Р!
28 СЕНТЯБРЯ 2021

По следам минздрава. Школьные передряги

«Знаете, какая основная мысль после нашего диалога? Хорошо, что мои дети уже закончили школу», «Мы надеемся на вашу житейскую мудрость», «Главное, чтобы не было шашки, как в минздраве…» Такие реплики бросали председатели комитетов Законодательного собрания края после встречи с министром образования Анатолием Чумилиным, который вместе со своим замом Натальей Шибановой озвучил путь развития краевого образования.

Среди бюрократически невыносимо накрученных фраз в докладе Натальи Шибановой чётко прослеживалась одна мысль — грядут изменения. Причём характер новшеств уж больно напоминает то, что сейчас переживает краевая медицина. Надоевшие всем слова «оптимизация», «реорганизация», «реструктуризация», «сокращение», «поиск внутренних резервов» и прочее скопились в чёрную тучу, чтобы по команде градом вылиться на краевое образование.

Чумилин, предвещая доклад своего замминистра, сказал, что все изменения будут исходить из принципа «не навреди». И тут же: «Мы провели анализ, увидели абсолютно неэффективное использование бюджетных средств. Без потрясений мы должны сделать образование качественным и эффективным».

Доклад Шибановой был традиционным, чиновничьим: «Ряд документов задают векторы развития образования. Это определяет границы образования на краевом уровне. Целевые ориентиры. Бренды образования — доступность, качество, эффективность. Мы определили стратегические векторы в реализации этой цели. Основной — обеспечение права на доступное качественное образование; обеспечение качественного кадрового ресурса для всех сфер жизни общества в соответствии с динамикой социального развития».

Плюс дежурные фразы — формирование точек роста в системе образования Забайкальского края; развитие инновационных площадок, чтобы позиционировать свой край на российском и международном уровнях; векторы развития; социальный эффект и самое частое — «дорожная карта».

Интересно стало на 18-й минуте, когда заместитель министра образования Забайкальского края от общих расплывчатых фраз перешла к конкретике и заявила, что ряд малокомплектных школ будут ликвидированы во время оптимизации сети образовательных учреждений.

«У нас 370 сельских школ, большинство из них не эффективны в силу месторасположения, кадрового потенциала и отсутствия возможности его обновлять. Эту проблему надо решать. Ряд учреждений придётся ликвидировать. Это касается в большинстве своём малокомплектных школ. Мы планируем подготовить рекомендации для муниципальных органов образования, чтобы обеспечить некризисный выход из таких ситуаций. На первом месте — интересы детей», — сказала Шибанова.

Помимо ликвидации, реорганизации неэффективных школ, планируется и сокращение неэффективных расходов в образовании.

Замминистра сообщила, сейчас в крае сложилась такая ситуация, что за счёт образования живут все остальные. То есть в школах 40% непосредственно учителей, а остальные — 60% — административно-хозяйственная часть. Это, по словам Шибановой, в корне неправильно. К тому же к 2018 году, согласно очередной дорожной карте, эти показатели должны поменяться местами: 60% — учителей, 40% — всех остальных.

«Кроме того, к 2018 году все работники образования должны иметь зарплату среднюю по региону», — закончила свой доклад Шибанова.

Время вопросов

Депутат Николай Мерзликин спросил, наблюдается ли рост в финансировании образования? Замминистра честно сказала, что, когда составляли программу, хотели пойти в прорыв и составить программу развития, но споткнулись о финансово-экономическое обоснование, поэтому бюджет у образования дефицитный, перспективы роста — туманные.

А дальше министр образования Чумилин разоткровенничался. Сказал, что не так давно посетил Красный Чикой, а там катастрофа. В колледже, где должно учиться 600 человек, числятся 247 студентов, на каждого из которых приходится 300 квадратных метров площади, а ещё штат работников для тех 600. Завышенный.

«Школа рядом ютится, нет даже спортивного зала. Мы решили эти учреждения объединить, сводим под одну крышу. Сэкономим на объектах отопления, преподавателях, сделаем всё более эффективно. Таких примеров много. Задача в том, что бюджет края не увеличишь никакими дотациями, а за счёт внутренних резервов мы можем улучшить результаты», — уточнил министр.

Чумилин ещё, как будто оправдываясь, сказал: «Я не так давно в министерстве, но я заметил, что работаю в узком коридоре, ограниченном законодательством, которое не всегда отвечает требованиям, что можно что-то сделать. Шаг вправо, шаг влево сопровождается прокуратурой».

Он приводил не очень внятные примеры с английскими колледжами, где 100 специальностей, сказал, что зарплаты учителям повысили, а качество образования осталось на прежнем уровне. Вслух удивлялся очевидному, что молодые учителя уезжают из сёл, потому что им негде жить.

Заключение одно — мы будем искать внутренние резервы.

Вопрос от единоросса Сергея Михайлова был резковатым, но по делу: «Рассматривает ли минобр программу «Устойчивое развитие сельских территорий» как источник строительства жилья для молодых специалистов на селе».

Михайлов предложил министерству образования обратиться в минсельхоз с этим предложением, поделить часть финансовой нагрузки и, по словам депутата, остаться в прибыли: «Вы дадите 5 миллионов, а в итоге получите 15. Построите жильё для учителей».

Чумилина и его команду предложение Михайлова как будто не вдохновило, после минутного отнекивания министр сказал, что попробует переговорить с Якимовым (Виктор Якимов — министр сельского хозяйства Забайкальского края — ред. ).

Приказано умереть

В целом, все депутаты хотели прояснить ситуацию, каким школам суждено жить, а каким погибнуть. Что это за зверь такой — неэффективность образовательных учреждений?

Оказалось, что половина успеха школы зависит от ЕГЭ, если школа показывает стабильно низкий результат экзамена, она попадает в «чёрный список».

«Есть школы, где 8 учащихся и на них 24 педагога плюс вспомогательный персонал. Так не может быть. У нас по дорожной карте указание минобра: к 2018 году мы должны прийти к такому соотношению — на 1 педагога 12 учащихся. Мы должны показать такой процент. Если у нас будут школы, в которых на одного педагога 0,1 ребёнка, — мы никогда не придём к таким результатам», — сказала Шибанова.

Добиться этого показателя — 12 учеников на одного педагога — можно только закрытием малокомплектных школ. Учеников из далёких деревень либо учить онлайн, либо отправлять в интернаты. Причём, замминистра считает эти способы вполне удачными.

«Решение проблемы — скоростной интернет. Мы подготовим педагогов, которые работают в дистанционном режиме. Понятно, что хотелось бы, чтобы ребёнок воспитывался в семье, но когда мы видим, что на выходе ребёнок не имеет успешной социализации, не имеет возможности для нормальной жизни и развития, задача родителя — выбрать», — сказала Шибанова.

Выбор непростой. Учить своего ребёнка по интернету, которого в далёких сёлах нет и не предвидится, или отправить в интернат, лишив его родительской заботы и тепла.

Благо, депутат Элина Акулова смогла вовремя возразить: «Да, можно решить всё через интернет, но проблему интернета никто не решает. То же самое в здравоохранении. Лазуткин говорит, есть же возможность онлайн-консультаций, а я сижу и улыбаюсь: поедем со мной в дальние сёла, проведи онлайн-консультацию. За каждыми из пяти детей в этих 11 классах стоят родители. Я как родитель подумаю: отдать мне ребёнка в интернат или уехать в Читу, бросить всё это сельское хозяйство».

Любой здравомыслящий родитель, конечно же, уедет. Вот оно противоречие жизни. Минсельхоз разрабатывает программы поддержки и развития сёл, министерство образования планирует закрывать в деревнях самое основное — школы.

Может быть, не совсем корректно сравнивать действия двух социально важных министерств — здравоохранения и образования. В первом, действительно, уже проскакал рыцарь на коне и мечом поотсекал головы слабакам, во втором — всё только начинается. В целом, заседание не то, чтобы напугало — больше насторожило. Да, было сказано много о том, что у минобра есть понимание, что за каждой закрытой школой стоят судьбы детей и учителей. Но и не меньше было сказано о неэффективности, неправильном распределении кадров и финансов.

Как и на минздрав, на минобр разнарядки о том, сколько где и чего должно быть, даёт Москва. И на совещании чувствовалось, что оспаривать всё это невозможное для нашего края — 12 учеников на одного учителя — никто не собирается. Приказано — сделано. А вот каким путём… Впрочем, первого революционного министра Михаила Лазуткина полностью поддерживает губернатор Ильковский. Он, кстати, три раза просил Чумилина возглавить министерство образования. Может быть, видел в нём того, кто пройдётся с косой по образованию.

НазадВперёд
42 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Даааа, не приятная история! Обидно, стыдно, до слёз!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо Татьяне Пояркиной! Всё абсолютно верно написано. Печально (и это мягко сказано).

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Печально? Мне еще детей учить. План Даллеса, Гарвардский и Хьюстонские проекты! И ведь все как по написаному - убитая бесплатная медицина и образование, чиновники идиоты, алкоголизация, добыча ресурсов в одну сторону.

Прям хочется спросить, исключительно для интереса, лазуткины, ильковские и прочие, они на окладе у госдепа или уже переформатированные?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Точно! В действии! Вставай, подымайся, рабочий народ, против олигархов кгб-ных! #крымнаш

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Еще и Донецк, Харьков, Луганск, Одесса, все будет наше Российское. А лет через 5 глядишь и СССР восстановим, да и Аляску у ненавистных заберем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так мне тоже еще учить. Только что еще скажешь? Хотелось бы, конечно, по-русски сказать, но нельзя.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Путин на окладе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михайлов еще собирался всю Украину присоединить к России, тогда придется закрыть все что еще осталось в крае

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я так понимаю, целенаправленная политика по выдавливанию людей из региона. Жиряков говорит о том, что инфраструктура не нужна, а месторождения можно разрабатывать и вахтовым методом. Так что пакуйтесь, граждане, потихоньку.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А засорять русский язык иностранными словами это моветон или просто не комильфо?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это такой модный стиль, введеный младореформатором Твитрием Нанотольевичем Педмедевым-Айфониным

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересно, а кто же будет финансировать содержание детей в интернате? По закону, государство может оплачивать только сам образовательный процесс, а присмотр, еда, ком.услуги должны родители оплачивать. В тех деревнях, где школы хотят закрыть, у родителей есть деньги?

Или все-таки край будет финансировать интернаты? И по какой статье расходов, интересно? И не получится ли так, что финансирование интернатов обойдется дороже, чем содержание школ?

Есть еще вариант- лишить родительских прав, тогда содержание детей будет финансироваться по другой статье.

Короче, маразм крепчает:)

Ну ничего, не надо унывать. Есть же церковь, она откроет свои церковно-приходские школы, будут дети учить библию и будет все отлично, как до революции.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Объясните мне смысл сохранения сёл, кроме нравственно-исторических? С экономической точки зрения, индивидуальный способ сельхозпроизводства уступает коллективному. Надо вновь возрождать совхозы и колхозы на основе циклов законченного производства - от коровы до молока и колбасы. Соответственно, восстанавливать, а то и создавать инфраструктуру - всеми забытые Сельхозтехники, Сельхозхимии, Стройорганизации и т.д. Будут рабочие места, будет народ, молодежь не будет уезжать в города. Станут востребованы агрономы и зоотехники и т.д. Много их сейчас в нашем Аграрном обучается? Все юристы да менеджеры.Школы и больницы будут нужны. Но потом. А сейчас? Какая социальная сфера? Зачем? Деньги на ветер?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Совершенно согласна с вами. Все правильно!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Александр, а как же опустынивание приграничной территории? Вам ли не знать сколько сел попросту вымерло только вдоль российско-китайской границы. Да, нужно возрождать колхозы и совхозы, нужно развивать заготовительную и сбытовую сеть, аналогичную потребкооперации. Только мало кому это интересно. Проще закрыть школы, ФАПы и прочую социалку. Возникает вопрос: на что родители из глухих деревень будут отправлять детей в интернаты и где они - эти интернаты. Тех, что были в советское время уже нет. На какие средства их будут строить? Тем более в нашем крае много примеров незаконченных строительством объектов, в которые были вложены немалые средства, а теперь они стоят как памятники бесхозяйственности.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На случай войны, пограничные районы эвакуации не подлежат, их разнесут за несколько минут. Да и кому они нужны, если и в Чите промышленности очень мало. Не "проще закрыть ФАПы и школы", а ограничение бессмысленной траты бюджетных денег на то, что скоро и так загнется - все кто может окончательно уедут, и не из-за школ, а ввиду отсутствия средств к существованию, а тому кто останется, школы уже не нужны. Если был бы повышенный спрос на продукцию сельского хозяйства, то развили бы быстро. Нет спроса, полки завалены. Себестоимость производства в Забайкалье ооочень большая. Посчитайте на досуге. Дешевле в Китаях-Аргентинах купить. Вкладываться в сельхозпроизводство, заведомо зная, что ничего не продашь, дураков нет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хотят совсем все уничтожить, образование спустить на нет, медицина уже платная, бедное наше поколение растущее, куда они тамвсесмотрят не понять, а потом пишут что вот преступность и.т.п. повысилась

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Боже мой,какие вредители сидят в сегодняшних министерствах!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

так пойдите не их место, посмотрим, какие решения будете принимать в реальной ситуации, в которую край поставлен.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Самое удручающее обстоятельство, что никто не обращает внимание на наши комментарии, кроме нас самих. И ничего не изменится – наша власть нами крутит и вертит – слуги народные лучше народа живут. При царе в первую очередь на селе строили школы и больницы - а сейчас – неэффективно, видите ли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для того, чтобы обратили внимение, надо не комментарии под никами писать, а под своими именами и за своей подписью коллективные обращения в соответствующие инстанции. Можно и по Интернету. А лучше почтой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При царе строили? Сколько лет прожил, не знал что советские люди это царь. Как удивительно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Историю учить надо было - с советских времён начинается история нашей страны?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В вашей истории тоже цари больницы и школы строили в первую очередь?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И много при царе школ и больниц построили?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сейчас из школ выпускаться будут дети, родившиеся в 1996 году, когда была самая низкая рождаемость в стране, но через 3 года детишек стало рождаться больше. В настоящее время в начальных классах дети учатся в 2-3 смены, классы переполнены. Сегодня можно шашкой махнуть, все закрыть, а что будем делать через 3-4 года, где и чему будем учить своих детей? Ломать всегда быстрее и легче, чем построить нормальное качественное образование и здравоохранение. Страшно становится за детей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

на то и расчет. зато обратите внимание на подъем личного благосостояния вредителей, равно как и успешность бизнеса их родни.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если быть точнее, самая низкая рождаемость была в 1999 году, после 2000 начала расти. Но дело в том, что в Забайкалье уже второй или даже третий год идет снижение численности школьников, люди уезжают. И вряд ли в ближайшие лет 5 что-то изменится, судя по всему.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нас никому не сбить с пути, нам все равно, куда идти.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

".Учеников из далёких деревень либо учить онлайн, либо отправлять в интернаты. Причём, замминистра считает эти способы вполне удачными." Госпожа Шибанова осознает ли то, что она говорит? Или, может, просто слишком много слушает сказок господина Медведева на ночь?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Она же СВОИХ детей в интернаты не отправляет. Сытый голодного не разумеет

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Надо пересмотреть во всех школах штатное расписание, а то ходят друг за другом 10 замов при одном неуче директоре, выискивают в интернете информацию, выдают за свою, а потом нагружают учителей немыслимыми бумагами и отчетами, учителю некогда даже качественно подготовиться к урокам, не то что дополнительно почитать что- то или отдохнуть. Вот куда уходят бюджетные деньги, а школы в селе закроют, тогда деревня и умрет, это всем известно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

7779 - Браво! На 100% согласна!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

расстрелять,враги народа,как вы их терпите?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы с запятыми-то поаккуратнее! А то получается, что вы обращаетесь с призывом к врагам народа больше не терпеть! Двоечник!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Осенью этого года пойдут в школу дети "материнского капитала"-2007 года рождения, то есть учеников станет значительно больше. Потом пойдут в школу дети того года рождения, когда стали платить за третьего ребенка , ещё учеников прибавится , сейчас будут рожать 8-х , чтобы квартиру получить.В селах на эти пособия живут , поэтому детей рожают регулярно .Где будут учиться дети , которых нарожали под государственные программы?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так в оставшихся школах, в 3 смены, можно и в 4. Школа получит кучу денег, учителя нагрузку, сплошная эффективность. Ну а сами дети никого не волнуют. Главное, эффективность.

Потом, года через 3-4, когда обнаружится огромный клубок проблем со здоровьем, с образованием, будут снова реформировать, создавать, как вон военные сейчас.

Ну надо же загрузить работой огромную чиновничью армию.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, конечно, "..учителя получат нагрузку.." А сейчас у них ее так мало! А платят-то им такие большие деньжищи! А расходы-то на "содержание" учителей у Минобра такие огромные! Есть очень хорошая русская поговорка: "Не плюй в колодец - испить водицы ведь придется!" Сейчас и в скором будущем родители будут пить из этого колодца, в который столько лет плевали! И поделом! Скоро вообще в школах работать некому будет. Вот и будут учить детей по интернету эти самые родители, которые на интернете выросли и в слове хук делают по три ошибки!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чего вы кипятитесь-то? Кто плюет в ваш колодец, какие родители? Вы о чем вообще?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ребята! Караул! Похоже, господин Ильковский и его министры закрывают Забайкальский край ! Все в Якутию, на алмазы!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хочу совета ,ехать ли мне на село работать в школу учителем или нет, где нет сотовой связи?мне 21 год и к тому же я не преподаватель по специальности.обещают съемное жилье, 18 часов: география, биология.Хочу всем забайкальцам сказать,что в этом году всего 6 выпускников бывшего ЕГФ ЗаББГПУ(теперь ФЕНМиТ ЗАБГУ (3 человека. география, 3-биология, химиков в этом году никто не дождется,нет 4 курса. 13 выпускников экологов.жду ответы!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, пришла "смерть" в здравохранение и.уничтожила районные не рентабельные больницы! Больных теперь НЕТ! Пришла "СМЕРТЬ" в образование в лице Натальи Шибановой и "СКОСИЛА" малокомплектные школы! К 2015 году будут уничтожены и эти сёла! Браво Чумилину и Шибановой, так вот в историю края и войдут как мудронизаторы! Сама Шибанова теоретик, она в сельской школе работала? Знает ли она, что на селе ШКОЛА - ЦЕНТР развития села, село и держится за счёт школы! Забайкальцы, читайте Платонова "КОТЛОВАН". Будем себе гробы и могилы рыть - будущего у нас здесь нет! Спасибо Забайкальским "правителям", у нас точно правит ДЬЯВОЛ!