Р!
22 НОЯБРЯ 2019

Поле брани отца Софрония

Настоятель Свято-Успенского мужского монастыря отец Софроний, как и положено монахам, мягок и обходителен. За считанные минуты в его компании можно понять, что монастырь — это не грустная обитель с угрюмыми людьми. О том, чему радуются монахи, что они смотрят по телевизору, и почему люди перестали бояться священников, настоятель рассказал «Чита.Ру».

— Что вас привело к религии?

— К вере осознанной, к пониманию, зачем посещать храм и участвовать в таинствах, я пришёл лет в 15. В наш посёлок Новая Чара приехал отец Виктор, который сейчас служит на станции Новой, и начал искать верующих. Храма в то время в посёлке не было, и тогда началось его строительство.

У меня был одноклассник, который с родителями ходил на церковные службы и позвал меня. Один раз я сходил на службу, потом начал по мере сил помогать на стройке — выпрямлял гвозди, пилил, строгал. Мне было интересно трудиться во славу Божию. Всё это привело к тому, что я захотел служить в храме, и после школы поступил в Читинское духовное училище. После его окончания отслужил два года в армии, вернулся в Читу и был рукоположен в священнослужители. С тех пор и служу.

Желание к монашеству появлялось постепенно. Я читал книги о монастырях, о людях, которые несут в них духовные подвиги. Так родилась мысль о том, что нужно попробовать себя, и я прошёл послушнический период — это самое начало пути человека в монастыре. В это время человек учится одному из главных монашеских деланий — послушанию. Послушанию не только в трудах, но и послушанию своему духовнику, избавлению от своеволия, самочиния, гордости и других пагубных страстей. Особенно послушание направлено против гордости — это самый первый грех. Послушание, впрочем, продолжается всю жизнь. Человек может принять священный сан и монашеский постриг, но послушание своим духовникам, патриарху, святой церкви он несёт до конца жизни.

Так я утвердился в этой мысли, а потом Господь способил к постригу.

— Как к уходу в монастырь отнеслись родственники?

— Когда я спрашивал благословения родителей на службу Богу, они отнеслись к этому с радостью. Но весть об уходе в монашество для них стала, я бы даже сказал, болью. Они совсем другого от меня ожидали. Но, слава богу, поняли и ни разу не укорили меня выбором. Посторонние люди говорили: зачем, для чего?

На самом деле мы все привыкли программировать жизнь и свою, и чужую: учёба, армия, работа, дети, пенсия. И как только что-то выбивается из этого плана, то у человека, особенно если у него не хватает духовных понятий, возникают недоумения и, может быть, недовольства. Я думаю, что ситуация как у меня — не единственная в мире. Но Господь всех приводит к примирению.

Мои родители выросли в советское время, когда никто о церкви, а тем более о монастыре не помышлял. Именно поэтому эта мысль воспринималась так тяжело. Но укоров от них, я ещё раз повторюсь, ни разу не слышал. Такой шаг это тоже своего рода подвиг — попробуй переступить через себя, понять, что это не твоя жизнь, а жизнь другого, пусть и родного тебе человека, и ты в неё вмешиваться не должен. Многие родители чрезмерно влияют на своих детей и ломают их. Такое я встречал не единожды. Надо иметь определённую житейскую мудрость и мужество, чтобы признать право человека распоряжаться своей жизнью.

— Потерялись ли отношения с друзьями после ухода в монастырь?

— Нисколько. С кем я дружил, с тем так и поддерживаю отношения.

— Сложно ли вам было в армии после духовного училища?

— Так же, как и всем. Я не чувствовал себя белой вороной. Все знали, что я верующий, что я хожу в храм. Нет такого, если ты верующий, то тебя затюкают. Сослуживцы иногда задавали вопросы, просили пригласить священника.

— Как проходит день в монастыре?

— В 6.30 мы просыпаемся, делаем все обычные утренние дела, а в 7 начинаем утренние молитвы, совершаем чин полуночницы и божественную литургию. Молитвенное делание — обязательная часть жизни в монастыре — завершаем примерно в 9 часов. После завтрака начинается трудовой день — все расходятся на те труды, которые им благословлены. Кто-то идёт в трапезную, кто-то на хоздвор к животным, кто-то разбирает старые постройки. Труд — это тоже обязательное условие для жизни в монастыре. Молитвы и труд всё перетрут, как мы тут говорим.

Монахи стараются обеспечивать себя продуктами. Для этого на хоздворе монастыря содержатся коровы, овцы, куры и утки. Летом в монастыре высаживают овощи и зерновые.

Труды продолжаются до обеда, который начинается в 13.00. После обеда и до 15 часов — личное время, когда можно отдохнуть, почитать книгу. Затем до половины восьмого снова труды. Сейчас, когда темнеет рано, заканчиваем пораньше. А летом трудимся допоздна, особенно на огороде во время засухи. В 20.00 у нас ужин, а после него — вечерние молитвы, читаем три канона и молитву на сон грядущий.

Монахи в священном сане несут послушание, совершая богослужения и в монастыре, и в городских храмах, и там, куда пошлют. Также мы проводим духовные беседы и занятия для братии. Тем, кто недавно пришёл в монастырь, очень интересно слушать о Евангелии, о святых отцах. Людям важно вовремя понять, что наша жизнь и наш труд без любви и милосердия проходит зря.

Монастырь у нас вмещает 25 человек, из них пятеро монашествующих, остальные либо готовятся к жизни в монастыре, то есть проходят послушнический период, либо просто паломники, приехавшие помолиться и потрудиться. Распорядок дня для всех одинаковый.

— Что в вашей жизни самое сложное?

— Борьба с самим собой, внутренняя духовная брань со своими страстями и грехами. Например, ты чем-то недоволен, тебе кажется, что тебя обидели и хочется обидчику ответить хотя бы колким, злым словом. Нужно в этот момент переступить через себя и промолчать. А чтобы совсем победить эту страсть, нужно попросить прощения у своего обидчика.

Таких примеров может быть много. Страсти самые разные — и гордость, и чревоугодие, и лень, но гневу подвержены многие и не все могут с ним справиться.

Такая борьба со страстями хоть и сложна, но необходима. Мы можем не видеть и не осознавать грехов, но, когда они нам открываются, мы вступаем с ними в войну. В монастыре при видимом спокойствии внутри людей постоянно кипит борьба. Получается, что монастырь — это котёл, в котором человек очищается, как золото становится лучше, расплавляясь. В монастыре нужно стать мягким, податливым, смиренным и переродиться в нового человека. Это главная задача, и мы все — кто-то больше, кто-то меньше — стремимся её достичь с Божьей помощью.

В монастырском храме монахи совершают церковные службы. Помолиться сюда может приехать любой желающий. Главная икона храма — Успение пресвятой Богородицы 1886 года.

Хорошо, что у нас есть таинства причащения и исповеди, когда мы можем прийти к Богу и сказать — Господи, прости меня, я впал в леность или в раздражение. Господь прощает грехи, и человек чувствует, что у него есть силы для новой борьбы с грехами. Поэтому монашеская жизнь всегда идёт около храма. В центре богослужение, а вокруг — труд и всё остальное.

— А какие радости существуют в монастырской жизни?

— Радости наши — общие и понятные для всех. Например, праздники. Не только церковные, но и дни рождения, которые мы проводим вместе с братьями. Родственники приедут — тоже радость.

Человеку нужно отдыхать, получать эмоциональную разрядку. Есть же притча о том, что всегда натянутая тетива обязательно лопается. То же произойдёт и с человеком, если у него не будет радостей или простого отдыха. А много ли нам надо — вкусно поел, поспал, пообщался с друзьями.

Однако самое главное утешение то, которое даёт Господь. Жизнь верующего человека — это радостная жизнь. Это сложно понять. Попробую объяснить. Праздники — Рождество, Крещение, Сретение или Пасху — мы каждый раз воспринимаем так, как будто сами в нём участвуем. Бог даёт нам радость, которая была у людей две тысячи лет назад, это спокойная радость, душевный мир. Такое нельзя сравнивать с безудержным весельем в миру, когда люди предаются пьянству.

Пища у монахов самая простая — каши и супы. Во время Великого поста, длящегося семь недель, в среду и пятницу исключается масло. А в первую и последнюю неделю монахи не завтракают и не ужинают, а на обед едят только печёную картошку и сухари.

— Интересуетесь ли вы мирской жизнью?

— Так или иначе, происходит соприкосновение. Служим же в городе, общаемся с людьми. Новости смотрим, интернет вошёл в жизнь каждого человека. Мы вольно или невольно в курсе основных событий, которые происходят в мире. Телевизор у нас есть, и братья по воскресным и праздничным дням берут благословение, смотрят передачи или новости. Ничего в этом необычного. Однако и без телевизора земля слухами полнится. Один человек пришёл, чего-нибудь рассказал, другой пришёл.

— Современной культурой — кино, книгами — интересуетесь? Слышали про фильм «Левиафан»?

— Слышал только название, а что в нём — не знаю. А вот фильм «Остров» с удовольствием пересматриваем. Если фильм чему-то научает, призывает к хорошему и нравственному, то почему бы его не посмотреть? Тот же «Остров» — это благое, созидающее, научающее милосердию и христианским началам произведение. Но таких фильмов, к сожалению, очень мало. А если это культура разрушения, то зачем нам с ней соприкасаться?

— Как на вас реагируют прохожие?

— Даже в начале 2000-х можно было услышать — коль поп дорогу перешёл, то будет несчастье. Сейчас и времена другие, и священников стало больше, и они, слава богу, больше общаются с людьми в школах, институтах, социальных учреждениях. Люди привыкли к священнослужителям, и суеверный страх пропал. Сейчас же многие подходят, обращаются за помощью. Очень часто это происходит в больницах — на врачей малая надежда, а больные люди задумываются о жизни, о том, как получить облегчение, даже внутреннее.

— С какими вопросами чаще всего обращаются?

— С самыми простыми. Как прийти в храм? Что нужно сделать, чтобы исповедаться или подготовиться к причастию? Какие молитвы нужно читать или к какому святому обратиться в таких или иных ситуациях?

— Были ли случаи, когда люди уходили из монастыря?

— Были не раз и будут ещё. Сначала в монастырь приходят, чтобы испытать себя — смогу ли я жить тут. Не каждый готов понести труд монашеской жизни. Испытав себя, человек может спокойно уйти, и греха в этом нет. Слава богу, что человек разберётся в себе до принятия пострига.

Когда уходит монах — это серьёзный грех, влекущий за собой последствия прежде всего для него.

— А много ли у вас паломников и кто они?

— Паломники — это люди, которые приезжают в один монастырь, живут какое-то время, трудятся, молятся и уезжают в другой. Таким образом помогают своими трудами и монастырям, и братии. Таких людей всегда много перед большими праздниками. У нас в монастыре самый главный праздник — это Успение Пресвятой Богородицы. В этот день — 28 августа — у нас много людей, которые помогают нам, молятся, причащаются, исповедуются и приводят свои души в порядок.

Свято-Успенский мужской монастырь был основан в 2005 году на территории бывшего пионерлагеря на Молоковской трассе. Сейчас в монастыре живут 25 человек, пятеро из которых монахи, а остальные — послушники и паломники.

Паломники есть как из Читы и районов Забайкалья, так и из других регионов. Зимой у нас, к сожалению, не очень много места, можем разместить до 25 человек. Летом в этом плане попроще — можно приютить людей в постройках, оставшихся от лагеря. Сейчас сдвинулся с мёртвой точки вопрос строительства монастырского храма. Если Господу будет угодно, то весной-летом заложим капсулу под строительство храма. Даст Бог, будем строиться, и места хватит всем.

НазадВперёд
12 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я завидую батюшке и монахам белой завистью. Так приятно осознавать, что в нашем мире есть такие добрые, порядочные люди, постоянно работающие над собой. Как мне не хватает всего этого. даже жизнь не мила.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Рекомендую посмотреть фильмы "Форпост" https://www.youtube.com/watch?v=sDPI1Fr0lyI и "Форпост 2 Буковина. Под защитой любви." https://www.youtube.com/watch?v=o7z4tW02LEw Эти фильмы заставляют задуматься и переосмыслить свою жизнь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо! Хорошие фильмы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему тогда все священники не просят на коленях прощения у человека, бегавшего в их рясе, а наоборот на него заяву в полицию накатали?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а когда и где такое было?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вообще-то лучшая новость на Чита.ру была.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Там священники, а тут монахи. Разницу чуять надо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну почему монахи у него на коленях за это прощения не просят?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Егору спасибо за интересную статью!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интервью замечательное. спасибо батюшке и журналисту!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Крестилась у отца Софрония. Очень ответственный, и хотя Господь действует через всех священников, все равно очень важно,что главное событие твоей жизни произошло при участии таких людей. Всегда радостно видеть его в нашем храме, он часто служит литургию и Таинство исповеди. Спаси и сохрани его Господи!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Побольше бы таких батюшек,как отец Софроний, в наших Храмах!

ОБСУЖДАЕМОЕ