мини-грузовиков «Гуран», Дарасунский завод горного оборудования начал производство новых типов шахтных буровых установок, Читинский машиностроительный завод начал выпуск тепловых насосов. Востребованы у сельхозпроизводителей края выпускаемые Приаргунским агроремтехпредприятием рулонные прессы.

Практически выполнен первый этап реализации проекта по развитию юго-востока Забайкальского края – завершены основные работы на строительстве железнодорожной ветки «Нарын-Лугокан». Начата добыча на Апсатском месторождении коксующего угля.

В 2013 году сохранились основные позитивные тенденции в динамике показателей. За первые 4 месяца текущего года Забайкальский край занимает третью позицию в рейтинге СФО по индексу промышленного производства. Индекс промышленного производства достиг значения 109,9 %, значительно превысив среднероссийский уровень и показатель по Сибирскому федеральному округу (Россия – 100,5 %, СФО – 102,3 %).

За пять лет индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 122,2 %, в то время как по России – 116,8 %, а по Сибирскому федеральному округу снизился на 0,7 %.

В предыдущие пять лет отмечалась положительная динамика в жилищном строительстве. В 2012 году было построено в 1,3 раза больше, чем в 2007 году. В течение пяти лет построено и реконструировано около 800 км федеральных, региональных и местных автомобильных дорог с твердым покрытием.

В социальной сфере построены и введены 7 крупных объектов в здравоохранении (краевой перинатальный центр, онкологический диспансер, краевая детская инфекционная больница в г. Чите, отделение скорой медицинской помощи и станция переливания крови в п. Агинское, районная больница в п. Забайкальск), 22 типовых здания школ и детских садов, 7 объектов в сфере социальной защиты.

Позитивная динамика развития реального сектора экономики позволила улучшить показатели уровня и качества жизни населения нашего края. Уже в январе-марте среднемесячная номинальная заработная плата жителей региона выросла на 10,7 % (реальная – на 3,6 %) и достигла 24 тысячи 548 рублей. По данному показателю мы на 4 месте в Сибирском федеральном округе.

Несмотря на обозначенные позитивные результаты, «новой экономики» в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и других отраслях еще очень мало. И уже в среднесрочном периоде при высокой базе предыдущих лет без интенсификации инвестиционной деятельности, без внедрения новых технологий, новых механизмов и инструментов, новых управленческих решений динамика развития может быть снижена.

Как я уже говорил, экономический рост будет достигаться путем параллельного развития доминирующих для Забайкальского края отраслей и альтернативных направлений.

Первое – это развитие малого и среднего предпринимательства.

Так как не все районы имеют значительный промышленный и ресурсный потенциал, то основной движущей силой их развития должен стать малый бизнес, не торговый, а производственный.

В последние годы отмечалась позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства: увеличились количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (на 19,4 % к уровню 2008 года), оборот (на 3,8 %).Вместе с тем, показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства, продолжают оставаться ниже среднероссийского уровня и Сибирского федерального округа.

Основными направлениями повышения эффективности малого бизнеса в крае в проекте Стратегии обозначены:
• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
• содействие интеграционному взаимодействию малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом;
• совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
• содействие в использовании инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства;
• государственная поддержка молодежного предпринимательства;
• государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности;
• развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.

Второе — это развитие минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности. Это традиционно приоритетная для нас отрасль. Уже активно начата реализация крупных проектов по созданию горно-металлургического комплекса на севере края в Каларском районе и горно-перерабатывающего комплекса в юго-восточных районах края. Эти территории выделены как зоны опережающего развития. Их развитие будет способствовать хозяйственному освоению периферийных слаборазвитых территорий севера и востока края, упрочнению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории края. Полная реализация этих проектов позволит производить конкурентоспособной промышленной продукции в 1,4 раза больше, чем в настоящее время производит вся промышленность региона.

Третье направление – это развитие топливно-энергетического комплекса. Учитывая, что основные инвестиционные проекты размещены в отдаленных, труднодоступных и энергетически дефицитных районах, в планируемом периоде актуальным направлением является развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.

В рамках данного направления в проект Стратегии включены мероприятия, которые вошли в Государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Они представлены на слайде:

• проектирование и строительство 4-го блока на Харанорской ГРЭС, ВЛ-220 кВ Харанорская ГРЭС – ГОК (Газимурский Завод – Нерчинский Завод), что создаст энергетическую основу для горно-перерабатывающих комплексов на юго-востоке края;
• развитие энергетической инфраструктуры на Севере края;
• завершение электрификации железнодорожной ветки «Карымская — Забайкальск»;
• ввод в действие железной дороги «Нарын – Газимурский Завод» с технологическими ответвлениями на строящиеся ГОКи;
• завершение реконструкции автомобильной дороги А-350 «Чита – Забайкальск», реконструкция участков и дорог регионального и местного значения «Краснокаменск – Мациевская», «Могойтуй – Сретенск – Олочи», «Приаргунск – Краснокаменск», «Приаргунск – Старый Цурухайтуй», «Сретенск – Усть – Карск» и др. ;
• реконструкция аэропортов г. Чита, г. Краснокаменск, п. Новая Чара.

Четвертое направление – формирование конкурентоспособного агропромышленного комплекса. Это исходное конкурентное преимущество края, реализация которого возможна в силу высокой востребованности экологически чистой местной продукции внутренним и межрегиональным рынками.
Основными направлениями развития данной сферы в проекте Стратегии обозначены:
• двухкратное увеличение численности крупного рогатого скота специализированных мясных пород, овец и лошадей к 2020 году, с выходом на лидирующие позиции на байкальско-дальневосточных продовольственных рынках на основе «брендирования» забайкальской баранины и говядины, как лучшей в регионе продукции, способной конкурировать с импортным мясом;
• формирование сектора растениеводства на основе расширения зернового клина и увеличения посевов масличных культур в приграничных и других растениеводческих районах края;
• развитие крупных центров современной переработки сельхозпродукции, способных выпускать конечную продукцию мирового уровня, в основных районах животноводства и растениеводства.

Эффективной реализации указанных направлений будет способствовать «малая индустриализация» в агропромышленном комплексе, связанная, прежде всего, с внедрением новейших технологий, соответствующих современным стандартам, обновлением техники, в том числе парка сельхозмашин. В животноводстве должны внедряться усовершенствованные методы по выращиванию скота, в растениеводстве — новые селекционные сорта. Современные технологии должны внедряться и в системах орошения земли, перерабатывающей промышленности.

Все это позволит нам повысить уровень обеспечения населения местной сельскохозяйственной продукцией.

В рамах обозначенных приоритетных направлений развития АПК в долгосрочный период намечена реализация опорных инвестиционных проектов. Информация представлена на слайде:
• структурно-технологическое завершение и вывод в 2013–2014 гг. холдингом «Талина» на полную мощность мясокомбината «Даурский», способного вести промышленный забой всех видов скота и осуществлять глубокую переработку животноводческой продукции на современном конкурентоспособном уровне;
• строительство и ввод в действие в 2013–2014 гг. в г. Краснокаменск завода по глубокой переработке рапса, с мощностью выпуска 80 тонн растительного масла и 180 тонн высокобелкового жмыха в сутки (Группа компаний «Сибирь»);
• создание агроиндустриального парка в Приаргунском и соседних районах, с основной специализацией по производству и переработке зерновых и масличных культур, продукции мясного скотоводства;
• создание агроиндустриального парка в Агинском Бурятском круге, с основной специализацией по выращиванию и переработке продукции овцеводства;
• строительство холдингом «Талина» крупного комбикормового завода и свинокомплекса промышленного типа с объемом годового производства в 110 тыс. тонн полнорационных комбикормов для всех видов скота и 12 тыс. тонн свинины;
• формирование на территории Забайкальского края и Республики Бурятия крупнейшего в байкальско-дальневосточном регионе мясного кластера с общей численностью разводимого крупного рогатого скота, тонкорунных и грубошерстных овец и табунных лошадей до 3 млн. голов, 5 млн. голов и 500 тыс. голов соответственно. Целью проекта будет завоевание мясной продукцией Забайкалья доминирующей доли на рынках Дальнего Востока.

Кроме реализации крупных опорных проектов в крае будет продолжена работа по модернизации и строительству малых и средних предприятий по промышленному забою скота, переработке молока и зерна, производству комбикормов, зоотехническому и другому обслуживанию КФХ и хозяйств населения, ремонту сельхозтехники и материально-техническому обслуживанию сельхозпредприятий.

Пятое направление – развитие строительного комплекса. Эта отрасль относится к числу ключевых и во многом определяет решение социальных, экономических и технологических задач развития экономики. Стройиндустрия — мощная подсистема, непосредственно влияющая на развитие территории и объединяющая множество отраслей, производств и организаций.

Одна из самых сложных проблем в этой отрасли края – это отсутствие собственных производств цемента, стекла, кровельных материалов, санфаянса, отделочных материалов, отопительных приборов, лакокрасочных материалов. Поэтому большинство строительных материалов завозится из других регионов, что повышает себестоимость строительных работ.

В связи с этим одним из приоритетов определено развитие комплекса стройиндустрии и производственных мощностей по выпуску стройматериалов. Во многом этому будет способствовать реализация проектов по созданию крупных конкурентоспособных производств: строительство на стыке границ Оловяннинского и Могойтуйского районов современного цементного завода с мощностью 1,3 млн. тонн продукции в год и создание лесоперерабатывающего комплекса в п. Амазар Могочинского района. Информация по проектам на слайдах.

Шестое направление развития экономики, обозначенное в проекте Стратегии, — это развитие машиностроительного комплекса. Основное, чему будет уделено внимание в этой отрасли, это реструктуризации профильной деятельности существующих машиностроительных и ремонтно-технических предприятий края с основательной технической и технологической модернизацией производственных баз.

Приоритетными направлениями развития машиностроительного комплекса определены: освоение производства новых видов продукции, внедрение новых разработок в реальный сектор экономики. Прежде всего, это касается разработок для горнодобывающего сектора. Кроме того, одним из приоритетов в машиностроении для нас является увеличение доли государственного заказа.

В проекте Стратегии территориально-пространственная организация производств рассматривается через создание и развитие парковых и кластерных образований, через формирование новых высокотехнологичных обрабатывающих и перерабатывающих производств на базе специально создаваемых промышленных (индустриальных) парков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, а также налоговыми и другими льготами для резидентов. Это позволит решать одну из важнейших задач, поставленных в Указе Президента, по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Повторю, оперативная стратегическая цель – создание более 31 тысячи высокопроизводительных рабочих мест.
Среди проектов по созданию промпарков, включенных в проект Стратегии:

— создание промышленного парка в г. Краснокаменск;
На отводимой территории уже функционирует наиболее современный и крупный в регионе мясокомбинат «Даурия», на стадии строительства находится другой важный проект АПК края – завод по глубокой переработке рапса. Развитие промпарка будет тесно переплетаться с развитием планируемого в Приаргунском и соседних с ним районах агроиндустриального парка, поэтому в составе его резидентов появятся современный комбикормовый завод, заводы по сборке и изготовлению сельскохозяйственной техники и орудий, малые и средние производства в рамках развития приграничного сотрудничества и внешнеторговой деятельности, в том числе с участием иностранных компаний.

— создание Кенонского и Кадалинского промышленных парков в г. Чита;
Здесь преимущественно должны разместиться новые промышленные предприятия, в том числе с участием иностранных инвесторов, специализирующиеся на производстве потребительских и продовольственных товаров, строительных материалов и конструкций, бытовой, коммунальной, строительной и другой техники. Значительная часть из них будет относиться к субъектам среднего и малого предпринимательства.

— развитие промышленного парка в п. Могойтуй.
Связано с размещением здесь малых и средних предприятий, в т. ч. совместных, специализирующихся на выпуске мебели и других потребительских товаров, строительных и иных материалов, продуктов переработки шерсти, овчин и прочей сельхозпродукции. На территории парка будут созданы перерабатывающие производства, входящие в состав агроиндустриального парка, образованного в целом в границах Агинского Бурятского округа – предприятия по глубокой переработке овечьей шерсти, швейные производства и др.

Эффективное местное самоуправление — одно из условий социально-экономического развития территорий края и края в целом. Поэтому оно определено одним из стратегических приоритетов для долгосрочного развития Забайкальского края. В Забайкальском крае местное самоуправление встроено в систему стратегического планирования и управления, что и обусловило наличие этого приоритета в Стратегии.

Местное самоуправление — это та власть, которая наиболее приближена к населению, формируется самим населением, ему непосредственно подконтрольна и решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Исключительным полномочием этой власти является разработка и утверждение программ социально-экономического развития.

В 2007 году в Забайкальском крае введена система комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований, с 2008 года идет этап ее практической реализации. Все муниципальные образования края имеют актуализированные комплексные программы социально-экономического развития.
Их реализация показывает положительную динамику в развитии муниципальных образований как в целом, так в частности малого предпринимательства, промышленности и сельского хозяйства, потребительского рынка, уровня жизни населения.

В 2014 году предстоит разработка комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований на новый 5-летний период с учетом приоритетов Стратегии. Эти программы, учитывая опыт предыдущих, должны стать более реальными и ориентированными на результат.

В Стратегии намечены основные инструменты снижения зависимости местного самоуправления от вышестоящих уровней бюджетной системы, которые сегодня тормозят его развитие, а именно: через совершенствование и пересмотр принципов межбюджетных отношений от инструмента выравнивания к инструменту развития.

Учитывая, что большая часть забайкальских муниципальных образований – это сельские поселения, особое внимание в Стратегии направлено на развитие сельских территорий.

Уровень и качество жизни человека на селе остаются на низком уровне. Продолжает нарастать депопуляция сельских территорий.

Качество сельской инфраструктуры ухудшается: сокращение сети сельских школ, амбулаторий, других социально-значимых объектов. Не развивается межмуниципальное сотрудничество, которое именно для сельских поселений может оказаться одним из наиболее эффективных и полезных.

В связи с этим приоритетными направлениями развития сельских территорий в проекте Стратегии обозначены: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Развитие межмуниципального сотрудничества в проекте Стратегии предусмотрено через организацию заготовительной деятельности, переработки и сбыта сельскими поселениями в города мелкотоварной сельскохозяйственной продукции.

Как я уже говорил, Забайкальский край включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых допускается создание зон территориального развития. На сегодняшний день перед краем стоит задача подготовить всю необходимую нормативно-правовую базу, определиться с критериями включения муниципальных образований в зону территориального развития. Уже сейчас могу отметить, что это будут те муниципальные образования, которые имеют хороший потенциал развития. Эти районы и станут «локомотивами» развития края, способными задать импульс всему краю, вывести Забайкалье на более высокий уровень социального и экономического развития.

В проекте Стратегии основательно проработаны разделы по развитию человеческого капитала, то есть социальной сферы. Определены приоритеты, целевые индикаторы, позволяющие достижение главной цели Стратегии – повышение уровня жизни населения. В результате их реализации социальная сфера должна стать современной, доступной для населения, с высоким качеством предоставления услуг.

В целом стратегические приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года определены и рассчитаны с учетом Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, от 21 августа 2012 года № 1199. Обратите внимание на слайд. Реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут в 2 раза, ВРП увеличится в 2,7 раза к 2030 году, промышленное производство в 2,2 раза, в 1,5 раза увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции, .

Механизмы реализации Стратегии.

Система механизмов реализации Стратегии сформирована в соответствии с Законом Забайкальского края от 22 декабря 2009 года № 322-ЗЗК «О стратегическом планировании в Забайкальском крае» и включает в себя разработку и реализацию:
• Программ социально-экономического развития на периоды до 2015, 2020, 2025, 2030 годов;
• Инвестиционной стратегии Забайкальского края на период до 2030 года;
• государственных программ Забайкальского края по стратегическим приоритетам;
• краевых долгосрочных целевых программ по отраслевым приоритетам;
• ведомственных целевых программ по отраслевым приоритетам;
• среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Забайкальского края.

Для реализации Стратегии в качестве инструментов ее реализации будет задействована вся инвестпроводящая инфраструктура, актуальная для Забайкальского края Она представлена на слайде:
• Инвестиционный фонд Российской Федерации;
• Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
• Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
• Корпорация развития Забайкальского края;
• инфраструктура развития малого бизнеса;
• инфраструктура поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.

Механизмом оперативного реагирования является План мероприятий по реализации Стратегии и мониторинг по реализации стратегических приоритетов и достижения целевых индикаторов.



Любой желающий – это заявлено организаторами – имеет возможность высказать свои пожелания по поводу развития обозначенных отраслей. Сделать это можно прямо в комментариях под этим и другими текстами, которые будут приурочены к площадкам, или направив сообщение на адрес электронной почты, который станет известен позже – он будет опубликован на Читинском городском портале.

НазадВперёд
25 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На бумаге выглядит красиво и многообещающе. Долгосрочный стратегический рамочный документ безусловно необходим. Однако, 2030 год далеко. Необходимо ввести промежуточные очевидные показатели. Желательно ежегодные. И пресональная ответственность руководителей вплоть до министров, руководителей департаментов и Губернатора. Система реализации должна быть прозрачной. В плановом хозяйстве проводилось поэтапное снижение цен на ЖКХ, продукты питания и ГСМ. Необходимы подобные показатели понятные каждому жителю. Если благосостояние до 30 года должно вырасти в 2 раза, то человек должен ежегодно видеть прибавку реальных доходов прмерно на 6%. Не зарплаты на 6%, а реальных доходов. Тоесть после уплаты ЖКХ, транспортных расходов и продуктов питания остаточные средства дожны увеличиваться на указанный процент. Ежегодно. Если после 2-3 лет указанные показатели не реализованы - ответственные лица вплоть до Губернатора должны оставить свои посты и понести ответственность за срывы сроков реализации Стратегии.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я не знаю как там в государственном управлении, но в любом коммерческом проекте (серьезном) всегда закладываются контрольные точки.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я желающий высказать свои пожелания по поводу развития Забайкальского края:

1. Никакого развития промышленности в крае не будет с такими ценами на электроэнергию, нужно строить АЭС в Краснокаменске,

а излишки продавать в Китай. Да неэкологично, но с углем никакой экологии тоже нет, эксперты ООН в отчете про уголь уже написали.

2. Разрешить частникам добычу золота, издревле в Забайкалье люди золото добывали, много здесь мелких россыпей куда драгу

тащить нерентабельно, однако их не трожь! Чиновники сказали: мы этот промысел контролировать не можем, потому запретить!

Вот так и живем на золоте с пустым корытом.

3. Создать в Забайкальске игровую безвизовую зону с казино, в свое время основной доход читинских казино был именно с китайцев. Так как в Китае казино запрещены, отбоя от клиентов не будет, нужно пользоваться сложившейся ситуацией и возвращать огромные

российские деньги вывозимые в Манжурию, пускай и таким путем.

Очень много еще можно сделать в Забайкалье для развития края, но не со старой гениатулинской командой чиновников,

все что они смогли сделать они уже сделали и глупо ждать от них прорыва.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Верно мыслите. Первым был М.Б. Ходорковский который де факто покусился на одну из самых священных традиций империи Российской: на право чиновника вечно и бесконтрольно крышевать и грабить предпринимателя.

Вот за это и сел навсегда.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще организовать в Чите самостоятельное ООО от "Роснефти", а не аппендицит- филиал, как сейчас.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Еще лучше организовать в ЗК ООО которое покупает нефть в Китае подешевле и из нее делать бензин. Так же можно в Китае покупать электроэнергию и уголь по доступным ценам. Снизятся тарифы на ЖКХ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На выступлении Галсанова трудно было не уснуть. Есть ощущение что это все слова ради слов и циферки ради циферок. Предпринимателей по моему опять не услышали.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

The show must go on..!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У меня такое предложение:

-Добиться, чтобы Москва разрешила здесь иметь собственный аффинажный завод с клеймом 999.А то наши золотари за бешенный деньги отправляют всё добытое золото для аффинажа за пределы края. В своё время, годах эдак в конце 90-х даже было закуплено оборудование, запущена линия. Опытные образцы слитков были сделаны. Однако, Москва не дала разрешение на клеймо 999 и всё пошло прахом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Во первых 9999 четыре девятки. Во вторых ЗК добывает мизер золота по сравнению с Магаданом, Амурской и Иркутской областями и Красноярским краем. Строить афинажный завод не рентабельно не один хозяин не возьмется. В третьих ни одного стратегически важного объекта на территории ЗК строиться не будет по причине очень близкого расположения самого лучшего длуга №1. Вот и все. Добывайте золото как можете и сдавайте нелегальным скупщикам. Не забудьте отстегнуть кому надо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Насчёт пробы,извините, не соглашусь. А что касается Иркутской области и Амурской- почему думаете, что они откажутся везти к нам? Не обязательно везти в Красноярск или Новосибирск. Тем более, что оборудование,действительно, было к нам завезено и установлено.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

состояние экономики такое тяжелое (реально тяжелое), что без мощных финансовых вливаний федерального бюджета ( и вне в рамках программы развития Дальнего Востока и Сибири, а отдельной, именно по Забайкалью программы, учитываю геополитическое положение края) НИЧЕГО невозможно сделать, ничего! слишком все запущено с точки зрения состояния экономики, а главное -социума. Уехали специалисты все направлений (медицины,образования, геология и т.д.), и соотечественники ,которых мы ждем из-за рубежа, -это неквалифицированные люди, они и русски плохо говорят, у них нет специальностей (будут улицы подметать и из теста что-то жарить да продавать). Они не "поднимут" Забайкалье. И все эти слушанья прогнозов и отчетов - игра для души. Нужно понимать,что люди,занимающие свои кресла,должны что-то делать, но при всем их желании, они не переломят ситуацию, нет у них возможностей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

верно состояние экономики Забайкалья унылое, спасибо товарисчу Гениатулину за это

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"В связи с тем, что на первом этапе предприятия реального сектора и малый бизнес будут недостаточно готовы к восприятию инноваций, на втором этапе должна активно осуществляться модернизация производства не только крупных предприятий, но и субъектов малого и среднего бизнеса." - Что это значит? Объясните, пожалуйста. Почему на первом этапе (на каком первом этапе - в первую пятилетку?) предприятия реального сектора и малый бизнес будут недостаточно готовы к восприятию инноваций?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"В последние годы отмечалась позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства: увеличились количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (на 19,4 % к уровню 2008 года), оборот (на 3,8 %)." А ИО министра экономического развития и промышленной политики Забайкальского края господин Б Гасанов (или все же Галсанов) в курсе, сколько индивидуальных предпринимателей вынуждены были прекратить свою деятельность в этом году?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошие приоритеты: улучшить жизнь, доходы населения, увеличить занятость, инвестиции. Благо Аллах поможет и пришлет денег.

Приоритет социально-экономического развития края один: увеличение доходов бюджетов всех уровней (все остальное-пойдет прицепом, поэтому «экспертное сообщество, молодёжное правительство, профессиональные союзы, политические партии, общественные организации и все активные жители края» можно отпускать по домам). Увеличение за счет чего? За счет налогов и сборов (ничего другого больше и нет). Увеличивать не размер налогов, а количество предприятий и предпринимателей. Можно навыдумывать и предложить массу предприятий, высокорентабельных, востребованных, способных конкурировать на международном рынке, но откуда взяться людям, способным их возглавить и рулить ими? Стратегическая задача - подготовка кадров. Не профессорами университетов и не бизнес тренерами, работающими за заработную плату, а Филоничем, Белоноговым, Ильковским, другими депутатами-предпринимателями бесплатно (раз депутаты, пора краю помогать не только голосованиями,но и подготовкой подрастающего поколения). Создать обучение прямо при администрации края. Практика прямо на предприятиях под руководством директоров. Думаю только так можно вырулить ситуацию.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

каждому муниципальному району, образованию поручить организовать такие центры прямо при администрациях, закрепить за ними депутатов-предпринимателей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вторым этапом добиваться у президента снижения налогового бремени для предприятий малого и среднего бизнеса в крае. Регион депрессивный, какой смысл драть с нищих последнее?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как вариант на территории Краснокаменска можно организовать производство не просто рапсового масла, а более глубокую переработку до получения биодизеля. Данный вид топлива обладает значительными преимуществами: биологическая безвредность (в случае попадания в почву биодизель перерабатывается за месяц микроорганизмами на 99%), меньшее количество выбросов углекислого газа, малое содержание серы, хорошие смазочные характеристики, увеличение срока службы двигателя, высокая температура воспламения (для биодизеля ее значение превышает 100°С, что позволяет назвать биогорючее относительно безопасным веществом), более высокое октановое число (для минерального дизтоплива октановое число составляет 50-52, а октановое число для биодизеля - 56-58). В качестве реагентов надо само масло и метанол + катализатор. На выходе биодизель и глицерин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще можно из стеблей злаковых растений изготавливать плиты для строительства домов и мебели. А из отходов древесины можно изготавливать пилеты.

Для этого нужны деньги, оборудование, потребители.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, для использования пилетов нужны специальные печи, организовать и их выпуск. Главное все придумано, только в путь!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Или можно все это покупать у соседей и продавать в три дорого, как обычно действует наш бизнес, купи-продай!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Официально оформить ЗК как ссыльно-каторжную зону, обнести колючкой, а всем приличным людям уехать подальше! Достали уже про светлое будущее расказывать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А на Сретенске, Нерчинске, Балее и на поселке Кокуй читинскими "прожектерами" видимо будет поставлен один жирный крест? Всё "бурное" соцально-экономическое развитие края будет сосредоточено в Чите, Краснокаменске и поселке Могойтуй?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ПРЕДЛАГАЮ: 1. Вернуть СРЕТЕНСКУ статус центра по подготовке специалистов среднего звена. Ещё несколько десятилетий назад в городе работали Педагогическое училище, Сельскохозяйственный техникум и Финансовый техникум. Зачем все средние специальные учебные заведения сосредотачивать в краевом центре? Считаю, что большинство колледжей должны быть выведены из Читы в малые города. 2. В СРЕТЕНСКОМ ЗАТОНЕ построить краевой яхт-клуб (или лодочную станцию) с крытым гаражом для частных маломерных судов. 3. В СРЕТЕНСКОМ РАЙОНЕ, в месте впадения в реку Шилка её притоков: Куренга или Куэнга или других речек, построить рыборазводный завод. Ведь в реке Шилка и в её истоках и притоках практически исчезли ценные промысловые виды рыб. 4. В СРЕТЕНСКОМ РАЙОНЕ восстановить некогда очень популярный среди забайкальцев Дом отдыха "Чалбучи". 5. Принять неотложные меры по спасению от разрушения исторических памятников (объектов культурного наследия) в НЕРЧИНСКЕ, СРЕТЕНСКЕ и в ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКЕ. Без этих мер невозможно серьезно заявлять о планах по развитию туризма в Забайкальском крае.