Р!
02 МАРТА 2021
01 марта 2021
Рабочая смена

Дорожник с «Амура»

За время своей работы в ИА «Чита.Ру» тема дорог стала для меня одной из самых близких, но завязана она была больше на принуждении чиновников и дорожников сделать их лучше. Поэтому, когда мне предложили самому взять в руки лопату и встать рядом с асфальтоукладчиком, согласился без лишних вопросов.

Дорожная романтика

Чернышевский район, недалеко от посёлка Аксёново-Зилово. Здесь на фоне девственной природы с болотами, смешанными лесами и сопками, выглядывающими из тумана, тянется самая длинная федеральная трасса, построенная в современной России — «Амур».

На 391-м километре трассы строительная компания «ЗабДорСтрой» устраняет просадки, которых от Чернышевска и дальше, в сторону Амурской области превеликое множество. Дорожники списывают всё на вечную мерзлоту, о существовании которой при строительстве трассы то ли не вспомнили, то ли просто не знали.

Вообще, работа дорожных рабочих здесь — с 8.00 до 20.00. Оставшееся время они проводят в вахтовом посёлке, раскинувшемся под сопкой недалеко от Чернышевска, куда мы подъехали, когда моя бригада была уже на работе. Я огляделся. Традиционные вагончики, импровизированная столовая в одном из них, засыпанный щебнем и заставленный техникой полигон. Здесь же асфальтобетонный завод. Всё это — с лесом с одной стороны и болотистой ложбины с другой — веяло романтикой профессии дорожника.

Добрый, улыбчивый и живой мастер по содержанию «ЗабДорСтроя» усадил нас в «УАЗик» и меньше чем за час добросил нас до моего нового рабочего места. По дороге заглянули в пустеющий Жирекен за светоотражающими жилетками для меня и нашего фотографа Ксении. Оказалось, мастер — из бывших работников закрывшегося ГОКа. Последовал ностальгический монолог из прошлого и настоящего фабрики не без грусти в голосе. Пожаловался на молодёжь. Мол, пьёт, работать не хочет. А если и приходят в «ЗабДорСТрой» устраиваться, то через пару дней их увольняют за пьянку.

Молоко за вредность

К нашему приезду на участок бригада, сидя на асфальтоукладчике, как раз дожидалась приезда «скамейки» с очередной порцией асфальтобетона с завода. «Скамейкой» дорожники, видимо, из-за сходства в произношении называют грузовой автомобиль Scania. Помимо укладчика, на участке работало два катка, различающиеся по весу и по своим функциям, автогрейдер, а также стоял вагончик-столовая.

Когда подъехала «скамейка», я уже был в полной амуниции — светоотражающий жилет, лопата и бутылка с соляркой. Последней нужно обливать лопату, чтобы к ней не прилипал асфальт. Грузовик засыпал в бункер асфальтоукладчика будущее дорожное покрытие, и началось самое интересное.

Нам предстояло укладывать выравнивающий слой из пористой мелкозернистой асфальтобетонной смеси, который должен ликвидировать просадки. До этого уже был уложен нижний слой, а после должен будет лечь завершающий — верхний. Моя работа, казалось, проще некуда — иди за асфальтоукладчиком и в случае необходимости посыпай уже уложенное покрытие мелким слоем асфальта.

Со мной работало ещё четыре человека — водитель и ещё один рабочий, как я, с лопатой. Более ответственной мне показалась работа оставшихся двух коллег. Они регулировали края покрытия и толщину с помощью ещё двух специальных панелей управления. Их ошибка для бригады может стать фатальной — слой ляжет криво или не закроет просадку. На мой вопрос, что грозит за такую оплошность, никто не ответил. По выражению лиц дорожников стало понятно, что ничего хорошего.

Температура асфальтобетона, в соответствии с нормами, составляет 160 градусов, поэтому находиться около него было жарковато. К тому же, он издавал не очень приятный и совсем не полезный запах, от которого уже спустя несколько часов становится слегка дурновато. Дорожники говорят, что им за вредность этого запаха каждое утро дают три яйца и пол-литра молока.

Со своей, казалось бы, несложной работой я никак не мог справиться. Ровного слоя у меня не получалось. Наблюдая за более опытным рабочим по имени Василий, у которого, кстати, был день рождения, я понял, в чём моя проблема. Всё дело — в технике владения лопатой. Передать этот секрет не могу, я так им и не овладел. А из-за укорительных взглядов новых коллег не очень удавалось собраться с мыслями для хорошего броска. Оставив несколько кучек, которые по окончанию работы могут стать причиной неровного покрытия, я решил перестать стараться. Не хотелось, чтобы меня поминали гневным словом автолюбители, поэтому ограничился более простой работой — то излишки асфальта скидаю на обочину для её укрепления, то выполню чьё-нибудь поручение. Мы доделали полосу, разгрузив очередной грузовик, и в 14.00 наступил обед.

Обед за полчаса

Здесь тоже не обошлось без открытий. Я не увидел около вагончика-столовой умывальника. Его роль выполнял каток. То есть не сам каток, а специальный краник, из которого льётся вода во время выравнивания покрытия. Помыли руки — и в вагончик. Мужики ждали праздничного ужина, как-никак журналисты приехали.

Меню их слегка разочаровало, особенно второе. Самый молодой из рабочих — водитель катка — положил на первое суп с тушёнкой. Ко второму вообще никто не притронулся, «сечка» дорожникам оказалась не по вкусу. Выпили по стакану компота, встали и пошли. Ни посиделок тебе, ни перекуров. Асфальтобетон в кузове «скамейки» не ждёт — остывает.

Работа во сне

После окончания работы на участке мы перебазировались на другой. Там просадка достигала сантиметров 15-20 в глубину, а протяжённость в несколько сотен метров. Асфальтировать нужно было добрый километр, только для начала нужно было выравнять кромку. Здесь снова пришёл на помощь универсальный каток, у которого на колесе помимо умывальника есть специальная пила. Если вас когда-нибудь интересовало, откуда на обочине валяются куски асфальта — это обрезалась кромка, а рабочие излишки скидывали с трассы.

Затем последовало несколько часов монотонной работы. Асфальтоукладчик ехал, останавливался, загружался асфальтом и снова ехал. Я шёл чуть сзади и следил, чтобы на появляющемся водостоке не было неровностей, подсыпал и снова шёл, следил. Так, по-моему, больше километра. Ещё и тучки рассеялись, открыв неожиданно по-летнему палящее солнце, что вместе с жаром от асфальта превращало Чернышевский район для меня едва ли не в пустыню. Я начинал потихоньку вслух делать выводы о непростой работе дорожников. Андрей, водитель укладчика, признался, что они укладывают асфальт и ночью, но только во сне.

40 тысяч рублей в месяц

Как мне рассказали мужики, в таком режиме они работают практически весь дорожный сезон в зависимости от погоды — с весны и до поздней осени. Бывают недельные отпуска, в которые они ездят домой. К счастью, ездить — не сказать, что очень далеко. Кто из Дарасуна, кто из Карымской, кто из Дульдурги. Местных, как и говорил мастер «ЗабДорСтроя», практически нет. Месячная зарплата варьируется в районе 40 тысяч рублей в зависимости, опять же, от погоды.

Когда мы доделывали просевший участок, за мной и изрядно истомившейся на жаре Ксюшей приехал автомобиль. Пожимая на прощание руки дорожным рабочим, я испытывал неподдельное чувство уважения к ним. Работать в таких условиях по 12 часов в сутки, месяц за месяцем, в жару и в холод — на такое сегодня способен не каждый, даже, если нет другой работы. Спасибо им за ровные дороги!

За помощь в подготовке материала благодарим управление федеральных дорог в Забайкальском крае и строительную компанию «ЗабДорСтрой».

НазадВперёд
15 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Петя! Мы тебя увидели и узнали! Привет тебе от богомягковских!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Андрей, какой же вы умница. Всегда читаю ваши статьи, у вас большой талант и чистая душа. Спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважуха! За рабочий класс. Вот такие статьи нужно писать побольше. Ждем статьи про путейцев, машинистов, вагонников и других работников самых железных профессий.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А слабо санитаром поработать?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А практологом?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ещё в рудниках Ппгхо полезно для здоровья стажироваться

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Статья ни о чём. Я плачу огромные налоги на содержание дорог. А езжу по ухабам и колдобинам. Какое мне дело до того как тяжело им работается, если результат их работы отрицательный. Вначале мне рассказывают о супер технологиях, а через месяц после укладки на руинах - о мерзлоте. Один из последних громких примеров - каштакская развязка.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Огромные налоги? Это сколько если не секрет Ваших кровных на дороги ушло за вычетом образования, обороны и т.п.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Имеется ввиду не налоги которые платит работодатель, а те которые платятся за машину.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

да забдорстрой работает неплохо и асфальт ровно ложит хотя в прошлом году лучше работали и продольный и поперечный стыки делали что было не заметно.в этом году по хуже но все ровно лучше чем оао труд.такого брака давно не видел.сразу от могочи работают.вот там надо посмотреть.асфальт уже выкрашивается.видимо не правильный рецепт абз или технология укладки дак пусть переделывают участок.почему упродор закрывает объемы.или как всегда отпишуться что все нормально.я написал во все инстанции пусть их вздрючат по полной.нечего 1 процентному(сотрудник упродора) получать откаты.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а мне понравилась статья, да и как же это здорово один раз в неделю примерять на себя другую профессию

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Достаточно интересно, спасибо. Но слишком сухо: приехал, встретили, просадки, асфальтобетонная смесь, тяжелый труд, уехали точка.

Совет редакции от шеф-комментатора - добавьте Затирко в Романову, они друг друга отлично дополнят. Смешать, но не взбалтывать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Когда начнут класть асфальт на бетонное основание? В Германии такие многополосные еще в 1930-ые гг. стали стелить. Когда идет один асфальт - это бесконечная кормежка дорожных строителей. Асфальтобетонный завод здесь одно название

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Напишите пожалуйста статью про машинистов и помощников машиниста ржд.У них сложная работа,и думаю всем интересно будет почитать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А че ни написали как там Вова с Мишей на базе зарплату работяг делят?как с каждого вычетают за все?