Р!
08 МАРТА 2021

И животноводство!

24 июня правительство Забайкальского края приступило к обсуждению проекта стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. По итогам 11 выступлений исполняющих обязанности министров должна быть сформирована предвыборная программа временно исполняющего обязанности губернатора Константина Ильковского – она же стратегия развития региона в обозначенный период времени.

При формировании программы в качестве фокус-группы выбрано молодёжное правительство региона, члены которого слушают доклады исполняющих обязанности министров. На доклад каждого министра также приглашаются внешние эксперты, которые могут задавать вопросы и участвовать в обсуждении. Также в процессе будет участвовать «Единая Россия», которая проведёт анкетирование населения на предмет того, как должен развиваться регион.

25 июня стратегию развития сельского хозяйства представил исполняющий обязанности руководителя министерства Владимир Вертипрахов.

На основании его доклада пресс-служба губернатора подготовила пресс-релиз, в котором со ссылкой на Вертипрахова сообщается, что в перспективе животноводство останется главной отраслью сельского хозяйства Забайкальского края и будет определять основную его специализацию.

«Животноводство является ведущей отраслью сельскохозяйственного производства края, доля которого по годам варьирует в интервале 75 – 80%», — сообщается в релизе.

Вертипрахов, по информации пресс-службы, заявил, что наибольшее развитие в крае получили мясное и мясомолочное скотоводство, тонкорунное (мериносовое) и полугрубошерстное овцеводство, табунное коневодство, разводимые в условиях рационального пастбищно-полустойлового содержания.

К основным проблемам отрасли, по мнении Вертипрахова, относятся: низкий биоклиматический потенциал плодородия почв, отставание по уровню материально-технической оснащенности, отсутствие гарантированного сбыта, неразвитость рыночной инфраструктуры, ценовая неконкурентоспособность.

Ио министра назвал ряд проблем социального характера: низкая занятость экономически активного населения, неразвитость неаграрной занятости в сельской местности, низкий уровень обеспеченности селян объектами социальной инфраструктуры, жильем, ухудшение демографической ситуации и сокращение трудовых ресурсов, ухудшение их качественного состава, один из самых низких уровень оплаты труда среди отраслей экономики.

Вертипрахов заявил, что при развитии отрасли к 2030 году производство зерна должно увеличиться на 64,2% по сравнению с 2012 годом, рапса – в 6,9 раз, мяса скота и птицы – на 25,3%, молока – на 16%, шерсти – на 18,8%.

Основными инструментами реализации стратегии на первом этапе, до 2020 года, по информации ио министра, являются краевые долгосрочные целевые программы. На сегодня региональным правительством утверждены краевые долгосрочные целевые программы: «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013–2020 годы)», «Развитие мясного скотоводства Забайкальского края (2013–2020 годы)», «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Забайкальского края на 2013–2020 годы»; проходит согласование краевая долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2020 годы». В настоящее время в обсуждении и разработке находятся Государственная программа Забайкальского края развития сельскохозяйственного производства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, программа по развитию овцеводства.

сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края на совещании по обсуждению Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года"">

Выступление исполняющего обязанности министра
сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края на совещании по обсуждению Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года

В масштабах России доля производства продукции сельского хозяйства Забайкальского края незначительна, и по годам варьирует от 0,4 % до 0,5 %. Для региональной экономики сельское хозяйство является одной из ведущих и системообразующих сфер – в структуре валового регионального продукта доля, приходящаяся на вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в 2007—2010 годах году оценивалась в 7 — 5,5 %, что сравнимо с объемами производств по виду деятельности «строительство», выше объемов таких видов как «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «обрабатывающие производства».
В 2012 году объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах составил 16692,3 млн. рублей, или 104,9 % к уровню 2011 года.
При достаточно высоких позициях края среди субъектов России по численности сельскохозяйственных животных (по численности крупного рогатого скота – 10 место, овец и коз – 12, свиней – 47, лошадей – 4, птице – 67) в ранжированном ряду субъектов по показателям производства продукции животноводства Забайкальский край находится во второй половине практически по всем видам производства (по производству молока – 39, производству скота и птицы на убой – 45, яиц – 67);
в Сибирском федеральном округе Забайкальский край по численности крупного рогатого скота, овец и коз находится на 3 месте, свиней – 8, лошадей – 2, птице – 9 местах; по производству молока – 7, производству скота и птицы на убой – 8, яиц – 10).
Особенностью сельскохозяйственного производства края является высокая доля хозяйств населения в общей структуре производства: удельный вес данной категории (хозяйства населения) – 79,1 %, доля сельскохозяйственных организаций – 13,2 %, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 7,7 %.
В хозяйствах всех категорий Забайкальского края в 2012 году произведено 213,2 тыс. тонн зерна, или 187,1 % к уровню 2011 года, 184,1 тыс. тонн картофеля (101,7%), 30,9 тыс. тонн овощей (99,5 %), молока – 327,7 тыс. тонн молока (102,5 %), 84,6 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (103,0 %), 65,9 млн. шт. яиц (100,3 %).
Основными производителями зерна остаются сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится 86,0 % общего объема. Производство картофеля, овощебахчевых культур, молока, скота и птицы на убой в основное сосредоточено в хозяйствах населения (95,9 %, – картофеля, 78,5 % – овощебахчевых культур, 92,7 % – молока, 84,5 % – мяса).
Аграрный сектор в Забайкальском крае располагает значительными ресурсами для перспективного развития. Так, по площади земельных угодий, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для ведения сельскохозяйственного производства (5,9 тыс. га), регион занимает 4 место в Сибирском Федеральном округе и 9 место в Российской Федерации, по площади используемой пашни (446,5 тыс. га) – 9 и 55 места соответственно.
Сельское хозяйство Забайкальского края функционирует в границах территории, относящейся к числу регионов экстремального, рискованного земледелия. Биоклиматический потенциал плодородия почв Забайкальского края значительно ниже, чем в европейской части России, для получения единицы сельскохозяйственной продукции требуется соответственно больше энергозатрат;
Своеобразие природных условий Забайкалья, резко отличающие от других регионов России, определило особенности сельскохозяйственного производства в крае.
При суровых климатических условиях, наличие обширных площадей, хотя и малопроизводительных, но богатых по качеству и разнообразию трав, являющихся естественной кормовой базой для животноводства, позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям, населению заниматься разведением сельскохозяйственных животных.
Животноводство является ведущей отраслью сельскохозяйственного производства, доля которого по годам варьирует в интервале 75 – 80 %, и в перспективе животноводство останется главной отраслью сельского хозяйства Забайкальского края, определяющей основную его специализацию.
Среди подотраслей животноводства наибольшее развитие в крае получили мясное и мясомолочное скотоводство, тонкорунное (мериносовое) и полугрубошерстное овцеводство, табунное коневодство, разводимые в условиях рационального пастбищно-полустойлового содержания.
В Забайкальском крае содержание скота в основном базируется на естественных сенокосах и пастбищах как зимних, так и летних. Продуктивность сенокосов и пастбищ за последние десятилетия резко снизилась, особенно деградация естественных комовых угодий происходит в засушливые периоды. Поэтому в крае остро стоит вопрос кормления сельскохозяйственных животных.
Низкая продуктивность сельскохозяйственных животных – это проблема, которую нужно решать за счет совершенствования технологий кормления.
Правительством Забайкальского края принято решение о субсидировании организаций, осуществляющих производство на территории Забайкальского края полнорационных комбикормов. Данные меры позволят снизить стоимость производимых комбикормов и сделать их более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся разведением сельскохозяйственных животных, а так же использовать в качестве сырья зерно, производимое в Забайкальском крае.
Базовые комбикормовые заводы разместить в г. Чита, ст. Дарасун, г. Нерчинск, пгт. Могойтуй, п. Приаргунск, г. Краснокаменск.
Племенная работа в крае преимущественно направлена на отбор и распространение более приспособленных к пастбищному содержанию видов сельскохозяйственных животных, их пород и породных типов.
По состоянию на 01 января 2013 года в Забайкальском крае действовало 39 организаций по племенному животноводству, имеющих 57 свидетельств на осуществление деятельности в области племенного животноводства, из них: 18 – по овцеводству, 14 – мясному скотоводству; 13 – коневодству.
Правильность подходов к развитию мясного скотоводства – формирование перспективного породного состава крупного рогатого скота и его племенного ядра, повышение продуктивных качеств животных, интенсификация технологий кормления и откорма скота; развитие базы переработки продукции отрасли, подтверждается ростом поголовья крупного рогатого скота на протяжении уже 4 лет.
Государственная поддержка мясного скотоводства способствовала введению в эксплуатацию 4 убойных цехов общей мощностью 50 тонн мяса в смену, увеличению количества сдаваемого скота на промышленный забой. В 2012 году на убойных площадках забито свыше 10,3 тыс. голов крупного рогатого скота, что в 1,7 раза больше, чем в 2011 году.
В целях расширения зоны деятельности организаций первичной переработки скота и формирования инфраструктурного обслуживания и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета возмещена часть стоимости 4 автопоездов для перевозки крупного рогатого скота.
Идеально приспособлена к естественным природно-климатическим условиям Забайкалья подотрасль – овцеводство. Овцеводство на протяжении многих лет определяло не только состояние сельской экономики, но и в целом способствовало развитию производительных сил, формированию социально-экономического облика субъекта и уклада жизни населения Забайкалья.
Кризис в овцеводстве оказал влияние на ухудшении работы по качественному улучшению стад, особенно в товарных хозяйствах. Отсутствует мотивация развития тонкорунного овцеводства, так как нет цивилизованного рынка сбыта, цена на шерсть остается низкой, а ее убыточность увеличивается.
В 2009–2012 годах реализация мяса овец и коз в сельскохозяйственных организациях без учета субсидий была наименее убыточной, а в 2009 году прибыльной, продукцией животноводства, в то же время шерсть овец – наиболее убыточная продукция. С учетом субсидий мяса овец и коз рентабельно и по целевым значениям уступает, только мясу крупного рогатого скота; шесть же остается самой убыточной продукцией.
Тонкая шерсть, которая производится в Забайкалье, не может выгодно быть реализована на мировом рынке, поскольку не имеет международного сертификата качества. В настоящее время шерсть вывозится за границу по цене 70-80 рублей. За рубежом шерсть кассируют, сортируют, формируют по партиям, моют, получают международный сертификат соответствия. Пройдя сертификацию за рубежом, цена шерсти увеличивается вдвое.
Забайкальский край, располагая большими потенциальными возможностями по увеличению производства шерсти, имея материально-техническую, племенную базу, кадры животноводов, зональные технологии, предприятие по первичной обработке шерсти, потенциальный экспортный канал (Китайская Народная Республика), должен иметь лабораторию по испытанию шерсти с международной аккредитацией.
В целом, по оснащению материально-техническими средствами сельское хозяйство Забайкальского края значительно отстает от других регионов России.
Машинно-тракторный парк, как по качеству, так и по количеству не способен обеспечить нормальный технологический процесс сельскохозяйственного производства в силу того, свыше 80% машин имеющихся у сельскохозяйственных товаропроизводителей края выработали срок амортизации.
За 2008–2012 годы парк сельскохозяйственной техники обновился за счет приобретения в основном кормозаготовительной, сенокосной техники и универсальных мини тракторов.
Коэффициент обновления парка тракторов за пять лет составил – 15,6%, это в среднем в год – 3,1%. Это крайне низкий показатель, если по нормативам парк тракторов должен обновляться на 12%, а парк комбайнов на 10%.
Из приобретенного количества тракторов в 2008–2012 годах – 609 тракторов 58 % (352 ед. ) составляют мини трактора и только 4 % (23 ед. ) составляют энергонасыщенные трактора; за пять лет приобретено 150 зерноуборочных комбайнов, из них 70,7 % приобретены в 2010 году.
К основной причине низкого уровня обновления техники относятся высокие цены на энергонасыщенные трактора и комбайны при изначально невысоком уровне инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за низкой доходности отрасли и значительном удорожании материально-технических ресурсов при их поставки в регион в силу удаленности от развитых регионов страны и мировых рынков.
Относительная активизация процесса обновления связана с субсидированием за счет средств регионального бюджета части стоимости сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота. В 2008–2009 году на эти цели направлялось 30, – 34,6 млн. рублей, в 2010–2012 году от 90,8 до 102,7 млн. рублей. В 2013 году направлено 63,3 млн. рублей получателям субсидий, обратившимся за государственной поддержкой в 2012 году. Однако полностью обязательства по данному виду государственной поддержки не исполнены, задолженность составляет 15,5 млн. рублей.
Кроме проблем, связанных с производственной деятельностью, таким как низкий биоклиматический потенциал плодородия почв, отставание по уровню материально-технической оснащенности, отсутствие гарантированного сбыта, неразвитость рыночной инфраструктуры, ценовая неконкурентоспособность, для отрасли присуще наличие ряда проблем социального характера. Это и низкая занятость экономически активного населения,
неразвитость неаграрной занятости в сельской местности,
низкий уровень обеспеченности селян объектами социальной инфраструктуры, жильем,
ухудшение демографической ситуации и сокращение трудовых ресурсов сельского хозяйства, ухудшение их качественного состава.
один из самого низкого уровень оплаты труда среди отраслей экономики.
Недостаточное из года в год финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, является результатом ситуации, когда более 1,5 тыс. человек, включены в предварительный список участников мероприятия Программы на 2013 год, половина из них – молодые семьи и молодые специалисты. В пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятия в 2013 году, реально оказать поддержку можно 10-14 % гражданам, включенным в предварительный список.
В 2012 году свои жилищные условия улучшили 181 участник программы социального развития села, из них 112 – молодые специалисты и молодые семьи. Объем введенного (приобретенного) жилья участниками мероприятия в 2012 году составил 13,0 тыс.кв. метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 8,1 тыс.кв. метров. При увеличении бюджетного финансирования на 2,8 % в 2012 году в сравнении с 2011 годом выдано меньше свидетельств на 10 ед. в связи с опережающими темпами роста 1 кв. м. жилья над темпами увеличения объемов финансирования.
Исходя из текущей ситуации, складывающейся в агропромышленном комплексе края, с учетом внешних условий, влияющих на развитие отрасли, приоритетной целью развития агропромышленного комплекса в стратегическом периоде определено:
Увеличение производства продукции агропромышленного комплекса, повышение ее конкурентоспособности, повышении качества жизни сельского населения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
подготовка и закрепление кадров на селе, улучшении жилищных условий граждан, проживающих на селе;
увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных, в том числе за счет сбалансированного кормления (увеличение посевов кормовых культур, развитие комбикормовой промышленности, использование отходов переработки сельскохозяйственной продукции;
строительство и реконструкция животноводческих помещений; обновление парка сельскохозяйственной техники;
развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации.
Основные индикаторы реализации стратегии:
увеличение закрепляемости молодых специалистов, обучавшихся на условиях целевой контрактной подготовки с 44 % до 65 %;
ввод и приобретение в 2014–2020 годах жилья гражданами, проживающими в сельской местности, общей площадью – 217,38 тыс. кв. м. , в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами – 130,92 тыс. кв. м. ;
к 2030 году увеличить производство молока до 380 тыс. тонн,
производства скота и птицы на убой – до 106 тыс. тонн;
увеличить долю племенного скота в общем поголовье в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах до 21% (18,6% в 2012 году);
рост молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях до 2500 кг (149,5 % к уровню 2012 года);
довести выход телят в расчете на 100 коров до 80 гол. (68 гол. );
довести среднесуточные привесы на выращивании, откорме и нагуле крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях до 600 гр. (340 гр. )
к 2020 году довести коэффициент обновления сельскохозяйственной техники по тракторам до 5,7% (3,1 % в среднем за 2008–2012 годы), зерноуборочным комбайнам – 5,8% (4,0%);
в 2013–2020 годах оказать поддержку 267 начинающим фермерам на осуществление проектов создания и развития своих хозяйств;
довести количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, до 59 ед. ;
к 2020 году увеличить в 2 раза количество функционирующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов (85 в 2012 году).
В связи с суровыми климатическими условиями Забайкалья и связанными с этим сложностями ведения сельскохозяйственного производства необходимо акцентировать усилия на модернизации отрасли, создании высокотехнологичной производственной, племенной, кормовой и перерабатывающей базы; развитии приоритетных подотраслей; повышении уровня интеграции крупно- и мелкотоварного производства; поддержке создания кластерных формирований и восстановления крупнотоварного сельскохозяйственного производства и предприятий с индустриальной технологией; стимулировании рационального размещения производства высококачественной продукции в основных зонах ее товарного производства.
В соответствии со сложившейся территориально-отраслевой структурой агропромышленного производства края приоритетными направлениями сельскохозяйственного производства определены мясное животноводство (основные подотрасли: мясное скотоводство, овцеводство, коневодство), молочное скотоводство, зерно- и кормопроизводство. С социальной точки зрения, развитие овцеводства, табунного коневодства северного оленеводства позволит в большей степени обеспечить занятость населения края, поддерживая традиционный уклад его жизни. Экспортно-ориентированными видами сельскохозяйственной продукции в среднесрочной перспективе могут стать шерсть, маслосемена рапса и продукция его переработки, племенной молодняк, в долгосрочной – мясо.
Обеспечение устойчивого конкурентоспособного развития растениеводства обуславливает постоянное совершенствование и внедрение новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур (адаптивно-ландшафтных, почвозащитных, влагосберегающих, а также ресурсо- и энергосберегающих), способствующих получению максимального количества экологически чистой продукции при наименьших затратах труда и средств; развитие селекции и семеноводства; техническое перевооружение отрасли; совершенствование размещения и структуры производства зерна и кормов.
В животноводстве наряду с ориентацией на преимущественное использование накопленного племенного и породного потенциала сельскохозяйственных животных, применение уже имеющихся технологий, дополнительные ресурсы должны быть направлены на совершенствование материально-технической базы кормопроизводства, за счет которого будет обеспечен основной прирост продукции.
Обязательным условием повышения эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса является привлечение и подготовка квалифицированной рабочей силы, в том числе молодых специалистов. Для создания и освоения новых технологий в агропромышленном комплексе необходимо совершенствование системы аграрного образования и подготовки специалистов-технологов и кадров массовых профессий для села.
В рамках рассматриваемой Стратегии предусмотрено 2 сценария развития отрасли: инерционный сценарий и сценарий сбалансированного роста.
При развитии отрасли по инерционному сценарию будут затруднены качественные сдвиги в технической, инвестиционной и социальной политике, особенно в части модернизации и внедрения современных технологий, создания рабочих мест. Это позволит в основном поддерживать достигнутый уровень производства. При неблагоприятных, форс-мажорных погодных условиях не исключена вероятность падения объемов производства.
Сценарий сбалансированного роста развития агропромышленного комплекса ориентирован на реализацию программно-целевого метода, на стабильный подъем производства на основе обновляющейся техники и технологий, роста производительности труда, повышения платежеспособного спроса населения, роста доходности сельских товаропроизводителей, что позволит обеспечить достижение поставленных целей и решение задач развития агропромышленного комплекса Забайкальского края.
При втором сценарии планируется достичь прирост производства продукции сельского хозяйства к уровню 2012 года в 2020 году – 22,9 %, в 2025 году – 35,7 %, в 2030 году – 49,8 %. При этом к 2030 году увеличить производство зерна от базового уровня (2012 год) на 64,2 %, рапса – в 6,9 раз, мяса скота и птицы – на 25,3 %, молока – на 16 %, шерсти – на 18,8 %.
Основные инструменты реализации Стратегии на первом этапе, до 2020 года, в виде краевых долгосрочных целевых программ на сегодня утверждены или находятся в разработке. Утверждены Правительством Забайкальского края краевые долгосрочные целевые программы:
«Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013–2020 годы)»,
«Развитие мясного скотоводства Забайкальского края (2013–2020 годы)»,
«Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Забайкальского края на 2013–2020 годы»,
проходит согласование краевая долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на
2014–2020 годы»,
в обсуждении и разработке находятся Государственная программа Забайкальского края развития сельскохозяйственного производства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, программа по развитию овцеводства и другие мероприятия.
До начало второго этапа реализации Стратегии (2020–2025 годы) необходимо заложить основу функционирования 2х территориально-парковых образований – агроиндустриальные парки в Агинском Бурятском округе и Приаргунском и других соседних районах.
В Агинском Бурятском округе – специализация парка на развитие овцеводства и переработку его продукции;
В Приаргунском и соседних районах – основная специализация связана с производством и переработкой зерновых, масличных культур, мясным животноводством (скотоводство, свиноводство) и переработкой крупного рогатого и мелкого скота.
Кроме того, в Стратегию включен проект «Межрегиональный сельскохозяйственный кластер Забайкальский край и Республика Бурятия» (письмо от 13.02.2013 года № 07-10/50).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальское края считает необоснованным включение данного проекта в предлагаемую к утверждению Стратегию. Проект межрегионального сельскохозяйственного кластера на сегодняшний день – это бизнес-идея органов власти, которая не имеет потенциальный инвесторов при высокой оценке стоимости его реализации – 80,0 млрд. рублей, из которых 72,5 млрд. рублей – внебюджетные средства. Создание новых производств дублирует отдельные мероприятия по проектам создания Приаргунского и Агинского агроиндустриальных парков.
За пять предшествующих лет сельскохозяйственными товаропроизводителями края приобретено около 3,4 тыс. голов крупного рогатого скота и 0,5 тыс. овец. Проектом межрегионального сельскохозяйственного кластера предусматривается приобретение 100,0 тыс. голов крупного рогатого скота и 505,0 тыс. овец. В условиях не развитой кормовой базы, отсутствия финансовых средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей, проблемы старения кадров, отсутствия помещений для содержания животных, отсутствия района приобретения для такого количества, проблем эпизоотической ситуации данный проект Министерство считает нереальным к исполнению.
Также в проекте выступления министра экономического развития Забайкальского края приводятся цифры об увеличении к 2020 году в двое поголовья овец, лошадей, что не соответствует показателям утвержденным программой поддержки и развития агропромышленного комплекса.



Все тексты, приуроченные к обсуждению стратегии развития региона, собраны в спецпроекте «Программа развития Забайкалья» на Читинском городском портале. Предложения в программу можно оставлять в комментариях под любым текстом на эту тему на Читинском городском портале или отправлять на e-mail — zabkrai2030@mail.ru.

НазадВперёд
Добавить отзыв
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ПОПУЛЯРНОЕ