Р!
18 АПРЕЛЯ 2021
17 апреля 2021
16 апреля 2021

От трудностей к успеху — назад в 2000-й

Есть ли хоть один предприниматель, которому бизнес даётся легко? В существовании такого уникального человека приходится сомневаться. Что пережили и перепробовали те бизнесмены, у которых сейчас успешные крупные компании, остаётся только догадываться.

2000. Игра на выживание

В далёком от 2000-го 2014 году Сила Головатый — обладатель собственной «Мастерской». Говорит, 14 лет назад был ещё школьником, а забайкальские предприниматели уже вовсю начинали бизнес, занимая разные ниши в бизнес-сфере региона.

— Вряд ли можно считать, что бизнес – это такой лёгкий полёт в любом направлении. Опираясь на практику друзей-предпринимателей, а не на свой личный опыт, могу сказать – люди делали бизнес в том, в чём они разбирались лучше всего. И большинство из них начали заниматься своим делом не от лучшей жизни. Умела девушка продавать одежду, которую таскала баулами по городу – сейчас владелица современной крупной сети. Принимал хороший врач в брошенной государством и богом больнице – сейчас руководит известной сетью. Так получилось и у меня – в чём разбирался лучше всего, на то и пал выбор. И появилось рекламное агентство.

— Какой бизнес тогда был популярным?

— Основной процент предпринимателей в регионе работал в сфере торговли, а в сфере услуг — значительно меньше. И если 90-е можно считать временем шальных денег, то начало 2000-х стало, скорее, накоплением капитала. Деньги делались, но делались тихо. Ярких проектов попросту не было.

— А потом? Началась смена приоритетов у читинского бизнеса и текучка кадров среди предпринимателей?

— В мелком бизнесе – да, конечно. Особенно в последние годы – государство поднаторело в изысканном садизме, и в результате почти половина мелких предприятий в России закрылись, не выдержав изощрённой «поддержки малого и среднего бизнеса». А что касается бизнеса крупнее, то текучки там уж точно не было. При этом видные предприниматели никуда не делись – они всё так же руководят эффективными компаниями. Андрей Любин, Александр Филонич, Сергей Давыдов, Владимир Шестаков, Юрий Бажин, Андрей Токарев – эти имена всегда на слуху. Во многом потому что у них есть предпринимательская «чуйка», они почти всегда в тренде. Не обязательно открывают новые направления – скорее, смотрят на ошибки других и в нужный момент вкладываются в подготовленный проект.

2014. Еда, фитнес и торговля

— Что популярно сегодня?

— Сегодня очень популярно открывать общепит, фитнес-клубы, магазины одежды и строить торговые центры. Почему? Потому что перед глазами есть пример – кто-то из «звёзд» бизнес-среды создал яркий проект, начал зарабатывать хорошие деньги. «А я что, хуже?». Но повторить успех не всегда получается – простое копирование уже не работает, а у потребителя есть выбор. Даже если судить по нашей сфере деятельности – в справочнике «Чита.Ру» в разделе «Реклама» 142 компании. 142! Но реально работающих – по пальцам пересчитать.

— Почему бизнес, который так популярен сейчас, не был популярным и не мог приносить такой доход в 2000 году?

— Этому причина — сознание людей, деньги, интересы… Мне кажется, что, во-первых, мы стали жить лучше. Об этом можно много спорить, но объективно это так. Покупательская способность к концу первой декады 2000-х была очень хорошей. По сравнению с тем периодом, сегодня мы не просто стагнируем, а мчим назад на приличной скорости. Во-вторых, именно в этот период начался бум франшиз и поддержки открытия таких проектов банками. В-третьих, у предпринимателей появились деньги. Понятно, что в начале 2000-х строить дилерский центр за 200 миллионов рублей было несколько опрометчиво – сегодня же это удачное вложение денег. И здесь нужно понимать, что предприниматель не может сидеть на месте – если одна его компания работает, он уходит из оперативного управления и создаёт новую. Если посмотреть срез клиентов нашего агентства – у каждого из бизнесменов в среднем по 3-4 таких компании.

2020. Оригинальность в почёте

— Предположить, куда идёт бизнес в Чите, сложно. Потому что покупательская способность в крае достигла очень низкого уровня. Сегодня даже в сезон предприятия падают в «минус», работая в убыток. Что уж тут говорить про 2020 год! Могу предположить, что популярным бизнес-проектом у нас никогда не станет производство. И вряд ли кто-то повторит успех Александра Бондяшова, который вывел свою торговую сеть «Дочки и сыночки» на федеральный уровень. Скорее всего, будут плодиться маленькие компании, предоставляющие высокий сервис в своём сегменте. Возможно, появится несколько глобальных проектов, которые выйдут за пределы нашего региона – но только благодаря оригинальной идее.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила