Р!
12 АВГУСТА 2020
11 августа 2020

Школы убивает нищета. Образование погибает

Сайт «Православие и мир» опубликовал мнение научного редактора журнала «Эксперт» Александра Привалова, который считает, что образование в России погибло. ИА «Чита.Ру» попросило Заслуженного учителя России, учителя истории и обществознания читинской школы №8 Елену Бахметьеву согласиться или поспорить с Приваловым — высказать своё мнение о современном образовании.

— Со статьёй я согласна полностью — образование погибает. Школы убивает нищета. Я в этой школе с первого дня, с 1986 года. За эти годы в моём классе ни разу парты не сменились. Обещают всё новое, но нового ничего нет. Большее, что сделано в школе, — родительское, в том числе — мультимедийный проектор. У нас далеко не во всех классах есть интернет. В школе две интерактивные доски, но так как сложности с интернетом, они работают не на полную мощность. Отводим шесть уроков, и дома заполняем электронные дневники. Помимо электронного дневника есть ещё и обычный. У меня сейчас девятый класс: каждую неделю собираю дневники, оценки выставляю. Если контроля со стороны учителей и родителей нет, это уже всё. Работать, конечно, тяжело.

— Тем не менее в школе вы уже 30 лет.

— Я всегда мечтала стать учителем. Я считаю, что это желание должно быть частью твоей души и жизни. Если ты детей не любишь, делать в школе нечего. Предложений о переходе было много. Когда начинала работать, мне предлагали уйти в институт. А у меня двое мальчиков, муж милиционер, часто в командировках бывает — ОМОН, потом Чечня началась. Я решила, что должна мальчишек контролировать, чтобы потом не потерять. А здесь они у меня были на глазах. Я ни разу не пожалела. Сейчас в институте веду «Культуру Забайкалья», «Историю Забайкалья». Сотрудничаю с ними уже третий год, ко мне приезжают студенты. С дипломами работаю.

— Социальное расслоение между школьниками чувствуется?

— Дети разные. Умнички были всегда. Вредные и капризные тоже были всегда. Социальное расслоение чувствуется. Но у нас на КСК это не так сильно выражено. Я этому рада. Наши дети более воспитаны. Вот мы едем в театр, мне за своих детей в театре не стыдно. Наверное, всё-таки КСК — спальный район, социальный уровень несколько ниже. Дети не «гнут пальцы», не кичатся своим положением. Мне это нравится. В чём суть детей изменилась: стали потребителями — дай, дай, дай, а взамен ничего. Все им должны и родители и учителя. Хотя, речь идёт не обо всех детях. Много ребят, которые добиваются всё своим трудом и знаниями.

30 часов в неделю

— Работа учителя заканчивается после уроков?

— Нет, вы что? Мы о чём мечтали, когда было реформирование? Думали: ставка будет 18 часов, и работай себе спокойно. Если бы это было так, 18 часов в неделю, тогда можно побольше с детьми быть, организовывать внеклассную работу, создавать индивидуальные траектории и маршруты. Дети хотят, чтобы ты был с ними всегда. Но, когда ты работаешь в две смены и у тебя по 30 часов в неделю, ты даже физически не можешь быть полноценным классным руководителем. У нас выходных нет. Получается, в субботу — шесть уроков, а в воскресенье нужно готовиться к понедельнику. Вечером надо проверить тетрадки. Нужно выставить в электронный журнал оценки. Подготовиться к урокам. Мне муж всегда говорит: «Ты чего готовишься каждый день? Ты же всё знаешь». Но это ерунда. Знать всё невозможно. Тем более постоянно всё обновляется. Если ты хочешь быть на высоте, надо постоянно переучиваться. Я пришла к выводу, что курсы повышения квалификации у нас бывают раз в пять лет, а сейчас нужно — каждые два года. Сегодня информация полностью меняется. Не будешь заниматься самообразованием, не сможешь быть учителем. В старших классах без обучения не проработаешь два года, у тебя уже яма. Представляете, на каком уровне надо находиться? Постоянно в тонусе.

— Сегодня его никто не хочет брать на себя. Это 1,6 тысячи рублей в месяц. А если по-настоящему взяться — это огромный труд. Бесконечные вечерние переговоры с родителями — один с урока сбежал, подрались, что-то не поделили, постоянные разборки. Но самое главное, чтобы чего-то добиться, нужно быть всё время с детьми. Знать проблемы пытаться вместе их разрешить.Трудно убедить их в понимании нужности образования.

Вот мои девятиклассники. Съездили с ними на Алханай. Хорошие ребятки. Трудности, конечно, всякие были. Я их взяла с пятого класса — это мой четвёртый набор. Много лет завучем работала. Думала, не смогу, не осилю, брошу всё, вредные такие. А сейчас уже хорошо. Это мои дети. Если ты берёшь класс — это твои дети, часть твоей жизни, твоего сердца. Ты за них несёшь ответственность, как за своих собственных. Случилось что-то, — мне стыдно. Я захожу в учительскую, а мне говорят, что ваши там что-то натворили. Мне стыдно и больно. Я прихожу к ним, говорю: «Вы же мои дети. Вы меня так подводите». Они опускают головы, понимают, извиняются. Сейчас уже с ними легко, сами спрашивают: «Окна будем утеплять? Парты вымыть? Осенний бал готовим?». Но достигать таких желаний приходится долго.

Пять учебников и одно ЕГЭ

— Действительно ли современное обучение сводится к натаскиванию на ЕГЭ?

— Да, обучение сейчас сводится к тому, что мы натаскиваем на ЕГЭ. Потому что попробуй не натаскай. Бесконечное репетиторство, бесконечные консультации. Уроки провёл, начинаются консультации. Конечно, пугает математика – не могут дети сдать. Сейчас проблема в кадрах, учителя математики увольняются, меняются. Там, где сохранился сильный состав математиков, проблем с ЕГЭ почти нет. Также сложности ещё и в том, что, начиная с седьмого класса, родители перестают контролировать детей. Современные дети не приучены считать. Мы всегда считали сами, а сегодня телефоны. Мы же до сих пор владеем устным счётом: стою в магазине в очереди, пока продавец мне выбивает чек, я уже посчитала, сколько мне платить. Нас так приучили.

В ЕГЭ мне не нравится ситуация, когда списывают. Очень сложно отследить. Меня убивает, когда кто-то получает по 100 баллов, не зная предмета. Обидно, что умные и старательные дети порой теряются на экзамене из-за напряжённой обстановки. А дети-бездельники лавируют, умудряются списывать, находят разные способы это сделать. ЕГЭ – не критерий знаний сегодня. Всех под одну гребёнку. А ведь столько много разных нюансов.

— Удачная ли программа по истории?

— С преподаванием предмета истории накопилось тоже немало проблем. Огромное количество учебников, среди которых трудно выбрать лучший. Прежде чем выбрать, их все надо вычитать, а они довольно дорого стоят. Изменилось количество часов. Раньше предметы общая история и история России в девятых классах были разведены. Последние годы всё изменилось: два курса истории нужно вместить в два часа. Попробуйте, получается галопом по европам, а это же девятый класс. Ученики же все разные. Конечно, многие вещи они не усваивают, не понимают. В 11-м классе тоже два часа на два учебника. У них каша в голове. Раньше на изучение истории Великой Отечественной войны отводилось 17 часов, 17 уроков. Сейчас – два-три урока. Конечно, они много чего не знают. Если они дома не смотрят фильмов, если они с родителями не читают книги, многие вопросы о Великой Отечественной войне остаются белыми пятнами. Хорошо, что где-то есть возможность провести классный час. Если я историк, конечно, буду это делать.

Платное образование

— Привалов говорит, что в 90-е было легче работать.

— В 90-е давления не было.

— А сейчас есть?

— Сейчас бумаги задавили. Классный час проведи – отчёт сдай, в поход сходи – отчёт напиши. Мне легче в поход сходить, чем бумагу написать. Это какой-то кошмар, такого ужаса никогда не было. Бумажки, бумажки, бумажки. Проверяющие – многие в школе-то не работали. Вся беда в том, что они школу-то не нюхали, не знают. Попробовали хотя бы год поработать, да хотя бы встать и провести шесть уроков, тогда станет понятно, что такое учебный процесс. Написать можно всё что угодно. Бумага стерпит. Можно приукрасить всё что угодно. А ты вот сделай это.

— Согласны с тем, что всё идёт к платному образованию?

— Наверное, да. Наверное, бесплатное не оправдывает себя. Но ведь советское образование было бесплатным. Мы же учились в советской школе. Я из обыкновенной семьи, но с математикой, физикой, химией справлялась. Мы все экзамены сдавали без ЕГЭ. Многие вещи до сих пор помним. Да и наизусть стихи. Нам же в память всё это уложили. Значит, образование было лучше.

— Неужели кто-то действительно убивает образование?

— Может быть. Хотя больно об этом говорить. В 90-е, когда нам зарплату месяцами не платили, мы понимали, что страна находится в таком развале. Великая держава перестала существовать. А сейчас же вроде на ноги встаём. Ведь те люди, которые стоят у власти, они должны понимать, что без образования будущего у страны нет. Я согласна с этой фразой – «Сейчас мы сэкономим на школах, завтра – разоримся на тюрьмах». Образованные люди – это другой уровень отношения к жизни. Чем необразованней масса, тем легче ею управлять и манипулировать.

— Привалов считает, что на образовании пытаются всячески сэкономить.

— Не знаю. То же самое, что с медициной, то и в образовании. Летим в пропасть. Я сегодня согласна заплатить, чтобы меня принял врач, посмотрел. Многое стало для галочки. Жизнь для галочки. Это страшно.

Две опоры

— На ком сейчас держится школа?

— Держится на тех умничках — учителях, которые работают в школе, которые ещё не ушли. Мы уже такого предпенсионного возраста, у нас есть профессиональная пенсия. Мы живём, конечно, получше, чем молодые учителя, которые получают зарплату 8-10 тысяч рублей. То, что звучит по телевизору и по радио, — враньё. Никаких 30 тысяч мы не получаем. Да и 20 — редко кто. Это надо пахать и пахать. В прошлом году у меня было 27 часов, высшая категория, заслуженный учитель, и моя зарплата — доходила до 25 тысяч. Это не великие деньги при 27 часах еженедельной нагрузки и классном руководстве. К тому же у меня ещё и забайкальские, и 31 год непрерывного стажа, и доплата за заслуженного учителя. А представляете, молоденькая пришла в школу. Это ничего совсем. Приходят некоторые девочки, такие умненькие. В них чувствуется новый уровень. Но они убегают, потому что семью надо содержать. Умные люди понимают, что образование твоего ребёнка — это тоже только твоя серьёзная задача. Ты его должен выучить. А чтобы его выучить и поставить на ноги, нужно иметь материальные средства. Если, конечно, есть обеспеченный муж, то, да, остаются. Но это редчайший случай, что у учительницы ещё и муж крутой есть. Богатый муж не позволит просто работать в школе. Это же нервотрёпка.

Но ещё есть учителя от бога. У нас — Ирина Васильевна Писаренко. Замечательный учитель, русовед. Очень строгая, требовательная, но всё справедливо. Авторитет невероятный. Лариса Валерьевна Двинянина — учитель начальных классов. Тоже отличный опытный педагог. Она пополнила плеяду молодых талантливых педагогов. Я уже и собственного учителя вырастила. Она закончила школу в 1991 году, потом исторический факультет. Сейчас учитель истории — Ирина Николаевна Зоц — работает в соседнем кабинете. Я счастливая. Она у меня такая умничка: и учитель замечательный, ещё и профсоюзный лидер. Любой правовой вопрос — компетентна, грамотна, моя гордость. Я у неё многому учусь.

— Много в школе учителей пенсионеров?

— Есть учителя-пенсионеры, которым уже не надо в школе работать. Надо уходить. Наступает такой момент и такой возраст, что работа становится мучением. Надо уходить тогда, когда ты в нормальном состоянии. Но очередь учителей на улице не стоит. Выбирать не из кого.

— А детей всё больше и больше?

— У меня почти в каждом классе по 30 человек. В один день у меня четыре седьмых классов по 30 человек — более 200 школьников. Собрала у них тетради. Их все надо проверить. Историкам за проверку тетрадей не платят, мы должны устно опросить. А попробуйте их всех опросить. Конечно, лучшие вырабатывается логическая речь. Дети плохо говорят, мало читают. Но опросить всех невозможно. Готовят устные выступления. Требую, чтобы своими словами рассказывали, а не читали по бумаге. А сколько детей со справками. Есть у меня класс, там у семи школьников задержка психического развития. Детям ничего не надо, с ними очень сложно. И тут же рядом способные ребята. Как тяжело в таких классах работать. Таких детей всё больше и больше.

— Александр Привалов говорит, что современные школы нуждаются в помощи родителей. Согласны?

— Да. У меня замечательные родители. Это палочка-выручалочка. На родителях многое должно держаться в школе. Но нужно всё делать грамотно, компетентно. Есть родители, которые понимают, что, если они не помогут, – школа пропадёт. Помогают, необязательно деньгами. Важно, чтобы они с тобой были в этом учебно-воспитательном процессе. В моих поездках с детьми, меня всегда сопровождают родители. Мы поехали в поход, я позвала родителей. Ведь часто в суматохе будней общение детей с родителями происходит на криках: сделал уроки, не сделал. А детям хочется выговориться, и надо выслушивать. Мы ездим в поход вместе. Помогают все. Единое целое. Мне, конечно, легче. Да и дети в такой обстановке раскрываются, становятся другими. У нас были сложности в межличностном общении. Психолог нам посоветовала, чем больше трудностей будете преодолевать совместно, тем быстрее преодолеете все конфликты. В седьмом классе мы ездили в пещеры Хээтэй. Уже два раза на Алханае были. Там, в поездках, они другие.

Родители помогали нам сделать в школе музей. Я занимаюсь краеведческой работой. Учебник написала, рабочую тетрадь. Музей собирали по крупицам с родителями. Они сделали картины — настоящая сказка. Всё вместе. Впереди ещё много совместных проектов.

Вообще, в школе работает вся моя семья. Муж доволен или не доволен, но всё равно помогает. Конечно, ревнует к детям. Говорит: «Сколько можно, ведь есть же какая-та грань?». Предлагает: «Давай, ты зашла домой и забыла о своих школьниках». Это невозможно.

Без уныния

— В День учителя — какой лучший подарок?

— Телефонные звонки со всей страны. Причём, звонят в основном те, с кем больше всего возился. Отличники не всегда звонят. Правда, у меня был ученик в последнем выпуске — Андрей Константинов, он закончил на одни «, получил золотую медаль. Я как-то сказала, что двоечники по имени-отчеству помнят, а отличники – забывают. Он, видимо, запомнил. И всегда-всегда поздравляет. Но чаще всего, с кем больше мучился, бился, те и поздравляют. Пишут: «Мама Лена. Мама Лена, поднимаем за вас бокал». Для меня это счастье.

В последние годы школа работает в режиме эксперимента по сетевому профильному взаимодействию. Мы сотрудничаем: школа №30, №6 и №8. Учителя по некоторым предметам ведут курсы. У меня – история и обществознание. Ко мне приходят ученики этих школ. Трудно, тяжело, многое ещё не отработано, есть сложности с расписанием. Я боялась – чужие дети из разных школ, но сплачиваются довольно быстро. В этом году у меня все сдали ЕГЭ. Прежде чем разъехаться, кто в Москву, кто в Петербург, – они пришли ко мне домой попрощались. Вроде бы из других школ, а пришли. Я была очень рада.

— О чём вы переживаете сильнее всего?

Я, конечно, сколько смогу, столько и буду работать. Болит душа: уйдём мы, а внуков-то наших кто будет учить. Конечно, главная опора — семья. Но в школе дети проводят полдня, а то и больше. Ребёнок всё впитывает. Кто будет заниматься его воспитанием, мировоззрением, кто сформирует в нём патриотические чувства? Эта же работа по крупицам.

— Привалов характеризует школу одним словом — уныние. Так оно и есть?

— Нет. Уныние – слишком грустно, этого нет. Школа кипит, работает. Я всё равно, как и другие мои коллеги, лечу в школу, бегу с удовольствием. Даже если мне плохо, давление, никаких больничных, — встаю и иду. Если бы было уныние, я бы не пошла. Несмотря на все трудности, есть наши дети – отдушина.

НазадВперёд
22 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что тут скажешь? Правильно все. Грустно становится от увиденного-прочитанного. Показуха затмила все. Все врут и понимают, что их тоже обманывают. Кругом ложь. Противно! Но успокаеваем себя, мол все так живут. Убиваем образование, медицину, науку, культуру. Правду сказать боимся. Какую страну оставим нашим детям?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ха. Не о том спорите. Скоро все школы будут обучаться на английском языке и чаще в интернет-сетях, нежели в аудитории, учитель не будет знать содержание своего предмета, а будет только знать, как подсказать ученику - в какой энциклопедии это можно посмотреть через интернет. Вот такая вот школа будущего ближайшего причем. Бейте в колокола.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Одной из причин распада СССР было тотальное враньё.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сам тотально врешь, что бездомный. Если ты из СССР, то дом есть у каждого!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И добавить -то , правда, нечего. Все так и есть! И в профессиональном образовании точно так же. Задавили бумагами, отчетами и при чем все на полном серьезе.Бумажку не сдал - виноват! Попробовали наши чиновники на двух ставках поработать, как они выглядели после этого. И самое, главное, ситуацию не изменить

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

две моих знакомых в прошлом году окончили филфак - учителя русского и литературы. Работают в разных школах, зарплата - 18-22 тыс руб. Совсем неплохо. ПРи этом еще успевают учиться в магистратуре и заниматься личной жизнь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

наверно в топовые мажориковские школы попали. там оклады повыше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Одна работает в школе на углу Журавлева-Лермонтова - у нее 20-21 тыс, другая в школе в районе Океана - 18 тыс.

При этом родители к каждому празднику - день учителя, новый год, 8 марта - по собственной инициативе несут подарки - начиная от духов,цветов, косметики, заканчивая кофе, конфетами. Берут.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так всегда было. У старых учителей, например, хрустального ширпотреба девать было некуда. Помните старые серванты, набитые вазочками и салатниками?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Странно. Я 8 лет назад закончила тот же филфак и такой зарплаты не имею

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Через три года снимут надбавку"молодого педагога" и будут получать меньше на 4-5 тыс.р

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хочется сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО Елене Александровне за откровенную беседу, за правдивые строки. Сейчас ведь только один пиар.Я работаю учителем уже 4-й год, хотя и не мечтала даже. Многие навыки за это время отработаны и уже хочется чего-то большего: продвигаться вперед,принимать участие в различных конкурсах и конференциях, но все это благотворительный труд, который если и будет , то отмечен такой материальной наградой,глядя на которую хочется плакать. Это подавляет мотивацию и творческий потенциал, и желание работать учителем в целом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как говорил Герман Греф, не должен простой народ иметь доступа к информации, иначе образованным населением труднее манипулировать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хороший, годный материал, хоть он всего лишь описывает ситуацию, не озвучивая призыва к ее изменению. Школы совсем бедные. У ребенка в школе конкурс поделок. Чтобы принять в нем участие, необходимо заплатить 50 рублей, деньги направляют на призы (ну скажите, что за кукушечья мотивация - приз? Кто это придумал, какая "кукушка"?) Иногда классы срывают с уроков и ведут в бедный, несчастный детский центр "Орешки" на просмотр пиратских копий мультфильмов, тоже за 50 рублей с ребенка, естественно без билетов. Спросите любого ученика из 47-й, он подтвердит. Что-то не так в системе сбора и распределения налогов, в торговле ресурсами - стране нужно бесплатное качественное образование, наука и медицина, остальное пусть подвинется. И еще нужны честные, качественные руководители, которые знали бы школу "от горшка до последнего звонка", а не пустоголовые расфуфыренные протеже иностранных агентов влияния или начальничьи дочки без капли научного разума и без грамма божьего страха. Но система не пропускает нормальных людей - с них никаких денежных поборов не выдоишь. Полиция и прокуратура реагируют показательно, они до дрожи в коленях пугаются кого-то в системе связей между местным уровнем и Москвой. Что с этим всем делать? Продолжать рожать детей, заранее загоняя их в рабство этой казенной безмозглой сволочи?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

По поводу плохой материальной базы. Когда я оканчивала школу в 2009 году, мультимедийные проекторы уже использовались многими учителями. с Но могу сказать, что их эффективность очень низкая. Материал (фильмы, презентации) очень трудно осваивался, в голове мало чего оставалось. (Чтобы Вы не сомневались в моих способностях могу сказать, что окончила школу с медалью, успешно сдала ЕГЭ, поступила на бюджет на несколько специальностей.) Слава Богу, что большинство учителей были старой закалки, которые, иногда закрывая глаза, на новые программы перекраивали количество отведенных на определенную тему уроков в пользу более сложных и важных. Материал структурировали, давали много табличных вариантов, удобных для запоминания. Уделеляли много внимания устным ответам, а также письменным с развернутым ответом. У нас были дырявые старые карты, не было компьютеров нигде, кроме кабинета информатики, но уровень знаний нам давали очень высокий.

Учитель сам должен быть очень грамотным, ответственным, изобретательным, в столь ограниченных финансовых условиях, а затем уже требовать это от учеников.

Сейчас что? В прошлом году в 5 класс дочери пришла после института учительница русского и лит-ры и требует мультимедиа? Зачем? Наверное, чтобы дети не читали классику, а фильмы смотрели на уроках.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не все учителя умеют и могут эффективно использовать мультимедиа на уроках и, что самое важное, не все хотят это использовать. Мультимедиа в современное время это уже не роскошь, а средство обучения. Поверьте, на самом деле, даже в 5 классе на уроках русского языка и литературы необходима техническая поддержка. И не только для показа картинок и видео, а для выполнения различных заданий, решения и т.д. Если Вам показывали картинки и презентации, то это не значит, что в этом единственная "радость" использования данной техники. Вы скажете: раньше хорошо учили и без этого и получали знания не хуже чем сейчас. Да, учили и продолжают учить, причем хорошо, но делать это в кабинете оборудованном техникой можно еще более эффективнее, интереснее. Конечно, никто не заставляет отказываться от более старых форм обучения (это также может зависеть от специфики предмета), устной работы и т.д., но полностью обойтись без мультимедийной техники становится все сложнее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы во сколько родили дочь? Что-то у меня не сходится.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

верно лет в 10

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дочь приемная, от первого брака мужа

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

прекрасная статья, на удивление правдиво и позитивно одновременно. понятие нищеты - это материальная категория, лишь бы не наступила нищета духовная - когда учителя поголовно начнут работать для галочки в погоне за тем же материальным. нет ничего сильнее движений души - об этом и статья. только так можно быть счастливым, в любых условиях, при любом государстве - когда побеждено уныние!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Но все же не стоит забывать о материальном вознаграждении за предъявляемые требования к учителю!..Я думаю всем бы хотелось чтобы наш внук, брат, сын или дочь, неважно, приобретал знания и умения от компетентного педагога, в области преподаваемой дисциплины на современном уровне.Для этого существует потребность в совершенствовании себя, как профессионала.И ни для кого ни секрет, что на это нужны средства. А на учительскую зарплату смешно рассчитывать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Елена Александровна- самый лучший в мире классный руководитель! Она нас вырастила в буквальном смысле этого слова! Относилась к каждому, как к родному ребёнку. Всегда помогала, сопереживала, поддерживала, ездила с нами повсюду. Учила нас истории и обществознанию всегда интересно. Никогда не забуду её шоколадки и подарки мне и моему младшему брату. Спасибо Вам большое за всё!

ОБСУЖДАЕМОЕ