Р!
04 МАРТА 2021

«Прогулки по времени»: Территория Машзавода

Проект «Прогулки по времени» предполагает два обязательных условия. Первое — собственно прогулка с фотографиями современных читинских пейзажей. Второе — знакомство с историей мест прогулки. Сегодня мы идём туда, где посторонним гулять не положено. Да и причастные приходят сюда не для праздных прогулок, а для того, чтобы своим трудом писать, или дописывать историю одного из главных промышленных гигантов Забайкалья. Добро пожаловать на Читинский машиностроительный завод.

Мы уже имели возможность заглянуть в цеха машзавода в феврале 2012 года. Теперь пройдёмся по территории. Вообще, машзавод был гигантом во всех смыслах. Он располагал огромной прирельсовой базой у железной дороги для отправки готовой продукции и приёма материалов, деталей и комплектующих. Немалая территория напротив МЖК была выделена под кислородный цех. На углу Красноармейской и Нечаева у завода были кочегарка и автобаза. В квадрате улиц Нечаева — Курнатовского — Новобульварная — Богомягкова находились кузнечно-заготовительный, деревообрабатывающий цеха, цех производства товаров широкого потребления и ученический участок. Но время завод не пощадило, поэтому зафиксируем то, что осталось. Идём на основную и пока уцелевшую территорию завода в квадрате улиц Новобульварная — Богомягкова — Смоленская — Журавлёва.

На подходе к проходной видим остатки уличного убранства советской эпохи. Шишки на заборе, звёзды на столбах.

Завод начинается проходной.

А его история началась во время планирования третьей пятилетки на XVIII съезде Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), когда было решено форсировать развитие оборонной промышленности, в том числе и в восточных районах страны. Особое внимание уделялось развитию молодой авиационной промышленности, частью которой и стал будущий машзавод. В сентябре 1939 года исполком Читинского горсовета отвёл земельный участок на тихой тогда окраине Читы под строительство ремонтной базы С-5 Народного комиссариата авиационной промышленности. Строили базу читинцы и иркутяне, новосибирцы и хабаровчане. В конце 1940 года международное положение скорректировало планы, и вместо базы здесь началось строительство настоящего завода. Одновременно с производственными зданиями наскоро строились и брусчатые восьмиквартирные жилые дома для коллектива, некоторые из которых и по сей день стоят на Новобульварной и Журавлёва.

В первую очередь были построены одноэтажное здание с трансформаторной подстанцией и здание ВОХРа, ставшее впоследствии зданием заводоуправления. Первое из них сегодня выглядит так:

Помимо центральной трансформаторной подстанции, в этом здании был устроен цех термической обработки и компрессорная.

А вот и заводоуправление, бывшая вотчина вохровцев. Сегодня здесь находится дирекция и бухгалтерия.

После того как будущий завод получил электричество и охрану, в 1940 году началась стройка первого двухэтажного корпуса, известного, как корпус «А». Впоследствии здесь будут расположены цеха №5, №8 и №12.

Цех №8 был отделом главного механика и занимался ремонтами. Цех №12 по-другому назывался энергоцехом. А на втором этаже находился цех №5, он же инструментальный. В 80-е годы, на пике могущества завода, инструментальный цех переехал в новое большое здание, которому теперь суждено стать торговым центром «Новосити». Цех занимался проектированием и выпуском специнструмента, заводской оснастки, штампов и многого другого. Цех №5 требовал от работников особой подготовки и считался элитным. После переезда в новое здание при 5-м цехе была построена испытательная станция для модернизации и испытаний новой продукции. Но это было уже на пороге развала Союза.

В пристройке к корпусу «А» находилось депо электрокаров, где заряжались аккумуляторы для электрокаров и погрузчиков. Транспорта у завода было много — два десятка электрокаров, десяток погрузчиков. И это только внутренний транспорт.

Здесь же в подвалах находились резервуары с разными маслами, которые по трубам подавались в цеха. Горюче-смазочных материалов на нужды завода уходило немало.

Рядом с двухэтажным корпусом «А» есть транспортная проходная на улицу Смоленскую.

А ещё чуть дальше — знаменитая заводская столовая «Ласточка». Вот так она выглядела ещё совсем недавно.

Фото Ю.Ревякина

А вот так выглядит теперь.

«Ласточку» построили в середине 60-х годов. На втором этаже находилось два зала, с учётом того, что один зал просто не справился бы с задачей накормить всех работников разом. На первом этаже были кухня и диетический зал. При заводе работал медпункт, который рекомендовал некоторым заводчанам особое питание. Заказов и работы у предприятия до 90-х годов было столько, что столовая, вместе со всем заводом, работала и кормила людей в две смены. Первая смена завода продолжалась с 8.00 до 16.50. Вторая — с 17.00 до 01.20.

Но вернёмся в прошлое и к корпусу «А». Вот так выглядел завод в 60-х годах.

Фото из архива А.Шегеры

Как видно, тогда он занимал меньшую территорию. В правом нижнем углу тот самый корпус «А». Рядом с ним, чуть левее — трансформаторная и компрессорная. Ещё чуть левее видим трёхэтажку заводоуправления. А выше, вдоль улицы Журавлёва, в тени деревьев прячется ещё одно здание, которому будет суждено превратиться в большой, тянущийся почти до самой Новобульварной корпус с двумя цехами. Первый — цех №1, занимавшийся мехобработкой деталей и сборкой холодильных компрессоров.

Во второй половине корпуса и по сей день собирают и обкатывают холодильные машины. Это цех №4.

Напротив — бывший цех №11, сварочный. Здесь же когда-то, до постройки специального здания, располагался и литейный цех, до которого мы ещё дойдём.

Ещё чуть ближе к Новобульварной видим бывший цех №2, занимавшийся мехобработкой и сборкой компрессоров ДК9.

Рядом, почти на самом углу Журавлёва и Новобульварной, находится пристройка к четвёртому цеху — административно-бытовое здание с кабинетами и душевыми. Там же находился музей завода.

В двух шагах от этой постройки совершенно неожиданно натыкаемся на небольшой холм с боксёром на вершине. Это не что иное, как крыша одного из заводских бомбоубежищ, возводимых раньше в обязательном порядке.

По правую руку от боксёра находится заводская проходная, за которой виден большой литейный цех. В прошлом веке от его работы тротуары на Новобульварной были насыщенно-рыжего цвета. Это вытяжка литейки тянула наружу микрочастицы.

Между литейным цехом и зданием заводоуправления в 1985 году был построен мемориал героям Великой Отечественной войны. Не абстрактным героям, а тем, кто в начале 1940 года с молодого ещё предприятия уходили на фронт. В те годы на производстве трудились преимущественно женщины и подростки, работавшие по 12-14 часов в день. Сложность была ещё и в том, что к войне завод доделать не успели, поэтому тут же, своими силами приходилось достраивать цеха, устанавливать привезённое из Киева оборудование и станки, строить систему электропитания новых цехов. Именно в годы войны, весной 1942 года завод начал давать первую продукцию. И это были шасси для самолётов Сталинградского фронта.

В 1943 году заводское оборудование перебрасывается в Москву, а на освободившихся площадях рождается электромеханический завод по производству частей для электростанций. Однако к середине 50-х годов профиль завода становится всё более машиностроительным, в производстве делается всё больший упор на компрессорное оборудование. 23 ноября 1957 года Читинский совнархоз переименовал завод в Читинский машиностроительный. Для описания дальнейшей истории его развития одной статьи не хватит.

В паре метров от мемориала устроена небольшая зона отдыха, где в перерывах от работы заводчане играли в домино и шахматы.

Так мы вернулись к зданию заводоуправления — начальной точке нашего путешествия. Отсюда видно самое молодое строение этой части машзавода. Это сданный в эксплуатацию в январе 1973 года корпус цехов №15 и №16, где занимались сборкой компрессорных станций.

Читинский машиностроительный завод был предприятием полного производственного цикла с заготовительным, литейным, металлообрабатывающим и сборочным производством. Продукцию завода экспортировали в 58 стран. Что из себя представляет этот дважды орденоносец сегодня? На этот вопрос вам вряд ли внятно ответит даже руководство промышленного героя. Здесь всё ещё работают, всё ещё умеют делать компрессоры. Но при этом совершенно не видят будущего для одного из самых больших явлений в истории нашего края.

При подготовке материала использовались книга «От ремонтной базы до современного машиностроительного завода» (Чита, 1989) и воспоминания машиностроителя Л.А. Петровского.

НазадВперёд
20 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему нельзя все восстановить?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Потому что начальству и работникам он не нужен. И виновато не всегда начальство, мы в этом году несколько раз приезжали по поводу изготовления различного оборудования. И мы пол дня ходили по цехам старые работники отправляли нас из одного цеха в другой в итоге мы ушли ни с чем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жесть, сердце кровью обливается! Какое убожество, серость и запустение, Сталкер в Ченобыле отдыхает, зов Припяти какой то, как после яденой катастрофы типа Фол аут! Вот где в пейнтбол играть надо, место будет популярно..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как печально на это смотреть. Показали бы тем людям из СССР нынешний машзавод,не поверили бы,как такое мощное предприятие могли развалить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Увы, к власти пришли дерьмократы. История развала маш.завода - это история развала великой державы (СССР).

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Всё своё сознательно рушим. продаём, а потом смотрим в сторону Китая с завистью и вопрошаем- как так? А там - за такой беспредел расстреливают на месте, а в Корее, вообще собакам заживо скармливают. А мы из- за угла молча завидуем. Реформы реформируем, кластеры строим, врачей в санитаров переводим. Нам умные и грамотные люди не нужны. Стремительно движемся назад в тёмное прошлое!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый автор! Хотелось бы вам сделать небольшое замечание. "Брусчатой" может быть мостовая, а дом - "брусовый".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый резчик. Обратитесь к словарям.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Роман Шадрин! После "уважаемый резчик" надо было поставить либо запятую, либо восклицательный знак, так как это обращение. Извините, если что!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сколько можно причитать? Очнитесь! Взгляните на это убожество и разруху! Неужели внутри может производиться продукт, хоть какого-то качества? Неужели не ясно и бомжу, что все это аккуратно нужно снести и выстроить реально современное производство чего-либо. Но обязательно с учетом интеллектуального и технологического потенциала сегодняшнего края. А то заладили, как умалишенные машзавод, машзавод, так себе, совковые мехмастерские, не более. Настоящих машзаводов не видели.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это сейчас убожество и разруха, а раньше - нужное производство, обеспечивающее читинцев работой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Взгляд, снести и построить - ты хоть знаешь сколько стоит построить новое производство - нужно не сносить, просто внедрить производство в существующее промышленные помещения. Сколько стоит оборудование? примерная цена 1-го станка от 20 млн. руб., нужно найти того кто будет обучать работе на современном токарном/фрезерном программном станке, кто будет писать и разрабатывать программы для обработки, даже людей работающих на универсальных станках в Чите осталось минимум

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Во всем мире новое современное производство основано на реконструкции и совершенствовании старого, по другому бывает очень редко.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Страшно и больно смотреть на завод. Экспорт в 58 стран, востребованная продукция, полный производственный цикл, столько людей работало, жило вместе с предприятием. Развалилвался завод в 90-е умышленно, дабы использовать территорию в центре с выгодой оголтелых капиталистов. Бывал на территории, видел все сам, ощущение конца страны просто, после посещения. А в целом, завод - это Забайкалье в миниатюре. Развал и запустение, а на руинах безобразные торговые центры никчемных барыг. Вот и приходит осознание, что края уже нет и больше не будет, а жаль, Родиной Забайкалье останется всегда.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

как в Припяти , блин. только своими руками..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сердце плачет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Восстановите часы на проходной с градусником-зимой утром в троллейбусе смотреть удобно!

К стати, боксёр-зачётный! Соцреализм 100%й! Хватит ли ума в Чите не профукать его? Помыть, покрасить и делать фотосессии. Или на стадион отправить, но только, чтоб смотрели за ним, а не снесли голову, как некоторым памятникам)))) ну да, не удивительно будет-идиотов то хватает.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Боксера в парк ОДОРА перенести.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за статью! Очень интересна история о месте, где ты родился и вырос. Роман, а погуляйте по КАМВОЛЬНО-СУКОННОМУ КОМБИНАТУ, очень уж интересно во что же превращают люди, все что было возведено предками.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Завод стоит в окружении жилых многоэтажек. Можно ли создать на огромной территории какое либо производство для города?