Р!
23 СЕНТЯБРЯ 2021
22 сентября 2021

Плюс 41 миллиард – минфин края озвучил планы до 2030 года

24 июня правительство Забайкальского края приступило к обсуждению проекта стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. По итогам 11 выступлений исполняющих обязанности министров должна быть сформирована предвыборная программа временно исполняющего обязанности губернатора Константина Ильковского – она же стратегия развития региона в обозначенный период времени.

При формировании программы в качестве фокус-группы выбрано молодёжное правительство региона, члены которого слушают доклады исполняющих обязанности министров. На доклад каждого министра также приглашаются внешние эксперты, которые могут задавать вопросы и участвовать в обсуждении. Также в процессе будет участвовать «Единая Россия», которая проведёт анкетирование населения на предмет того, как должен развиваться регион.

25 июня по своему направлению отчитывался исполняющий обязанности министра финансов Андрей Кефер. Управление пресс-службы и информации губернатора Забайкальского края по итогам площадки подготовило пресс-релиз, в котором отмечено, что приоритетами бюджетной политики края являются обеспечение сбалансированности и реалистичности консолидированного бюджета, увеличение собственных доходов бюджетов всех уровней, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение открытости бюджетного процесса.

Обязательным условием роста краевых доходов исполняющий обязанности министра считает поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не препятствует устойчивому экономическому росту и, с другой стороны, отвечает потребностям региона в доходах для предоставления государственных услуг в социальной сфере.

По словам Андрея Кефера, в Забайкальском крае будут реализованы следующие меры в области налоговой политики. Внедрение налоговых льгот и преференций, стимулирующих привлечение инвестиций и модернизацию экономики. Проведение оценки эффективности налоговых льгот по региональным налогам на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на прибыль организаций в части снижения налоговой ставки на 4,5% – с последующим внесением изменений в законодательство Забайкальского края о налогах и сборах. Выявление неучтённых для целей налогообложения объектов недвижимости, повышение уровня собираемости налогов за счёт сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов и легализации «теневого» бизнеса.

По словам исполняющего обязанности министра, реализация этих мер позволит увеличить объём налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края за период 2010—2030 годы более чем в 2,5 раза, – с 26 до 67 миллиардов рублей. Это снизит дотационность бюджета и повысит финансовую самостоятельность Забайкальского края.

«Требует решения вопрос повышения качества предоставляемых населению государственных услуг, – приводит пресс-служба слова Кефера. – Прежде всего, это относится к образованию, здравоохранению и культуре. Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников. Инструмент государственных заданий позволяет использовать прозрачные инструменты выявления эффективных и неэффективных учреждений. В конечном итоге это поспособствует появлению конкурентных условий, при которых производить некачественные услуги будет невыгодно».
Сделать расходы региона более открытыми, по словам Андрея Кефера, призвано развитие системы «Электронный бюджет», которая обеспечит доступность информации о бюджетном процессе и параметрах бюджета в форме, доступной не только финансистам, но и всем жителям региона.

Стратегическими целями бюджетной политики края являются обеспечение стабильности региональных финансов и устойчивого развития бюджетной системы, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение открытости бюджетного процесса.
Для достижения стратегических целей долгосрочного бюджетного планирования необходимо решение следующих задач:

1) Сохранение и развитие доходного потенциала Забайкальского края
Это очень декларативная задача. В рамках ее реализации можно долго шаблонными фразами рассуждать о принципах нейтральности и справедливости налоговой системы, об уровне налоговой нагрузки. Об этом мы постоянно спорим с коллегами из Минэкономразвития края, они научными фразами доказывают необходимость данной работы. Мы, финансисты, говорим, не учите нас жить — дайте денег. Поэтому хотелось бы тезисно, кратко и по делу обозначить основные моменты по задаче об улучшении деловой активности, налоговом климате, внедрении комплекса мер и т.д.
Первое. В целях стимулирования инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкаль-ского края, Республики Бурятия и Иркутской области приняты в 1 чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2014 года инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, с объемом капиталовложений не менее 150,0 млн. рублей в течение 3-х лет со дня включения организации в реестр участников или 500,0 млн. рублей в течение 5 лет, будут предоставлены следующие льготы по налогу на прибыль организаций:
— обнуляется налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет;
— налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ может быть снижена законами субъектов РФ до 0% в первые 5 лет и до 10% в последующие 5 лет.
Считаем, что данная мера налогового стимулирования будет способствовать созданию новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территории края и, соответ-ственно, увеличит налоговые поступления в бюджет.
Второе. 2. Проведение оценки эффективности и результатов применения налоговых льгот. Министерство финансов всегда вы-ступает за предоставление налоговых льгот, но с одним условием – с проведением оценки эффективности налоговых льгот. Это льготы, направленные на социальную поддержку незащищенных категорий населения. Так, например, снижение на 4 процента ставки по налогу на прибыль для общественных организаций инвалидов способствовало созданию рабочих мест и занятости людей с огра-ниченными возможностями.
Или, другой пример — освобождение от уплаты налога на имущество организаций, производящих сельхозпродукцию, дало возможность развернуть бизнес местным производителям, а в даль-нейшем принесет весомый экономический и бюджетный эффект, превышающий значительно выпадающие доходы по льготе.
Справочно, в 2012 году потери от предоставления льгот по ре-гиональным налогам составили всего 12,9 млн.рублей, что компен-сировалось увеличением поступлений по другим налогам.
Актуальной остается проблема сбора информации о суммах предоставленных налоговых льгот. Налоговые органы, в силу возложенных на них обязанностей, осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиком, имеют право истребовать дополнительную информацию для обоснования права на льготу. В настоящее время направлены на согласование в УФНС по Забайкальскому краю изменения в постановление Правительства, в соответствии с которым рекомендовано Управлению Федеральной налоговой службы в целях проведения оценки эффективности предоставления льгот, ежегодно информировать Министерство финансов о суммах налоговых льгот, предоставленных за истекший налоговый период, в разрезе видов налогов и категорий налогоплательщиков. Это позволит нам понять эффективность и финансовый результат от предоставления той или иной льготы и т.д. Очень надеемся на то, что коллеги из налоговой службы нас поддержат.
3. Совершенствование и улучшение процедуры налогового администрирования, включая повышение уровня собираемости налогов, которое может быть обеспечено за счет сокращения воз-можностей уклонения от уплаты налогов и легализации «теневого» бизнеса.
В настоящее время разработан проект типового Соглашения о взаимном сотрудничестве между Правительством Забайкальского края и 90 организациями, являющимися крупнейшими плательщи-ками консолидированного бюджета.
Заключение Соглашения позволит:
— осуществлять взаимодействие с крупнейшими налогопла-тельщиками, обязательным условием для которых станет поста-новка на налоговый учет своих обособленных подразделений, а также вновь созданных подразделений в Забайкальском крае, по месту осуществления деятельности.
— обеспечить контроль за уплатой налогов и сборов в консоли-дированный бюджет края своевременно и в полном объеме, уход от «теневой» заработной платы и участие в финансировании социаль-ных и других проектов края.
Правительство Забайкальского края, в случае снижения соци-ально-экономических показателей деятельности организации, в оперативном порядке сможет оценить ситуацию, сложившуюся по организациям – участникам Соглашения, и принять соответству-ющие меры по выходу организаций из кризисных ситуаций.
Реализация всех вышеперечисленных мероприятий в рамках этой задачи позволит увеличить объем налоговых и неналоговых дохо-дов в консолидированный бюджет Забайкальского края за период 2013 — 2030 годы с 32,6 млрд. рублей до 67,3 млрд. рублей. Уве-личение коэффициента автономии бюджета края в результате роста объема доходов консолидированного бюджета в 2,1 раза, позволит обеспечить снижение дотационности консолидированного бюд-жета и повышение финансовой самостоятельности Забайкальского края.

2) Совершенствование финансовой поддержки местных бюдже-тов
К сожалению, в настоящее время сложился устойчивый миф о пол-ном отсутствии средств в местных бюджетах.
Попытаюсь доказать обратное. За 2012 год в муниципальные образования перечислено межбюджетных трансфертов более 12 млрд. рублей. Собственные доходы обеспечены в объеме 8 млрд. рублей, что на итоге составляет более 20 млрд. рублей. Таким обра-зом, на уровне муниципальных бюджетов осуществляется более 40 процентов всех расходов консолидированного бюджета края. Т.е. проблема совершенствования межбюджетных отношений очень важна.
В 2012 году действовала новая концепция формирования межбюджетных отношений. Так, в целях выравнивания финансовых возможностей территорий, были установлены дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (го-родских округов) от налога на доходы физических лиц взамен до-тации.
Итоги показали, что фактически во многих муниципальных районах было получено налога на доходы физических лиц сверх изначально утвержденного плана. Суммарный результат по муни-ципальным образованиям и городским округам края составил более 100 млн. рублей дополнительных доходов к расчетному показателю «замены дотации». Это и есть стимулы органов местного само-управления.
Для решения вопросов сбалансированности бюджетам муни-ципальных районов и городских округов предоставлено бюджетных кредитов на 292 млн. рублей (на социально значимые цели: ремонт и переоборудование школ и дошкольных учреждений, капремонт объектов ЖКХ).
В рамках краевой долгосрочной программы «Жилище» в бюд-жеты муниципальных образований направлены субсидии на реали-зацию мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфра-структуры к осенне-зимнему периоду 2012—2013 годов в сумме 280,0 млн. рублей и на компенсацию дополнительных расходов ор-ганизаций коммунального комплекса, в сумме 300,0 млн. рублей.
При таком значительном объеме ресурсов оценка эффективности и качества управления муниципальными финансами просто необходима.
Межбюджетные отношения планируется построить так, чтобы те, кто движется вперед, максимально используя при этом соб-ственные ресурсы, могли гарантированно рассчитывать на государ-ственную поддержку, иметь стимулы для развития экономики, до-ходного потенциала.
Новый этап развития межбюджетных отношений с учетом пе-рераспределения расходных полномочий по организации дошколь-ного образования с 1 января 2014 года требует переосмысления ос-новных подходов к взаимоотношениям с муниципальными образо-ваниями края.
Одной из наиболее сложных задач межбюджетного регулиро-вания является обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о планирова-нии расходов местных бюджетов на основе минимальных стандар-тов.
Расчеты показывают, что указанный метод вызовет необходи-мость увеличения помощи местным бюджетам минимум в 2 – 2,5 раза. Это в условиях перераспределения полномочий на уровень краевого бюджета нереально.
С целью стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований к большей самостоятельности, повы-шения их ответственности за результаты деятельности необходимо осуществить переход к предоставлению муниципалитетам пре-имущественно средств в виде дотаций, а также консолидировать субсидии в рамках ключевых направлений региональной политики.
Установить критерии эффективности и условия предоставления субсидий.
Это позволит четко определять структурные параметры бюд-жетного маневра.

3) Третья задача Правительства края – это проведение взве-шенной долговой политики
Проблема, с которой мы ежегодно сталкиваемся при форми-ровании расходов краевого бюджета – это недостаток собственных средств на обеспечение в полном объеме принятых расходных обя-зательств.
В целом объем средств, необходимый на реализацию расход-ных обязательств Забайкальского края составляет 49,9 млрд. рублей, в первоначальном бюджета 2013 года расходы предусмотрены исходя из доходов и источников дефицита — 38,6 млрд. рублей. Уровень обеспеченности доходными источниками 77,3%. Это го-ворит о наличии в крае большого количества необеспеченных рас-ходных обязательств. Например, в настоящее время принято 54 программы на сумму 6,6 млрд. рублей, а в бюджете края преду-смотрено финансирование только 40 программ на сумму 1,7 млрд. рублей.
Таким образом, принятие финансово не обеспеченных решений, какими бы полезными не были, приводят к негативным последствиям для устойчивости бюджета, для сохранения доверия к проводимой финансовой политике Правительства.
Теперь остановлюсь на долговой политике Правительства За-байкальского края.
Несмотря на огромную работу в 2012 году по сокращению де-фицита бюджета края (практически в 2 раза от плана) значительно возрос объем привлеченных ресурсов (в 2012 году было привлечено 6,1 млрд. рублей). Объем государственного внутреннего долга края по состоянию на 1 января 2013 года увеличился, однако предельные нормативы объема долга не нарушены. Отметим, что устойчивость бюджетной системы края не критична, но находится в очень напряженном состоянии.
Исходя из этого, мы считаем, что работа по сокращению госу-дарственного долга Забайкальского края — особый приоритет в списке поставленных задач.
Механизма списания и реструктуризации долгов не существует. Поэтому, нам пора понять, что с учетом доходных возможностей предел в раздувании «пузыря расходов» уже наступил. И в случае получения дополнительных ресурсов средства должны направляться в первую очередь на сокращение дефицита, т.е. исполнение принятых обязательств и на погашение ранее привлеченных кредитов.
Кредитование ради обеспечения текущих расходов не есть способ решения проблем. Политика кредитования должна быть направлена на поддержку инвестиционных и инфраструктурных изменений в экономике края, которые в последствие приведут к увеличению доходных возможностей бюджета в целом.

4) Повышение эффективности бюджетных расходов
Серьезных возможностей для новых расходных обязательств у нас нет, к сожалению. Они могут появиться лишь в случае перерас-пределения действующего объема бюджета.
В связи с этим, оценка работы министерств должна основываться на умении эффективно осуществлять управление имеющимся бюджетом, а не обосновывать дополнительные потребности в бюджетных ассигнованиях.
Необходимо кратно повысить требования к финансово-экономическим обоснованиям предлагаемых решений. Сегодня стала распространяться практика – подача заявки на дополнительные ресурсы для реализации решений, которые уже были ранее со-гласованы и утверждены с конкретными объемами ресурсов. При этом ответственности за то, что в течение реализации того или иного проекта стоимость значительно возрастает, никто не несет. Такие ситуации – не менее серьезные нарушения финансовой дисциплины, чем нецелевое расходование бюджетных средств. ГРБС должны быть озабочены задачей повышения эффективности бюджетных расходов ежеминутно.
Например, расширяются меры государственной поддержки се-мей, принимающих под опеку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, расходы на меры государ-ственной поддержки семей составляют 39 – 48 процентов стоимости содержания детей в государственных учреждениях. Следовательно, необходимо продолжить работу по оптимизации сети детских домов в части усиления работы по организации передачи большего количества детей под опеку в семью.
Или за счет поэтапного ремонта материальной базы отдельных загородных оздоровительных лагерей возможно увеличение количества смен в отремонтированных лагерях и сокращение лагерей, имеющих здания, не отвечающие нормам СанПиНа, без уменьшения количества оздоравливаемых детей…
На наш взгляд, назрела необходимость изменения системы ин-вестиционных вложений и оказания государственной поддержки хозяйствующим субъектам.
На сегодняшний день перечень объектов капитального строи-тельства, в которые осуществляются бюджетные инвестиции, со-держит не менее 50 объектов, что с учетом недостающих объёмов финансирования приводит к увеличению сроков строительства и к фактическому удорожанию их сметной стоимости (срок строитель-ства составляет от 5 лет и более).
В связи с чем, требуется пересмотреть количество строящихся ежегодно объектов исходя из их приоритетности и первоочередно-сти, что позволит обеспечить их ввод в нормативные сроки строи-тельства и как следствие избежать нерационального расходования средств на удорожание.
Необходимо внедрять практику строительства объектов на условиях государственно-частного партнерства, в рамках которого краевой бюджет может рассчитываться за объект, сданный в экс-плуатацию, в последующие годы. В целом, привлечение частных средств – своего рода гарантия эффективности государственных инвестиций.
Сейчас другого пути, кроме как задействовать принципы ГЧП, нет. Бизнес может и должен прийти в бюджетный сектор, оказывая услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта. Это позволит не только обеспечить рациональное использование бюджетных средств, но и создать стимул для повышения качества этих услуг. В этой плоскости необходимо изыскивать новые не-стандартные методы оказания бюджетных услуг. Это и частные детские сады, и аутсорсинг услуг культуры, частное здравоохране-ние и т.д.
В рамках реализации задачи повышения эффективности бюджетных расходов одним из серьезных моментов является создание гражданского бюджета.
Большинство граждан не понимают финансовую информацию и не могут ее использовать. Да и сама по себе информация о том, сколько произведено расходов без связи с результатами, не пред-ставляет интереса для большинства пользователей.
Мы хотим создать такой бюджет, чтобы гражданское обще-ство, общественные организации и в конечном счете каждый граж-данин мог высказать свое отношение к тем или иным расходам. Высказать свое мнение в части удовлетворенности бюджетными услугами. Увидеть и оценить эффективность произведенных бюд-жетных расходов.
Для этого Минфин ЗК планирует в 2013 году начать разработ-ку 17 государственных программ. Указанные программы будут включать все расходы по соответствующим разделам. Например, программа «Культура», «Образование». Указанные государственные программы будут подкреплены четкими источниками финан-сирования и конкретными показателями итогов работы того или иного министерства.

В целях обеспечения открытости бюджетного процесса планируется создание и развитие системы «Электронный бюджет», позволяющей повысить качество финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий.



Все тексты, приуроченные к обсуждению стратегии развития региона, собраны в спецпроекте «Программа развития Забайкалья» на Читинском городском портале. Предложения в программу можно оставлять в комментариях под любым текстом на эту тему на Читинском городском портале или отправлять на e-mail — zabkrai2030@mail.ru.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила