Р!
13 НОЯБРЯ 2019
Культурный слой

Константин Шлямов — человек с инструментом

Кто-то знает Константина Шлямова как археолога. Кому-то он известен как общественный активист, кому-то — как популяризатор русской православной культуры. В гостях «Чита.Ру» сегодня бард Константин Шлямов. Автор и исполнитель песен, которые знают и далеко за пределами Забайкалья.

Первую песню написал в 7 классе, после того, как сестрёнка показала мне один аккорд и убежала в школу. Я стал искать созвучия и нашёл последовательность, которая мне показалась интересной. К приходу сестры у меня были готовы и музыка, и слова. Гитарой я тогда ещё не владел, пробовал играть на фортепиано.

Потом гитара всё-таки завоевала моё сердце. Но по-настоящему я начал играть только в археологической экспедиции. Это была очень хорошая среда для того, чтобы впитывать в себя песни. Плееров тогда не было, магнитофоны быстро съедали все батарейки, поэтому мы развлекали сами себя. По нескольку месяцев пели друг другу песни.

Мы очень любили «Машину Времени» и «Воскресенье». Сейчас, правда, душа не позволяет петь песни Макаревича, который призывал к романтике, а сам стал бюргером, которого больше заботит материальная сторона. Но тогда эти песни много для нас значили, они эзоповым языком рассказывали о многих социальных проблемах. Были «Чайф», «DDT», «Наутилус». Сейчас более близки и понятны стали песни «Алисы», которые тогда казались агрессивными.

Конечно, слушали Визбора, Окуджаву, Кукина, Ланцберга. Слушали Высоцкого и не боялись его петь, хотя в конце прошлого века почему-то считали, что Высоцкого может петь только сам Высоцкий. Но его песни нужно петь. Пропуская их через себя, человек становится лучше.

Песня — это как молитва. От того, какие песни мы поём, зависит то, какими мы становимся. Не зря у праздника бардовской песни, который проводится 22 декабря, девиз: «Добрые люди — добрые песни». И я всегда очень осторожно относился к песням, которые романтизируют преступный мир. Жалко людей, которые их слушают и настраивают, программируют себя на плохую волну.

Мы проводили несколько фестивалей в исправительных колониях нашего региона. Начинали ещё в конце 90-х, когда мало кто понимал, зачем это нужно. А мы считали, что если люди будут слушать и петь хорошие песни, они от этого хуже не станут. И эта идея себя оправдала, потому что люди искренне благодарят. Может быть, я отношусь к песне утилитарно, но я считаю, что песня — это важный социальный инструмент.

Ещё очень сильно на мои песни повлиял театр. Это был театр-студия «Круг» при нашем историко-филологическом факультете. Для его спектаклей мы с другим археологом Михаилом Мещериным вместе писали песни. Потом на месте «Круга» возник новый театр, который назывался «Под старой люстрой». Один из его спектаклей был посвещён творчеству Александра Башлачёва. Песни, на которых он был построен, оказали на меня большое влияние.

Повезло ещё и в том, что в Чите работал клуб «Откровение». Именно там я плотно познакомился с бардовской классикой, часть которой перенёс в полевую жизнь. Правда, старички в клубе нас покусывали, но тягу писать песни это не отбило. Писал о том, что видел и что чувствовал. Потом начался период социальной активности перестроечных времён, которые, конечно, повлияли на творчество. Была боль, за то, что происходило в нашей стране. Боль, которая и сейчас отчасти остаётся.

Романтическую сторону моего творчества можно услышать в альбоме «Песни старого ваганта». Туристические и археологические песни собраны на диске «Души и облака». Песни о Забайкалье и России собраны в альбоме «Мы — русские», записанном в 2008 году. Есть ещё один аудио-альбом — примерно за 2,5 часа в студии я записал 50 песен, из которых тоже нужно будет сделать диск.

Для появления песни нужны условия. Недавно был в экспедиции. Если там появлялось часа 2-3 свободного времени, то рождалась песня. Экспедиция — это всегда много событий, много знакомств. А это была экспедиция на острове Отика, его сейчас затопили в ходе строительства Богучанской ГЭС. И были очень смешанные чувства от того, что сейчас эта красота есть, а потом этого всего не будет. Приятно и тревожно. В таких условиях песни рождаются проще.

Когда холодно барды поддерживают друг друга тёплым словом, мудрой песней. В 1985 году я написал песню «Самый короткий день». Потом, спустя 10 лет, песня помогла собраться в самый короткий день в Чите. А ещё позже, с 2000 года моё предложение отмечать Праздник бардовской песни в самый короткий день года нашло поддержку во многих городах России и за её пределами. В итоге праздник стал международным. Теперь приглашают в разные города и даже за рубеж именно как инициатора и координатора праздника.

Фестиваль «Великий исток» организовывался как азиатский фестиваль русской песни. Мы приглашали гостей из трёх бассейнов рек: Лены, Енисея, Амура. Приезжали люди из Якутии, Владивостока, Иркутска, Красноярска, Канска, и всё шло неплохо. А потом поменялось законодательство, и стало невозможно согласовать проведение фестиваля. К тому же нам начали навязывать продажу алкоголя, хотя сами мы этого не хотим и стараемся предоставить возможность уйти от алкоголя, заменив его на викторины, спортивные мероприятия. Поэтому мы стали проводить конференцию «Экотуризм – Человек в Храме Природы» с творческими лабораториями, на которые не нужны согласования. Ещё мы проводим встречи друзей «Великого истока», но не даём никакой рекламы. Те, кому интересно, помнят и приезжают.

На сегодня есть договорённость с администрацией Байкальска, где нас готовы поддерживать и финансово, и организационно. Люди готовы ехать на Байкал со всех концов страны. Но мы хотим, чтобы с Байкала, после фестиваля, они заезжали и к нам, на источники, на точку планетарного водораздела. Может быть, так люди поедут в Забайкалье. У нас тоже есть на что посмотреть.

Константин Шлямов — Души и облака
Константин Шлямов — Чита
Константин Шлямов — Рождество
Константин Шлямов — Мы — русские
Константин Шлямов — Надоело солнцу жарить
Константин Шлямов — Шишкинский Эрмитаж
Константин Шлямов — Песня археологической разведки
Константин Шлямов — Дух Забайкалья
Константин Шлямов — Пусть это будет мой народ
Константин Шлямов — Реки без мостов
НазадВперёд
23 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"за 2,5 часа в студии я записал 50 песен" -сомнительный показатель, Мастера работают над альбомами более тщательно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это вообще не показатель, а история из жизни. Факт. Вы же понимаете разницу между "написал" и "записал"?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сегодня появилось новое течение авторов исполнителей, я бы назвал их студийными или концертными, у которых от бардов осталось одно лишь название. Такие авторы исполняют свои произведение в сопровождении целых оркестров. Стадион, поклонники, цветы, бабки.Константин - представитель старой, можно сказать Визборовской школы авторов - исполнителей, в которой в почете гитара, костер и живая настоящая романтика. И к сожалению, таких людей, как Костя, осталось очень мало. Берегите их!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не берусь судить какой он автор и исполнитель,а человек он замечательный..Знаю его ещё по учебе в школе 12.Был отличник,всегда старался помогать слабым по учебе.Оставайся КОСТЯ самим собой,интересная у тебя жизнь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец, Костя ! Новых песен и успехов во всём !

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

душевный человек с огромным запасом идей. таких нужно было бы поддерживать но время еще не пришло.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень душевные песни, побольше бы таких замечательных людей)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, Константин, один из немногих неравнодушных людей, которые чувствуют, думают, пишут и поют, а не шушукаются по углам, не жалуются друг другу на жизнь. Поверьте ему очень несладко приходиться со своим обостренным чувством справедливости. А те, кто упрекает его в излишней "Активности" сами просто боятся плыть против течения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так держать, Костя! Спасибо, что в виде исключения спел Макаревича шестого апреля!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Посторонись, выходят люди из тайги- любимая песня!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Мы - Русские!" - любимая песня!

Константин Олегович, надеюсь еще не раз сходим к Великому Истоку! Спасибо Вам за Вашу деятельность!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошая статья, замечательные песни, добрый, умный, честный человек. Здоровья Вам и Вашим близким, новых творческих успехов и верных друзей!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В авторской песне главное не обёртка, а содержание, настоящие любители жанра это понимают. Замечательные идеи и песни. Замечательный человек! Здоровья и творческих успехов. Так держать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Заголовок просто шикарный! Почему-то не совсем к месту напомнил братьев Иконниковых и их "гастроли с инструментом". И вдогон классическое советское: "Попрошу,- сказал военный, ваш инстрУмент взять с собой".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошее и большое интервью. Желаю Константину реализовать все свои планы,от этого наш мир станет намного лучше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

всю жизн бездельнив. все к каким-нибудь фондам примазывается.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Согласна с Вами. Сколько знаю, всегда за счет других

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Эй-ййй, вы откудаааа. Где-то в 90-х застряли. Какие фонды ?! Шлямов давно работает на государство.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Все делает руками других ТОВАРИЩЕЙ, восхищенных им. Сама до недавнего времени к ним относилась (к восхищенным). Да ладно, каждый живет как умеет. Удачи Константину.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это вы точно себя назвали "очень злой", "тоже злая". А ещё судя по всему завистливые, вас даже немного жалко. А вообще, у тех, кто тянет воз как Шлямов, всегда есть завистники. Который "очень злой" и пытается упрекать в лени сам ленится даже буквы и тире написать, саморазоблачение по полной программе. Да и степень уважения к другим тоже сразу видна, таких не очень-то любят.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Костя - очень чистый человек. Я помню его сочинение по литературе в школе по творчеству Маяковского. Костя его написал в стихах в манере Маяковского. Учительница нам его тогда зачитала. Я даже начало помню, а ведь прошло больше 30-ти лет уже.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Константин Шлямов создал целый пласт гитарной археологической песни. Это уникальная сторона его творчества. Нигде в России подобного нет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С Константином познакомился в 1986, были в одной экспедиции УСть-Менза. Тогда впервые услышал его песни. Не скажу, чтобы они особо меня тронули, но, что-то в них было, особенно ночью между сопок у костра. Помню его шлягер "Ножки балерин" Вот и сейчас послушал Песню археологической разведки, а услышал "Петербургские свадьбы" Башлачева. Но все равно, приятно было вспомнить молодость ЧГПИ, историко-филологический факультет, Красный Чикой.

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ