НОВОСТИ
23 ОКТЯБРЯ
22 октября
21 октября
20 октября

«Рабочая смена»: Кондуктор троллейбуса

Ещё в студенчестве я мечтала на летние каникулы устроиться в троллейбусное депо кондуктором. Тогда мне казалось, что это настоящая романтика, на деле — напряжённый труд, как физически, так и психологически. Чтобы стать кондуктором, не нужно получать специальное образование, главное здесь — иметь стальные нервы и сохранять искреннюю улыбку. Ведь именно культура обслуживания для кондуктора — главная составляющая его заработка.

«Работа сложная, только самые стойкие остаются здесь. У нас постоянная текучка кадров, на сегодня в управлении работают 234 кондуктора, считая тех, кто на больничном. Но я всегда говорю – мои кондукторы самые лучшие», — рассказывает мне руководитель службы кондукторов Елена Щербакова, которая контролирует всех сотрудников.

Кондуктор начинает смену ещё до рассвета и встаёт в 4 утра. В 5.47 первый троллейбус выходит на линию, а до этого нужно успеть поесть, собраться и выйти на остановку к дежурному автобусу, который собирает сотрудников по установленному маршруту.

«Когда к нам приходят устраиваться на работу, я сразу говорю, что работа сложная, нужно привыкнуть рано просыпаться и перестроить организм под новый режим», — отмечает руководитель.

Работают кондукторы по две смены, первая с 4.00 до 14.00 – 15.30, вторая с 14.00 до 00.30. Смены чередуются понедельно, одна рабочая неделя состоит из пяти одинаковых смен. А теперь представьте, каково это вставать каждый день, когда солнце ещё не взошло и ложиться в 21.00.

Возможно жители Читы стали замечать, что троллейбусов на линии стало меньше. А всё из-за нехватки кондукторов — даже если есть лишний водитель троллейбуса, но нет кондуктора, водитель не имеет права выйти на смену и вынужден сидеть без работы.

«Мы стараемся составить наряд так, чтобы каждому водителю достался кондуктор. Наряд прописывается ежедневно, на все рейсы. Там же прописываются все сотрудники, находящиеся в отпуске, на выходных или на больничных. Прописываются и резервные кондукторы», — уточняет Елена Щербакова.

Она же рассказывает новеньким, что нужно делать кондуктору. Я старалась максимально внимательно запомнить все рекомендации и понять, что главное здесь — уметь работать с людьми. Людьми самыми разными, иногда недовольными, иногда нетрезвыми. Тем не менее, это клиент, которого нужно обслужить.

«Да, это физический труд, и он тяжёлый — работа на ногах, связана с постоянным движением. Зимой в троллейбусе холодно, летом – жарко. Но к таким нагрузкам можно привыкнуть, а вот в психологическом плане не все сотрудники справляются. Кондуктор остаётся один на один с пассажирами, каждый день заходят разные люди. Я сразу нацеливаю сотрудников на то, что культура обслуживания должна стоять на первом месте. У нас собирается комиссия, еженедельно мы разбираем абсолютно все жалобы, ни одна не остаётся без внимания. Если не прав кондуктор – мы его наказываем», — рассказывает мне Щербакова, морально подготавливая к работе.

Конкурировать с маршрутками троллейбусы не могут – здесь нет остановок по требованию, а сам троллейбус «привязан» к проводам. Поэтому визитная карточка предприятия, как раз те самые кондукторы, которые должны не отпугнуть, а расположить к себе пассажира. Елена Константиновна перед отправкой меня на троллейбусную линию добавляет, что на должность кондуктора приходят самые разные люди, но все по-своему хорошие: «Одна женщина пришла к нам на работу еще в ноябре 1996 года — она первый кондуктор в управлении — и до сих пор работает. Двое мужчин работают больше 10 лет».

Как это ни странно, но мужчин меньше среди кондукторов по объективным причинам. Им сложнее перебороть психологический барьер, а молодые парни, по словам руководителя службы кондукторов, боятся, что их могут высмеять сверстники.

Должностная романтика

За день до выхода на линию начальник участка проводит подробный инструктаж. Обучение идёт три часа, потому что документов, которыми руководствуется сотрудник, очень много. Здесь и правила технической эксплуатации троллейбуса, и правила перевозок, и должностные инструкции, и инструкции по гигиене, и многое другое. Каша в голове может получиться приличная, поэтому будущий кондуктор стажируется ещё два дня в паре с более опытным работником.

Но главный документ, которым руководствуется кондуктор – закон Забайкальского края по оплате проезда льготников. Здесь прописаны все категории граждан, попадающих под льготный проезд и очень важно запомнить эти категории, а при оплате попросить подтверждающий документ.

«Многие начинают возмущаться и расценивают требования и наши должностные инструкции как хамство. А ведь пассажирам необходимо показать не только документ, удостоверяющий право на льготу, но и паспорт. Таков закон. Не все с этим соглашаются, в итоге происходят постоянные скандалы. Иногда после таких разборок сотрудники заходят ко мне со слезами на глазах. А что делать – пассажиры, наш хлеб», — добавляет Елена Щербакова.

После инструктажа понимаешь, что всё троллейбусное депо живёт на деньги пассажиров.

Билет на вес золота

Катушка с билетами – главный рабочий инструмент кондуктора. Казалось бы, ничего незначащий билетик, но в одной бобине у кондуктора их 10 тысяч. За катушку кондуктор несёт полную материальную ответственность, ему не разрешается снимать сумку с бобиной, передавать или оставлять без присмотра.

«Катушка с билетами – подотчетный документ. В начале смены работник приходит в кассу и получает её под запись, у каждого работника есть свои лицевые карточки. Всё четко прописывается, ни один билет не уйдёт просто так. Если билет пропал, кондуктор возмещает убытки за свой счёт», — отмечает начальник участка.

Несложные подсчёты заставляют задуматься: каждый билет стоит 16 рублей, льготный – 8. В одной катушке 10 тысяч, а значит в сумке работника находятся потенциальные 240 тысяч рублей. Подумав о таких суммах, начинаешь относиться к билетам с максимальной ответственностью.

«Один раз кондуктор потеряла сумку, пришлось высчитывать с неё убытки. Два года назад хулиганы выхватили сумку у кондуктора с выручкой, но по суду её вины установлено не было. Поэтому убытки возмещало предприятие», — говорит начальник участка.

Катушка и мелочь за проданные билеты действительно тяжелая. Мне хватило нескольких минут, чтобы ощутить вес, а руководитель службы уточнила, что из-за такой тяжести хондроз появляется у каждого второго сотрудника.

В свой первый рабочий день, я опрометчиво надела обувь с каблуками, которые мне казались удобными. Но первые минуты работы в троллейбусе показали, как же сложно обслужить пассажира, отдать билет и устоять на месте. Троллейбус на загруженных дорогах вынужден резко тормозить.

В час пик количество пассажиров увеличивается, и всё внимание нужно сконцентрировать на тех, кто только что вошел. Обслуживая человека, мысленно прокручиваешь в голове сумму сдачи, которую нужно отсчитать и вернуть. На весь процесс должно уйти не больше нескольких секунд, иначе ты не успеешь обслужить всех, а на следующей остановке в салон троллейбуса зайдут уже новые пассажиры. Ещё нужно успевать следить за порядком в салоне, напоминать молодым, что нужно уступать место старшим, и следить, чтобы троллейбус «не набивался» людьми на одной площадке, а пассажиры равно распределялись по салону.

В первый рабочий день мне помогала опытный кондуктор по имени Любовь. Она работает здесь уже девять месяцев, и говорит, что довольна своей службой.

«Это общение, новые люди, много интересного вокруг происходит. Мне было легко подстроиться под график, но иногда, конечно я морально устаю», — хвастается моя напарница. За несколько минут ей удаётся обойти весь троллейбус, получить оплату за проезд и попозировать перед камерой.

Во время смены кондуктор и водитель практически не общаются. Категорически запрещается отвлекать водителя в процессе поездки. Непродолжительные беседы бывают лишь между сменами и на конечных остановках.

Безбилетный или «зайчик»

«По закону мы имеем полное право высадить безбилетного пассажира. Но одно дело на бумаге, попробуй сделать подобное в реальной жизни. Где-то мы предупреждаем, что в следующий раз остановим троллейбус и высадим безбилетника, но бывают пассажиры, и пьяные, и агрессивные — попросту неадекватные. Порой с ними лучше не конфликтовать», — рассказывает кондуктор.

Вместе с ней и начальницей участка мы вспомнили, что 30 декабря – день рождения читинского депо. В 1970 году первый троллейбус проехал по улицам города, а кондукторов ещё не было – их работу заменяли компостеры.

«Я думаю пока такая дисциплина у наших пассажиров, нас не коснётся замена на современные компостеры. Кондуктор для нашего предприятия — это наиболее эффективный метод оплаты. Ведь раньше человек заходил в троллейбус с проездным в руках и показывал его людям, не потому что так нужно, а чтобы не подумали, что он едет зайцем», — сетует руководитель службы кондукторов.

Сегодня, ситуация, конечно же, другая. Чтобы получить оплату за проезд, кондуктор вынужден подойти к каждому пассажиру, несмотря на то, что у него это не прописано в должностной инструкции. Пассажир должен зайти и рассчитаться сам, как в магазине. Но почему-то сегодня мало кто думает об уважении к кондуктору, заходя в троллейбус.

40 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Умочка! Молодца! Пиши еще! :-)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

мне нравится Ирина. она очень приятной внешности. и очень отзывчивая. только главное оставайся такой всегда, как бы высоко ты не поднялась. искренне пишу- ты умочка!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Статья хорошая.

Но почему не написали, сколько же им платят?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

13-15000 т.р

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

15000 т.р.=15 000 000 р!))) нехило)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кондуктор по фамилии Семёнова просто ужас!! Вроде бы уже пожилой человек, но хамит, к пассажирам сама цепляется, какие-то требования по поводу разменной монеты к пассажирам выдвигает!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

да было дело! женщина в годах а вести себя совершенно не умеет. топчется по ногам, толкается специально, да ещё и пройдя так, оскорбляет пассажиров. был свидетелем. был и потерпевшим. Совершенно негодный работник! Обратите внимание Елена Щербакова

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а потому что пенсионер,работать не кому.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ИРА, молодец! Хорошая статья, интересная)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так если десять тысяч билетов в одной катушке, то получается - по 16 и по 8, две катушки - 160.000 и 80.000 = 240.000, а не 24.000?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

каво мая? одна по 16 одна по 8

16.000 и 8.000

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Значит, в катушке одна тысяча билетов, а не десять тысяч, как написано в статье. Умножьте 1000 на 16 - получится 16.000. А если 10.000 умножить на 16, то будет уже 160.000. Попробуйте на калькуляторе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

я есть груд)))) Иришка ты молодец)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот, — я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете." Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

сколько раз зайцем ездила)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мы думаем, что Ирину надо как то поощрить за такую прекрасную статью и настоящий журналистский подвиг. Выдайте ей премию и отгул! :-)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И послать в кондукторы :)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Я сразу нацеливаю сотрудников на то, что культура обслуживания должна стоять на первом месте. У нас собирается комиссия, еженедельно мы разбираем абсолютно все жалобы, ни одна не остаётся без внимания. Если не прав кондуктор – мы его наказываем, — рассказывает мне Щербакова"

А точнее комиссия собирается, и пишет на жалобу отписку примерного содержания комиссия рассмотрела вашу жалобу, пришли к выводу что кондуктор должностных инструкций не нарушил наказывать ее не за что.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не перестаю удивляться нашему российскому моразму. Входит в троллейбус древняя старушка, а ей вопрос в лоб-документы с собой, предъявите. Неужели не видно что данный человек пенсионер. Или у нас в стране есть очень пожилые люди не являющиеся пенсионерами? И еще один , но это явно только читинский прикол. На конечной остановке, в частности на СибВО, враз становятся на прикол 5-6 троллейбусов, а пассажиры их покорно ожидают, в том числе и с детьми зимой.Понятно, что технологические перерывы необходимы, но разве нельзя их сделать поочередно, а не сразу наскольким бригадам?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В каждом регионе льготы предоставляются по-разному: где-то дают проездные,где-то деньгами,у нас (в Забайкальском крае) - платят половину стоимости проезда,остальное возмещать должны власти.поэтому и требуют документы,чтобы подтвердить,что пенсионер проживает в Заб.крае. Иркутская или Хабаровская старушка будет платить полный тариф (16 руб.),несмотря на то,что по внешнему виду никто не сомневается, что она пенсионерка.А если честно,то возмущаются тому,что надо показать документ в основном те,кто пять минут как ушёл на пенсию. А насчёт того,что пять троллейбусов на конечной Сибво стоит - давайте посчитаем: на линии работает 10 двоек, на обед (а не технологический перерыв) встают через одного - вот вам и пять.люди встали в 4 утра и поэтому,когда вы завтракаете,то они обедают.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да уж! Работёнка-врагу не пожелаешь. Варикоз,остеохондроз,зимой-орз или грипп обеспечены.Каждый выход в рейс - как последний.Мало ли какой неадекват в троллейбус сядет.Ужас!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А сама - адекват?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Законодательное Собрание Заб.края отменило Закон Р.Ф. о ветеранах Р.Ф. Как на это смотрит Прокуратура Р.Ф.? Где право на льготный проезд?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошая статья. Добрая. Спасибо всем работникам троллейбусного депо. С удовольствием пользуемся вашими услугами. Наши поздравления с Новым годом и Рождеством! Всех благ!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

спасибо)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я сталкивался с ужаснейшей кондукторшей Селюковой. Она считает что такая одна умная и правильная и на входе кричит - быстро все приготовили за проезд! Быстро я кому сказала! А про ее размеры я вообще молчу! Зачем работать на самом загруженном первом маршруте с такими габаритами? От жадности ответ один! Ехал на 9 мая, она работала естественно на двойке, в результате пол салона необилечено. А у нас троллейбусное депо жалуется на то что денег им не хватает на новые троллейбусы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Только в Чите сталкиваюсь с требованием к пожилым людям предъявить еще и паспорт в добавок к пенсионному. Начните еще справки требовать, что ЖКХ оплачено, из поликлинники, что не болеете, из налоговой, что задолженности нет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кондукторы выполняют свои должностные обязанности. Неужели это так сложно понять? Пассажиры-льготники обязаны подтвердить право на льготы. P.S. Я не кондуктор.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как купить ребёнку школьнику проездной билет?Отправили в бухгалтерию троллейбусного депо,пришла туда, с собой взяла свидетельство о рождении ребёнка,свой паспорт и справку школьника,там как будто все в рот воды набрали,и кое как вымолвили,что нужна доверенность из школы.У меня пропало желание заходить ещё раз в бухгалтерию этого депо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Проездной билет оформляется через школу. Надо Вашему ребенку подойти к классному руководителю и отдать деньги, кажется в месяц 670р. Дня через 3 отдадут билет. Так делает мой сын.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо большое за информацию.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А у меня вопрос к водителям троллейбусов - почему они не открывают первую дверь, даже если видят, что ты бежишь к троллейбусу, будет ждать, когда добежишь до средней двери. Почему? Спросила однажды кондуктора, ведь она хозяйка в салоне. Она только плечиками пожала. Бывала в других городах России, крупных и не очень, нигде нет такой дуристики, а у нас мода какая-то что ли? Хотелось бы услышать ответ руководства троллейбусного депо - может это инструкция у водителей троллейбусов Заб края такая?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В салоне троллейбуса есть правила- почитайте! Возможно, ещё что-нибудь интересное для себя найдёте)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще бывает, не успеешь зайти в троллейбус - она уже тут как тут, дышит в лицо, руку для денег тянет, не успеваешь ни на сиденье присесть, ни за поручень схватиться, ни просто принять устойчивую позу, чтоб хоть мелочь достать. Очень раздражает

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хороший кондуктор получился: симпатичный, в мини-юбке и прозрачных колготках))

Все бы такие были - я бы из троллейбусов не вылазил, а то в реальности таких не встретишь))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот и не так!)))Очень много хорошеньких девчонок! А замечают только тех,кто нахамит. Если стройненькая, симпатичная девушка продала билетик и тихо села на своё место -никто не заметит!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Работа кондуктора троллейбуса потрясающе тяжелая. Пассажиры на 60% нормальные, но есть неадекваты. Вот с ними работать это тратить нервы. терпение, порой достоинство. Кондукторам слава и стишок: Она работала кондуктором троллейбуса :

Ложилась поздно, просыпалась затемно.

И умудрялась верить и надеяться,

Что повезёт ещё ей обязательно.

Она жила одна. В её-то возрасте

Уж выйти замуж, с сыновьями нянчиться.

Но дни мелькают с бешеною скоростью,

А её счастье где-то тихо прячется.

А жизнь проходит, и опять не клеится,

От остановки к остановке катится.

Она была кондуктором троллейбуса

И верила, что всё ещё наладится…

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Горожанину Такому кондуктору и платить приятно, и даже с ней на 1-2 остановки можно проехать лишние. И даже иногда попуститься личным авто, лишь бы ей уплатить. Вот бы все такие. Там бы всем такую.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемые неудовлетворенные работниками ТУ, вы на себя посмотрите ,прежде чем делать замечания другим людям. Достаточно ли вы корректно обращаетесь?Благодарите ли вы окружающих? Какие нравоучители нашлись!

Хотелось бы обратиться конкретно к "Ёще случай, 13.01.2015 14:24", я уверен,что гораздо младше Вас и научен заранее готовить плату за проезд. Сколько в вас желчи,некоторые читинцы! Но радует,что таких не так уж и много. Гораздо больше улыбающихся,позитивных,воспитанных и,самое главное, адекватных граждан!

Спасибо за внимание!

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда